Психолого педагогическая характеристика детей с онр кратко

Обновлено: 15.05.2024

Речь — необходимое средство коммуникации любого человека. Нарушения речи очень многообразны по своим проявлениям. Существуют недостатки, касающиеся лишь произношения, другие захватывают процессы фонемообразования и выражаются в затруднениях звукового анализа[1]. А есть нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, оно получило название общее недоразвитие речи1[3].

Данное нарушение может выступать как самостоятельная патология, так и являться следствием других, более сложных дефектов: ринолалия, дизартрия, алалия. Предпосылками речевых патологий являются различные факторы, как биологического, так и социального характера.

Неблагоприятные факторы, приводящие к речевой патологии, могут действовать в разных периодах: перинатальном (токсикоз беременности, хронические заболевания матери, заболевания матери во время беременности, воздействие лекарственных препаратов и химических веществ, резус-конфликты и другие); натальном (затяжные обезвоженные роды, быстрые стремительные роды, асфиксия, черепно-мозговые травмы и другие); постнатальном (биологические - менингиты, энцефалиты, опухоли головного мозга и социальные – педагогическая запущенность, дефицит общения с взрослым, неблагоприятная речевая среда и другие)[7].

Нельзя сказать о влиянии одной причины на развитие речи ребенка, как правило, это целый комплекс причин.

На протяжении долгого времени, теоретическое изучение общего недоразвития речи являлось объектом внимания многих ученых. Данной проблемой занимались ведущие исследователи в области логопедии: Р. Е. Левина, Т. В. Туманова [3], Т. Б. Филичева [3,5,6], Г. В. Чиркина [1].

Несмотря на различную природу дефекта, у детей с ОНР отмечаются типичные особенности речевой деятельности: более позднее начало речи, аграмматизмы, отставание экспрессивной речи, недостаточная речевая активность.

Общее недоразвитие речи может быть разной степени выраженности. Р. Е. Левина различает три уровня, Т. Б. Филичева выделила четвертый.

Первый характеризуется почти полным отсутствием речевых средств общения. Активный словарь ограничен небольшим количеством нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При восприятии же обращенной речи, доминирующим оказывается лексическое значение. Для передачи информации дети пользуются жестами, мимикой. Речь понятна окружающим лишь в конкретной ситуации. Ограничено восприятие и воспроизведение слоговой структуры слова.

Для второго уровня характерна возросшая речевая активность. Появляется фразовая речь, ребенок много говорит, но нет согласованности слов между собой, искаженность в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный, но он все равно отстает от возрастной нормы. В речи дети используют только простые предложения, состоящие из двух, трех слов. Пассивный словарь развивается за счет различия некоторых грамматических форм.

Наиболее подробно охарактеризуем третий уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное значение и употребление многих слов, недостаточная сформированность грамматических форм и категорий языка, встречающаяся в ошибках согласования и управления.

Проявляются недостатки произношения отдельных звуков и слогов, особенно со стечением согласных. Из-за пробелов в грамматике, фонетике и лексике происходит недостаточно полное понимание литературных произведений.

При построении произвольной связной речи дети не могут связно излагать свои мысли, так как отсутствует правильная грамматическая связь, не передается логика событий. Сложные предложения заменяются более простыми.

Происходит замена слов как по звуковым, так и смысловым признакам. Наибольшую часть речевого запаса составляют существительные и глаголы. Из прилагательных употребляются преимущественно качественные, а относительные и притяжательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений.

Дети активно употребляют местоимения, но речь обедняется редким употреблением наречий.

На этом уровне возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети ищут правильное применение того или другого из них.

Бедность словарного запаса обуславливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечаются ошибки в словоизменении, нарушается синтаксическая связь слов в предложении [3].

В работах многих авторов (В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, Н. В. Рыжова, Н. А. Стародубова, Г. Р. Шашкина) указывается, что у детей с ОНР III уровня имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития.

Характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-логического мышления, моторики. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в неточности, слабости, ограниченности движений, это приводит к дефектному произношению, смазанности речи. Словесно - логическое мышление ниже возрастной нормы, наблюдаются затруднения при классификации предметов и признаков. Умозаключения не связаны друг с другом и бедны. Нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность[4].

В познавательно- личностном общении с взрослыми некоторые дети начинают отвлекаться, говорить на посторонние темы, другие же, наоборот, ведут себя спокойно, тихо, но на вопросы взрослых не отвечают, а иногда даже не слушают.

В общении между собой одни дети чрезмерно возбудимы, подвижны, трудно управляемы, другие вялы, не проявляют интереса к играм [2].

В начале XX века Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется развернутой фразовой речью, остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. На первый взгляд речь производит вполне благоприятное впечатление, дети охотно вступают в диалог, но остаточные явления аграмматизмов присутствуют [3].

Итак, при ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, но в зависимости от уровня варьируется степень тяжести. При третьем уровне общего недоразвития обиходная речь детей развернута, грубых лексических и грамматических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя. На первый взгляд, они несущественны, но их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение в школе. Степень усвоения учебного материала низкая, несмотря на внешнюю сформированность речи. Правила усваиваются плохо, поэтому ОНР III уровня необходимо вовремя диагностировать и устранять.

Библиографический список

1.Волкова, Л.С.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. педвузов [Текст] / под ред.: Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-480с.

2.Кузменкова,Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня[Текст]/Л.Н. Кузменкова//Логопед в детском саду.-2015.-№3.-С.24-29.

3.Логопедия. Теория и практика[Текст] / под ред. Т.Б. Филичевой.-изд.2-е, испр.и доп.- Москва: Эксмо,2018.-608с.

4. Микляева, Н. В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников [Текст] / Н. В. Микляева. – М.: Инфра-М, 2019. – 313 с.

5.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б. Филичева,Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.-М.:Дрофа,2010.-189с.

6. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическая характеристика включает в себя характеристику высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.

Проблема развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи актуальна в настоящее время. Становление когнитивных процессов оказывает большое воздействие на развитие личности ребенка в целом. [1]

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются слабая устойчивость внимания, низкий уровень его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи, явно снижена вербальная память, страдает эффективность запоминания. Дети часто забывают сложные установки, опускают значимые моменты, изменяют последовательность предложенных заданий.

Часто делают ошибки при описании предметов, картинок. У детей наблюдается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить поздно чем ровесники, отмечаются незначительный запас слов, аграмматизм.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий.

Т. С. Овчинникова, О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша, Т. Н. Синякова, Т. А. Фотекова, А. Н. Корнев, А. В. Ястребова, В. А. Ковшиков и др. Считают , что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, вторично страдает внимание. Это является одной из причин сложностей в обучении. [2].

Говоря о произвольной памяти у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи наблюдается: низкий объем продуктивного запоминания серии геометрических фигур; снижена слуховая память; низкий уровень развития опосредованного запоминания. [2].

Для данной категории детей типичен средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением объема зрительной памяти, трудности в узнавании предметов.

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина обнаружили сложности с запоминанием вербального материала и снижение продуктивности запоминания у детей общим недоразвитием речи. [4].

Особенность личностной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи заключается в несформированности выражения и высказывания своего эмоциональногосостояния, в отсутствии навыков распознавать эмоции других людей. У дошкольников с общим недоразвитием речи не сформированы самостоятельность, активность, воображение, у них нарушены игровые коммуникативные функции они не умеют планировать игровые действия. [2] .

По мнению Щербак С.Г. у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность развития словесно-логического мышления. У

них не сформированы обобщающие понятия. трудности в установлении причинно-следственных связей, в формулировке сходства и различия предметов по существенным признакам; непонимания значения слов, недоразвитие мыслительных операций. [5].

Отставание в развитии словесно - логического мышления проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико - грамматических конструкций, медленного усвоения причинно - следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности в операциях анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и построения логической последовательности. [5]

Мышление у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет следующие особенности:

- несформированность словесных обобщений;

- сложности в классификации предметов;

- сравнительный анализ по сходству и различию между предметами и явлениями окружающего мира осуществляется по незначительным признакам.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. [5].

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме.

Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующее на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Также у дошкольников с данным нарушением речи наблюдается неуверенность в себе, это сказывается на его общении с сверстниками. Ребенок часто испытывает тревожность, страх, проявляет агрессию к окружающим.

Если говорить о поведении ребенка с общим недоразвитием речи хотелось бы сказать о произвольном поведении. многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. [3].

Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии системы произвольной саморегуляции, под которой понимается способность ребенка к формированию произвольной самостоятельной деятельности[2,3].

У дошкольников с общим недоразвитием речи низкий уровень сформированности произвольного поведения они не могут управлять своим поведением не имеют способности проявлять самостоятельность в какой- либо деятельности, у них отсутствует стремление преодолевать какие-либо трудности. [4].

1. Бабина Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников. Онтогенез и дизонтогенез. / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М. : Прометей, 2013.

2. Золотова А. А. Исследование особенностей развития Высших психических функций (память, внимание) У детей с ОНР 6 года жизни. // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза.- 2018. № 16-2. С. 132-134.

3. Сырвачева Л.А. . Сравнительное изучение особенностей саморегуляции и произвольного поведения у дошкольников с ОНР и нормой речевого развития. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 196-198.

4. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.—М.: Просвещение, 1999.

5. Щербак С.Г. Словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). // Международный научный журнал. 2016. № 5-1. С. 66-67.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин­теллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь­ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е.Левина).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз­вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис­темы у детей с общим недоразвитием речи (Т. Б.Филичева).

При первом уровне речевого развития речевые средства ре­бенка ограничены, активный словарь практически не сформи­рован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мими­кой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названийпредметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практи­чески отсутствует понимание категории числа существитель­ных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие нахо­дится в зачаточном состоянии. Ограничена способность вос­приятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития рече­вая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лек­сики. Возможно использование местоимений, союзов и иног­да простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ре­бенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилага­тельных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фо­нетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличи­ем развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отме­чаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с умень­шительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять пред­логи, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифферен­цированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суф­фиксами.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка (Л.С. Выготский). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (внимание, восприятие различной модальности, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление), недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук.

Т.Б. Филичева также отмечает, что при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков.

Нередки у детей с общим недоразвитием речи и личностные проблемы: сниженная самооценка, коммуникативные нарушения, тревожность, агрессивность.

По мнению Г.В. Чиркиной у детей нестабильное и иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной.

Р. Е. Левина, Г.А. Каше, Т. А. Ткаченко, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Волкова отмечают, что при ОНР фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие фонематической стороны речи.

Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с ОНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость, недостатки произношения устранялись только в результате артикуляционной гимнастики и выработки правильного артикуляционного уклада того или иного звука. Автоматизация звуков крайне затруднена.

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва у детей с ОНР отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Одной из часто встречающиеся проблемой у детей старшего дошкольного возраста, является общее недоразвитие речи. Данное понятие используют для обозначения детей с нормальным, сохранным слухом и интеллектом, при этом имеются нарушения, отставания, либо отклонения в лексике, грамматики, фонетики.

ОНР сказывается не только на развитии фонетики, лексики, грамматики, но и на интеллектуальной, волевой, познавательной сфере ребенка. Дети старшего дошкольного возраста имеющее общее недоразвитие речи, имеют более слабое развитие зрительного восприятия, пространственного представления, памяти, внимания и мышления, чем у своих одногодок. У таких детей может проявляться мало активность, застенчивость, стеснение и неуверенность в себе.

Общее недоразвитие речи сказывается на развитии у детей интеллектуальной, познавательной и волевой сфер личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, заметно хуже, чем у ровесников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Такие дети малоактивны и не выступают инициаторами в общении. Ю. Ф. Гаркуши [2002] показывал, что у детей с ОНР может быть не сформирована мотивационная потребность в общении со сверстниками, возникают трудности в общении.

Категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна по составу, поэтому ее делят на три группы по клиническим проявлениям:

неосложненные формы общего недоразвития речи. У таких детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается минимальная мозговая дисфункция, эмоционально-личностная незрелость, регуляция мышечного тонуса и произвольной деятельности – слабая. Сохранны первичные зоны. Речедвигательный анализатор первично сохранен, но регуляция мышечного тонуса нарушена. Наблюдается изменения состояния зрительных и моторных функций (слабость точных движений пальцев рук, несформированность динамического и кинестетического праксиса).

Осложненные формы общего недоразвития речи – это детей с неврологическими и психопатическими синдромами : церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.

Для детей данной категории характерны выраженные неврологические симптомы:

1. Изменения в координированной работе анализаторных систем.

2. Нарушение состояния зрительных и моторных функций (изменения мышечного тонуса, имеется не сформированность общего и орального праксиса, слабые нарушения равновесия, координации движений, зрительно-пространственных представлений; нарушения в воспроизведении простых двигательных ритмов).

3. Недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, нарушение умственной работоспособности.

4. Эмоционально-личностная незрелость (состояния возбудимости, заторможенности, раздражительности, двигательной расторможенности; произвольности в поведении; истощаемость и переутомляемость в любой деятельности).

5. Присутствует владение речью и осознание её.

С точки зрения психолого-педагогического подхода, Левина Р. Е. выделила три уровня речевого развития, у детей с общим недоразвитием речи :

I уровень: у детей данного уровня не сформирована фразовая речь. Они имеют слабый словарный запас, большая часть состоит из звукоподражаний, звуковых комплексов. Звуковые комплексы дети сопровождают жестам, которые они придумали сами и не всегда понятны окружению. В речи больше преобладает лепетание, однословные предложения, жесты, определенная мимика, смыл который непонятен вне ситуации.

Словарь детей стоит из отдельных звуков, звукоподражаний, и некоторых легких слов, запас сильно ограничен. Происходит нарушение не только воспроизведение речи, но и восприятие чужой речи, у детей отсутствует понимание смысла слов, грамматических категорий. Также имеются проблемы в слоговой структуре, дети часто не могут произнести звуковые комплексы, которые состоят из 1-2 слогов. Артикуляция ребенка смазанная, произношение звуков неустойчивое, многие звуки недоступны для произношения. Фонематические процессы у детей, имеющих первый уровень речевого развития, находятся в зачаточном состоянии: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясен и невыполним звуковой анализ слова. Пассивный словарь, находится на первом уровне речевого развития, он шире активного. Поэтому создаться впечатление, дети все понимают, но сказать не могут.

II уровень: детей не только лепит и жесты, но и начинают появляться простые двух-трехсложные предложения, фразы самые легкие, выражающие предметы, действия. Качественный и количественный словарь имеет сильное отставание от возрастной нормы в старшем дошкольном возрасте, понимание многих слов не доступны доя понимания, они производят замену на знакомое им слово. Речь аграмматична: формы падежей употребляются неправильно, согласование частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. затруднено.

III уровень: отмечается развернутость фразовой речи, в речи используются простые предложения. Увеличивается объем словаря, используются части речи. Остаются трудности в употреблении предлогов, окончаний, и падежей. Остается нарушенной звуко-слоговая структура слова в трудных для ребенка словах. (Левина Р. Е. [2009])

У детей IV уровня наблюдается нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Также в речи ребенка может встречаться отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Остается недостаточная внятность, выразительность, немного вялая артикуляция, нечеткая дикция. Не до конца сформированы звуковые структуры, имеется смешение звуков. У детей проявляется не только недостатки фонетико-фонематического характера, но и некоторые нарушения смысловой речи. Дети испытывают трудность при дифференцированном обозначении пола, образование слов при помощи увеличительных суффиксов. На 4 уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявляются незначительные трудности в согласовании прилагательных с существительными. Но остаются сильные трудности в употреблении сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. (Филичева Т. Б. ,[1999])

В отечественной логопедии иметься две классификации речевых нарушений, первая – клинико- педагогическая, вторая- психолого-педагогическая, либо педагогическая (по Р. Е. Левиной). Они не противоречат одна другой, наоборот дополняют друг друга. Первая классификация опирается на традиционное для логопедии дружество с медициной, однако в отличие от клинической, виды речевых расстройств не имеют строгих форм заболеваний. Она направлена на коррекцию дефекта речи, а также на создание дифференцированного подхода к их преодолению (Волкова Л. С. ,[1998]).

У детей с общим недоразвитием речи отмечается : плохое, неустойчивое внимание; неустойчивое восприятие; снижением объема вербальной памяти и продуктивности запоминания; недостаточно развитое воображение; отставанием развития словесно-логического мышления; нарушение моторики; эмоционально-волевой незрелостью; низкой познавательной активностью; слабой регуляцией произвольности деятельности; трудностями в общении.

Процесс развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с отставанием, занимает больше времени, более трудоемкий процесс, по сравнению со сверстниками без речевых патологий. Происходит недоразвитие всех компонентов, которые учувствуют в формировании речи, степень и характер нарушения зависит от речевого развития ребенка.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Читайте также: