Применение современных педагогических приемов в высшем юридическом образовании кратко

Обновлено: 06.07.2024

- формирование практических навыков в области профессионального общения в педагогическом процессе.

Цели в области воспитания

- освоение основных понятий педагогики применительно к профессиональной деятельности юриста в правовом воспитании;

- исследование психологической сущности субъектов правоотношений при преподавании юридических дисциплин;

- потребность в саморазвитии, социальном взаимодействии в профессиональной деятельности;

- повышение уровня самосознания.

Цели в области развития:

- развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей студента;

- формирование мотивов достижения успеха у студентов в процессе освоения учебных дисциплин.

- теоретическое освоение студентами современных педагогических моделей;

- получение знаний о содержаниях, методах, формах и средствах обучения юриспруденции;

- формирование у будущих преподавателей юриспруденции навыков и умений управлять педагогическим процессом в высшей школе;

- формирование у магистров стремлений к просветительской деятельности и умение ее профессионально организовывать;

- приобретение навыков самоорганизации деятельности преподавателя юриспруденции.

Профессиональные компетенции магистра юриспруденции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

Профессиональные компетенции магистра юриспруденции:

- способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

Профессиональные компетенции магистра юриспруденции:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Студент должен знать

- технологии постановки и достижения образовательных целей;

- основные компоненты педагогической системы и пути их совершенствования;

- теорию и практику вхождения российских вузов в Болонский процесс;

- проблемы юридического образования в историческом развитии;

- современные тенденции и перспективы развития юридического образования в России;

- методы воспитания на юридическом факультете;

- схему управления познавательной деятельностью студентов;

- аспекты формирования мотивов учебной деятельности;

- проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

- способы разрешения конфликтов в образовательном процессе;

- основы профессионально-педагогической компетентности преподавателя.

Студент должен уметь

- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

- ставить цель преподавания конкретной темы из курса любой изучаемой дисциплины по направлению юриспруденция;

- отбирать и строить содержание обучения;

- контролировать качество усвоенных правовых знаний;

- определять оптимальную логику построения правового знания;

Студент должен владеть:

- навыками применения современного педагогического инструментария для преподавания юридических дисциплин в высшей школе;

- навыками управления самостоятельной работой студентов;

- методикой построения, анализа и применения педагогических моделей;

- навыками организации и проведения педагогических исследований;

- способами самосовершенствования личности педагога.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинссккий)

Преподаватель на основе учебного плана и государственного образовательного стандарта составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины

Учебная программа содержит:

- наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

- пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

- краткое описание содержания изучаемых тем;

- список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса

Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.

Способы построения учебных программ

- Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз.

- Новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

- построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

- Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени. Необходим для изучения юридических дисциплин профессионального профиля.

- При построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения.

- Особенность этого способа является то, что студенты не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Тема 2. Применение методов активного обучения в образовательном процессе вуза

Классификация методов активного обучения

Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

- методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

- вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

- 1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

- 2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

- 3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Тема 3. Методика подготовки и проведения лекции

- Активная позиция лектора

- Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя.

- Лекция в активной форме - участие студентов.

Методика подготовки к лекции

- Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий;

- Подбор и структурирование материала лекции;

- Количество материала (три основных пункта на один час академической лекции);

- Конспект или подробный план лекции;

- Начало лекции. В начале - сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции; методом обзора может быть проведение короткого устного или письменного опроса студентов по материалу предыдущей лекции. Постановка интригующего вопроса. - 5-10 минут.

- Конец лекции. Кратко повторить основные моменты, ответить на вопросы студентов, дать краткий обзор следующей лекции.

Методика подготовки к лекции

- Организация материала - основная задача лектора.

- Стиль изложения. Главная цель университетского курса - формировать "научный метод познания", а не просто "излагать факты". (С.И. Гессен)

- Выбор уровня трудности содержания и изложения материала.

- Постановка вопросов по содержанию лекции.

- Проверка понимания материала студентами.

- Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции и зависит от ряда факторов.

- Конспектирование материала лекции студентами.

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия

1) текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками, составлять конспекты и пр.;

2) овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;

3) обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера;

4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

5) выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.

Тема 5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий

- Интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности;


В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, инновационные методы.

Система нашего образования все еще существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации, которая предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и приумножении лучших традиций отечественного образования.

В Российской педагогической энциклопедии под “методом обучения” понимается система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования [4, с.566].

Модернизация методов обучения включает деловые, ситуативные или имитационные игры, тренинги, тесты для контроля знаний, творческую работу с понятийным аппаратом, решение тематических кроссвордов, проведение различных экспериментов, социологические исследования и пр. Чем более активную роль выполняет студент при изучении правовых дисциплин, тем более разносторонне развивается его личность, навыки будущего специалиста, проявляются гибкость, креативность и критичность мышления, а также привычка сосредотачиваться. Следует заметить, что при использовании современных методов обучения проявляют заинтересованность даже самые пассивные слушатели.

Так как на практике сформировалась большое разнообразие методов, их предлагают классифицировать по различным критериям. Методы обучения можно классифицировать по следующим признакам:

– методы организации и осуществления учебно-преподавательской деятельности;

– методы контроля и самоконтроля в обучении.

Благодаря оптимальной комбинации методов обеспечивается единство теории и практики [1, с.70].

В процессе правового обучения наиболее часто используют следующие методы:

– объяснительно-иллюстративный. Преподаватель объясняет студентам программный материал, вводит в их сознание новые элементы знаний, сообщает правовую информацию различными способами с использованием современных средств обучения;

– репродуктивный метод. С помощью системы логически взаимосвязанных вопросов преподаватель организует деятельность студентов так, чтобы они неоднократно воспроизвели ранее пройденный материал;

– метод проблемного изложения. Преподаватель в процессе организации занятий по праву моделирует в среде студентов определенную проблемную ситуацию и предлагает ее решение несколькими вариантами и выбирает наиболее рациональный;

– эвристический метод. Этот метод ориентирует студентов на поиск ответа на сложное, структурированное задание.

– исследовательский метод. Этот метод развивает интерес к обучению и обеспечивает творческое применение умений и знаний.

Выбор методов обучения может определяться: общими целями образования, воспитания и развития студентов; особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; временем, отведенным на изучение того или иного материала; уровнем подготовленности обучающихся; уровнем материальной оснащенности, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; уровнем подготовленности и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для его проведения.

Методы обучения, как обобщенная педагогическая категория, независимо от их классификации, используются практически как совокупность сиюминутных действий педагога — приемов. Таким образом, каждый метод представляет собой систему методических приемов, которые составляют совокупность учебных ситуаций, направленных на достижение определенной цели. Элементы методов должны быть объединены логикой дидактического задания. Если метод — это способ деятельности, то прием — это отдельный шаг или действие в реализации метода. Чем шире арсенал приемов использует преподаватель в структуре метода, тем более эффективен этот метод.

Современная педагогическая практика применяет различные методические приемы обучения, среди которых наиболее важными для преподавания правовой теории является объяснение, логическое мышление и коммуникационные средства. Юридические дефиниции (государство, форма государства, функции государства, право, правотворчество, нормативно-правовой акт, права человека, обязанности человека, отрасль права, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д.) нужно раскрывать путем объяснения. А при решении правовых задач, когда необходимо установить суть правового вопроса и дать ему логическое, обоснованное объяснение нужно использовать прием логического мышления. С помощью этого приема, преподаватель разъясняет отдельные положения, продумывает серию взаимосвязанных вопросов и тем самым подводит слушателей к определенным выводам [2, с.73]. Кроме того, не менее важным для эффективного правового обучения студенческой молодежи является умелое использование научно-педагогическими работниками приемов словесной коммуникации.

Важное место в правовом образовании принадлежит наглядности, которая связана с визуальным и аудиовизуальним восприятием информации. Классифицируя наглядность по ее содержанию можно выделить: условно-графическую наглядность (схемы, графики, диаграммы и т. п.); технические средства обучения (аудио записи, кинофильмы, социальные рекламы и т. п.).

В заключение необходимо отметить, что методы и приемы обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных методик в образовательном процессе. Каждый преподаватель должен самостоятельно решать, какие методы и приемы использовать в образовательном процессе с учетом требований, предъявляемых к студентам по данной правовой дисциплине.

  1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962. — С. 69
  2. Куленко Т. Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания: материалы международной научно-практической конференции. — М., Юриспруденция, 2008. — С. 73–75.
  3. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 9–10.
  4. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия,1993.-Т.1 — С. 566

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, преподаватель, интерактивный метод обучения, логическое мышление, образовательный процесс, прием, прием обучения, студент, учебная дисциплина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На фоне правовой безграмотности населения государство становится все более заинтересованным в получении компетентных специалистов в области юриспруденции. Такими кадрами страну должны обеспечить ВУЗы, а именно – преподаватели правовых дисциплин. На их плечи возложена обязанность подготовить высококвалифицированных специалистов и дать им необходимые знания для будущей профессиональной деятельности. Но далеко не каждый практикующий юрист, пусть даже один из лучших в своей области, сможет обучить студентов даже основам права. Почему? Ответ прост: для успешного преподавания необходимо владеть особыми педагогическими технологиями, которые находятся вне рамок юриспруденции и потому представителям данной сферы неизвестны.

Право имеет свою специфику, несмотря на, казалось бы, многолетнюю практику и изученность, что делает его сложной для изучения дисциплиной.

Методика изучения права – особые закономерности обучения юридическим дисциплинам, комплекс технологий, способствующих усвоению содержания изучаемого предмета и овладению практической деятельностью в выбранной области.

Верный выбор педагогической технологии иемеет ключевое значение в решении различного рода вопросов, возникающих в процессе преподавания правовых дисциплин, и способствует избеганию обучающимися ошибок в дальнейшей трудовой деятельности.

Существуют общие, универсальные методы преподавания, к которым можно обращаться при изучении любой дисциплины, и специальные методы, обусловленные особенностями юридических наук.

Перечень педагогических технологий достаточно обширен, поэтому постараемся сузить их спектр, выделив наиболее эффективные и распространенные методики.

Первая группа методов – словесные – основываются на лексическом взаимодействии преподавателя с обучающимися и включают с себя следующие приемы:

-рассказ – монолог преподавателя на определенную тему, повествование;

-объяснение, толкование – преподаватель объясняет значение НПА понятным для студентов языком;

-беседа – диалог преподавателя с обучающимися на какую-либо тему, имеющую отношение к дисциплине;

-дискуссия – обмен мнениями между преподавателем и обучающимися, а так же внутри группы.

Вторая группа – наглядные методы – материалы, наглядные пособия, в т.ч. непосредственно нормативно-правовая база. В качестве приемов выделяют:

-метод иллюстраций – использование при изучении дисциплины схем, плакатов таблиц;

-метод демонстраций – просмотр в рамках предмета тематических видеофрагментов, отрывков из художественных и документальных фильмов, телевизионных программ и проч.

Третью группу составляют практические методы – работа с текстами НПА, выполнение обучающимися различных заданий.

-работа с первоисточниками – может включать в себя конспектирование, составление текстов документов (к примеру, искового заявления), составление таблиц, схем по тексту конкретного НПА и т.д.

-устные задания, направленные на развитие усидчивости, грамотной речи, логики повествования;

-письменные задания для закрепления или проверки полученных ранее знаний;

-графические задания, которые могут носить тренировочный или же творческий характер;

-ситуационные – решение задач, основанных на различных жизненных ситуациях.

Нельзя не отметить инновационные методы преподавания юридических дисциплин – среди них особое место занимает кейс-технология, основанная на ситуационном приеме. Ее суть состоит в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных случаев (cases). Благодаря ней обучающиеся получают возможность подготовиться к профессиональной деятельности путем рассмотрения с преподавателем ситуации и составления алгоритма действий в ней. Так же данная технология тренирует аналитические способности, умение выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы, принимать верные решения. Стоит сказать, что при помощи кейс-технологии у обучающихся развиваются навыки коммуникации при работе в группе, что положительно влияет на их социализацию и интеграцию в общество.

Все вышеперечисленные методы направлены на повышение эффективности преподавания юридических дисциплин, а так же на подготовку грамотных специалистов, и, как следствие, повышение правовой грамотности населения.


1. Андронова Т.А., Тарасенко О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 33–37.

3. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Владимир, 2013. – С. 43-50.

4. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. – 2014. – № 4. – С. 40–44.

6. Малышева И.В. Активные и интерактивные формы работы при формировании юридического типа мышления // Вестник Кузбасского института. – 2015. – № 3(24). – С. 173–178.

8. Петрова Е.В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 154-158.

9. Симанович Л.Н. Болонский процесс и проблема юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С. 9–11.

В современных образовательных технологиях особое значение имеет использование активных и интерактивных форм обучения. Особенно актуальна эта проблема для вузов, готовящих юристов. Это связано со спецификой юридического образования, так как материал в основном преподается в пассивных формах: лекции, семинары. Информацию зачастую трудно преподнести в традиционных презентациях или с использованием других компьютерных технологий.

Цель исследования

Целью исследования является разработка, апробация и внедрение в учебный процесс преподавания юридических дисциплин новых, еще не используемых методов интерактивного обучения.

Методы исследования

Методы исследования, применяемые в данной работе, заключаются в следующем. Во – первых, тщательное изучение литературы по проблемам интерактивных форм обучения в юридических вузах. Разработка методики проведения интерактивного занятия, подготовка специальных заданий для каждого обучающегося, объяснение обучающимся новой формы занятия, проведение экспериментального занятия. Конечной стадией является подготовка методических разработок, которые используются в учебном процессе. Интерактивные формы отличаются тем, что происходит постоянное совершенствование и обновление методики преподавания юридических дисциплин.

Все методы по активизации и самостоятельности мышления и познания обучающихся условно можно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные [1].

Пассивная форма проведения занятий предполагает лидирующую роль преподавателя. Основной задачей обучающихся при этом является восприятие, фиксация, осознание и запоминание материала. В условиях вуза в таких формах проводятся большинство лекционных занятий, хотя и лекции можно проводить с использованием активных и интерактивных форм.

Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода. Интерактивный ("inter” – взаимный, “act” – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активного метода, интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в познавательном процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [1]. Отличительными особенностями интерактивных методов являются равное положение участников диалога. Педагог лишь создает организационные основы, стимулирующие активность обучающихся на занятиях: формулирует проблемы для обсуждения в группах, консультирует участников в случае возникновения каких-либо существенных затруднений в процессе подготовки, контролирует время и порядок выполнения намеченного учебного плана [4]. Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий [3].

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят:

проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ);

лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками);

бинарную лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией);

лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.);

лекцию-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции) [2].

Специалисты в области образования отмечают большое значение игры как средства обучения. Учебные игры характеризуются четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Учебная игра как метод обучения имеет следующие преимущества: игра вызывает интерес и мотивирует учебную деятельность, учение приобретает практическую направленность, игра связывает учебную деятельность с реальными жизненными проблемами, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся, развивает умения разрешать проблемы и принимать решения. Существует большое количество классификаций учебных игр. В правовом образовании наиболее часто применяются такие типы, как сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, дидактические или образовательные игры [5, 6].

Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.

Ролевая игра как метод обучения направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации, и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.

Дидактические игры, интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.

Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе, так и в вузе. Основными образовательными целями применения учебного суда на учебном занятии являются: получение учащимися представления о предназначении судебного процесса; понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство конфликтов; развитие у учащихся коллективизма, умения работать в команде; учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса и другие цели. Учебный суд может быть основан как на реальных делах и воспроизводить известные судебные процессы, так и на вымышленных. Необходимо строго придерживаться процедуры избранного для моделирования учебного суда, так как это существенно повышает качество судебного процесса и помогает осознать его общественное значение.

Результаты методических исследований

Автором разработаны и внедрены новые интерактивные формы семинарских занятий. Рассмотрим две из них.

Проведение игры. Команды последовательно задают друг другу вопросы викторины: первая команда адресует вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой. Через пять вопросов очередность изменяется.

Преподаватель на доске ведет турнирную таблицу, в которой отмечает вопросы и ответы всех команд. Оценивается корректность и правильная формулировка вопроса, его сложность и оригинальность. Шкала оценки – 1–0 баллов. При ответе оценивается полнота и аргументированность ответа, а также работа в команде (отсутствие серьезных разногласий при ответе). Шкала оценки – 1–0 баллов.

Подведение итогов игры. После того, как все команды задали друг другу по 10 вопросов, преподаватель приступает к подсчету баллов, набранных каждой командой. При подведении итогов суммируются баллы, полученные за заданные вопросы и правильные ответы.

Игра стимулирует познавательную и творческую активность обучающихся. В отличие от подготовки к традиционному семинару, студенты изучают федеральный закон детально, обращают внимание на сложные его положения, часто дополнительно обращаются к научно-практическому комментарию или обзору правоприменительной практики, поскольку только глубокий и осмысленный анализ закона позволяет составить корректные и качественные вопросы, ответы на которые могут вызвать затруднения у команды соперников. Кроме того, игровая форма проведения занятия формирует у студентов умения и навыки быстрого поиска решения, работы в коллективе. Последующая итоговая аттестация обучающихся показывает, что тема, изученная и закрепленная в форме игры-викторины, не вызывает затруднений при сдаче экзамена.

Подготовка к занятию. На предыдущем семинаре студенты решают задачи-казусы и разбирают примеры из правоприменительной практики. После этого группа получает задание самостоятельно составить задачи по указанной теме. В отличие от игры-викторины, работа по составлению задач не предполагает работы в команде и носит индивидуальный характер.

Анализ результатов занятий, проведенных в описанной выше форме, позволяет прийти к выводу о большей эффективности подобного рода занятий по сравнению с традиционными семинарами по решению задач. К преимуществам семинара-конкурса задач можно отнести включенность в процесс занятия большего количества студентов; развитие навыков устной и письменной речи, навыков составления юридических текстов; стимулирование поисковой и творческой активности, в частности, обращение студентов к материалам судебной и административной практики за поиском образцов для составления задач.

Заключение

Разработанные формы интерактивного обучения обучающихся по юридическим дисциплинам государственно-правового направления позволяет лучше усваивать учебный материал, запоминать довольно сложные юридические термины и положения, подготавливают обучающихся к будущей практической деятельности.

Читайте также: