Психолого педагогические основы формирования ууд в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПСИХОЛОГИ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия, которые отображают содержимое основной деятельности детей младшего школьного возраста. Так же рассматриваются возрастные особенности формирования каждого компонента регулятивных универсальных учебных действий. Выявляются причины и факторы, от которых зависит эффективность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: регулятивные УУД, младший школьный возраст, формирование, психолого-педагогические основы.

Annotation: the article deals with the indicators of formation of regulatory universal educational actions. Regulatory educational actions that reflect the content of the main activities of children of primary school age. Also age features of formation of each component of regulatory universal educational actions are considered. The causes and factors that determine the effectiveness of the process of formation of regulatory universal educational actions in children of primary school age are identified.

Key words: regulatory UUD, primary school age, formation, psychological and pedagogical bases.

В современном мире готовность младшего школьника к организации собственной учебной деятельности с психолого-педагогической стороны обусловливается тем, что ребенок свободно распоряжается собственными действиями и поведением. Воля отображается там, где есть причина, цель и установленные усилия, чтобы достигнуть необходимого результата. Произвольность выражается в том, что ребенок имеет возможность управлять собственным поведением и деятельностью, которые обязаны отвечать

предлагаемым образцам и правилам, а кроме того учащийся не должен забывать контролировать, планировать и вводить исправления в собственную работу [1, с. 23].

Следует отметить, что регулятивные УУД – это способность определять цель деятельности [3, с. 20].

Для эффективного существования в современном мире человек обязан владеть регулятивными действиями, т.е. иметь навык ставить себе определенную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать вероятные ситуации.

Итак, в младшем школьном возрасте акцентируют последующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий [3, с. 122]:

- ребенок обязан уметь выполнять действие по образцу, устанавливать цель, и сохранять ее вплоть до завершения установленной деятельности;

- обучающийся обязан уметь обнаруживать допущенные ошибки и поправлять их согласно указанию учителя либо родителя;

- ребенок обязан правильно воспринимать результат своей деятельности и сознавать за что была поставлена какая-либо оценка взрослого и сверстника [3, с. 126].

Показателями формирования регулятивных УУД могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, в том числе ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия [3, с. 132].

Критериями оценки ориентировочной части возникают:

- наличие ориентировки (ребенок должен анализировать образец, получаемый продукт);

- характер ориентировки (сжатый - развернутый, хаотический - организованный);

- размер шага ориентировки (небольшой - пооперационный - блоками; есть ли предвидение предстоящего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; есть ли предвидение конечного итога);

- характер сотрудничества (регулирование действия в сотрудничестве со старшим либо самостоятельная ориентировка и составление плана действия) [4, с. 43].

Критерии оценки исполнительной части:

- уровень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями исполнения воздействия либо произвольное осуществление действия в согласовании с планом);

- характер сотрудничества (тесно совместное - разделенное - самостоятельное исполнение действия).

Критерии контрольной части:

- уровень произвольности контроля (хаотичный - в соответствии с планом контроля, присутствие средств контроля и характер их применения);

- характер контроля (сжатый - подробный, констатирующий - предвосхищающий);

- характер сотрудничества (тесно совместное - разделенное - самостоятельное исполнение действия) [4, с. 32].

Начальное образование, подразумевает формирование способности обучающегося к саморегуляции и принятии ответственности за собственные деяния. В начальной школе допускается выделить последующие регулятивные учебные действия, которые отображают содержимое основной деятельности детей младшего школьного возраста [2, с. 53]:

1. Способность правильно сформировать собственную деятельность (составление плана, контроль, оценка):

- обучающиеся составляют план работы при обобщении познаний;

- преодолевают импульсивность и настраиваются на план работы при неудачах;

- ученику необходимо контролировать собственную деятельность на протяжении работы, при этом не отвлекаться и максимально сосредоточившись;

- обучающийся адекватно реагирует на оценки и отметки;

- взаимодействует со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, житейского оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

- при объявлении проблемы урока педагогом, обучающиеся обязаны уметь установить цель и задачи урока, делая упор на освоенные прежде знания;

- устанавливать цель урока через проблемный диалог [2, с. 21].

В учебной деятельности акцентируют последующие уровни сформированности учебных действий:

1. Поведенческими индикаторами здесь будут являться какие-либо отдельные операции.

2. Осуществление учебных действий в сотрудничестве с педагогом.

Предложенная диагностическая система связывает характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и параметров воздействия, что дает возможность расценивать ее как основу исследования критериев и способов оценки сформированности универсальных учебных действий.

Проанализировав опыт, собранный отечественными и зарубежными учеными, следует особо отметить возрастные особенности формирования каждого компонента регулятивных универсальных учебных действий:

4. Планирование; 5. Оценка [5, с. 31].

Таким образом, необходимо сделать вывод, что эффективность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста зависит от учета возрастных особенностей формирования каждого из составляющих их компонентов.

1. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий // Биология в школе, 2015. - С. 23-27.

3. Регулятивные универсальные учебные действия или умение учиться

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. - С. 39-42.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.

Новый Федеральный образовательный государственный стандарт для начальной школы устанавливает соответствующие базисные элементы коммуникативных умений:

— необходимость детей в общении со старшими по возрасту людей и ровесниками;

— владение определёнными словесными и невербальными средствами общения;

— положительное отношение к процессу партнёрства;

— ориентация на напарника по общению;

— способность выслушать собеседника.

На первоначальном этапе обучения в школе особую значимость приобретают не только знания, умения, способности, но и умения излагать свои знания как в устной и письменной речи, отвечать на уроке, участие в школьных мероприятиях, которые являются коммуникативными универсальными учебными умениями.

Коммуникативное универсальное учебное умение – это умение действовать в общественной обстановке, способность регулировать инициативой в общении, обладать техникой интонирования, логикой речи, её выразительностью и эмоциональность, умение передавать информацию, умение составлять краткий разговор.

Школьник недостаточно контактирует со сверстниками из-за неумения быть интересным, неуверенности в себе, боязни быть не признанным.

Это может послужить причиной враждебности, внезапному снижению самомнения, нерешительностью заводить новые знакомства. Почти у любого ребёнка на протяжении своего существования появляются определённые трудности с общением. Это не значит, что он обречён и не сможет контактировать с людьми. Коммуникативные способности следует совершенствовать, а не оставаться на прежнем уровне.

Главной целью учителя является формирование успеха их деятельности общения. Ощущая состояние триумфа в коммуникативной деятельности, ученик испытывает чувство радости, эмоционального подъема. Чувства преуспеваемости в учебном общении вселяют ему решительность в собственных силах, повышается самооценка, возникает стремление снова достичь хороших результатов в учебном общении, чтобы ещё раз испытать удовольствие.

Способность человека к коммуникации обуславливается в психолого – педагогических изучениях учёных Г.М. Андреева, А.Б. Добрович и др. Согласно их взглядам, для обладания коммуникативности индивид обязан освоить определённые коммуникативные умения.

Основываясь на теорию общения Г.М. Андреевой, акцентируя совокупность коммуникативных умений, освоение которых содействует формированию и развитию личности, способной к результативному общению. Выделяют следующие разновидности умений:

1-ый тип умений содержит в себе применение словесных и невербальных средств общения, передача разума и эмоций и т.д.

2 – ой тип умений предполагает собой умение установленной взаимосвязи, в связи изменением окружающей среды.

3-ий тип характеризуется умением принимать позицию собеседника, чувствовать его, а также без какой-либо подготовки включаться в разговор.

Обладание данными умениями гарантирует коммуникативное общения.

М.И. Лисина и Ю.В. Касаткина в собственных трудах заявляют, что одной из главных задач учителя, при формировании коммуникативных умений считается таких условий, при которых ученики обретают умения и способности, надлежащие высокой степени общения (Лисина,2009, с.69) .

По словам Джерелиевской М.А. необходимо совершенствовать основы речевого общения, что подразумевает наличие большого запаса слов, выразительность и точность речи, последовательность высказываний, способность к восприятию устной речи и точную передачу мыслей партнера собственными словами; правильно выделять из услышанного существо дела; кратко и точно формулировать ответы на вопросы партнера (Джерелиевская, 1996, с.175 – 177).

Согласно суждениям В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, развитию коммуникативной компетентности содействуют разнообразные виды деятельности обучающихся, в том числе проведение дискуссий, поскольку в их процессе младшие школьники обучаются «внимательно и увлечённо выслушивать каждого выступающего, понимать суть того, что было сказано другими соучастниками обсуждения вопросов, стремительно реагировать на изменение коммуникативных условий, занимать лидирующую или подвластную позицию, конструктивно осуществлять разговор, принимать объективные решения (Тесленко, 2007, с.37).

Отталкиваясь от определения Л.А. Петровской, в соответствии с которым, коммуникативная компетентность подразумевается, как способность устанавливать и разрешать конкретные типы коммуникативных задач, устанавливать цели коммуникации, производить оценку ситуаций. Учитывать намерения и методы коммуникации напарника, подбирать адекватные стратегии коммуникации (Петровская, 1999, с.216).


Автором данной статьи рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях модернизации образования. Раскрываются подходы известных ученых к поэтапному формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, этапы формирования УУД, младшие школьники

В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по решению данной проблемы возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с детьми. Однако необходимо отметить, что недостаточно внимания уделяется вопросу подготовки специалистов к данной работе — педагогов, педагогов-психологов образовательных учреждений.

Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматриваются в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме. В изученных нами работах, однако, однозначного решения, на наш взгляд, не было представлено.

В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а так же других познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий (УУД) [5].

Изучаемый нами вопрос с точки зрения педагогической проблемы рассматривается нами следующим образом.

Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача — несомненно стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. У данных авторов существует, свой профессиональный взгляд на данную проблему, которую авторами статьи старались уже отразить в предыдущих научных статьях [3].

Так же важным аспектом, определяющим формирование познавательных УУД у младших школьников является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.

Как отмечает А.Г. Асмолов, формирование УУД происходит в ходе усвоения обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом. При этом, в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД, в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности [1].

И.М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же как и любая другая) включает в себя несколько компонентов — действий, операций, мотивов, задач.

Можно выделить следующие характеристики деятельности обучения, которые отличают ее от других:

– она сконцентрирована на освоение учебного материала, а так же решение учебных задач;

– изучение научных понятий и способов действий;

– обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся;

– данные изменения обучающихся происходят в психике и поведении и зависят от личной включенности в обучение и применение собственных сил и действий [4].

Анализируя проблематику формирования познавательных УУД младших школьников, можно сказать, что разработан большой объем теоретического материала, который может служит основой работы педагогов школы по решению данной проблемы. Но, не смотря на это, можно сказать, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, к тому же, данные теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании.

С точки зрения психологической проблемы мы рассматриваем данный вопрос следующим образом.

Понятие об универсальных учебных действиях исходит из психологии, так как предваряет изменения в психике и сознании ребенка. Для более качественной оценки и целенаправленного планирования занятий выделяют несколько видов УУД: личностные; регулятивные (в том числе саморегуляция); познавательные и коммуникативные. В данной статье рассматривается формирование познавательных УУД, как наиболее важных и значимых для освоения необходимого объема знаний ребенком. Они включают в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения задач. Познавательные универсальные учебные действия — один из главных факторов достижения успеха в обучении в школе и ВУЗе, к тому же, они оказывают влияние на развитие и эффективность различных видов деятельности, самооценку, самоопределение учащегося.

Что же содержат в себя познавательные универсальные учебные действия? К ним можно отнести следующие умения:

– умение читать и осмысливать тексты, относящиеся к различным стилевым и жанровым категориям и соотносить их с целями;

– умение производить логические действия для сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинных связей;

– умение выделять принципиальные отличия в предметах и явлениях;

– умение применять базовые понятия, изучаемые на различных предметах;

– умение использовать различные знаково-символические средства для предоставления информации;

– умение решать стоящие перед обучаемым проблемы творчески, самостоятельно находить решение [1].

Формирование данных умений в контексте формирования познавательных универсальных учебных действий способствует включению разных видов памяти, развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, делать выводы.

П.Я. Гальперин сформулировал теорию планомерного поэтапного формирования действий и понятий, а так же выделил этапы формирования УУД, то есть интериоризации действия:

  1. Создание мотивационной основы, формирование положительного отношения обучающегося к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала. В дальнейшем это отношение может смениться на полярное, но на данном этапе очень заинтересовать обучающегося.
  2. Оформление системы ориентиров, необходимых для эффективного запоминания материала и продуктивного обучения.
  3. Оформление действия в материализованной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
  4. Преобразование действия во внешней речи. Именно преобразованная самим обучающимся речь становится основой последующих самостоятельных действий.
  5. Действие во внешней речи "про себя", когда объем озвученных действий сокращается, переходят во внутренний умственный план действий.
  6. Совершение действия в скрытой речи — этап умственного действия.

Анализируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что достижение поставленной цели — формирования познавательных УУД младших школьников, не возможно без целенаправленной работы педагога-психолога. Данный специалист должен в своей работе использовать актуальные данные о проблеме, составлять и реализовать программу по планомерному формированию (на протяжении всего обучения) УУД у обучающихся. Но нельзя не выделить тут ряд проблем: отсутствие исследований по подтверждению эффективности программ работы педагога-психолога, а также отсутствие во многих образовательных учреждениях (например, в малокомплектных школах) должности психолога, который будет осуществлять сопровождение обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, проблема, проблема формирования, школьник, обучающийся, умение, учебная деятельность, формирование, внешняя речь, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Читайте также: