Психологические механизмы формирования деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

что в процессе упражнения происходит построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую? структуру. Н.А. Бернштейн выделяет пять таких уровней, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу, и кончая высшим — кортикальным. В каждом навыке ка­кой-то уровень будет ведущим — остальные фоновыми. (Например: осанка — руброспинальный уровень; письмо -4 кортикальный.) При изменении условий деятельности мо-i жег быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый этап выработки двигательного навыка—I это активная психомоторная деятельность/образующая на­вык в содержательном и исполнительном аспектах.

Формирование двигательного навыка представляет собой^ целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз раз­ного смысла и качественно различных механизмов. Выра­ботка двигательного навыка есть смысловое цепное дей-3 ствие.

Впостроении любого навыка Н.А. Бернштейн выделяв 1 ^
два периода. >

Первый период — собственно построение навыка. Основ-^ ная задача операций первого периода — обеспечить точность и стандартность выполнения навыка. Он включает фазы:

установления ведущего уровня. На этой фазе определя­
етсятот мозговой уровень, который доминирует в началь*
ной стадии построения навыка. Эта фаза практически пред­
решена. В детстве это уровень пространственной ориентации,
у взрослых — уровень предметного действия. Указанные^
уровни держат монополию на роль ведущих на начальной]
стадии всех формируемых навыков;

определения двигательного состава навыка, т. е, фор-J
мы и внешнего характера движения. В этой фазе происхо­
дит индивидуальное согласование особенностей двигатель-^
ного состава и личностных свойств субъекта;

Автоматизация — это переключение ряда координиру­ющих элементов двигательного акта на ниже лежащие уров

ни, более адекватные именно для этих коррекций.Автома­тизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уров­нем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознатель­ные фоновые цели коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма та­ких частей навыков называется машинальными действиями. Второй период— стабилизации. Осуществляется расши­рение того диапазона внешних и внутренних условий, в гра­ницах которых реализация навыка будет эффективной. Вто­рой период включает фазы:

срабатывания элементов навыка. Как сказано выше,
корректировка навыка осуществляется на различных моз­
говых уровнях. Переработка информации обеспечивается
фоновыми и ведущим уровнями. Этот процесс должен быть
внутренне согласованным. Трудность срабатывания в том,
что все потоки информации и коррекционных сигналов по­
падают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так
называемое явление симультанной интерференции. Если
она протекает болезненно, то появляется плато уже автома­
тизированного действия, т. е. навык не совершенствуется, а
стабилизируется на одном уровне;

стандартизации. Идет борьба за то*, чтобы движение не
выходило за уровень допустимой вариативности* ЦНС вы­
рабатывает для стандартизации определенные коррекции и
автоматизмы, направленные на сохранение у движения ус­
тойчивой формы;

стабилизации. Отрабатывается стабильность двигатель­
ного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям.
В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и
внутренние помехи и осложнения. Особое внимание следует
обратить на возможность деавтоматизации навыка. Деавто-
матизация — частичный иди полный распад навыка.Деав-
томатизация возникает, когда по какой-то причине подчи­
ненный уровень становится ведущим или когда движение
само переключается на иной, непривычный ему уровень.
На основе этого механизма разработан метод искусственной
деавтоматизации.

Несмотря на сложность навыка, реальный процесс запе-чатления необходимых связей может происходить молние-

tmm2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ£ССЖ)НАШЮЙ ДШИЬНОСТИ

§5. Психологические механизмы формирован*! дмтвяьностм

носно быстро* Это объясняется многоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состо­ит в том, что там, где есть развитие, каждое следующее уп­ражнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его^Фак-тически идет повторение без повторения. При формировании навыка упражнение представляет собой не повторение дви­жения, а его построение. Правильно проводимое упражне­ние повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а сам процесс решения, от раза к разу изменяя и уяучйпая его форщг.

Построение навыка распре дел ено во времени. Это обуслов­лено тем, что активный поиск наиболее адекватного реше­ния, происходящий в ЦНС, требует значительных времен­ных затрат. Добавляет затрату времени дастшвдартноеть задач и фона общей обстановки, в которых происходит пост­роение навыка.

На основе концепции Бернштейна относительно любого сенсомоторного навыка можно определить, в каком периоде и фазе он находится в данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделиро­вать процесс формирования навыка.

Проблема научения

С проблемой построения навыка тесно связана проблема научения. Освоение деятельности существенно меняет целе­сообразное поведение личности, как во внешнем, так и во внутреннем плане. Процесс, связанный с изменением в по­ведении и действиях человека, называют научением. Науче­ние—это устойчивое целесообразное изменение физичес­кой и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденны­ми физиологическими реакциями организма.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.

Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.

Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.

Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.

Деятельность нельзя представлять в виде всякой активности человека. Это понятие А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности. Деятельность заключается в целеустремленной активности, которая существует в психологических связях личности, потребностей, мотивов, целей и задач. Отсюда следует возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения человека к миру.

По определению деятельность можно считать трехчленной, то есть происходит ее существование, реализация, проявление одновременно в трех плоскостях:

  • плоскость личности (субъекта деятельности),
  • плоскость объекта (предмета деятельности),
  • плоскость внешнего праксиса (различных видов активных процессов).

Рисунок 1. Психологическая структура деятельности

А. Н. Леонтьев многократно отмечал, что сформулированная им психологическая структура не может являться морфологической, отображая функции, отношения, динамику всех составляющих. Психологически схема представляет модель деятельности, включая аспекты ее существования, функционирования, а не анатомию или механическое устройство.

К методологии описываемой концепции также следует отнести одно замечание, заключающееся в том, что для психологической структуры деятельности не характерно свойство аддитивности. Другими словами, сумма определенных простых составляющих не будет равна более сложному блоку системы, существующему и реализующему с помощью предыдущих, но психологически содержащим в себе нечто качественно другое, целостное. Так, потребность психологически нельзя считать равной сумме мотивов, в которой она себя находит и с помощью которой удовлетворяется в деятельности. За потребностями остается неисчезающее психическое состояние субъективного характера, которого психологически нельзя обнаружить в арифметической сумме мотивов.

Наличие потребностей у человека способно привести к активности, активируя психику и личность. Оно представлено общим, недостаточно дифференцированным возбуждением, активизацией ориентировки на поиск предмета актуализированных потребностей; некую психологическую предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Активность также воздействует на существующую потребность, видоизменяет ее качественным и количественным образом. Дальнейшая деятельность также не исключает наличие активности, а сама она может быть активной в разной степени.

Далее наступает психологическое событие, где потребность определяется своим конкретным предметом, или мотивом. Психологически происходит преобразование поисковой активности в конкретную, отдельную деятельность. Только она способна привести к удовлетворению исходных потребностей, которые в действительности находят себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. В целом деятельность на практике имеет полимотивированный, комплексный характер.

Мотив, который начал работать, требует своей реализации, постановки целей, выражения в них, их событийно обусловленную последовательность. При этом цель всегда представляет собой осознанное представление о результате будущих действий с принятием личностью смысла действия (предстоящее и осуществляемое).

Мотив находит выражение в целях. Для совершения путешествия, необходимо купить билет, собрать вещи, доехать до места, идти куда-то. Все это представляет собой реализуемые личностью цели, поставленные и принятые по той причине, что входят в зону действия мотива. В противном случае они не представляли бы смысла для субъекта.

Преподаватель ставит перед учениками цель прочтения книги по истории. Они принимают ее, так как цель соответствует определенному личностно значимому для ученика мотиву, например, исполнению обязанностей. Ученик читает эту книгу, откладывает прочие дела и проявляет необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Далее преподаватель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает время, когда ученики уже не получают задания, но сами выбирают и читают книги по полюбившимся им истории. Происходит психологическое преобразование цели прочтения книги в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникает и новая деятельность. Ученик становится другим с потребностной, мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной позиции.

Мотив и цель совпадают при осознании личностью мотива, который раньше не осознавали. Этот процесс А. Н. Леонтьевым был назван рождением мотива-цели, когда, предположительно автоматически выполняемая работа по нужде переходит в позицию осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретая надежный личностный смысл. Для личности это представляет собой новую ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширенное качество пространства осознаваемого мира.

Задача представляет собой конкретные условия, где есть цель. Они диктуют способ выполнения действия, который называется операцией.

У человека есть цель достать определенную книгу, но задачи в виде условий могут быть объективно и субъективно разными: приобрести в магазине, посетить библиотеку, взять у друга. То, с помощью какого способа будет реализована задача, и представляет набор последующих операций (поездка в транспорте, размещение искомой книги в портфеле и др.).

Выбор целей, которые отвечают мотиву, и постановка задач не могут быть для личности случайными, диктоваться только внешними обстоятельствами. В системе задач происходит так или иначе проецирование мотивов, смыслов, личности в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также обладает принципиальным значением в психологическом анализе деятельности и личности.

Инженерная психология установила, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку важно доверить уровень осознаваемых действий, которые подчинены целям. Наряду с этим на психологическом уровне операций работу машины можно считать более эффективной и надежной, чем использование человека.

С целью описания психологической структуры деятельности важно ввести три распространенных понятия: навыки, умения и привычки. Они формально отсутствуют в анализируемой схеме, при этом органично вписываясь в нее.

Навык представляет собой действие, автоматизация которого происходит при его формировании, становясь набором, целостной системой операций, которые включены в состав более сложного действия.

Это определение отражает динамику, психологическую историю навыка, вначале существующего как действие, то есть в подчинении осознанной цели. Автоматизация действия психологически превращает его в навык, что означает выход цели из сознания. Здесь внимание освобождается для постановки других целей и происходит прочная систематизация с сокращением сформированных операций в структуре новых, более сложных действий.

В ходе обучения спортивному плаванию индивид вначале осознанно и целенаправленно двигает руками, головой и ногами. Для него эти действия подчиняются цели: сделать правильно. По мере обучения, по стадиям эти ученические действия сокращаются, происходит их обобщение и, наконец, выполнение автоматически, без участия внимания. Происходит переход каждого из них на уровень операции, которая реализует в комплексе с другими действие самого плавания. В результате формируется требуемый навык, а новая осознанная цель плывущего состоит не в том, чтобы выполнить правильные движения, а в том, чтобы достичь определенного результата, победить.

Чем более сложным является навык, тем больше необходимо усилий и времени для его выработки. Навык представляет собой результат трудоемкой работы моторики, памяти, мышления, воли, психики и в целом личности. Различные навыки способствуют вооружению и опосредствованию любой человеческой деятельности. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметной, составной деятельности.

Умение представляет собой высшую форму навыка, который объединяется с другими операциями и действиями и переходят на уровень устойчивого свойства личности.

Умение предусматривает возможность, способность реализовать цели и задачи, навыки и действия, деятельность и все поведение личности в постоянно меняющихся условиях жизни. Умение можно рассматривать в качестве практической стороны направленности личности. Их нельзя считать врожденными и случайными, поскольку умения соответствуют человеческим потребностям, включая его способности, характер, профессиональный и социальный статус. Каждый индивид обладает личной системой умений, которые в той или иной степени развиты и реализуются в различных типах деятельности, в поведении и жизни. Тем не менее, умения личности не следует психологически отождествлять только с практической стороной поведения.

Когда человек не умеет водить автомобиль, то это не говорит об обязательном отсутствии у него определенных возможностей или способностей. Он может вообще не желать это делать, да и просто не хочет заниматься вождением. Это обусловлено тем, что отношения между умениями и способностями неоднозначны, динамичны. Они представляют собой отношения психологической взаимозависимости.

Умения можно характеризовать большим числом психологических параметров, включая направленность, широту, действенность, гибкость, обобщенность, прочность, осознанность и осмысленность. Система и качество умений в значительной мере проявляет и реализует опыт личности в качестве одной из важных составляющих, подсистем ее психологической структуры.

Что касается привычки, то она представляет собой психологический, глубоко личностный сплав между направленностями личности и всеми ее деятельностями, всем социальным поведением.

Привычка представляет собой устоявшиеся, традиционные для личности устремления в виде принятых и удобных форм действования и поведения. Это и стили, особенности переживания (эмоциональный опыт), отношений с миром, в том числе и прочно сложившаяся часть опыта личности.

Без привычки нельзя говорить о личности, так как они касаются всех сторон ее деятельности, включая элементарное самообслуживание и режим дня и привычные формы и субъекты общения, переживание, профессиональное и семейное поведение. Вместе с этим, относительная неизменность, косность привычек ведет и к неизбежному противоречию с меняющимися условиями жизни и деятельности человека. Поведение, которое слишком неизменно и привычно, способно становиться ригидным, неадекватным, скучным. Время от времени привычки важно менять, он должны исчезать снова, возрождаясь вновь в другом виде. Поведение личности может, а в некоторых случаях и должно быть непривычным, внезапным, особым. Тогда и совершаются поступки, имеющие значимость личные деяния и свершения. Все это в психологии относится к процессам, когда может формироваться (изменяться) личность.

Привычки, которые соединяются, личностно систематизируются с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки — значимая часть не только деятельности и поведения, но и всего личностного психического опыта, который обобщает и содержит в концентрированном виде устоявшиеся компоненты и параметры всех других подструктур психического облика.

Показатели психического опыта

Приобретение опыта происходит не только в предметной деятельности, но и в социальном бытии и судьбе, планах и размышлениях человека, его переживаниях и фантазиях. В личностном психическом опыте выделяют условно несколько многомерных и тесно взаимосвязанных показателей:

  • психолого-биографический параметр (по Ананьеву), психологию жизненного пути (по Рубинштейну), представления личности о своем прошлом, настоящем и будущем, психологию планов на жизнь, психологическую стратегию и психологический образ жизни (по Абульхановой);
  • качество профессиональных и прочих человеческих знаний, включая усвоение, понятийность, концептуальность, широту, прочность, направленность, действенность, осознанность, гибкость;
  • общую эффективность профессиональной деятельности, в том числе постановку комплексных и инвариантных задач, сформированность, гибкость и обобщенность умений и навыков, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз и др.
  • сложившуюся систему привычек в качестве устоявшихся форм комплексного психического образования личности (устремления, ценности, переживания, интересы, взаимодействие и общение), включая их влияние на стереотипность или изменчивое поведение и всю жизнь личности.

Можно сказать, что психологически деятельность представляет собой не только внешний праксис в виде активного действования, но и личностное проявление и процесс формирования личности. По этой причине развернутое исследование деятельности, по существу, может сливаться с изучением всей психики. Со всем основанием деятельность приобретает общетеоретический, методологический статус как базовое понятие отечественной научной психологии. Тем не менее, далеко не всё в психике человека можно свести к этому данному феномену и понятию. Деятельность, личность и сознание — неразрывное диалектическое триединство, в котором не существует главного (исходного), второстепенного (вытекающего) элемента. Вне сознания психологии деятельности не существует, как нет и сознания вне определенной связи с деятельностью. Все вместе они представляют собой исключительно личностные образования в виде комплексных и целостных психологических конструкций.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Общая характеристика деятельности

Общая характеристика деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие и структура деятельности.
2. Освоение деятельности.
3. Основные виды деятельности.


1. Понятие и структура деятельности


2. Освоение деятельности


3. Основные виды деятельности

Читайте также: