Бальная система в школе как определить оценку из процентов

Обновлено: 06.07.2024

Учитель может самостоятельно выработать систему оценивания знаний, исходя из отчётов на ЯКласс.


Ниже мы предлагаем таблицу с рекомендуемыми отметками.

ОтметкаПроцент*Уровни освоения подтемы
5 \(87\)–\(100\) %высокий
4 \(66\)–\(86\) %оптимальный
3 \(42\)–\(65\) %удовлетворительный
2 \(2\)–\(41\) %неудовлетворительный
1 \(0\)–\(1\) %не выполнено

*Процент заработанных баллов из максимально возможного количества баллов за все задания в предмете/теме/подтеме. Учитываются как решённые, так и нерешённые задания.

Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете.

По музыке, ИЗО, технологии, физической культуре:

В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти (триместра) и с учетом согласования данной оценки с заместителем директора по УВР по начальной школе.

Средние и старшие классы (5-11)

Предметы гуманитарного цикла – русский язык, литература, история, английский язык.

Русский язык, литература, история:

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся, за контрольные, диагностические и проверочные работы.

Английский язык:

При выставлении итоговых оценок учитель – предметник руководствуется следующим:

- письменные контрольные, проверочные работы или тесты выполнены в большинстве на оценку, которая согласуется с итоговой;

- результативность устной речи на уроках согласно критериям оценки данного вида речевой деятельности;

Предметы математического цикла – математика, алгебра, алгебра и начало анализа, геометрия, информатика и ИКТ

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся за контрольные, самостоятельные, диагностические, проверочные и др. работы.

Предметы естественно-научного цикла и общественные дисциплины – химия, физика, астрономия, география, биология, обществознание

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся, за контрольные, диагностические и проверочные работы.

По предметам - музыка, ИЗО, технология, физическая культура, ОБЖ, ОФГ, МХК, Духовное краеведение Подмосковья:

В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти (триместра) и с учетом согласования данной оценки с заместителем директора по УВР.

Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете школы.

Начальные классы (2-4)

(кроме предметов музыки, ИЗО, технологии и физической культуры)

Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете.

По музыке, ИЗО, технологии, физической культуре:

В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти (триместра) и с учетом согласования данной оценки с заместителем директора по УВР по начальной школе.

Средние и старшие классы (5-11)

Предметы гуманитарного цикла – русский язык, литература, история, английский язык.

Русский язык, литература, история:

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся, за контрольные, диагностические и проверочные работы.

Английский язык:

При выставлении итоговых оценок учитель – предметник руководствуется следующим:

- письменные контрольные, проверочные работы или тесты выполнены в большинстве на оценку, которая согласуется с итоговой;

- результативность устной речи на уроках согласно критериям оценки данного вида речевой деятельности;

Предметы математического цикла – математика, алгебра, алгебра и начало анализа, геометрия, информатика и ИКТ

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся за контрольные, самостоятельные, диагностические, проверочные и др. работы.

Предметы естественно-научного цикла и общественные дисциплины – химия, физика, астрономия, география, биология, обществознание

При выставлении итоговых оценок учитель - предметник учитывает, в первую очередь, оценки, полученные обучающимся, за контрольные, диагностические и проверочные работы.

По предметам - музыка, ИЗО, технология, физическая культура, ОБЖ, ОФГ, МХК, Духовное краеведение Подмосковья:

В спорных случаях за учителем закреплено окончательное решение выставления итоговой оценки с учетом учебной деятельности и прилежания обучающегося в течение четверти (триместра) и с учетом согласования данной оценки с заместителем директора по УВР.

Неудовлетворительные итоговые оценки выставляются при согласовании с зам. директора школы по УВР и обсуждаются на педагогическом совете школы.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Но ведь оценки и придуманы для того, чтобы объективно оценить уровень полученных знаний. Без них сложно понять уровень подготовки по тому или иному предмету, а также определить, кто успевает лучше, а кто хуже. В России принята пятибалльная шкала оценивания в школах. Это привычная нам с советских времен система. Но разобраться, какими принципами руководствуются современные учителя, выставляя оценки ученикам, бывает трудно. Но существуют единые критерии, которых должны придерживаться педагоги.

За что двойка?

Если представить эти критерии, которые отличаются в зависимости от предмета в виде совсем простой схемы, то получится такая картина:

На практике оценки снижают за неаккуратность, плохой почерк, неправильное оформление и многое другое. Однако, в соответствии с установленными критериями учитель должен помнить о главном:

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Правила выставления оценок предусматривают, что нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам и учащимся. Это значит, что учитель должен обязательно сообщить ученикам за что он будет ставить четверки, тройки, двойки и, конечно же, пятерки. Подход должен быть единым для всех.

По каждому предмету свои оценки

Чтобы четко понимать справедливые оценки получает ребенок или нет, родители имеют право ознакомиться с Положением об оценивании. Оно может быть выложено на сайте школы в актуальной редакции, или находится у администрации школы и выдаваться по первому требованию всем желающим. И знать, о чем написано в этом документе очень важно. Ведь человеческий фактор никто не отменял, и многие учителя бывают необъективны при выставлении отметок. Часто бывает так, что троечник в начальной школе становится твердым хорошистом в 5 классе, а отличник вдруг начинает получать у других учителей тройки. Если для ребенка важны оценки (а это нормально) нужно стараться восстанавливать справедливость по горячим следам.

Итоговая оценка: как посчитать?

Текущие оценки рано или поздно должны превратиться в итоговые: четвертные и годовые. Редко бывает, чтобы один ученик всю четверть получал одинаковые оценки. Как правило, бывают и четверки, и пятерки, а иногда и двойка случается. Поэтому при выставлении итоговых оценок учителя руководствуются средним арифметическим результатом. То есть, они берут все оценки за четверть, суммируют их, а затем делят на количество. Например:

Ученик получил по алгебре за 2 четверть 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 3 = 23. После этого нужно разделить 23 на 6 оценок (чтобы получить среднее арифметическое) Получается 3,83.

"Отлично" или "Провал", "Лучший из лучших" или "40 процентов" – это все не случайное перечисление слов, а самые настоящие оценки в школах.

Все знают, что в некоторых странах существует 10-балльные и 12-балльные системы для оценки знаний учащихся, а в Германии, например, наоборот 1 – наивысшая оценка.


Система оценки знаний с помощью баллов является самой распространенной в мире. Впервые ее применили иезуиты в начале XVII века, чтобы заменить телесные наказания. Изначально всех учеников делили на три разряда: лучшие, средние и худшие. Позже средний разряд, к которому относилось наибольшее число учащихся, разделили на дополнительные группы. Так возникла многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.

5-балльная система

В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где "5" – это отлично, а "1"– очень плохо. В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные. В разное время в стране использовали трех-, пяти-, восьми-, десяти- и двенадцатибалльные системы оценки знаний, однако прижилась 5-балльная шкала.

Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Оценки от 0 до 20

В Белоруссии, Молдавии, Албании, Грузии, Исландии и Армении используют 10-балльную шкалу для оценки успехов школьников.

На Украине принята 12-балльная шкала, где высшие 12 баллов ставят только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу. В целом же за глубокие и твердые знания ученик получает 10-11 баллов, а за низкий уровень ему поставят 1-3 балла.


Болгарские школьники учатся по шестибалльной шкале, где "6" ставят за лучший результат, а "2" – за слабый. "Единица" практически не используется, в редких случаях ее ставят за поведение.

В немецких школах также используют шестибалльную систему оценок, только наоборот: "1" – это отлично, а "6" – неудовлетворительно. В Австрии единица тоже является высшей оценкой, а вот низшей – "5".

Датчане, чтобы соответствовать европейским стандартам, заменили прежнюю 13-балльную систему новыми семью оценками: "12", "10", "7", "4", "02", "00" и "-3". Максимальным баллом является "12", а неудовлетворительным – "00" и "-3".

Во Франции используют 20-балльную систему. Российской пятерке соответствуют 20-17 баллов, причем получить оценки 20 и 19 очень тяжело.


100-балльная система

Одну из самых необычных систем оценки успеваемости используют в Японии. В этой стране не принято публично определять уровень знаний ученика, похвалу или претензии ему высказывают индивидуально.

Японский учитель делает пометки об успехах учеников в своем журнале, а в письменных работах обводит правильно выполненные задания красным кружком. Если кружка нет, то за учеником остается долг.

Кроме того, к концу года по всем предметам проводят тесты, которые оценивают по 100-балльной шкале.

Буквенное обозначение

В средних школах США для оценки успеваемости учащихся используют буквы: А, B, C, D и F. "А" означает отлично, а "D" и "F" – плохо. В некоторых учреждениях к букве добавляют знаки "+" и "–", которые подразумевают промежуточный уровень знаний. Каждая буква имеет свой цифровой эквивалент, например, "В" равна 3 баллам, а "В-" – 2,67. Эти цифровые значения используют для вычисления среднего балла учеников по итогам семестра или учебного года.

[ЯЧЕЙКА]Оценка
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Аббревиатура/Процентное содержание баллов
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Значение
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Аналог русской оценки
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]А
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Artful 90%–100%
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Искусно
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]5
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]B
[/ЯЧЕЙКА][ЯЧЕЙКА]Beautiful/Brilliant 80%–89%

В некоторых штатах (Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Каролина) используют процентную систему, которая также переводится в буквенные оценки.

Схожую буквенную систему оценки успеваемости используют в Канаде, Индонезии, Южной Корее и некоторых школах Бразилии.

Процентная система

Учащиеся начальной школы в Индии оценки не получают. Свои знания они демонстрируют в средней неполной школе, когда сдают экзамены в конце каждого семестра. Работу учеников оценивают по 100-балльной шкале.

В индийских старших школах вместо оценок ставят проценты. Превосходным считается, если ученик набрал более 90 процентов, а минимальный уровень – это 40-49 процентов. Однако в некоторых школах существуют также описательная и буквенная системы.

Безотметочное обучение

В начальных школах Норвегии, Японии и Индии не ставят оценки за успеваемость. Безотметочное обучение исключает возможность сравнивать детей между собой, педагог просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.

Идея безотметочного обучения в России появилась в конце XIX века, о неуспеваемости детей предлагалось просто сообщать родителям. Однако из-за снижения качества знаний у школьников решено было вернуться к 5-балльной системе. Тем не менее, в некоторых российских начальных школах оценки детям не ставят.

К международным системам оценивания знаний относится Grade Point Average (GPA) – это средний балл успеваемости. Большинство рейтинговых университетов США, Канады и Европы указывают в требованиях к поступающим определенный уровень GPA. По российской и европейской шкале он может принимать значение от 0.0 до 5.0, по американской – от 0.0 до 4.0.

Программа GPA действует вместе с программой Международного бакалавриата (International Baccalaureate). IB – это образовательная программа начальной, средней и старшей школы, которая преподается на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.

Системы средней и старшей школы Международного бакалавриата имеют единую семибалльную шкалу, где 7 – высшая оценка, а 1 – низшая.

Как оценивают уровень образования в российских школах

Сейчас родители при выборе школы для своего ребенка опираются на собственный опыт, мнение знакомых и различные всероссийские конкурсы и рейтинги. Например, в Москве по итогам 2016 года одними из лучших признаны школы № 1329, № 57 и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова.

Также большое значение имеет процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Как правило, наиболее высокие показатели по этому параметру имеют частные школы. Но из-за большой цены и высоких требований к учащимся позволить такое обучение могут не все.


В России создана Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО), которая определяет уровень образования в школах по многим параметрам. Сюда относятся результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации (ГИА) и промежуточной аттестации учащихся, данные международных сравнительных исследований и аккредитации школ, а также учитываются показатели мониторинговых исследований федерального и регионального уровней.

Московские школы также участвуют в различных международных исследованиях. К примеру, столичные учебные заведения показали блестящие результаты по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). По уровню читательской и математической грамотности столичные школьники находятся в шестерке лучших в мире, а знания 63 процентов учеников сопоставимы с показателями тройки лучших мировых образовательных систем.

Помимо этого, в городе существует множество возможностей для прохождения независимых диагностик, в том числе индивидуально. В Центре независимой диагностики Московского центра качества образования результаты пройденных диагностик получают только учащиеся.

Однако говорить о наличии списка российских школ, где перечислены лучшие и худшие учреждения, пока рано. Работа над созданием единой системы оценки качества образования, которая будет включать результаты межударных и национальных исследований, еще ведется.

Читайте также: