Психолого педагогическая помощь в школе

Обновлено: 04.07.2024

Отрицать необходимость психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса бессмысленно. Школа - это тот социальный институт, который обязателен для подрастающего поколения, и именно в школьный период вершится становление юного человека как личности и полноправного члена общества.

Мне довелось побывать в американской школе. Там вопрос о необходимости психолога в школе не стоит вообще. Психолог обязателен в школе. У меня была возможность познакомиться с работой моего американского коллеги. Оказывается, самое главное в деятельности психолога — это не удовлетворение запросов администрации и педагогов, а работа с запросами юных людей.

К психологам школьники обращаются по разным причинам, чаще всего у детей возникают вопросы личностного характера: почему меня не любят, почему меня не понимают, почему на меня не обращают внимания, как понравиться и так далее. Существенно реже причиной обращения являются проблемы в обучении. И это вполне нормально, я думаю. Становление личности юного человека - процесс многогранный. И успеваемость в школе может быть не самой главной проблемой в жизни подростка, юноши и девушки.

Меня удивило, что и для родителей американских школьников обращение к психологу является естественным и необходимым. У нас далеко не так. Мы сильно отстали в этом от цивилизованного общества.

Когда в 90-е годы прошлого столетия стали вводить психологов в школу, я незамедлительно обратился в Министерство образования к ведущему психологу Асмолову. Мне рекомендовали получить переподготовку по психологии в Москве и Ярославле. Поехал в Ярославль, как-то добился допуска к экзаменам для поступления на факультет школьной практической психологии. Вступительные испытания выдержал и приступил к учёбе. Занятия проходили в большей своей части в тренинговом режиме. То есть с 8.00 и до 17.00 мы в круге поднимали, рассматривали, решали проблемы школьной действительности. Процесс обучения очень увлекал, мы практически все время пребывали, если так можно выразиться, в состоянии психологии.

Вернувшись в школу, приступил к созданию системы психологической помощи. Определил приоритеты в работе.

Повышение психологической культуры учителей

Понимал, что это задача не простая. Меня несколько лет в коллективе знали как учителя. Но с осторожностью отнеслись ко мне в роли психолога. Поэтому взять на себя обязательство учить учителей, откровенно сказать, не решался. Но понимал, что это необходимо.

Обратился к известному психологу из вуза Е. Морозовой. Она-то и помогла мне своим профессионализмом замотивировать учителей на принятие меня уже как психолога.

Я, работая в школе в новом качестве, довольно быстро понял, что непременное условие для успешной деятельности психологической службы в школе — это заинтересованность и поддержка со стороны администрации школы. И, конечно, чтобы психолог был принят педагогическим коллективом как равноправный участник образовательного и воспитательного процесса.

Следующее направление работы — это изучение особенностей ребят, приходящих учиться в первый класс

Познать, чтобы помочь

Помочь, в первую очередь, учителю получить представление об особенностях и степени готовности ребёнка к обучению в школе.

Эти основания, стихийно сложившиеся или неправильно воспитанные у ребёнка в период начальной школы, чаще всего сохраняются в своих специфических особенностях и в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста.

Задача первого знакомства с будущим первоклассником состоит в том, чтобы в максимально короткое время диагностировать уровень познавательных процессов, отследить личностные особенности ребёнка. Это очень непросто, но необходимо. Разумеется, полученные данные о ребёнке в ходе первого знакомства — это всего лишь исходный материал для дальнейшего, более обстоятельного знакомства и работы с ребёнком. И чтобы этот исходный материал в большей степени соответствовал истине, первое знакомство проводим в присутствии родителей.

Еще одна важная часть работы школьного психолога - психологическая профилактика

Это текущая работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Занятия по повышению уровня познавательных процессов у детей, посещение уроков в целях уточнения тактики работы с тем или иным учащимся, определение ведущих каналов восприятия у детей с последующим рассмотрением возможностей и так далее.

Регулярными в нашей практике являются психолого-педагогические консилиумы по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся.

Психолого-педагогические консилиумы проводятся по инициативе учителей, родителей по мере необходимости. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях учащегося, медицинские работники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.

В рабочем режиме ведутся консультации родителей по психологическим проблемам детей и самих родителей, работает телефон доверия (три часа в неделю).

Значительный объём работы — это психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащегося

Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств.

Не секрет, что и семья, и школа нередко становятся причиной появления функциональных неврозов у детей. И если вовремя не выявить состояние тревожности, то это может привести к серьёзным последствиям. Диагностика помогает определить истинное состояние ребёнка.

Но недостаточно выявить отклонение, например, в уровне познавательных процессов или в поведении, важно помочь ребёнку. Это уже практическая индивидуальная, коррекционная работа психолога с ребенком.

И, наконец, насущной проблемой для учащихся является выбор будущей профессии. С этой целью ведётся работа по профессиональной ориентации. Эта работа осуществляется в союзе с классными руководителями и родителями. Задача психологической службы, в первую очередь, - диагностирование и выработка рекомендаций. Именно рекомендаций, а не директивных установок.

Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.

В особой ситуации риска находятся младшие школьники : именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.

Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть

-срыв первичного стереотипа поведения,

-неправильное построение режима,

-неправильные воспитательные приемы,

-отсутствие необходимых условий для игры,

-отсутствие единого подхода к ребенку,

-враждебное отношение учителя,

-неприятие детским коллективом

В этой ситуации все более осознается необходимость в психолого-педагогической поддержке учащихся начальной школы.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т. е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Формы психолого-педагогической поддержки

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы

-индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей,

носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.

К числу превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда относятся:

• Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года или послеканикулярное время.

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

• Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т. д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

• Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы психолого-педагогической поддержки : индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. Ответ у доски является для таких учеников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше таких учеников спрашивать в середине урока.

Кроме того, важно отметить, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания – они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное – повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

Каждый опытный учитель знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, обратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологическую травму, настроить против учителя, а с другой – им ценно любое проявление внимания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, - это не обращать на него внимания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

Техники и приемы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведу их примеры.

1) Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)

2)Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Приемы :

Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Приемы :

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

2)Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Приемы :

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.

Способы психологической поддержки учащихся педагогами

• Не нагнетайте обстановку;

• Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение;

• Обеспечьте учащимся ощущение эмоциональной поддержки (вербальными и невербальными средствами);

• Особо внимательно отнеситесь к тревожным и неуверенным детям;

• Создайте в классе обстановку дружелюбия и уважения к ребенку;

Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося;

• Приложите усилия, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку;

• Учитывайте индивидуальные психофизиологические особенности выпускников;

На заметку учителю.

• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

• Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.

• Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь ему высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

• • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.

• Каждая встреча с учителем для родителей должна быть полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

• Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.

• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Успехов в работе!

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация образовательного учреждения.

Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Зам. директора по УВР:

  • руководство школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).

  • Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
  • Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.
  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Проведение лонгитюдных исследований.
  • Диагностический минимум.
  • Углубленная психодиагностика:
    • исследование особенностей познавательной деятельности;
    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

    3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

    • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
    • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
    • Проведение коррекционно-развивающих занятий.
    • Диагностический минимум.
    • Углубленная психодиагностика:
      • исследование особенностей познавательной деятельности;
      • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

      5. Сохранение и укрепление психологического здоровья

      Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует в соответствии с утвержденным Положением.

      В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

      • участвует в работе школьного ПМПк;
      • предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности);
      • оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения;
      • ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
      • Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения.
      • Консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и воспитания по просьбе других субъектов сопровождения.
      • Проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на базе центра по заявке школы.
      • По направлению школьной ПМПк выдает заключения городской Психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном маршруте школьников.
      • участие в проведении родительских собраний;
      • проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
      • проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
      • разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
      • реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
      • участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
      • организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий…);
      • составление социального паспорта класса;
      • организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
      • проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
      • организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация);
      • проведение педагогической диагностики;
      • проведение профилактических программ для учеников.

      Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

      Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.

      В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

      Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

      • отсутствие неуспевающих учащихся;
      • профессиональное самоопределение;
      • активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
      • отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
      • бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
      • отсутствие конфликтов с педагогами.

      Психологическая эффективность:

      • субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
      • адекватная самооценка;
      • сформированностью Я – концепции личности;
      • оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.

      Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.

      Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

      Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

      Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

      Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

      • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
      • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
      • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

      При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения .

      Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

      Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

      • поддержки и развития индивидуальности;
      • учета и соблюдения интересов ребенка;
      • гибкости и вариативности в работе;
      • непрерывности и системности сопровождения;
      • взаимодействия всех сторон процесса.

      В работе педагог, психолог использует тот или иной метод , подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

      Профилактика

      Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

      • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
      • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
      • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


      Диагностика

      Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:


      Консультирование

      Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

      • обучения и адаптации;
      • развития мотивации детей к обучению;
      • решения психологических проблем;
      • взаимоотношений в коллективе;
      • построения индивидуальных программ обучения.


      Развивающая и коррекционная работа


      Психологическое просвещение и экспертиза

      Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

      • знакомстве с особенностями развития учащихся;
      • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
      • популяризации психологических компетенций;
      • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

      В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

      Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

      Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

      Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

      Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

      * Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

      Воспитатель детей дошкольного возраста + Детская психология. Методы и технологии психологического сопровождения детей дошкольного возраста

      Читайте также: