Что такое мир деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

г. Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

имени Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского города Ейска муниципального образования Ейский район

решение педсовета протокол №1

____________ Е.В. Ратникова

подпись руководителя ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(тип программы: комплексная/тематическая)

(срок реализации программы)

Юферова Нелли Григорьевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

1. ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

2. Требований к оформлению программ по внеурочной деятельности начального общего образования;

4. Программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ №2 им.Героя Советского Союза А.В.Ляпидевского г. Ейска МО Ейский район.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Программа надпредметного курса "Мир деятельности" для учащихся 1 - 4 классов общеобразовательной школы ориентирована на формирование у учащихся универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) и умения учиться в целом, определяющего успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.

Реализует новые цели и ценности образования, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе системно - деятельностного подхода.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

I. Организационно-рефлексивная : формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная : формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная : организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная : формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Основные принципы программы

Организация образовательной среды в учебном процессе по технологии деятельностного метода (ТДМ) обеспечивается системой дидактических принципов , построенных теоретическим способом, а именно:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности , поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности , так как мотивация к учебной деятельности в это время уже

в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности.

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

Приобретение знаний о способе выполнения действия.

Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся современные школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,

вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;

затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;

затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;

и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.

Однако на практике при формировании универсальных учебных действий второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

I. Организационно-рефлексивная : формирование регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная : формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная : организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная : формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

1. 2. Организация образовательного процесса

технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;

2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки , выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Курс имеет прекрасное методическое пособие с программой, тематическим планированием, сценариями каждого урока, а также за современные демонстрационные материалы, CD-диск с презентациями. В методическом пособии содержатся рекомендации по работе с демонстрационным и разрезным материалом, раскрываются смысл и цели каждого занятия.


Курс "Мир деятельности" под редакцией Л.Г. Петерсон ориентирован на формирование у учащихся начальной школы знаний об учебной деятельности и способах ее организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают ему успешно справляться с затруднениями.

Предлагаемый курс создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы, повышает мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению.

В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:


Программа курса прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться, а также позволяет придать процессу целостность и системность. Повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными Федеральным государственным стандартом на всех ступенях образования.


Людмила Георгиевна Петерсон

Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000…" АПК и ППРО, автор дидактической системы деятельностного метода обучения, автор непрерывного курса математики " Учись учиться" для дошкольников, начальной и средней школы, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

«Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

Все занятия построены в технологии деятельностного метода. Занятие открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.

Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

Технология деятельностного метода обеспечивает системное прохождение на каждом занятии 1 шага формирования всего комплекса УУД ФГОС

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

I. Организационно-рефлексивная.

II. Коммуникативная.

III. Познавательная.

IV. Ценностная.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Организационно-рефлексивная линия ( 9 часов).

У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности , её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги , а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).

  • самостоятельную и осознанную учебную деятельность детей;
  • системное формирование универсальных учебных действий (УУД) (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и личностных качеств;
  • комплексный педагогический мониторинг всех видов УУД.

В помощь учителю подготовлены программа курса, подробные сценарии, демонстрационный и раздаточный материал, презентации ко всем занятиям. Дети работают в учебном пособии с наклейками. Метапредметные знания, открытые детьми, фиксируются в виде эталонов, которые являются основными выводами, солью данного курса, карточки с этими эталонами дети хранят в своих индивидуальных папках.

Читайте также: