Познавательно оздоровительный проект в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ярошевская Оксана Вячеславовна

Организация: МБДОУ детский сад №14

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Крымск

Введение

Летний период представляет собой уникальную возможность для организации и проведения мероприятий как физкультурно-оздоровительной направленности, так и работу по другим образовательным областям.

Особое внимание уделяется именно физкультурно-оздоровительному направлению проекта. Цель физкультурно-оздоровительного направления: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

Самыми главными компонентами двигательного режима оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из пяти основных жизненно важных основных движений: бега и ходьбы, прыжков и лазанья, метания.

Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику: сюжетно-игровую, музыкально-спортивную, ритмическую гимнастику, а также с участием знаменитых спортсменов города Крымска, занимательная ООД, игры-соревнования и атракционы, закаливание (солнечные, воздушные и водные процедуры (с использованием плескательного бассейна), физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика (в том числе суджок-терапия), психогимнастика, спортивные и подвижные игры и упражнения - с целью повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма к болезням, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, и в конечном счете – всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение. Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. Совместные мероприятия развивают в детях чувства прекрасного.

Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных моих задач – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального образования Крымский район

Адрес: Краснодарский край, г. Крымск, ул.Фадеева, 27

Состав проектной группы: Руководитель проекта – Ярошевская Оксана Вячеславовна, воспитатель, дети и родители подготовительной группы детского сада; медицинская сестра; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: оздоровительный, информационно-творческий.
По числу участников проекта: групповой (26-28 человек, все желающие).
По времени проведения: среднесрочный (июнь 2014 – август 2014).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум.

Организация детей: подготовительная группа детского сада № 14 г. Крымска.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность.

На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов.

Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.

Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников ДОУ в летний период.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Учитывая, что летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе, мною был разработан образовательный проект.

Проблема:

Цель проекта: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ с учетом их индивидуальных особенностей в летний период.

Задачи:

  1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  2. Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.
  3. Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
  4. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов ДОУ и родителей.
  5. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Гипотеза: увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования ЗОЖ, повышения двигательной активности, а также обогащения знаний, активизации мыслительных процессов.

Ожидаемые результаты:

Реализация задач проекта осуществляется по направлениям:

  1. Физическое развитие
  2. познавательно-речевое развитие;
  3. социально-личностное развитие ребенка;
  4. художественно-эстетическое развитие ребенка.

Задачи по направлениям:

Физическое развитие ребенка

  • Создать условия для укрепления здоровья детей, повышение адаптационных возможностей детского организма
  • Формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности.
  • Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.
  • Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятию спортом.

Социально-личностное развитие ребенка

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познавательно-речевое развитие

  • Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели.
  • Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, учить наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать познавательную активность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь, развивать речь ребенка.

Художественно-эстетическое развитие ребенка

  • Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Создать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук.
  • Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества

Модель реализации проекта

I блок

Календарно-тематическое планирование на летние месяцы

Июнь

22 июня «День медицинского работника

26 июня «День изобретателя и рационализатора

Июль

Август

21 августа « День государсвенного флага РФ (22 августа)

Особое внимание уделяется разделам, которые логически пронизывают весь проект:

Раздел 1. Питание и здоровье.

Питание – основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правиа ухода за посудой (многоразовой и одноразовой).

Раздел 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.

Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоема. Основные ситуации. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами и т.д. Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.

Раздел 3. Гигиена труда и отдыха в летний период.

Для успешной реализации свободной деятельности детей дошкольного возраста в летний период в нашем ДОУ функционируют шесть центров:

Каждый центр представляет собой специально организованное пространство: затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, скамейками, необходимыми материалами. Каждый центр соответственно оформлен

Подведение итогов каждого месяца проводится по следующей системе -

Структура презентации мини-проектов:

А) Выставка продуктивной деятельности.

Б) Защитное слово (стихи по теме мини-проекта, музыкальные номера, инсценировки)

Актуальность: забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Цель проекта : Воспитание здорового образа жизни.

Задачи проекта :

Учить детей заботиться о своем здоровье, безопасности своего организма. Создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов в познавательной деятельности.

Привлечь пассивных родителей в совместную продуктивную деятельность

Методы: Анкетирование, беседы

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап: с 23 по 25 марта

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

Определения целей и задач проекта. Воспитатели и родители

Изучения сайтов и подборка информации о полезных продуктов, витаминов и здоровым питании. Воспитатели Создание базы для реализации проекта

Составления плана основного этапа проектирования. Воспитатели Разработана стратегия решения возникших проблем

Основной этап: с 26 марта по 1 апреля

Мероприятия Тема Задачи Ожидаемый результат Участники

• Отгадывание загадок о овощах, фруктах и полезных продуктах.

Способствовать стремлению вести здоровый образ жизни и укреплять здоровье через режим питания. Дети получают знания о полезных продуктах, витаминах. Дети, воспитатели

Завершающий этап: 2-3 апреля

Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

Оформление физкультурного зала Воспитатели

Игровой тренинг Воспитатели, дети, родители Дети и родители принимают активное участие, получают знания и хорошее настроение

Оформление презентации проекта Воспитатели

5. https://www.kindereducation.com/ - "Дошколёнок".

Продолжительность проекта: июнь – август.

Тип проекта: познавательно-оздоровительный.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.

Место проведения : спортивная площадка и прогулочные участки на территории детского сада.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В связи с этим задача педагогов использовать это время для повышения уровня двигательной активности.

Потребность в новых знаниях и навыках обеспечения и поддержания здоровья дошкольников через элементы техники спортивных игр с использованием летних видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).

  1. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  2. Развитие интереса у детей к летним видам спорта (велосипед, самокат).
  1. Сформировать у детей представление о летних видах спорта.
  2. Обогащать знания об основных элементов техники спортивных игр с использованием новых видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
  3. Формировать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни на основе использования средств физического развития.
  4. Развивать познавательные интересы.
  5. Воспитывать любовь к спорту, желание развиваться физически с использованием новых видов спортивного инвентаря.
  6. Обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста.
  7. Развивать у детей потребность в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

Принцип гуманизации - физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей.

Принцип индивидуальности - обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.

Принцип оздоровительный- обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности.

Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.

Ожидаемый результат проекта:

  1. Сформированность у детей представлений о летних видах спорта и новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
  2. Обогашение дошкольников знаниями об основных элементах техники спортивных игр с использованием новых видов спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).
  3. Самостоятельное использование детьми новых видов спортивного инвентаря в двигательной активности.
  4. Активное участие родителей в проведении спортивных мероприятий в детском саду.

Этапы реализации проекта

Подбор иллюстрированного материала о новых видах спортивного инвентаря (велосипед, самокат, теннис, бадминтон).

Инструктаж детей по предупреждению травматизма в играх со спортивным оборудованием.

Подбор материала для консультаций и выпуская валеологических газет для родителей по теме проекта.

Подбор игр и эстафет с использование новых видов спортивного летнего инвентаря.

Работа с детьми

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о спорте летом.

Беседа с детьми об истории возникновения велосипеда и самоката.

Экскурсия в музей по данной теме.

Беседа с детьми о возникновении тенниса и бадминтона.

Разучивание стихотворений о новых видах спортивного инвентаря.

Подвижные и спортивные игры, катание на самокатах, велосипедах (эстафеты).

Рассматривание фотографий чемпионов по теннису, велоспорту и т.д. Раскраски о спорте летом рисование по желанию.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Какое место занимает физкультура в

Советы родителям о посещении ваших детей спортивных секций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обеспечение возложенных на ДОУ задач по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в летний период, двигательной активности и всестороннего развития ребенка.

1. Создать условия, обеспечивающие оздоровление и безопасность детей в летний период.

2. Развивать познавательный интерес и экологическую культуру через исследовательскую и игровую деятельность.

3. Воспитывать привычку повседневной физической активности.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в образовательно-воспитательную деятельность детского сада.

Гипотеза: увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), повышения двигательной активности, а также обогащения знаний, активизации мыслительных процессов.

По продолжительности выполнения этот проект среднесрочный (с 03.06.19 г. по 31.08.19 г.)

По количеству участников: групповой (участники: педагоги, родители и дети всех возрастных групп)

Предполагаемый результат:

Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.

Привитие детям навыков экологической культуры.

Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающей действительности.

Принципы проекта:

поддержка разнообразия детства в летний оздоровительный период (ЛОП):

учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей (индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых;

систематичность и культуросообразность педагогического процесса;

принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;

комплексность и интегративность в деятельности специалистов;

взаимодействие ДОУ и семьи.

Участники проекта:

дети с 2-7 лет (всего 5 групп);

Механизм реализации проекта

Для реализации проекта разработана модель, которая представлена в виде следующих модулей:


Содержание работы

Организационный

включает два этапа:

первый связан с подготовкой ДОУ к летней оздоровительной работе: составление нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ в летний период; написание программы летней оздоровительной работы; проведение инструктажа с работниками по охране и укреплению здоровья детей в летний период, организация режима дня, режима питания, физического развития и воспитания детей. Приведение в порядок участков, разбивка цветников, огорода, обеспечение водоснабжения для полива зеленых насаждений;

на втором этапе подготовка выносного материала, оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям для работы с детьми и родителями.

Создание условий для всестороннего развития детей

В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования в педагогический процесс ДОУ реализация проектов по данным образовательным областям осуществляется в соответствии основных линий развития ребенка и по комплексно-тематическому принципу.

Каждая неделя летнего месяца соответствует своей теме, в течение которой реализуется проект ( см. приложение 1).

Направление работы

Ответственный

1.Санитарно-гигиенические условия

Переход на режим дня в соответствии с тёплым периодом года

Приём детей на участках детского сада,

прогулка – 4-5 часов;

дневной сон - 2-2,5 часа;

НОД на свежем воздухе;
наличие акустической системы для музыкального фона.

ст. воспитатель, воспитатели

Организация водно-питьевого режима

Наличие чайников для охлаждённой кипячёной воды;

наличие одноразовых стаканчиков

Организация закаливающих процедур

Наличие индивидуальных полотенец для рук, ног;

индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла

2.Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ

Наличие аптечки первой медицинской помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.

Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни

Наличие дидактического материала для:

Организация оптимального двигательного режима

Наличие физкультурного оборудования;

Проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция осанки, плоскостопия и др.);

Организация физкультурных занятий, праздников и досугов и развлечений

3.Условия для познавательного и экологического развития

Организация экскурсий и целевых прогулок

Организация труда и наблюдений в природе

Наличие цветника, мини огорода уголка природы в группах;

хоз. инвентаря (лопатки, лейки, грабли)

Организация игр с песком и водой

Наличие исправных песочниц на прогулочных участках;

наличие леек для обработки песка;

Ст. воспитатель воспитатели

4. Условия для развития художественного творчества и ручного труда

Организация художественного творчества детей

Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для художественного творчества детей (картон, цв. бумага, клей ножницы, нитки, ткань, природный и бросовый материал)

Организация выставок детского творчества.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Возрастная группа и время проведения

Ответственный

1.Организация двигательного режима

Приём, утренняя гимнастика на воздухе

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Все возрастные группы

(3 раза в неделю)

Оздоровительная ходьба в пределах д/сада на развитие выносливости

Начиная со среднего дошкольного возраста

Дозированный бег на развитие выносливости

Все возрастные группы

(ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям)

Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упр. на развитие равновесия и т.д. )

Все возрастные группы

(ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально)

Подвижные игры на прогулке

Все возрастные группы

Физкультурные досуги и развлечения

Все возрастные группы

2. Закаливающие мероприятия

Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду)

Все возрастные группы (ежедневно, 2 раза в день)

Все возрастные группы (ежедневно)

Все возрастные группы

3. Лечебно-оздоровительная работа

Полоскание зева прохладной кипячёной водой

Все возрастные группы (после приёма пищи)

Все возрастные группы

Формы оздоровительных мероприятий в летний период

Формы работы

Условия организации

Ответственные

по группам (мин)

все возрастные группы

ежедневно перед завтраком

Занятия физической культурой

3 раза в неделю (до наступления жары)

с элементами соревнований;

с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол)

все возрастные группы (10-20)

упр. на развитие мелкой моторики;

упр. на развитие внимания и координации движений;

упр. на развитие равновесия;

упр. для активизации глазных мышц;

упр. на развитие правильной осанки;

Элементы видов спорта, спортивные упражнения:

ежедневно после дневного сна

Для всех возрастных групп - 3-5

Упражнения после дневного сна:

с предметами и без предметов;

на формирование правильной осанки;

сюжетные или игровые;

с простейшими тренажёрами

(гимн. мячи, палки, гантели, утяжелители, резиновые кольца);

на развитие мелкой моторики;

на координацию движений;

на развитие равновесия

групповая комната с постоянным доступом свежего воздуха

ежедневно после дневного сна

Для всех возрастных групп - 7-10

умывание прохладной водой;

солнечные и воздушные ванны

с учётом специфики и закаливающего мероприятия

по плану в зависимости от характера закаливающего мероприятия

по усмотрению медицинской сестры

Индивидуальная работа в режиме дня

с учётом специфики и индивидуальной работы

Праздники досуги, развлечения

Организационно-педагогическая и методическая работа с педагогами

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственный

за выполнение

1. Профилактическая работа

Инструкция по охране жизни и здоровья детей в д/с и на детских площадках.

Инструкция по охране жизни и здоровья в летний период.

Ежедневный осмотр участков

(2 раза в день) для профилактики отравлений ядовитыми грибами и растениями

2. Организационно – методическая работа

Разработка плана на летний период с детьми, педагогами, родителями, социумом (перспективные, календарные, тематические)

Организация проведения консультаций для педагогов ДОУ:

Организация смотров-конкурсов среди педагогов ДОУ на лучшее:

- коллекций в группах;

- групп к новому учебному году;

Разработка методических рекомендаций по проведению подвижных и спортивных игр на свежем воздухе

Индивидуальная работа с педагогами (по возникшим вопросам)

3.Воспитательно-образовательная работа

Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса

воспитатели групп, муз. руководитель

Музыкальные и физкультурные развлечения

Музыкальные и спортивные праздники

Игровая деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей

Экскурсии и целевые прогулки

4. Контроль и руководство

- анализ календарных планов педагогов;

- организация инструктажа с детьми дошкольного возраста, закаливающих мероприятий, питания;

- соблюдения режима дня;

- готовность к ЛОП;

- готовность к новому учебному году.

- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;

- организации педагогического процесса в ДОУ;

- соблюдение СанПиНа, правил внутреннего распорядка;

- проведение намеченных мероприятий;

-организация условий на прогулочных участках в соответствии с ФГОС ДО;

- закладка основных видов продуктов;

-соблюдение сезонного меню, требований к организации профилактических мероприятий.

Работа с родителями

Оформление информационных уголков для родителей по организации детского досуга в ЛОП;

Фотовыставка: «Лето - славная пора!

Консультации с родителями вновь поступающих детей.

Индивидуальные консультации по проблемам воспитания детей

(по мере необходимости):

Привлечение родителей к организации и проведению совместных летних мероприятий

(экскурсий, прогулок, досугов, праздников и др.)

Посильное участие родителей в озеленении участков и ремонта групп

Заключительный

Включает результативно-сравнительный анализ и подведение итогов летне-оздоровительной работы.

Необходимо отметить, чтобы деятельность детей была интересной и содержательной, педагог должен обладать творчеством и профессиональным мастерством. Для этого была продумана система методической работы, которая включает в себя: выставку методической литературы по работе с детьми в летний период, консультации для педагогов, индивидуальную работу с педагогами, организацию смотров-конкурсов среди педагогов и др.

Ни одна программа, даже самая лучшая не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому мы стараемся вовлечь в эту работу родителей наших воспитанников. Планируется большая работа по повышению педагогической культуры родителей:

информация в родительских уголках,

совместные праздники и развлечения.

Общие мероприятия для педагогов, детей и их родителей помогают взрослым лучше узнать друг друга, создается особый микроклимат, в основе которого лежат доверительные отношения между родителями и педагогами, т.е. обеспечивается здоровьесбережение и здоровьеформирование детей в летний период.

Рекомендуемые темы для комплексно-тематического планирования в ЛОП

Читайте также: