Почему школы учатся а студенты нет

Обновлено: 04.07.2024

Поступление в высшее учебное заведение — ответственное дело, которое порой приносит только разочарование, стресс и неопределенность.

Большинству студенческая жизнь кажется насыщенной и увлекательной: новый период жизни, знакомства и знания. Тем не менее, некоторые молодые люди не хотят и не готовы учиться, часть из них решает отчислиться из университета. Чаще всего это минутное желание или эмоциональный порыв, но иногда начатое доводят до конца. О причинах, которые толкают на этот шаг, — рассказывает Royal Cheese.

Период отсутствия свободы


В России только 15% учеников действительно заинтересованы в учебном процессе, все остальные борются с постоянными порывами бросить учебу по тем или иным причинам. Часть из них достаточно банальны, другие имеют более сложную основу.

Причина сознательного ухода из вуза может скрываться в школах, и в том, как учителя подготавливают детей к следующему шагу. Кажется, что в гимназиях, элитных, и самых обычных школах детей должны подготовить ко всему, в том числе и к следующему этапу жизни — университету. Взрослые натаскивали на ГИА, ЕГЭ, говорили о важности портфолио и участия в городских и краевых олимпиадах, настраивали на непрерывный интеллектуальный труд и бессонные ночи.

Поступив, ученики понимают, что баллы на выпускных школьных экзаменах не говорят об уровне знаний и навыков. Они попадают в атмосферу, где с ними больше никто не носится и не идет на уступки. Здесь каждый сам за себя. Новая атмосфера давит на психику, вызывает тревогу и разочарование, которые подкрепляются стрессом и страхом огорчить родителей.

В конце концов, у молодых людей существует только общее представление о том, что получить диплом необходимо, но нет понимания, чего конкретно, кроме заветной корочки, они могут достичь. Так, они нацеливают свою учебную деятельность только на высокие оценки, а не на опыт и знания, которые действительно могут помочь в работе.

Это жизнь


Другие причины ухода из университета довольно обычны. Здесь дело даже не в разочаровании учебным процессом, а в банальных жизненных ситуациях, которые могут коснуться каждого. Самая главная причина для многих — отсутствие финансовой обеспеченности, для некоторых это основной мотив не продолжать обучение после школы. Молодые люди из малообеспеченных семей, которые все же поступили, порой вынуждены отдавать предпочтение работе, а не занятиям, чтобы прокормить себя и свою семью.

Отличники-старшекурсники, которые действительно заинтересованы в специальности, ощущают себя более компетентными, а посещение пар воспринимают как бессмысленное занятие, часть из них бросает университет и идет работать. Иногда эта стратегия приносит успех, но случается и другая ситуация: отсутствие диплома и пробелы в знаниях тормозят развитие и продвижение по карьерной лестнице, а иногда и вовсе препятствуют найму.

Параллельно с учебой у студентов со стремительной скоростью развивается личная жизнь: первые романы, а иногда свадьбы и беременности. Для девушек именно это становится основной причиной бросить учебу. Смена образа жизни, повышенная ответственность, и новые, неизвестные ранее обязанности. При отсутствии серьезной поддержки со стороны родственников молодые мамы принимают решение отчислиться, другие берут академический отпуск, из которого выйдут через несколько лет, а может и не выйдут вовсе. Кому-то эти причины могут показаться тривиальными и не слишком убедительными, чтобы бросить обучение, тем не менее, для некоторых они достаточно весомы.

Бывшая студентка кафедры градостроительства Марина Гусач поделилась с редакцией своим опытом отчисления из университета:

Нестабильная психика и помощь


Студенчество часто сопряжено не только с трудностями восприятия и понимания необходимости учиться, или потребностью параллельно работать и обеспечивать себя, но и с тяжелым воздействием на психическое и эмоциональное состояние, которое и становится причиной покинуть университет.

Исследование NUS 2015 года показало, что 78% студентов испытывают проблемы с психическим здоровьем, а 33% опрошенных посещали мысли о самоубийстве. Ученые описали ситуацию как кризис психического здоровья у студентов, поскольку низкая удовлетворенность чаще встречается именно у людей от 16 до 24 лет, то есть в период активной учебы в колледжах и высших учебных заведениях. Ученики, которые совершенно не справляются с этим давлением, принимают решение отчислиться и найти счастье и стабильность в мире без пар и дисциплин. Конечно, все люди разные: некоторые поступали с уже имеющимися расстройствами, у других они усугубились из-за стресса и смены обстановки, что чаще встречается у иногородних и иностранных студентов. Давление со стороны профессоров и родителей, трудности в семье, бессонницы, постоянная зубрежка и труд приводят к полному истощению внутренних ресурсов, депрессии, а иногда и нервным срывам.

Это привело к появлению большого числа благотворительных организаций, в особенности за рубежом, которые принимают меры для решения проблем психического здоровья и повышения благосостояния студентов. Огромное количество студентов по всему миру нуждаются в поддержке и совете специалиста. Молодым людям не хватает опыта, а иногда и сил для решения проблем, с которыми они столкнулись в университете. А обратиться за советом к родителям или профессорам воспринимается как неуместное проявление слабости.

В России в крупных вузах созданы кабинеты психологической помощи. В основном они предназначены для работы со студентами с инвалидностью по состоянию физического или психологического здоровья, и держатся полностью на инициативе отдельных работников. Валерия Манина, кандидат психологических наук и доцент Оренбургского государственного аграрного университета уверена , что служба психологической помощи в высших учебных заведениях недостаточно развита, от чего страдает и эффективность оказываемой помощи.

В Высшей экономической школе центр психологического консультирования работает с 2003 года. К специалистам могут обратиться как студенты с вопросами и проблемами семейного или учебного характера, так и сотрудники учебного заведения. Однако обращение последних уместно только в том случае, если вопрос касается учеников и взаимодействия с ними. Кроме того, здесь проводятся занятия арт-терапией, тренинги по психологии и киноклуб. О необходимости подобных центров говорит количество обращений, которое возросло до двух тысяч в период с 2018 по 2019 года. Эта практика позволит повысить доверие к психологам среди молодежи, подверженной сильным эмоциональным переживаниям. Так, они научатся делиться своими проблемами, а не хранить все в себе, усугубляя ситуацию.

Несмотря на то, что такие схемы уже работают в некоторых вузах, пока что не существует согласованного минимального уровня поддержки психического здоровья, которую обязаны оказывать университеты. Все дело в неоднозначности оценки психики и нежелании студентов делиться своими проблемами. Такая поддержка может предотвратить не только потерю количества студентов на курсах, но и спасти чью-то жизнь.

Как я поняла вопрос: почему студенты не хотят ходить на все лекции, не утруждаются вникать в материал и не делают задания вовремя?

Как конкретно я могу ответить:
1. Я ходила на все лекции, потому что была старостой, потому что понимала, что "сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя". Потом стала забивать на лекции, потому что поняла, что для удовлетворительной сдачи экзамена смогу усвоить материал и за сутки. А универ в Петергофе, а вставать рано, а билеты на электричку всё дорожают, и всё в таком духе.
2. Университетское образование дает не столько безумные умения, сколько бесценный навык быстро и качественно выучиться. Потому нет смысла вникать в материал прямо сейчас. Для сдачи экзамена хватит среднего уровня, а при необходимости уже углубиться позже.
3. Смысл делать задания вовремя, если их, опять же, можно сделать все сразу, выделив на это некоторое количество дней.

Подводя итог, могу сказать, что такое безалаберное отношение студентов к процессу обучения я одобряю. Оно - неотъемлемая часть этого самого обучения, это лайтовая версия последующей взрослой жизни, и тут каждый проверяет себя, как только может. Каждый сам для себя вскоре решит, способен ли он мобилизовать все свои силы и спринтовать вот так, или же такой стресс непереносим, и нужно воспитать в себе дисциплину.

Раньше студенты хоть немного сами учили предметы, делали рефераты, чертили чертежи. А в настоящее время они только и знают что заказывают.
что же будет когда такой специалист закончит институт?

Ну это громко сказано, не все не хотят, кто-то усердно учится, и хочет получить знания и профессиональный опыт, использует производственную и педагогическую практику для приобретения опыта и навыков. Опять хаят студентов, то есть молодежь, да у нас прекрасная молодежь и прекрасные студенты, а таки, о которых вы здесь говорите очень мало, которые учатся только ради диплома. Я например, когда училась в институте - то я училась и учила, теперь поступила на 2 высшее 0 и опять учусь, потому что стремлюсь к лучшему будущему, зря вы так. А вообще каждому свое - им надо - ради бога, нам надо - мы получим желаемое. А самое отвратное в том, что именно хорошие специалисты не могут найти достойную работу без блата и связей. Вот в чем - главная проблема. А не в том, что кто учится, а кто-то учится за деньги или на трудах других людей.

Лучше больше обращали внимание на преподавателей, которые учить не хотят и всех студентов чуть ли таки быдлом считают.

Так чертежи и рефераты еще и защищать надо.. .
А для этого учить все же придется.. .
Раньше же не было такого, чтобы все было напечатано на компах (на которых, кстати, еще и не все работать могут) , да и время не у всех на это есть.. .
Я, конечно, понимаю, что главная задача ВУЗов - научить студентов искать и правильно подбирать информацию.. . Но проверка-то все равно идет на определенные знания.. . В этом и проблема нашего образования (и не только для студентов, но и для учащихся школ).. .
Кстати, мое мнение, что и ЕГЭ ввели в связи с тем, что детей сейчас не учат искать материал и самим его анализировать, а довели все учебу до зубрежки тех вещей, которые им в жизни и не пригодятся.. .

Сама студентка. Все всегда делаю сама, а преподаватели могут из-за небольшой ошибки (точнее не столько ошибки, а просто в учебниках могут незначительно расходиться даты, или какие-то со временем менялись) просто поставить "3", а тем кто скачал с интернета поставить "5". И какой после этого смысл делать что-либо самим?

наверно потому, что учиться надоело, работать не хочется. выход один, идти ЗАРАБОТЫВАТЬ! ( это не тоже самое, что работать)

мир меняется. Слишком много примеров, когда людям образование не помогает пробиться к желаемой жизни и наоборот, многие, не имея высшего образования, достигают всего на основе среднего соображения.
С другой стороны, гораздо больше соблазнов уйти от сложностей реального мира в те же игрушки, интернет, и т. д.

Даром преподаватели. Почему молодёжь не хочет учиться?

Вуз по подготовке сантехников

– Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

– Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли. Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас - от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно.

Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование - система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия - и не ходят. Дайте диплом - и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

– Повернуть регресс вспять возможно?

– Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование - мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование - зачем оно?

– Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

– Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой - сантехник, кто-то - в налоговой, многие - в банках, остальные - продавцы.

– Хотели выйти в люди - не вышло.

– Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.

– Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

– Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков.

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас - большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

– Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

– Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она - 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся - ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Читайте также: