Интеллектуально познавательная деятельность в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Глотова Елена Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 43 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей подготовительной группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя
Раздел: дошкольное образование

Глотова Елена Борисовна, воспитатель

ГБДОУ №43 Комбинированного вида Центрального района

Интеллектуально-познавательное развитие детей подготовительной группы:

традиционные и инновационные методы работы воспитателя

Система дошкольного образования переживает серьёзные преобразования. На смену ФГТ

пришел федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежат

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной

проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась

потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на

проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием

всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического

развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия

на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии

принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое и целенаправленное

педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как

планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом,

накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах,

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств,

методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное

развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго

года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное

мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью

с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку

ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти

навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть,

дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными

понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом,

интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий

создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье.

Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским

советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей

значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а

значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного

опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира.

Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется

на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со

взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших,

видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и

организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для

него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы.

ВложениеРазмер
intelektualno.doc 47 КБ
intelektualno.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.

Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание развитию общих интеллектуальных способностей. [4]

Цель интеллектуального развития детей, это создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.[2]

Педагоги в своей работе должны учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать познавательное содержание образования, осуществлять деятельностный подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального развития детей.

Поэтому в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей определяются следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст. Воображение признается центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).[1]

Педагогам детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Основным результатом целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия познавательного процесса предполагает выход на следующие результаты.

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • Зрелость мелкой моторики рук.
  • Подготовка ребенка к школе.
  • Развитие у детей логического мышления.
  • Формирование интеллектуально развитой личности.
  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы детьми.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.

Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.

Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.

Предварительный просмотр:

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.

Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание развитию общих интеллектуальных способностей. [4]

Цель интеллектуального развития детей, это создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.[2]

Педагоги в своей работе должны учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать познавательное содержание образования, осуществлять деятельностный подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального развития детей.

Поэтому в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей определяются следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст. Воображение признается центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).[1]

Педагогам детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Основным результатом целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия познавательного процесса предполагает выход на следующие результаты.

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • Зрелость мелкой моторики рук.
  • Подготовка ребенка к школе.
  • Развитие у детей логического мышления.
  • Формирование интеллектуально развитой личности.
  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы детьми.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.

Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.

Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять .

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение .


Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста.


Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте".

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о.


В современном мире, стремительно меняющемся из года в год, от системы образования требуется поспевать за переменами и соответствовать потребностям общества. На сегодняшний день остро обозначилась потребность в воспитании креативных и творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Для решения данной задачи необходимо с детства заботится о познавательном и интеллектуальном развитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) призван сохранить уникальность и самоценность детства, как важнейшего этапа в развитии человека. В соответствии с ФГОС даны определения трем понятиям: познавательное развитие, познавательный интерес и познавательные действия.

Познавательное развитие это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. В дошкольном образовании познавательное развитие предполагает развитие в детях любознательности, интереса ко всему новому, формирование представлений об окружающем нас мире. В основе познавательного развития лежат интеллектуальные способности, а они являются условием успешного познания ребенком мира вокруг, овладения навыками и умениями.

Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения, навыки. В процессе этой активности развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Для полноценного познавательного развития детей старшего дошкольного возраста очень важно уделить должное внимание развитию интеллекта. Интеллектуальное развитие это сложный, многогранный процесс, при котором развиваются все стороны личности ребёнка, происходит психическое развитие и подготовка ко всей будущей жизни. Именно интеллектуальные способности ребенка влияют на его дальнейшее развитие, усвоение им нужных навыков. Ведь намного важнее дать инструмент, которым можно добыть новые знания, нежели просто предоставить некоторые знания, которые могут быть и не усвоены. Интеллект ребенка и является тем самым бесценным инструментом. Для того, чтобы развивать интеллект дошкольников необходимо систематическое интеллектуальное воспитание. Т. е. целенаправленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие умственных способностей. В первую очередь это развитие мышления, памяти, внимания, воображения, а также восприятия и речи.

К традиционным методам интеллектуально-познавательного развития относится в первую очередь активная игровая деятельность. Это наиболее эффективный способ научить ребенка чему-то новому, обогатить его знания, сформировать навыки. Большую роль играет возможность ребенка самостоятельно продолжить игровую деятельность, которую начал воспитатель.

В условиях ДОУ традиционно проводятся следующие формы работы по познавательному развитию у старших дошкольников: формирование элементарных математических представлений, экспериментирование, формирование целостной картины мира и расширение кругозора. Воспитатель использует такие методы как дидактические и подвижные игры, социально-ролевые игры, игровые упражнения, опыты и наблюдения, трудовая деятельность в уголках природы, цветнике, рассматривание картинок и дидактических материалов, беседы, рассказы и пр.

На сегодняшний день, когда человек уже не представляет себе жизни без технических средств и информационных технологий, традиционных методов работы педагога недостаточно. Жизнь человека и, в том числе, ребенка стала столь стремительной, перенасыщенной потоком информации и событий, что выбрать действительно важную информацию или деятельность и сконцентрироваться на ней стало намного сложнее.

Перед системой образования и педагогами стоит очень важная и сложная задача: включить в работу с детьми новые, инновационные методы, которые помогут детям в полной мере развить интеллектуальные способности, получить необходимые для дальнейшей жизни навыки и знания.

Педагогам нужно идти в ногу со временем, понимая новые тенденции и веяния, которые с легкостью подхватывают дети. Интернет и глобальная сеть это как инструмент для получения новых знаний и навыков, так и опасная паутина. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться информационными технологиями, которые, к сожалению, или к счастью, стали частью нашего мира. Для этого перед многими воспитателями стоит задача повысить профессиональный уровень, приобрести новые компетенции в области информационных технологий.

Одна из важнейших задач – это развитие у детей произвольного внимания, так как именно оно очень сильно страдает из-за увеличения объемов информации. Для решения данной задачи необходимо внедрить в работу игры, развивающие внимание и использовать такие методы обучения, которые будут интересны детям.

Для того чтобы решить поставленные задачи нужно пересмотреть все направления работы в ДОУ, исходя из активной информатизации общества. Стоит включит в работу использование компьютеров, интерактивных досок, планшетов. Воспитатель вместо печатной продукции может самостоятельно создавать интересные, красочные презентации, показывая их детям. Требуется использование интегративных подходов к развитию детей. Это позволит детям видеть мир не набором отдельных объектов, а единым, многообразным целым, где каждый элемент взаимосвязан. Также важно не ограничиваться развитием у детей таких навыков как чтение, письмо и счет, а развивать высшие психические функции: мышление, произвольное внимание, память, воображение и речь. Именно в старшем дошкольном возрасте нужно начинать формировать высшие психические функции.

К инновационным методам работы, которые помогут в развитии интеллектуально-познавательных способностей у старших дошкольников можно отнести:

• Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии помогут повысить результативность воспитательно-образовательного процесса.

• Проектно-исследовательская деятельность заключается в создании детьми исследовательски-творческих, творческих, ролево-игровых, информационно-практико-ориентированных проектов. Этот метод развивает в детях любознательность, самостоятельность, воображение и мышление, так как после процесса исследования начинается процесс создания проекта, как результата поиска.

Не стоит забывать о важности игры, как ведущего вида деятельности дошкольника. Дополняя и обогащая игры в соответствии с особенностями современного мира, можно привлечь интерес детей к познавательной деятельности, обучению, творчеству. Ребенок, который видит в игре отражение реального, знакомого ему мира, не обращает внимание на то, что в этот момент он учится. Процесс усвоения новых знаний проходит естественно и легко. Старший дошкольник может самостоятельно продолжить игру, дополнить ее, исходя из собственного опыта. А может и на основе предложенной воспитателем игры придумать свою. Таким образом, используя игры можно: развивать внимание ребенка, заостренное на ходе игры; развивать интеллектуально-познавательные способности; успешно проводить образовательную и воспитательную деятельность.

Подводя итоги, хочу отметить, что, развивая интеллектуально-познавательные способности старших дошкольников, важно учитывать особенности современного мира. Не ориентируясь на те требования, которые ставит окружающая действительность, мы рискуем вырастить неготовое к реальному миру поколение.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и снег, радость и страх. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности. Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и снег, радость и страх. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности. Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики.

Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно, уделить основное внимание, на развитие общих интеллектуальных способностей. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, к умению действовать в разных ситуациях в окружающей жизни, воспитание психологической готовности к обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса. Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей определяются следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы)., о правилах поведения в окружающем мире.

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Основные направления работы с детьми и родителями:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

развивающие игры и упражнения;

решение логических задач;

консультационный материал (для педагогов и родителей). Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними.

Самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Задача педагога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

Для развития интеллектуальных способностей используются в работе с детьми задания на обобщение рядов конкретных понятий, при помощи знакомых родовых понятий (назвать одним словом), конкретизацию понятий (какие бывают животные, растения, посуда?), обобщение рядов понятий через абстрактное родовое понятие (деревья, травы, птицы), классификацию (разбивку ряда понятий на однородные группы), сравнение (через установление сходства или различия), делать простейшие дедуктивные умозаключения.

Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что мои “фантазеры” не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

Важным итогом интеллектуального развития дошкольников и показателем их готовности к обучению в школе является овладение знаковыми системами, усвоение умственных действий и их включение в мнемическую деятельность (использование умственных действий для более продуктивного осмысленного запоминания).

Таким образом, основным результатом работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками, умениями правильно вести себя в разных ситуациях. Условия взаимодействия между всеми участниками познавательного процесса предполагают выход на следующие результаты.

Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Безопасность и умение действовать в разных ситуациях опасных для жизни и здоровья.

Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.

Сформированность нравственно-волевых качеств

Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

Подготовка ребенка к школе.

Развитие у детей логического мышления.

Формирование интеллектуально развитой личности.

Безопасность пребывания о ребенка дома и на улице.

Для педагога:

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

4. Тренинг развития креативности

5. Формулировка и принятие решений Педагогического совета.

Рекомендуемая литература

3 апреля 2012 года в 13 часов 30 минут

В плане подготовки к Педагогическому совету просьба подумать над вопросами:

1.Что такое креативность? Что такое творчество?

2. Что общего и различного в их понимании?

3. Любая ли деятельность может быть творческой?

4. Можно ли научиться творчеству, воспитать креативную личность? Что для этого, на ваш взгляд, нужно?

Ход педагогического совета

Первая страничка

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.

Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:

  • Предметно-развивающая среда группы;
  • Дополнительные услуги;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Предметно-развивающая среда детского сада;
  • Взаимодействие с социумом.

Предметно-развивающая среда группы.

Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр - короны, плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.

Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:

- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

И обязательное условие построения среды — это эстетика и соответствие санитарно- гигиеническим нормам.

Предметно-развивающая среда детского сада – способствует познанию окружающего мира.

Адекватная развивающая среда, на мой взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:

В нашем детском саду имеется:

Кабинет педагога-психолога , который оснащен необходимым оборудованием и материалом, для проведения коррекционно-развивающих занятий, способствующих формированию нравственных общечеловеческих ценностей, коммуникативных навыков; развитию умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, тем самым разрешать конфликтные ситуации; осознанию ребёнком самого себя, своего поведения с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил; понимания эмоционального состояния других людей; развития личностного самовыражения через эмоциональную сферу ребёнка и творческих способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, развитие познавательной и эмоциональной сферы, а также развитию потребности личностного роста детей.

Мини-лаборатории для детской экспериментальной деятельности в группах.

Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.

Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одарённости ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одарённых, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ:

- создание пространственной разносторонней среды;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям;

- взаимодействие с родителями;

- правильно организованная система планирования.

  • Непрерывность повышения квалификации педагогов;
  • Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.

И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

В настоящее время в период ломки многих наших жиз­ненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.

В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ , позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.

Мы считаем, что успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Читайте также: