Психология в деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.

Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.

Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).

Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.

Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей

Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.

Сформировавшееся представление о себе – самосознание.

Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:

· узнаёт себя в зеркале и на фото

· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)

· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)

· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)




Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе

Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе

Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.

2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.

самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себе самооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной. уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки.

3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.

Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).

реальное Я (кто я сейчас)

идеальное Я (каким хочу стать)

социальное Я (каким меня видят другие)

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.

Внимание – направленность и сосредоточенность соз­нания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыс­лит ли ученый, трудится ли рабочий).

Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.

Внешнее выражение внимания : человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.

Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.

Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления

внутреннее – на­правлено на собств. мысли, чувства, переживания

непроизвольное произвольное послепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.

(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).

Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).

Условия возникновения непроизвольного внимания:

• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).

• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).

• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)

Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.

Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.

Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.

Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).

Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.

Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей

Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.

Сформировавшееся представление о себе – самосознание.

Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:

· узнаёт себя в зеркале и на фото

· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)

· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)

· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)

Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе

Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе

Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.

2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.

самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себе самооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной. уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки.

3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.

Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).

реальное Я (кто я сейчас)

идеальное Я (каким хочу стать)

социальное Я (каким меня видят другие)

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.

Внимание – направленность и сосредоточенность соз­нания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыс­лит ли ученый, трудится ли рабочий).

Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.

Внешнее выражение внимания : человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.

Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.

Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления

внутреннее – на­правлено на собств. мысли, чувства, переживания

непроизвольное произвольное послепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.

(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).

Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).

Условия возникновения непроизвольного внимания:

• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).

• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).

• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)

Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.

Ознакомиться Назначить курс группе

    Березина А. В., Журавлева Е. А., Мельникова И. В., Чижова К. И.

Данный курс содержит учебную программу, включающую тематическое планирование учебной дисциплины из четырех структурных частей модулей, методических рекомендаций по их изучению, подробное описание практических и семинарских занятий, а также полное содержание курса лекций. Новизной курса является его практическая ориентированность, направленность на формирование у педагогов комплексного подхода к пониманию личности ребенка младшего школьного возраста и повышение психолого-педагогической компетентности в решении основных проблем обучения, воспитания и развития детей. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс адресован слушателям курсов повышения квалификации, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, завучам школ по учебно-воспитательной работе.

  • Модуль 1. Познание учителем начальных классов личностных свойств и качеств ребенка
    • Учебно-тематический план модуля 1
    • Содержание и последовательность изложения учебного материала модуля 1
      • Тема 1. Понятие межличностного познания в психологии
      • Тема 2. Основные компоненты и механизмы познания человека человеком
      • Тема 3. Влияние эффектов межличностного познания на процесс понимания педагогом личностных свойств детей
      • Тема 4. Проблема совершенствования способов межличностного познания у педагогов
      • Тема 5. Научно обоснованные способы познания личностных свойств детей педагогами
      • Практические занятия. Тренинг формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих педагогов
      • Методические рекомендации и пособия по изучению модуля 1
      • Учебная карта со схемой ориентировочной основы научных способов познания личностных свойств детей
      • Учебно-тематический план модуля 2
      • Содержание и последовательность изложения учебного материала модуля 2
        • Тема 1. Понятие о мотивах учения и их классификация. Мотивация учебной деятельности
        • Тема 2. Познавательная потребность как мотив учения
        • Тема 3. Диагностика мотивации учения у учащихся начальных классов
        • Тема 4. Психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся начальных классов
        • Практическое занятие
        • Методические рекомендации и пособия по изучению модуля 2
        • Учебно-тематический план модуля 3
        • Содержание и последовательность изложения учебного материала
          • Тема 1. Сущность процесса познания. Общая характеристика познавательной сферы младшего школьника
          • Тема 2. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательной сферы ребенка в начальной школе: диагностика, формирование, профилактика, мониторинг
          • Тема 3. Ощущение младшего школьника: диагностика и развитие
          • Тема 4. Диагностика и развитие качеств и свойств восприятия учащегося
          • Практическое семинарское занятие 1. Методики диагностики ощущений и восприятия
          • Практическое семинарское занятие 2. Развитие восприятия детей в учебной и внеучебной деятельности
          • Тема 5. Внимание младшего школьника: диагностика и развитие
          • Практическое семинарское занятие 3. Методики диагностики и развития внимания ребенка младшего школьного возраста в процессе обучения
          • Практическое семинарское занятие 4. Развитие внимания младших школьников детей в учебной и внеучебной деятельности
          • Тема 6. Память ученика начальной школы: диагностика и развитие
          • Практическое семинарское занятие 5. Формы и методы диагностики памяти
          • Практическое семинарское занятие 6. Методы, приемы и условия развития различных видов памяти младших школьников
          • Тема 7. Особенности мышления и речи учащихся: диагностика и развитие
          • Практическое семинарское занятие 7. Виды, типы и операции мышления
          • Практическое семинарское занятие 8. Диагностика особенностей мышления и речи детей младшего школьного возраста
          • Практическое семинарское занятие 9. Направленность процесса обучения на развитие мышления и речи учащихся
          • Методические рекомендации и пособия по изучению модуля 3
          • Учебно-тематический план модуля 4
          • Содержание и последовательность изложения учебного материала
            • Тема 1. Учение как деятельность и урок как форма его организации
            • Тема 2. Урок как форма организации учебной деятельности
            • Тема 3. Организация эффективного обучения на уроке
            • Тема 4. Умение учителя управлять деятельностью учеников
            • Тема 5. Оценивание знаний учащихся как обратная связь на уроке
            • Методические рекомендации и пособия по изучению модуля 4

            Тест к разделу Опубликован 15 января Модуль 1. Познание учителем начальных классов личностных свойств и качеств ребенка Авторы: Гришина А. А., Чижова К. И., Мельникова И. В., Журавлева Е. А., Березина А. В.

            Тест к разделу Опубликован 15 января Модуль 2. Мотивация учения у школьников начальных классов Авторы: Гришина А. А., Чижова К. И., Мельникова И. В., Журавлева Е. А., Березина А. В.

            Тест к разделу Опубликован 15 января Модуль 3. Формирование познавательной сферы учащихся начальных классов в процессе обучения Авторы: Гришина А. А., Чижова К. И., Мельникова И. В., Журавлева Е. А., Березина А. В.

            Тест к разделу Опубликован 15 января Модуль 4. Психологические особенности построения урока в начальной школе Авторы: Гришина А. А., Чижова К. И., Мельникова И. В., Журавлева Е. А., Березина А. В.


            К личности современного учителя начальных классов предъявляется ряд самых серьезных требований. Ряд свойств личности не являются врожденными. Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности ученика, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на ученика огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Какими социально-психологическими свойствами личности должен обладать современный учитель начальных классов? Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.

            Today the personality of the elementary school teacher should meet a number of serious requirements. Some personal skills are not inherited. Identification of the personal identities of the elementary school teacher relies on the theoretical explanation of the process of the professional self-identification. Every teacher is individual. When we discuss the development of the pupil's identity we forget about the teacher. Influence of the personality of the teacher is huge and pedagogic technics will never replace it. The statue of a school states the professional duties of a teacher. What social-psychological personal features should contempopary elementary school teacher have? That is why making a social-psychological profile will help elementary school teacher not only to sort oneself out but to make better the professional capabilities.

            Результативность профессиональной деятельности учителя начальных классов зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Можно выделить наиболее значимые для учителя начальных классов гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, красноречие и др.

            К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие.

            Роль личностных качеств учителя начальных классов несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.

            Личностные качества учителя начальных классов можно разделить на три группы.

            1. Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы — восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния — усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа.

            2. Психологические качества, характеризующие учителя начальных классов как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

            3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность (сочувствие, сопереживание), аттрактивность (позитивное чувство, состояние любви), красноречие и другие. [1, 2]

            Ученые сформулировали требования к процессу общения учителя и ученика. Это:

            - умение слушать ребенка;

            - взаимопонимание как основа;

            - способность перейти от воздействия к взаимодействию.

            Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств. [4]

            Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

            Каждый учитель — это личность. Когда говорят о формировании личности воспитанника, то забывается об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил. [3]

            Именно поэтому, составление социально-психологического портрета поможет учителю начальных классов разобраться как в себе, так в профессиональной деятельности.

            Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

            Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам. Чаще всего встречаются смешанные типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов. Поэтому, чтобы точно определить тип темперамента учителюможно использовать тест Айзенка. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

            Соционический тип поможет определить Тест Мегедь — Овчарова.

            Благодаря современным инновациям все виды тестирования можно пройти в интернете онлайн и получить подробные выводы и описание.

            Э. Шостром выделяет два типа личности — манипулятор и актуализатор (Шостром Э.).

            Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов

            Манипуляторы

            Актуализаторы

            ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств

            ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой

            НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать

            ОСОЗНАННОСТЬ (охотник, жиз-ненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни

            КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит под постоянным контролем не только себя, но и других, скрывая от них свои мотивы

            СВОБОДА (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своего мнения. Он хозяин своей жизни — субъект, а не объект

            ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым

            Своеобразно влияет на формирование социально-психологических качеств человека и его принадлежность к определенной религиозной конфессии.

            В настоящее время существует большое количество методик, которые помогают разобраться в себе. Только разобравшись в себе учитель начальных классов может составить свой социально-психологический портрет.

            При составлении социально-психологического портрета современного учителя начальных классов можно порекомендовать следующие методики:

            1. Тест Мегедь — Овчарова

            4. Метод Амтхауэра

            5. Методика Леонгарда — Шмишека

            6. Индивидуально-типологический опросник Л. Н Собчик

            7. Опросник Томаса

            8. Тест Сонди — Метод портретных выборов

            9. Методика диагностики самооценки

            10. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

            Таким образом, правильно разработанный социально-психологический портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать современный учитель начальных классов. [5, 6, 7]

            Изучение собственного психологического портрета, на наш взгляд, не только очень важно, но и очень полезно. Проделанные тесты помогают учителю лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера, а также — в профессиональной деятельности. Составив свой социально-психологический портрет, учитель может выявить какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться.

            Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Учителю нужно быть требовательным не только к окружающим, но в первую очередь к себе.

            Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности педагогов. Учителя начальных классов всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов являются базисными при становлении профессионального мастерства.

            1. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) — ISBN 5–98119–390–5.

            2. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).

            3. Никитина Л. Е. Психология личности. Учебник для высших учебных заведений. — М., 2003.

            4. Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения./ Учителю о педагогической технике. — М.: 2004.

            Основные термины (генерируются автоматически): класс, профессиональная деятельность, современный учитель, социально-психологический портрет, качество, личностное качество учителя, учитель, личность педагога, требование, высокий уровень.

            Похожие статьи

            Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых.

            Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества. Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире.

            Характерологические особенности личности учителя

            Характерологические особенности личности учителя. Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности.

            Специфика профессионально важных качеств учителя.

            Социально-психологические свойства личности современного. Определение личностных качеств учителя начальных классов предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения.

            Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки.

            иностранный язык, имидж, педагог, учитель, имидж учителя, имидж педагога, качество, образ, знание предмета, профессиональный имидж, внешний вид. Имидж современного учителя глазами учеников.

            Личность преподавателя в образовательном процессе

            Личностные качества педагога включают такие характеристики, как доброту, терпеливость

            Качества, которые являются негативными разрушают педагогическую деятельность

            То есть профессиональная позиция у таких педагогов проникает в их личную жизнь.

            Профессионально обусловленные требования к личности.

            Влияние личностных качеств педагога на формирование детской. Профессия педагога, это не просто транслирование знаний, а высокая миссия создания личности, становление человека в человеке.

            Результаты исследования развития профессиональной.

            Среди педагогов начальной школы были представлены: учителя начальных классов, учителя группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги.

            Влияние личностных качеств педагога на формирование.

            Основные личностные качества каждого индивида закладываются еще с детства, и потому предъявляются высокие требования к духовному, эмоциональному, психологическому уровню развития педагога, а так же к его моральным качествам.

            Образ современного педагога высшей школы

            Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

            Одними из важных характеристик, определяющих компетентность преподавателя, являются его личностные качества, такие как

            Зачем педагогу знать психологию?

            Сегодня школьное образование выдвигает на передний план задачу воспитать всесторонне развитую личность. Современный педагог остро нуждается в знаниях психологии, потому как лишь проведя анализ способностей и склонностей ученика, выявив его индивидуальные особенности характера, можно выстроить гармоничное общение с ребенком, вызвать у него интерес к знаниям, составить наиболее верный образовательный маршрут.

            Рассказываем подробно, какую роль психология играет в деятельности педагога и где можно освоить такие программы обучения.

            Кто это такой – педагог?

            Зачем педагогу знать психологию?

            Чтобы стать педагогом, необходимо пройти специальную подготовку, быть воспитанным и образованным человеком, любить детей и стремиться передать им свои знания и опыт, обладать стрессоустойчивостью и тягой к самосовершенствованию своих знаний и личности.

            Педагогика – это обширная научная область, которая не только ставит перед собой задачу формирования личности человека, но и изучает и разрабатывает эффективные методы для передачи знаний подрастающему поколению. Поэтому педагогом могут быть ученые, воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели высших учебных заведений, спортивные тренеры и инструкторы.

            Какие задачи стоят перед педагогом?

            Зачем педагогу знать психологию?

            Д еятельность педагога будет заключаться:

            в планировании, организации и проведении занятий;

            в формировании знаний и навыков;

            в выработке у воспитанников гармоничного взгляда на окружающий мир;

            в адаптации учеников к социуму;

            в развитии умственных и физических качеств;

            в формировании у людей психологической устойчивости и внутренней готовности к преодолению проблем и сложностей;

            в создании благоприятного климата для развития детей;

            в организации активной жизни учеников.

            Кроме всех перечисленных обязанностей, педагог еще взаимодействует с родителями своих воспитанников: проводит собрания, тестирования, отвечает на возникающие вопросы, консультирует индивидуально.

            Чтобы эффективно выполнять все эти действия, педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию своей собственной личности и профессиональных компетенций, владеть знаниями не только в педагогике, но и в психологии, и в других смежных дисциплинах.

            Зачем педагогу знать психологию?

            Зачем педагогу знать психологию?

            Психология – это основа педагогической деятельности, так как для развития личности ребенка нужно знать, как эту личность изучить. Именно навык психодиагностики ощутимо помогает педагогам, влияет на качество учебного и воспитательного процессов, а также на результаты, которые демонстрируют ученики.

            В своей работе педагоги сталкиваются со множеством трудностей: кто-то не умеет увидеть в ученике целостную личность, учесть все его проявления, выявить причинно-следственные отношения и наметить пути развития; а кто-то оценивает способности ученика только исходя из показателей успеваемости. Системные знания по психологии помогут избежать этих ошибок и добиться наилучшего результата в профессиональной деятельности.

            Знания психологии также помогут педагогу:

            стать надежным другом каждому ребенку;

            учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики;

            понимать сильные и слабые стороны ученика;

            выявить внутренние стремления ребенка, его потребности и мотивы;

            уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника;

            создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы;

            тактично и бесконфликтно общаться и взаимодействовать с коллегами;

            выстроить доверительные отношения с родителями.

            Все вышесказанное дает абсолютную уверенность в том, что современные педагоги остро нуждаются в психологических знаниях.

            Где педагогу получить знания по психологии?

            Зачем педагогу знать психологию?

            В условиях стремительных инноваций в сфере образования учителям и педагогам приходится многому учиться заново, а иногда даже переучиваться. Конечно, знания в области психологии учитель получает еще будучи студентом педагогического учебного заведения. Но, как признаются сами педагоги, зачастую этих знаний недостаточно. Начиная работать по специальности, они сталкиваются с нехваткой вспомогательных психологических навыков. И вот тут-то на помощь приходит дополнительное профессиональное образование.

            Множество обучающих организаций и заведений сейчас предлагают пройти программы профпереподготовки и повышения квалификации в режиме онлайн, что очень удобно в нынешней нестабильной ситуации. Онлайн-курсы – это также отличное решение для тех, кто хочет обучаться без отрыва от основной работы.

            ДПО по психологии подойдет педагогам, которые:

            желают лучше разбираться в себе и в людях;

            хотят изучить дополнительные психологические тактики, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;

            стремятся проводить консультации по психологии для детей и их родителей.

            Как выбрать программу обучения?

            Зачем педагогу знать психологию?

            Для того, чтобы выбрать курс по психологии, нужно учитывать свои планы на будущее, а также определиться, каких именно знаний недостает.

            Программа профессиональной переподготовки подойдет тем людям, которые хотят работать психологом, педагогом-психологом, актуализировать знания по психологии. Обучение будет длится не менее 250 часов, а после аттестации выдается диплом.

            Программа повышения квалификации поможет тем, у кого уже есть базовое образование по психологии, но требуются дополнительные знания. Длительность обучения – от 16 часов, после итоговой аттестации выдается удостоверение.

            Теперь осталось выбрать желаемое направление психологии.

            Практическая психология (семейная, детская, кризисная) предполагает непосредственную работу с клиентом, оказание ему психологической поддержки. После получения диплома вы можете заниматься частной практикой или работать в школе, кризисном центре, проводить индивидуальные или групповые консультации.

            Прикладная психология используется специалистами разных профессий: педагогами, тренерами, управленцами. В это направление включена социальная психология, которая изучает поведение человека и взаимодействие людей в обществе.

            Клиническая психология предполагает работу в области здравоохранения (психологические центры, государственные службы, больницы, диспансеры, санатории, реабилитационные и социальные центры, образовательные учреждения, в том числе для детей с ОВЗ).

            Читайте также: