Психолого педагогическая готовность как необходимый компонент школьной зрелости
Обновлено: 05.07.2024
Ключевые слова: ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ; ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ; ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; SCHOOL READINESS; SCHOOL MATURITY; PERSONAL READINESS; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS.
Аннотация: В статье рассматривается проблема готовности детей к школе, раскрываются основные компоненты школьной зрелости и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.
Начало школьного обучения является важным периодом для каждого ребенка. Переход в школу связано с изменениями в образе жизни детей, с установлением новых систем отношений и освоением учебной деятельности. Как показывает практика, многие первоклассники оказываются неготовыми к данным преобразованиям, что влияет на процесс обучения и адаптации к школьной жизни. В связи с этим подготовка детей дошкольного возраста к школе становится актуальнейшей проблемой современности.
Разработке данного вопроса посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова и других.
В психолого-педагогической литературе готовность к школе рассматривается как необходимый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития, которая позволяет ребенку успешно справляться с учебными нагрузками и режимом школьной жизни.
В.С. Мухина рассматривает школьную зрелость как желание и осознание ребенком необходимости обучения, возникающее как результат созревания социальных подструктур и появления внутренних противоречий, задающих мотивы учебной деятельности [1, с. 151].
И. Шванцара определяет готовность к школе как достижение ребенком такого уровня развития, который необходим для успешного освоения программы обучения. Он выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты школьной зрелости [4, с. 223].
А.В. Запорожец отмечал, что готовность к школьному обучению – это целостная система взаимосвязанных между собой качеств личности ребенка, в которую входят мотивационная сфера, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень формирования механизмов волевой регуляции и другие [2, с. 109].
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется на протяжении всего дошкольного возраста и является комплексным структурным образованием, включающим следующие взаимосвязанные компоненты: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, и социально-психологическую готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает собой развитие мыслительных процессов, как способность обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, анализировать и делать выводы. Ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенной широтой образных и пространственных представлений, развитой речью и познавательной активностью [6, с. 592].
Социально-психологическая готовность предполагает овладение ребенком навыками социального общения, умением устанавливать положительные отношения со сверстниками и взрослыми, включаться в детские сообщества, понимать и сопереживать другим и защищать свои интересы. Будущий школьник должен уметь согласовывать свои действия с другими, придерживаться общественных норм поведения [2, с. 111].
Эмоционально-волевая готовность включает в себя определенную степень формирования произвольности психических процессов (внимания, восприятия, памяти), самостоятельность действий, способность преодолевать посильные трудности, быстроту включения и выполнения работы, владение и следование основным правилам поведения, правильное реагирование на оценку и замечание взрослых, а также адекватную оценку результатов своей деятельности [3, с. 15]. Эмоционально-волевая зрелость проявляется в умении ставить цель, принимать решения, планировать дальнейшие действия, прилагать усилия для его достижения, и терпимо преодолевать возникшие препятствия.
Личностный компонент готовности к школе заключается в интересе ребенка к учебной деятельности, в желании получать новые знания, умения, навыки, и в его готовности к принятию новой социальной позиции школьника [4, с. 228].
Личностная готовность охватывает и уровень развития самосознания ребенка. Самооценка будущего первоклассника должна быть адекватной, а уровень притязаний соответствовать его реальным возможностям.
Важную роль в формировании личностной готовности к школе играет мотивационная сфера ребенка. Учебные интересы дошкольников и младших школьников побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Можно выделить шесть основных мотивов учебной деятельности:
1. Социальные мотивы, основанные на понимании ребенком общественной значимости и необходимости школьного обучения.
2. Учебно-познавательные мотивы, базирующиеся на стремлении ребенка получать новые знания, умения, навыки и желании учиться.
3. Оценочные мотивы, основанные на желании ребенка получить положительную оценку взрослых, их одобрение и расположение.
4. Позиционные мотивы проявляются в интересе ребенка к внешним атрибутам школьной жизни (к школьной форме, портфелю, учебникам и т. д.)
5. Внешние по отношению к школьному обучению мотивы, связанные с принуждением родителей посещать школу, не учитывая при этом интересы и потребности ребенка.
6. Игровой мотив основан на желании ребенка посещать школу ради игр, забав и общения со сверстниками и никак не связан с процессом обучения [7, с. 29].
Личностная готовность проявляется только в том случае, если ребенок осознает важность и необходимость посещения школы и желает получать новые знания, умения, навыки, то есть у него сформированы социальные и познавательные мотивы обучения [4, с. 229].
Подготовка детей к школьному обучению является важнейшей задачей педагогов и специалистов ДОУ и начинается задолго до перехода в школу. Во всех детских садах должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия по формированию личностной готовности дошкольников к школе.
Под психолого-педагогическими условиями нужно понимать определенную организацию воспитательно-образовательного процесса, включающую в себя совокупность средств, методов, приемов и форм реализации педагогической деятельности, конкретных способов взаимодействия его участников, информационную составляющую образования и особенности психологического микроклимата, обеспечивающую возможность реализации поставленных задач [5, с. 701].
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия подготовки детей к школе:
1. Применение активных форм, методов и приемов работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе.
2. Создание в детском саду развивающей предметно-пространственной среды, направленной на разностороннее развитие личности ребенка.
3. Осуществление сотрудничества педагогов с родителями по вопросу эффективной подготовки детей к школе [8, с. 148].
Можно предложить следующие формы и методы работы с детьми: беседы о школе, о роли и обязанностях ученика, о профессии учителя, о распорядке школьной жизни; экскурсии в школу и в школьную библиотеку, посещении и наблюдение уроков; чтение рассказов, заучивание стихов, рисование на школьную тематику; просматривание картинок, видеосюжетов и мультфильмов о школе; организация встреч с учителями начальных классов и первоклассниками [5, с. 702].
Нужно также подчеркнуть, что процесс формирования личностной готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. В связи с этим очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями. Можно предложить следующие формы работ по взаимодействию с родителями: родительские собрания и круглые столы, анкетирование, создание родительских уголков, включающих рекомендации, учебно-методический материал, картотеку игр и упражнений по подготовки детей к школе.
Использование всех этих форм и методов работы в комплексе будут способствовать развитию у детей мотивов учения и формированию личностной готовности к школе.
Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.
Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.
Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.
Содержание:
Что такое психологическая готовность к школе?
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.
Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.
Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.
Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Компоненты готовности
Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
Мотивационная готовность
Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:
- желание учиться, стремление получать новые знания;
- интерес к познанию мира;
- положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.
Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.
Интеллектуальная готовность
Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать, делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
Социально-личностная готовность
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- способность выполнять требования взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Эмоционально-волевая готовность
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при достижении цели;
- умение действовать по правилам.
У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.
Методы диагностики
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
- Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
- Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
- Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
- Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.
Активизируем познавательные способности
Обучаем взаимодействию
- Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
- Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.
Читайте также: