Психология образовательной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Предмет педагогики

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Категории педагогики

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

  • Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
  • Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
  • Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
  • Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Психология образования" в других словарях:

Психология образования — отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — область прикладной психологии, изучающая особенности психической деятельности человека как субъекта учебной деятельности, динамику обучаемости в различные возрастные периоды, обусловленную особенностями памяти, внимания, мыслительных процессов … Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы … Толковый словарь по психологии

психология педагогическая — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного… … Большая психологическая энциклопедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.… … Википедия

Психология воспитания — Psychologie de l Éducation … Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия

Образованием называется специально организованная система условий, которая создается в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В образовательной системе осуществляется прием и передача опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, с помощью которой происходит управление развитием человека.

В буквальном смысле образование означает создание образа, некоторую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование понимают как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образовательная деятельность представляется единством деятельности педагога (преподавания) и деятельности обучаемых (учения).

Образование можно рассматривать в разных смысловых плоскостях:

1) образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов в виде учебных и научных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование);

2) образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;

3) образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

1) обучением, т. е. усвоением опыта предшествующих поколений;

2) воспитанием, т. е. воспитанием типологических качеств личности;

3) развитием человека, умственным и физическим.

Из этого следуют три компонента образования: обучение, развитие, воспитание.

Если проанализировать эти понятия, то можно составить более глубокое представление о внутреннем содержании категории образование, чтобы ответить на вопрос, из чего она состоит и что в себе содержит.

1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

а) на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

б) на развитие гражданского общества;

в) на укрепление и совершенствование правового государства;

2) содержание образования должно обеспечивать:

а) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

б) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

в) интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

г) формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

д) воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не заканчивается до конца жизни человека. Оно только изменяется по содержанию, целям.

До сих пор существует разделение образования на две ветви: гуманитарное и естественно-научное (технократическое) образование.

Этот разрыв может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В. Ф. Сидоренко, Г. Л. Ильин и др.). Этот третий путь образования – проектного есть способ формирования нового типа культуры – проектной культуры, или культуры Большого Дизайна.

Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Психология учебной деятельности

4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени

85. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

6.3. Этика и психология правоприменительной деятельности

6.3. Этика и психология правоприменительной деятельности Специалисты, по роду занятий имеющие дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и с точки зрения их

7.1. Психология оперативно-следственной деятельности

7.1. Психология оперативно-следственной деятельности Оперативно-розыскная деятельность является одной из прерогатив органов внутренних дел. Она регулируется специальными приказами и инструкциями, носящими преимущественно конфиденциальный характер. Значительная

88. Психология розыскной деятельности

88. Психология розыскной деятельности Розыскная деятельность следователя состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга следственных действий и тактических операций и включает в себя такие стадии:–?создание версии (обоснованного предположения, объясняющего

111. Психология прокурорской деятельности

111. Психология прокурорской деятельности Прокуратура является особым органом государственной власти, призванным осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ на всей территории страны. Согласно федеральному законодательству прокуратура

113. Психология адвокатской деятельности

113. Психология адвокатской деятельности Адвокат может участвовать в судебном разбирательстве как на стороне обвинения, так и на стороне защиты. Наиболее сложным в психологическом плане является выступление адвоката на стороне защиты, если его подзащитный совершил

Психология мнестической деятельности

Психология мнестической деятельности Запоминание и воспроизведениеДо сих пор мы останавливались на отдельных видах следов и особенностях их запечатления.Теперь мы должны дать характеристику специальной мнестической деятельности, иначе говоря, процессам

Психология деятельности. Импульсивное поведение[51]

Психология деятельности. Импульсивное поведение[51]

§ 1. Психология деятельности арбитражного суда

§ 1. Психология деятельности арбитражного суда Арбитраж — государственно санкционированное посредничество, защищающее нарушенные или оспариваемые права предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей — участников хозяйственных отношений путем

О рефлекторной деятельности нервной системы

О рефлекторной деятельности нервной системы Число рефлексов, сложность их и энергия в действиях ребенка увеличиваются именно потому, что мозговые полушария, требующие сна, действуют слабо в задерживании рефлексов.Связь рефлексов точно так же, как и самый рефлекс, может

4.1 Возможности наблюдения личностного развития обучающегося и оценки его направленности в результате образовательной деятельности (определение достижения надучебных результатов)

4.1 Возможности наблюдения личностного развития обучающегося и оценки его направленности в результате образовательной деятельности (определение достижения надучебных результатов) Как правило, основную ответственность за процесс обучения возлагают на

Образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.), представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление.

Человеку, если он должен стать

человеком, необходимо получить

1. Образование и образовательные системы

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.

Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам, с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образовательная деятельность понимается как единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого).

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, постдипломное образование).

Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.

Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования.

ОБРАЗОВАНИЕ Навыки Воспитание

«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации;

на развитие гражданского общества;

на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

До сих пор существует разделение образования на две ветви: гуманитарное и естественнонаучное (технократическое) образование. Этот разрыв может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г.Л. Ильин и др.). Этот третий путь образования – проектное есть способ формирования нового типа культуры – проектной культуры, или культуры Большого Дизайна.

Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования, междисциплинарная интеграция в технологии образования, ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

2. Стратегии формирования новых знаний и способностей

Педагогическая психология выделяет несколько стратегий формирования новых знаний, умений, развития способностей, которые могут применяться в учебном процессе: это стратегия интериоризации, стратегия экстериоризации, стратегия проблематизации и рефлексии.

Стратегия формирования психики – стратегия интериоризации . Согласно современной (деятельностной) психологии, для того чтобы сформировать у человека заданное психологическое образование (образ, понятие), необходимое прежде всего выделить ту деятельность, которую это понятие обслуживает, где такие понятия формируются в процессе развития деятельности. Понятия адекватно могут быть даны человеку только тогда, когда вводятся в функции обслуживания определенной деятельности.

Внутренняя психологическая деятельность имеет такой же орудийный, инструментальный характер, как и деятельность внешняя. В качестве этих орудий выступают системы знаков (прежде всего, язык), которые не изобретаются индивидом, а усваиваются им. Они имеют культурно-историческое происхождение и могут передаваться другому человеку только в ходе совместной (вначале обязательно внешней, материальной, практической) деятельности.

Приложение этой теории к практике реального обучения показало возможность формировать знания, умения и навыки с заранее заданными свойствами, как бы проектируя будущие характеристики психической деятельности.

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольно-корректи ровочной. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. Именно контрольная функция действия трактуется автором концепции как функция внимания.

Похожие страницы:

Психология профессиональной деятельности

Психология педагогической деятельности

Психология предпринимательской деятельности (2)

. Реферат Психология предпринимательской деятельности План . . Самореализация личности в предпринимательской деятельности 1. Основные параметры современного предпринимательства . Учитывая весьма высокий образовательный и квали­фикационный уровень российских .

Педагогическая психология. Учебник

. позиции включает: 1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности); 2) психологию учебной деятельности и ее субъекта — обуча­ющегося .

Психология и педагогика. Учебное пособие

. . Психология и педагогика: профессионал Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования 8.1. Психологические и педагогические основы деятельности образовательного учреждения .

Психологизация образовательного процесса – это систематическое и целенаправленное использование знаний из области психологии, разнообразных психологических методов, средств, технологий и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью модернизации и инновации системы национального образования.

Особенное значение в образовательном процессе имеет знание законов психического развития детей и их практическое применение. Данные знания и навыки крайне необходимы для разработки новых, более эффективных и действенных методов и средств воспитания и обучения. Кроме того, в настоящее время выявлена определенная зависимость развития психики ребенка и особенностей воспитания и обучения. В этой связи, используемые педагогами методы обучения, разработаны с учетом базовых закономерностей развития мышления, восприятия и памяти, волевой и чувственной сферы ребенка.

Знания по психологии помогут педагогу лучше понять и осознать значимость разнообразных видов детской деятельности, их влияние на развитие, воспитание и обучение ребенка. Кроме того, педагог будет организовывать данные виды деятельности более сознательно, определяя пути не только развивающего обучения, но и пути психического развития ребенка.

Приступая к работе с детьми, педагог должен в первую очередь понять и определить, что каждый ребенок получил от природы (способности), а что у него следует развивать под воздействием внешней среды. Данное знание предусматривает предварительное проведение психодиагностики и выполнение психолого-педагогического эксперимента по выявлению соответствующих свойств и качеств каждого ученика.

Развитие задатков у ребенка и постепенное превращение их в способности, является одной из основных задач воспитания и обучения, решение которой невозможно без знаний из области психологии. В структуру задатков и способностей входит большинство процессов, состояний и свойств человека. Знание психологической структуры способностей, особенностей и законов их формирования очень важно для правильного выбора методов, средств и приемов воспитания и обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Процессы воспитания и обучения представляют особую ценность в том случае, когда они направлены на повышение уровня психологического развития детей. Важным является умение определять актуальный уровень психологического развития ребенка, сопоставлять его с установленной нормой делать выводы о правильности или неправильности развития.

Психологизация образовательного процесса направлена на повышение уровня психологической компетенции тех, кто осуществляет педагогическую работу с ребенком и находится с ним в постоянном взаимодействии (педагоги, воспитатели, родители и т.д.).

Психологизация образовательного процесса подразумевает овладение педагогам комплекса фундаментальных психологических знаний (закономерности развития психики ребенка, уникальности и индивидуальность развития каждого ребенка, особенности развития базовых познавательных процессов и т.д.).

Задачи психологии в образовательном процессе

Задачи, стоящие перед психологией в образовательном процессе:

Задачи психологического сопровождения родителей (воспитанников, учащихся):

  1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) и их психологической компетентности.
  2. Оказание всесторонней поддержки родителями при возникновении сложных и кризисных ситуаций.
  3. Оказание необходимой психологической помощи в вопросах выстраивания детско-родительских и эмоционально-благоприятных отношений.
  4. Оказание родителям психологической помощи в приобретении опыта индивидуального и группового обсуждения проблем по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
  5. Оказание содействия родителям по обмену опытом между собой, предупреждение возникновения возможных ошибок в вопросах воспитания и трансляции собственного положительного примера.

Таким образом, значимость психологии в образовательном процессе очевидна. Знания по психологии способствуют разработке и внедрению инновационных методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей.

Читайте также: