Инновационные психолого педагогические технологии в высшей школе

Обновлено: 08.07.2024

1. Инновационная направленность педагогической деятельности
Инновации в образовании

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем, воспитателем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Применительно к педагогическому процессу инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, т.е. в реализации инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Таким образом, учитель (воспитатель) может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности заключается в том, что, во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Во-вторых, непрерывное изменение объема, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к применению педагогических новшеств.

Раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, а сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, детских садов, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.


Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки


На сегодняшний день накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, воспитателя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, умения прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы.

Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, М.П.Щетинин, ЕА.Ямбург и другие, уже стали достоянием учительства всей страны.
Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В.Е.Гмурмана, В.В.Краевского, П.И.Карташова и других показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.
В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт отдельного педагога и опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы, или методиста детского сада.
Необходимость создания таких групп объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, автор педагогического новшества, или какой-либо конструктивной педагогической идеи, или технологии не всегда отдает отчет в их ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени и пр. В-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает
обоснованную научную и методическую инструментовку. В-четвертых, при изложении автором своих инноваций и путей их внедрения со стороны учителей-коллег может проявиться реакция "отторжения" в силу личностных особенностей как автора, так и его коллег. В-пятых, указанная группа способна взять на себя функции не только внедрения, но и последующего анализа и коррекции как в отношении отдельного учителя, так и педагогического коллектива. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей. Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности.


Критерии педагогических инноваций


Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового. Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила учебное заведение к тому, что рекомендованное нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом.
Отсутствие инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

1. Организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и др.);

2. Психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

3. учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

4. социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

5. лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Здоровьесберегающие педагогические технологии в условиях интеграции должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить группу технологий личностно ориентированного обучения, учитывающих особенности каждого ученика и направленных на возможно более полное раскрытие его потенциала. При этом необходимы: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;применение заданий , позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

3. Соболев Ю.Н. Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин / Ю.Н. Соболев, А.А. Александров // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: научный электронный журнал. – 2010. – № 2. – С. 82-86.

Образование в настоящее время входит в число основных государственных приоритетов многих стран мира. Большинство из них сегодня приступили к совершенствованию системы высшего образования, отвечающей современным требованиям и мировым стандартам. Качество образования в стране напрямую зависит от качества подготовки будущих специалистов, а именно формирования профессионально значимых личностных качеств и ключевых компетенций будущих специалистов. В связи с этим возрастает роль психолого-педагогических дисциплин при подготовке будущих профессионально компетентных и квалифицированных специалистов. Следует отметить, что преподавание дисциплин психолого-педагогического цикла часто не обеспечивает реализацию данной цели в условиях традиционной модели образования.

Цель статьи заключается в обосновании перспективности использования инновационного подхода в модернизации процесса психолого-педагогической подготовки в вузе.

В преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла превалируют вербальные технологии, формирующие теоретическую готовность студентов к профессиональной деятельности. Практическая готовность, как правило, возникает при непосредственном включении студентов в педагогическую деятельность. Поэтому на наш взгляд, перспективным является привнесение в практику психолого-педагогической подготовки педагогических инноваций, которые приблизят процесс обучения к проблемам развития личности студентов в процессе профессиональной подготовки, сделают изучение психолого-педагогических дисциплин более интересным, полезным, гуманистически-ориентированными.

По мнению А.И. Пригожего, инновации представляют собой целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения новые относительно стабильные элементы (новшества). Педагоги В.И. Загвязинский и М.М. Поташник под инновациями понимают нововведения, новообразования, возникающие в результате творчества. Н.Р. Юсуфбекова отмечает: инновационный процесс – это динамическое единство педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и эффективное использование в практике на научной основе. Т.Х. Оганесова в своем исследовании считает, что инновация – это творческое использование новаторского опыта педагогов-практиков и теоретических научных открытий, дающих положительный педагогический эффект. В. Кваша дает следующее определение данному понятию: «Инновация – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. В.А. Сластенин в своем исследовании расширяет данное понятие, считая, что инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы, формыобученияивоспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [3].

Применительно к процессу преподавания, это означает внедрение новой педагогической технологии, эффективно повышающей качество образования, которое будет содействовать развитию в студентов аналитических и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном потоке, умение решать проблемы.

В соответствии с этим важно уделять большое внимание самому процессу познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности и самостоятельности самого студента.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [2]. Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения [3].

В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Так как психолого-педагогические дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления.

Интерактивное обучение наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет в обзорной статье дать детальную характеристику каждого из них. Поэтому далее будут рассмотрены только наиболее общие и часто используемые методы и технологии интерактивного обучения.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

    дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализситуацийморальноговыбора и др.;

Игра – это форма деятельности (чаще– совместнойдеятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности обучающихся (может быть использована как на начальной стадии обучения – для входного контроля, так и на стадии завершения – для итогового контроля эффективности обучения); оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния – знания – в активное – умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сраз упосле обсуждения теоретического материала [1].

Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Тренинговые формы проведения занятий – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня квалификации будущего специалиста [3].

В заключение следует отметить, что использование интерактивных форм и методов в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе способствуют, во-первых, формированию профессионально значимых личностных качеств и ключевых компетенций будущих специалистов, во-вторых, развитие творческих и коммуникативных способностей личности, в-третьих, у студентов формируются самоорганизационные процессы (самоактуализация, самореализация, самооценка, самоутверждение).


МГПИ был создан в 1930 году на базе педагогического факультета 2 МГУ. Факультет был образован по инициативе психолога Корнилова К. Н., действовавшего в согласовании с Наркомпросом. Примечательна личность этого ученого, до конца дней своих заведовавшего кафедрой психологии Института.

Деятельность К. Н. Корнилова получила всемирную известность и признание. О нем помещены справки-статьи в крупнейших и авторитетнейших энциклопедиях развитых стран: БСЭ, Британской энциклопедии и т. д.

Но в МПГУ (МПГИ) было достаточно много факультетов, которые в несколько измененном виде сохранились и сегодня. Там работало значительное количество ученых (филологов, историков, дефектологов, математиков и т. д.), внесших значительный вклад не только в российскую, но и мировую культуру. Их научные школы не следует забывать, т. к. фундаментальные направления исследований с трудом поддаются восстановлению. Очень хорошо, что у нас имеется кафедра инновационных образовательных систем, помогающая развивать все указанные направления в образовании.

Обобщая все изложенное выше, отметим 3 важные положения:

  1. Мы считаем, что деятельность К. Н. Корнилова и других ученых МГПИ, действовавших в сотрудничестве с дирекцией Института и органами государственной власти, является образцом успешного взаимодействия управляющих государственных систем и научно-теоретической и практической работы профессорско-преподавательского состава. Это надо продолжить делать и в нынешнее время.

В современную эпоху глобализма Россия, как и другие страны мира, проходит через большие испытания. Серьезным ударам международного терроризма, не имеющего ни религии, ни национальности, подвергается европейская цивилизация. В то же время, между странами Запада и Россией нет согласия. Президент В. В. Путин справедливо заявил, что в основе культуры наших стран лежит христианство, а в политике дело не обходится без военной конфронтации. Мы не против развития демократии и рыночных отношений, но хотим обсуждать пути развития общества в этом направлении с США и странами ЕС на равной основе.

Сегодня результаты исследований нейронаук используются на мастер-классах во многих сферах жизни в развитых странах мира. Однако пока отсутствуют четко сформулированная и официально принятая нейропедагогика. Эта теория и технология воспитания и обучения детей и взрослых, основанные на использовании данных различных нейронаук. А между тем, их использование позволяет существенно поднять эффективность умственного воспитания (когнитивные технологии), значительно способствовать развитию способностей и одаренности (креативность), разумному управлению эмоциями (эмоциональный интеллект) и т. д. Внедрение указанных технологий нейронаук в образование различных стран, в том числе России, поможет воспитанию разумных и разносторонне развитых поколений людей, которые встанут на путь эволюционного, а не революционного изменения и развития общества.

В них впервые дано наиболее полное описание когнитивных процессов при создании зрительных образов (а зрение является ведущим анализатором для человека). Под нашим руководством аспирантами, магистрантами с участием дипломников разработаны указанные ниже когнитивные технологии в образовании:

Авторы этих технологий готовы при моем участии познакомить с ними на мастер-классах всех желающих преподавателей и студентов соответствующих факультетов (математического, иностранных языков, истории, изобразительного искусства) в порядке курсов повышения квалификации.

В МПГУ имеются и другие специалисты по нейронаукам и ТСО, с которыми было бы весьма желательно скооперироваться. Хочется надеяться на открытие магистратуры на кафедре социальной педагогики и психологии (заведует кафедрой проф. Леванова Е. А.), где имеются кадры преподавателей весьма высокой компетенции по предлагаемым проблемам.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, профессорско-преподавательский состав, высшее образование, изобразительное искусство, мировая культура, образование, Павлово, страна мира, США, эмоциональный интеллект.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные инновационные технологии в высшей школе

1.Теоретические основы современных технологий в образовании

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.

. технический метод достижения практических целей;

. совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;

. набор процедур и методов организации человеческой деятельности;

. средства, используемые для моделирования поведения человека

Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:

. принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

. принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;

. принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;

. принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;

. принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

2. Особенности гуманитарных педагогических технологий

Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.

Педагогическая система — основа технологического процесса. В. Беспалько. Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.

Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.

Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем.

Задачами педагогической технологии являются:

. отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;

. отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

. изучение действиям с технологическим инструментарием;

. развитие навыков технологического мышления;

. воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.

Ведущими признаками строгого представления о педагогической технологии являются:

. диагностичность описания цели;

. воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых);

. воспроизводимость педагогических результатов.

Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

3. Предметно-ориентированные технологии обучения. Технология полного усвоения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения представлено: содержанием и структурой учебной информации, комплексом задач, упражнений и заданий, являющихся средством формирования учебных и профессиональных навыков и умений, процессом накопления опыта профессиональной деятельности.

Методы обучения — это система способов деятельности преподавателя и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание и развитие студентов и учащихся.

Средства обучения — это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Психология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

. средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;

. результат деятельности (в том числе профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причём все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Если одно звено даст сбой, это сразу же скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех её составляющих.

Приводятся результаты исследований способностей учащихся Б. Блума при обучении разным предметам и отсутствии ограничения времени на изучение материала. Он выделил две категории учащихся: а) малоспособные, то есть те, кто не достигают заранее намеченного уровня знаний и умений; б) талантливые (5%) — могут учиться в высоком темпе; в) обычные ученики (90%), чьи способности определяются затратами учебного времени.

Вывод: при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Согласно технологии полного усвоения, различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения.

В рамках данной технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех студентов и учащихся к единому, чётко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

Основные характеристики технологии полного усвоения.

1. Общая установка учителя: ВСЕ студенты могут и должны освоить данный учебный материал полностью.

2. Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, раздела или большой темы.

Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности студентов и учащихся в виде планируемых результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формируются в виде умений (наблюдаемые действия, поведение), не допускающих расширенного или двойного толкования.

На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланированных целей.

Основная их особенность в том, что они закончены по смыслу
(содержательная целостность) и невелики по объёму. Обучающиеся должны постоянно держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять на его достижение, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели.

К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.

Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются.
Основное назначение текущих тестов — выявление необходимости коррекционной работы.

Коррекционный дидактический материал применяется при повторном объяснении после анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены студентами и школьниками.

Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, фрагменты видеофильмов, оборудование для индивидуальных экспериментов, и так далее вплоть до учебника. Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку не усвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения, даёт возможность студенту и ученику подобрать подходящий для него способ работы.

4. Технология концентрированного обучения.

Технология концентрированного обучения включает в себя состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачёт.

Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции.

Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки студентов и учащихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции — третье, ещё более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие обучающимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

Самостоятельная работа: самостоятельная проработка обучающихся так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально).

Цель: углублённое освоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т. д.

Практическая работа: цель — формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний (происходит непосредственно после восприятия и осмысления).

Зачёт: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений.
Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Преимущества концентрированного обучения

1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

2. Обеспечивает восприятие, углублённое и прочное усвоение обучащимися целостных завершённых блоков изучаемого материала.

3. Благотворно влияет на мотивацию учения.

4. Формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).

5. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований. Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки студентов и учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Появление нового способа сохранения информации и новых носителей этой информации (магнитные диски, дискеты, флоптикал-дискеты, компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно из величайших изобретений в истории человечества. Оно вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных технологий как о новом витке цивилизации.

Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы преподавателя - компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне занятий (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к занятиям и т.д.). Более того - изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции преподавателя и студента, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень ответственно. Отечественной педагогике сегодня необходимо проводить фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у студентов и учащихся комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление личности и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности обучающихся в процессе учебы.

6.Технология обучения как учебного исследования

Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

Содержание образования, его методы и средства структурируются таким образом, чтобы позволить обучающимся проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. В связи с этим разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал интегрируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими студентами и учащимися.

Итак, личностные новообразования обучающихся — главный критерий личностно- ориентированного обучения.

Образованность как совокупность знаний, умений и способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств студента и ученика, что выступает основной целью образования.

Читайте также: