Психолого педагогические особенности у детей 3 5 лет кратко

Обновлено: 06.07.2024

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.


В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все, наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

af7b81ca57.jpg

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становиться не только средством физического развития, но и способом психологического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Ребенок 3-5 лет должен всегда в качестве поощрения получать: похвалу, улыбки, подарки и т.п. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходиться и наказывать малыша, но не ущемлять его достоинства, например, так: посади ребенка на стул, в кресло, на скамейку и кажи ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

i.jpg

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный – слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличаться какими-то способностями или навыками, которые могли бы ему пригодиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

В помощь воспитателями и родителям для ознакомления с особенностями развития детей 3-5 лет.

ВложениеРазмер
особенности развития детей 3-5 лет 16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей смешанной дошкольной группы 3-5 лет.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений .Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 3-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 3-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. В возрасте 3-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство – это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.

Как развиваются психические функции у детей от 3 до 7 лет?

Память

Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий.

В 3 – 4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).

Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 7 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.

Мышление

В этом периоде происходит переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению, а затем и к словесному. Но основным видом всё-таки является наглядно-образное мышление. Он мыслит образно, но ещё не приобретена взрослая логика рассуждений. Дети могут правильно рассуждать, опираясь на свою детскую логику и решать поставленные задачи. Но правильность ответа на поставленную задачу зависит от понимания самого вопроса. А. В. Запорожец утверждал, чтобы добиться понимания и правильного решения вопроса, ребёнок должен сделать выводы на основе своего опыта. Для этого нужно организовать правильно организовать сами действия ребёнка. Например, он расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических действиях, в частности, почему одни предметы тонут, а другие нет. Вначале ответы вызывали смех. Потом он предложил бросить в воду разные вещи (лёгкие и тяжёлые). После нескольких опытов и наблюдений, дети стали рассуждать последовательно и логично и давать правильные ответы.

Следовательно, если детям создать необходимые условия, интересные и доступные для их понимания, они смогут логически правильно рассуждать.

Восприятие

Опираясь на прошлый опыт, восприятие у детей дошкольного возраста становится многоплановым, оно включает самые разные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. Постепенно развивается апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта) и с возрастом её роль постоянно повышается. Вследствие этого восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, если родители перед показом картины объяснят доступно ребёнку, что изображено, поясняя и рассматривая детали изображённого, то это облегчит детское восприятие.

Вывод

У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

Читайте также: