Познавательно оздоровительный проект в доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Ярошевская Оксана Вячеславовна
Организация: МБДОУ детский сад №14
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Крымск
Введение
Летний период представляет собой уникальную возможность для организации и проведения мероприятий как физкультурно-оздоровительной направленности, так и работу по другим образовательным областям.
Особое внимание уделяется именно физкультурно-оздоровительному направлению проекта. Цель физкультурно-оздоровительного направления: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.
Самыми главными компонентами двигательного режима оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из пяти основных жизненно важных основных движений: бега и ходьбы, прыжков и лазанья, метания.
Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику: сюжетно-игровую, музыкально-спортивную, ритмическую гимнастику, а также с участием знаменитых спортсменов города Крымска, занимательная ООД, игры-соревнования и атракционы, закаливание (солнечные, воздушные и водные процедуры (с использованием плескательного бассейна), физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика (в том числе суджок-терапия), психогимнастика, спортивные и подвижные игры и упражнения - с целью повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма к болезням, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, и в конечном счете – всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение. Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Совместные мероприятия развивают в детях чувства прекрасного.
Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных моих задач – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального образования Крымский район
Адрес: Краснодарский край, г. Крымск, ул.Фадеева, 27
Состав проектной группы: Руководитель проекта – Ярошевская Оксана Вячеславовна, воспитатель, дети и родители подготовительной группы детского сада; медицинская сестра; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: оздоровительный, информационно-творческий.
По числу участников проекта: групповой (26-28 человек, все желающие).
По времени проведения: среднесрочный (июнь 2014 – август 2014).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум.
Организация детей: подготовительная группа детского сада № 14 г. Крымска.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность.
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов.
Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников ДОУ в летний период.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.
Учитывая, что летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе, мною был разработан образовательный проект.
Проблема:
Цель проекта: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ с учетом их индивидуальных особенностей в летний период.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
- Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
- Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
- Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов ДОУ и родителей.
- Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Гипотеза: увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования ЗОЖ, повышения двигательной активности, а также обогащения знаний, активизации мыслительных процессов.
Ожидаемые результаты:
Реализация задач проекта осуществляется по направлениям:
- Физическое развитие
- познавательно-речевое развитие;
- социально-личностное развитие ребенка;
- художественно-эстетическое развитие ребенка.
Задачи по направлениям:
Физическое развитие ребенка
- Создать условия для укрепления здоровья детей, повышение адаптационных возможностей детского организма
- Формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности.
- Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
- Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятию спортом.
Социально-личностное развитие ребенка
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Познавательно-речевое развитие
- Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели.
- Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, учить наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развивать познавательную активность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь, развивать речь ребенка.
Художественно-эстетическое развитие ребенка
- Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
- Создать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук.
- Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества
Модель реализации проекта
I блок
Календарно-тематическое планирование на летние месяцы
Июнь
22 июня «День медицинского работника
26 июня «День изобретателя и рационализатора
Июль
Август
21 августа « День государсвенного флага РФ (22 августа)
Особое внимание уделяется разделам, которые логически пронизывают весь проект:
Раздел 1. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правиа ухода за посудой (многоразовой и одноразовой).
Раздел 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.
Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоема. Основные ситуации. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами и т.д. Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.
Раздел 3. Гигиена труда и отдыха в летний период.
Для успешной реализации свободной деятельности детей дошкольного возраста в летний период в нашем ДОУ функционируют шесть центров:
Каждый центр представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, скамейками, необходимыми материалами. Каждый центр соответственно оформлен
Подведение итогов каждого месяца проводится по следующей системе -
Структура презентации мини-проектов:
А) Выставка продуктивной деятельности.
Б) Защитное слово (стихи по теме мини-проекта, музыкальные номера, инсценировки)
Актуальность: забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Цель проекта : Воспитание здорового образа жизни.
Задачи проекта :
Учить детей заботиться о своем здоровье, безопасности своего организма. Создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов в познавательной деятельности.
Привлечь пассивных родителей в совместную продуктивную деятельность
Методы: Анкетирование, беседы
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап: с 23 по 25 марта
Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
Определения целей и задач проекта. Воспитатели и родители
Изучения сайтов и подборка информации о полезных продуктов, витаминов и здоровым питании. Воспитатели Создание базы для реализации проекта
Составления плана основного этапа проектирования. Воспитатели Разработана стратегия решения возникших проблем
Основной этап: с 26 марта по 1 апреля
Мероприятия Тема Задачи Ожидаемый результат Участники
• Отгадывание загадок о овощах, фруктах и полезных продуктах.
Способствовать стремлению вести здоровый образ жизни и укреплять здоровье через режим питания. Дети получают знания о полезных продуктах, витаминах. Дети, воспитатели
Завершающий этап: 2-3 апреля
Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
Оформление физкультурного зала Воспитатели
Игровой тренинг Воспитатели, дети, родители Дети и родители принимают активное участие, получают знания и хорошее настроение
Оформление презентации проекта Воспитатели
5. https://www.kindereducation.com/ - "Дошколёнок".
Продолжительность проекта: июнь – август.
Тип проекта: познавательно-оздоровительный.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Место проведения : спортивная площадка и прогулочные участки на территории детского сада.
Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В связи с этим задача педагогов использовать это время для повышения уровня двигательной активности.
Потребность в новых знаниях и навыках обеспечения и поддержания здоровья дошкольников через элементы техники спортивных игр с использованием летних видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Развитие интереса у детей к летним видам спорта (велосипед, самокат).
- Сформировать у детей представление о летних видах спорта.
- Обогащать знания об основных элементов техники спортивных игр с использованием новых видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
- Формировать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни на основе использования средств физического развития.
- Развивать познавательные интересы.
- Воспитывать любовь к спорту, желание развиваться физически с использованием новых видов спортивного инвентаря.
- Обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста.
- Развивать у детей потребность в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
Принцип гуманизации - физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей.
Принцип индивидуальности - обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.
Принцип оздоровительный- обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности.
Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.
Ожидаемый результат проекта:
- Сформированность у детей представлений о летних видах спорта и новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
- Обогашение дошкольников знаниями об основных элементах техники спортивных игр с использованием новых видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
- Самостоятельное использование детьми новых видов спортивного инвентаря в двигательной активности.
- Активное участие родителей в проведении спортивных мероприятий в детском саду.
Этапы реализации проекта
Подбор иллюстрированного материала о новых видах спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
Инструктаж детей по предупреждению травматизма в играх со спортивным оборудованием.
Подбор материала для консультаций и выпуская валеологических газет для родителей по теме проекта.
Подбор игр и эстафет с использование новых видов спортивного летнего инвентаря.
Работа с детьми
Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о спорте летом.
Беседа с детьми об истории возникновения велосипеда и самоката.
Экскурсия в музей по данной теме.
Беседа с детьми о возникновении тенниса и бадминтона.
Разучивание стихотворений о новых видах спортивного инвентаря.
Подвижные и спортивные игры, катание на самокатах, велосипедах (эстафеты).
Рассматривание фотографий чемпионов по теннису, велоспорту и т.д. Раскраски о спорте летом рисование по желанию.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Какое место занимает физкультура в
Советы родителям о посещении ваших детей спортивных секций.
обеспечение возложенных на ДОУ задач по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в летний период, двигательной активности и всестороннего развития ребенка.
1. Создать условия, обеспечивающие оздоровление и безопасность детей в летний период.
2. Развивать познавательный интерес и экологическую культуру через исследовательскую и игровую деятельность.
3. Воспитывать привычку повседневной физической активности.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в образовательно-воспитательную деятельность детского сада.
Гипотеза: увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), повышения двигательной активности, а также обогащения знаний, активизации мыслительных процессов.
По продолжительности выполнения этот проект среднесрочный (с 03.06.19 г. по 31.08.19 г.)
По количеству участников: групповой (участники: педагоги, родители и дети всех возрастных групп)
Предполагаемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Привитие детям навыков экологической культуры.
Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающей действительности.
Принципы проекта:
поддержка разнообразия детства в летний оздоровительный период (ЛОП):
учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей (индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых;
систематичность и культуросообразность педагогического процесса;
принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;
комплексность и интегративность в деятельности специалистов;
взаимодействие ДОУ и семьи.
Участники проекта:
дети с 2-7 лет (всего 5 групп);
Механизм реализации проекта
Для реализации проекта разработана модель, которая представлена в виде следующих модулей:
Содержание работы
Организационный
включает два этапа:
первый связан с подготовкой ДОУ к летней оздоровительной работе: составление нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ в летний период; написание программы летней оздоровительной работы; проведение инструктажа с работниками по охране и укреплению здоровья детей в летний период, организация режима дня, режима питания, физического развития и воспитания детей. Приведение в порядок участков, разбивка цветников, огорода, обеспечение водоснабжения для полива зеленых насаждений;
на втором этапе подготовка выносного материала, оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям для работы с детьми и родителями.
Создание условий для всестороннего развития детей
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования в педагогический процесс ДОУ реализация проектов по данным образовательным областям осуществляется в соответствии основных линий развития ребенка и по комплексно-тематическому принципу.
Каждая неделя летнего месяца соответствует своей теме, в течение которой реализуется проект ( см. приложение 1).
Направление работы
Ответственный
1.Санитарно-гигиенические условия
Переход на режим дня в соответствии с тёплым периодом года
Приём детей на участках детского сада,
прогулка – 4-5 часов;
дневной сон - 2-2,5 часа;
НОД на свежем воздухе;
наличие акустической системы для музыкального фона.
ст. воспитатель, воспитатели
Организация водно-питьевого режима
Наличие чайников для охлаждённой кипячёной воды;
наличие одноразовых стаканчиков
Организация закаливающих процедур
Наличие индивидуальных полотенец для рук, ног;
индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла
2.Условия для физического развития
Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ
Наличие аптечки первой медицинской помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.
Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни
Наличие дидактического материала для:
Организация оптимального двигательного режима
Наличие физкультурного оборудования;
Проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция осанки, плоскостопия и др.);
Организация физкультурных занятий, праздников и досугов и развлечений
3.Условия для познавательного и экологического развития
Организация экскурсий и целевых прогулок
Организация труда и наблюдений в природе
Наличие цветника, мини огорода уголка природы в группах;
хоз. инвентаря (лопатки, лейки, грабли)
Организация игр с песком и водой
Наличие исправных песочниц на прогулочных участках;
наличие леек для обработки песка;
Ст. воспитатель воспитатели
4. Условия для развития художественного творчества и ручного труда
Организация художественного творчества детей
Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для художественного творчества детей (картон, цв. бумага, клей ножницы, нитки, ткань, природный и бросовый материал)
Организация выставок детского творчества.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Возрастная группа и время проведения
Ответственный
1.Организация двигательного режима
Приём, утренняя гимнастика на воздухе
Все возрастные группы
Все возрастные группы
Все возрастные группы
(3 раза в неделю)
Оздоровительная ходьба в пределах д/сада на развитие выносливости
Начиная со среднего дошкольного возраста
Дозированный бег на развитие выносливости
Все возрастные группы
(ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям)
Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упр. на развитие равновесия и т.д. )
Все возрастные группы
(ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально)
Подвижные игры на прогулке
Все возрастные группы
Физкультурные досуги и развлечения
Все возрастные группы
2. Закаливающие мероприятия
Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду)
Все возрастные группы (ежедневно, 2 раза в день)
Все возрастные группы (ежедневно)
Все возрастные группы
3. Лечебно-оздоровительная работа
Полоскание зева прохладной кипячёной водой
Все возрастные группы (после приёма пищи)
Все возрастные группы
Формы оздоровительных мероприятий в летний период
Формы работы
Условия организации
Ответственные
по группам (мин)
все возрастные группы
ежедневно перед завтраком
Занятия физической культурой
3 раза в неделю (до наступления жары)
с элементами соревнований;
с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол)
все возрастные группы (10-20)
упр. на развитие мелкой моторики;
упр. на развитие внимания и координации движений;
упр. на развитие равновесия;
упр. для активизации глазных мышц;
упр. на развитие правильной осанки;
Элементы видов спорта, спортивные упражнения:
ежедневно после дневного сна
Для всех возрастных групп - 3-5
Упражнения после дневного сна:
с предметами и без предметов;
на формирование правильной осанки;
сюжетные или игровые;
с простейшими тренажёрами
(гимн. мячи, палки, гантели, утяжелители, резиновые кольца);
на развитие мелкой моторики;
на координацию движений;
на развитие равновесия
групповая комната с постоянным доступом свежего воздуха
ежедневно после дневного сна
Для всех возрастных групп - 7-10
умывание прохладной водой;
солнечные и воздушные ванны
с учётом специфики и закаливающего мероприятия
по плану в зависимости от характера закаливающего мероприятия
по усмотрению медицинской сестры
Индивидуальная работа в режиме дня
с учётом специфики и индивидуальной работы
Праздники досуги, развлечения
Организационно-педагогическая и методическая работа с педагогами
Наименование мероприятий
Срок выполнения
Ответственный
за выполнение
1. Профилактическая работа
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в д/с и на детских площадках.
Инструкция по охране жизни и здоровья в летний период.
Ежедневный осмотр участков
(2 раза в день) для профилактики отравлений ядовитыми грибами и растениями
2. Организационно – методическая работа
Разработка плана на летний период с детьми, педагогами, родителями, социумом (перспективные, календарные, тематические)
Организация проведения консультаций для педагогов ДОУ:
Организация смотров-конкурсов среди педагогов ДОУ на лучшее:
- коллекций в группах;
- групп к новому учебному году;
Разработка методических рекомендаций по проведению подвижных и спортивных игр на свежем воздухе
Индивидуальная работа с педагогами (по возникшим вопросам)
3.Воспитательно-образовательная работа
Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса
воспитатели групп, муз. руководитель
Музыкальные и физкультурные развлечения
Музыкальные и спортивные праздники
Игровая деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей
Экскурсии и целевые прогулки
4. Контроль и руководство
- анализ календарных планов педагогов;
- организация инструктажа с детьми дошкольного возраста, закаливающих мероприятий, питания;
- соблюдения режима дня;
- готовность к ЛОП;
- готовность к новому учебному году.
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- организации педагогического процесса в ДОУ;
- соблюдение СанПиНа, правил внутреннего распорядка;
- проведение намеченных мероприятий;
-организация условий на прогулочных участках в соответствии с ФГОС ДО;
- закладка основных видов продуктов;
-соблюдение сезонного меню, требований к организации профилактических мероприятий.
Работа с родителями
Оформление информационных уголков для родителей по организации детского досуга в ЛОП;
Фотовыставка: «Лето - славная пора!
Консультации с родителями вновь поступающих детей.
Индивидуальные консультации по проблемам воспитания детей
(по мере необходимости):
Привлечение родителей к организации и проведению совместных летних мероприятий
(экскурсий, прогулок, досугов, праздников и др.)
Посильное участие родителей в озеленении участков и ремонта групп
Заключительный
Включает результативно-сравнительный анализ и подведение итогов летне-оздоровительной работы.
Необходимо отметить, чтобы деятельность детей была интересной и содержательной, педагог должен обладать творчеством и профессиональным мастерством. Для этого была продумана система методической работы, которая включает в себя: выставку методической литературы по работе с детьми в летний период, консультации для педагогов, индивидуальную работу с педагогами, организацию смотров-конкурсов среди педагогов и др.
Ни одна программа, даже самая лучшая не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому мы стараемся вовлечь в эту работу родителей наших воспитанников. Планируется большая работа по повышению педагогической культуры родителей:
информация в родительских уголках,
совместные праздники и развлечения.
Общие мероприятия для педагогов, детей и их родителей помогают взрослым лучше узнать друг друга, создается особый микроклимат, в основе которого лежат доверительные отношения между родителями и педагогами, т.е. обеспечивается здоровьесбережение и здоровьеформирование детей в летний период.
Рекомендуемые темы для комплексно-тематического планирования в ЛОП
Читайте также:
- План урока интернет технологии
- Какие изменения политики англии в британском содружестве произошли в 1930 е гг кратко
- Условия качества реализации образовательной деятельности в доу
- Какое влияние оказывает биосфера на литосферу гидросферу и атмосферу кратко
- Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему кратко