Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога кратко

Обновлено: 05.07.2024

1.Инновационный потенциал образовательной организации.

2.Типология педагогов.

3.Особенности мотивационной сферы в инновационной деятельности учителя.

4.Организационное обучение.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ– способность образовательной организации создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно отказываться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

К факторам развития инновационного потенциала образовательной организации в педагогической литературе относят уровень финансирования организации, позицию администрации, готовность педагогического коллектива к введению нового.

- новаторы -всегда открытые к новому; постоянно заря­женные на освоение новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуникативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата - 2,5%;

- ранние реализаторы- в буквальном смысле следуют за новаторами; ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей полученных результатов нововведений -13,5%;

- предварительное большинство- осваивают уже оправ­давшие себя в работе новаторов и ранних реализаторов нововве­дения; достаточно велика дистанция от ознакомления с оправ­давшими себя нововведениями и собственным решением; от­личаются высокой степенью свободы выбора; ориентированы на разные варианты действий - 34 %;

- позднее большинство- скептически настроенные по отношению к любому нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свобод­ны, поскольку ориентированы только на те нововведения, кото­рые становятся признанными в профессиональной среде; по форме - это простое воспроизводство - 34 %;

- колеблющиеся- жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное комму­никационное поле, способствующее профессиональной замкну­тости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и при­знанием; нововведение осваивается только тогда, когда стано­вится содержательной и организационной нормой - 16%.

Именно на эти позиции вынужден обратить внимание К. Ангеловски, модернизировавший предложенную Роджерсом типологию. Сохраняя содержательную основу классификации, он несколько видоизменяет форму ее организации. При этом основ­ным признаком, так же, как и в предыдущем случае, выступает не сущностная сторона - инновационность как качество педагога, а временная дистанция включения в освоение новшества. В ре­зультате получается следующее распределение:

- новаторы,считающие, что новое хорошо уже потому, что оно новое - 6,69 %;

- передовики, полагающие, что новшества нужно внедрять, как только они появляются в педагогической действительности - 44,74%;

- умеренные, поскольку они не стремятся быть первыми, но и не хотят оказаться последними и приступают к освоению ново­го только тогда, когда оно уже воспринято значительной частью коллег - 17,78%;

- предпоследние, больше сомневаются, чем верят в новое и воспринимают его только после того, как общественное мнение подавляющего большинства положительно отнесется к новшест­ву - 8,03%;




Социальные психологи делят людей по их отношению к инновациям на следующие типы.

1.Новаторы – люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления; они разрабатывают технологические, организационные и иные новинки, вносят инициативные предложения и добиваются их внедрения.

2.Энтузиасты– люди, которые принимают новое независимо от его проработки, обоснованности, возможностей использования, его полезности. Для энтузиастов новинка ценна сама по себе, как продукт творческой мысли. Он считает ее полезной уже потому, что она отличается от старого, будоражит сознание. Энтузиасты, как правило, берут на себя нелегкий труд по пропаганде еще не окрепших, слабо обоснованных идей.

3.Рационализаторы– это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Этот тип людей является наиболее оптимальным в работе с инновациями.

4.Нейтралы– это те люди, которые действуют в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное, инициативы он не проявляет. Но если ему прикажут, то он сделает то, что от него потребуют.

5.Скептики– люди, которые не склонны на слово верить ни одному полезному предложению, даже очевидному для всех. Скептик может стать хорошим контролером проектов и предложений как человек, сомневающийся во всем, с чем он сталкивается.

6.Консерваторы– в принципе такие же, как и скептики. Но только их скептицизм практически не имеет границ. Даже если инновация продумана до мелочей и просчитана до копейки, они ее отвергнут.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ– (педагогический) феномен (явление), характеризующий позицию (систему взглядов и установок) учителя, направленную на отказ от нового (новшеств) в образовательном процессе и сохранение традиционного (традиций) в содержании и способах передачи накопленного опыта.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании консерваторов, ретроградов и скептиков возникают так называемые психологические барьеры, а у нейтралов можно наблюдать предбарьерные состояния.

Психологические барьеры по отношению к нововведениям. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР – это совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто или явно выражаются негативные состояния, вызванные инновацией. По формам проявления психологические барьеры можно разделить па пассивные, активные и крайние (откровенный саботаж). Психологический барьер является развивающимся образованием, так как его параметры (характер и формы сопротивления) изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организации и различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения инновации, а также при низкой квалификации персонала или в пожилом возрасте.

С какими же барьерами инновационной деятельности приходится сталкиваться педагогам? Наиболее полным представляется нам перечень барьеров, выделенный И.Е. Пискаревой:

1. Педагогические (профессиональные):

- отсутствие стремления к высоким результатам своего труда;

- отсутствие способности к сотворчеству;

- отсутствие интереса к новым идеям в области психологии;

- отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий.

2. Психологические:

- отсутствие стремления к самосовершенствованию;

- отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности;

- отсутствие интереса к педагогической инноватике.

3. Социальные:

- низкий уровень заработной платы;

- невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.);

- отсутствие условий для профессионального роста.
Мы видим, что большинство из вышеперечисленных психологических барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы педагога, следствием деформации которой является синдром эмоционального сгорания. Это позволяет нам считать его одним из затруднений, мешающих педагогу эффективно осуществлять инновационную деятельность.

Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов, некоторые из которых мы перечислим.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1.Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

3.Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4.Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это освоение в образовательных организациях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

План.

1.Инновационный потенциал образовательной организации.

2.Типология педагогов.

3.Особенности мотивационной сферы в инновационной деятельности учителя.

4.Организационное обучение.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ– способность образовательной организации создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно отказываться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

К факторам развития инновационного потенциала образовательной организации в педагогической литературе относят уровень финансирования организации, позицию администрации, готовность педагогического коллектива к введению нового.

- новаторы -всегда открытые к новому; постоянно заря­женные на освоение новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуникативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата - 2,5%;

- ранние реализаторы- в буквальном смысле следуют за новаторами; ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей полученных результатов нововведений -13,5%;

- предварительное большинство- осваивают уже оправ­давшие себя в работе новаторов и ранних реализаторов нововве­дения; достаточно велика дистанция от ознакомления с оправ­давшими себя нововведениями и собственным решением; от­личаются высокой степенью свободы выбора; ориентированы на разные варианты действий - 34 %;

- позднее большинство- скептически настроенные по отношению к любому нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свобод­ны, поскольку ориентированы только на те нововведения, кото­рые становятся признанными в профессиональной среде; по форме - это простое воспроизводство - 34 %;

- колеблющиеся- жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное комму­никационное поле, способствующее профессиональной замкну­тости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и при­знанием; нововведение осваивается только тогда, когда стано­вится содержательной и организационной нормой - 16%.

Именно на эти позиции вынужден обратить внимание К. Ангеловски, модернизировавший предложенную Роджерсом типологию. Сохраняя содержательную основу классификации, он несколько видоизменяет форму ее организации. При этом основ­ным признаком, так же, как и в предыдущем случае, выступает не сущностная сторона - инновационность как качество педагога, а временная дистанция включения в освоение новшества. В ре­зультате получается следующее распределение:

- новаторы,считающие, что новое хорошо уже потому, что оно новое - 6,69 %;

- передовики, полагающие, что новшества нужно внедрять, как только они появляются в педагогической действительности - 44,74%;

- умеренные, поскольку они не стремятся быть первыми, но и не хотят оказаться последними и приступают к освоению ново­го только тогда, когда оно уже воспринято значительной частью коллег - 17,78%;

- предпоследние, больше сомневаются, чем верят в новое и воспринимают его только после того, как общественное мнение подавляющего большинства положительно отнесется к новшест­ву - 8,03%;

Социальные психологи делят людей по их отношению к инновациям на следующие типы.

1.Новаторы – люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления; они разрабатывают технологические, организационные и иные новинки, вносят инициативные предложения и добиваются их внедрения.

2.Энтузиасты– люди, которые принимают новое независимо от его проработки, обоснованности, возможностей использования, его полезности. Для энтузиастов новинка ценна сама по себе, как продукт творческой мысли. Он считает ее полезной уже потому, что она отличается от старого, будоражит сознание. Энтузиасты, как правило, берут на себя нелегкий труд по пропаганде еще не окрепших, слабо обоснованных идей.

3.Рационализаторы– это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Этот тип людей является наиболее оптимальным в работе с инновациями.

4.Нейтралы– это те люди, которые действуют в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное, инициативы он не проявляет. Но если ему прикажут, то он сделает то, что от него потребуют.

5.Скептики– люди, которые не склонны на слово верить ни одному полезному предложению, даже очевидному для всех. Скептик может стать хорошим контролером проектов и предложений как человек, сомневающийся во всем, с чем он сталкивается.

6.Консерваторы– в принципе такие же, как и скептики. Но только их скептицизм практически не имеет границ. Даже если инновация продумана до мелочей и просчитана до копейки, они ее отвергнут.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ– (педагогический) феномен (явление), характеризующий позицию (систему взглядов и установок) учителя, направленную на отказ от нового (новшеств) в образовательном процессе и сохранение традиционного (традиций) в содержании и способах передачи накопленного опыта.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании консерваторов, ретроградов и скептиков возникают так называемые психологические барьеры, а у нейтралов можно наблюдать предбарьерные состояния.

Психологические барьеры по отношению к нововведениям. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР – это совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто или явно выражаются негативные состояния, вызванные инновацией. По формам проявления психологические барьеры можно разделить па пассивные, активные и крайние (откровенный саботаж). Психологический барьер является развивающимся образованием, так как его параметры (характер и формы сопротивления) изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организации и различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения инновации, а также при низкой квалификации персонала или в пожилом возрасте.

С какими же барьерами инновационной деятельности приходится сталкиваться педагогам? Наиболее полным представляется нам перечень барьеров, выделенный И.Е. Пискаревой:

1. Педагогические (профессиональные):

- отсутствие стремления к высоким результатам своего труда;

- отсутствие способности к сотворчеству;

- отсутствие интереса к новым идеям в области психологии;

- отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий.

2. Психологические:

- отсутствие стремления к самосовершенствованию;

- отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности;

- отсутствие интереса к педагогической инноватике.

3. Социальные:

- низкий уровень заработной платы;

- невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.);

- отсутствие условий для профессионального роста.
Мы видим, что большинство из вышеперечисленных психологических барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы педагога, следствием деформации которой является синдром эмоционального сгорания. Это позволяет нам считать его одним из затруднений, мешающих педагогу эффективно осуществлять инновационную деятельность.

Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов, некоторые из которых мы перечислим.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1.Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

3.Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4.Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это освоение в образовательных организациях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение к анализу проблем школьного и вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности учителя. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от её решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития школы. Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового.

Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.

К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.

Нет, и не может быть общей модели (для всех) педагога-экспериментатора. Сам принцип в инновационной педагогике ценен своим личностно-ориентированным подходом.

Актуальность изучения психологических барьеров в инновационной деятельности обусловлена необходимостью повышения адаптации человека к новому, к самосовершенствованию, к самореализации в современном обществе.

Каждый человек из совокупности внешней информации выбирает только ту, которая может быть усвоена, не разрушая и не внося существенного разлада в его душевную жизнь. Однако охрана сложившегося представления о мире препятствует творческому процессу, обращенного к пониманию нового. Поэтому возникает задача освобождения защиты, деформирующей поступающую новую информацию.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызвать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Вычленяет два типа психологических барьеров перед новым, которые встречаются у педагогов: когнитивный и регулятивный:

- когнитивные психологические барьеры перед новым проявляются в отсутствии определенного знания о новом, в нечувствительности к новизне и вызывают пассивное противодействие:

-регулятивные психологические барьеры перед новым проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самому новому и часто вызывают активное противодействие нововведению.

А.И. Пригожий выделяет в инновационных барьерах антиинновационный барьер. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен, как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существует в обществе относительно конкретных инноваций.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

Внешние или внутренние препятствия, которые мешают осуществлению инновационной деятельности.

До внешних барьеров относятся:

- социальные барьеры (несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества);

- организационные барьеры (противодействие руководящих органов образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций);

- методические барьеры (недостаток методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность в области педагогической инноватики);

- материально-технические барьеры (нагрузка педагогов, бытовые условия, уровень заработной платы).

К внутренних барьеров относятся психологические (личностные) барьеры, которые скрывают глубинные личностно-профессиональные проблемы.

Психологические барьеры - психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности педагога, которая мешает осуществлять инновационную деятельность. А.М. Хон вычленяет два типа психологических барьеров перед новым, которые встречаются у педагогов: когнитивный и регулятивный. По мнению автора, когнитивные психологические барьеры перед новым проявляются в отсутствии определенного знания о новом, вне чувствительности к новизне и вызывает пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры перед новым проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самому новому и часто вызывают активное противодействие нововведению. А.И. Пригожий выделяет в инновационных барьерах антиинновационный барьер понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутри личностный барьер обусловлен, как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существует в обществе относительно конкретных инноваций.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1. Склонность к конформизму.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека.

5. Личностная тревожность.

Причины, препятствующие личностному проявлению творческой деятельности.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся:

- состояние повышенной тревожности;

- желание быстро найти решение;

- слишком сильная или слишком слабая мотивация;

- наличие фиксированной установки на конкретный способ решения;

- неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;

- способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

Жесткие временные рамки выполнения задания могут блокировать проявление творческих способностей персонала, поскольку в таком случае доминантой станет сам срок исполнения задания, а не его креативное исполнение. Иногда для появления действительно ценного решения требуется длительный инкубационный период вынашивания идеи. Озарение (инсайт) может прийти внезапно, но часто ему предшествует именно этот затяжной период.

В состоянии стресса, страха или повышенной тревожности человек в большей мере пытается задействовать адаптационные ресурсы своего организма, стремится использовать уже проверенные, стереотипные способы решения проблем, которые когда-то приносили результаты. При экстремальных воздействиях стрессоров человек находится в ситуации фрустрации, что блокирует творческие способности личности.

Желание получить мгновенный результат, быстро найти решение проблемы не способствует высоким творческим достижениям, так как в первую очередь в голову приходят стереотипные решения.

Для продуктивности творческого человека необходима оптимальная мотивация. Недостаток мотивации творческой деятельности (лень) ведет к затягиванию процесса решения проблемы или отказу от ее решения. При этом высокий уровень мотивации, сильное желание что-то создать, решить задачу нестандартным способом, также ведет к обратному эффекту – эффекту перемотивации. Как и для любой другой деятельности, для творчества важное значение имеет закон изменения эффективности деятельности в зависимости от мотивации (закон Йеркса-Додсона): при повышении мотивации эффективность деятельности сначала растет, но при прохождении через точку оптимума мотивации, эффективность начинает снижаться. Выявить оптимум творческой мотивации – очень трудная задача, поскольку творчество в большей мере, чем все другие виды деятельности нуждается в полистимулировании – разнообразии мотиваторов с различным диапазоном стимуляции.

Наличие фиксированной установки (стереотипа) в мышлении снижает возможности креативной реализации, так как за объектом или предметом закрепляется определенный способ взаимодействия с ним (функциональная ригидность).

Предыдущий неудачный опыт может спровоцировать отказ от дальнейших попыток решения проблемы нестандартным путем, способствовать поиску стереотипных решений. Неуверенность в себе может привести к подавлению творческих импульсов из-за боязни неудач и критики со стороны других людей.

Важное значение для креативной продуктивности имеют условия предъявления задачи. Чем более нестандартный способ будет использован, чем меньшей конкретизацией будет характеризоваться поставленная проблема, тем больше шансов получить креативный ответ. Установление четких узких рамок решения проблемы будет провоцировать человека к поиску традиционных стереотипных решений, часто заложенных в самих задачах такого типа.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относятся:

- неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильная уверенность (самоуверенность);

- эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;

- отсутствие склонности к риску;

- доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;

- высокая тревожность как личностная черта;

- сильные механизмы личностной защиты и др.

13. Уровни способностей людей к инновационной творческой деятельности. + смотри вопрос 16

профессиональная готовность является закономерным результатом специальной подготовки, самоопределение, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Это - психическое, активно-действенный состояние личности, сложная ЕЕ качество, система интегрированных свойств. Такая готовность регулирует деятельность, обеспечивает ее эффективность. Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.

Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок, новой качества педагогического новаторства. На пути этим нововведением становятся несоответствие новых типов учебно-воспитательных заведений требованиям родителей, которые в основном ориентируются на традиционные стандарты обучения и воспитания.

Не менее острыми являются проблемы адаптации нововведения к новым условиям. Часто они вызваны попытками приспособить к конкретным условиям педагогические технологии, элементы содержания обучения и воспитания, которые проявили свою эффективность в других отраслях, или концепции, разработанные в совершенно иных исторических условиях. Такое механическое перенесение приводит к потере смысла и глубинной сути инновации, что нередко имеет следствием ее дискредитацию, разочарование многих людей, порождает новую волну консерватизма.

Успешность инновационной деятельности предусматривает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только в профессиональном, но и на личностном уровне. Однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности.

Готовность к инновационной педагогической деятельности - особый личностный состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.

Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности.

Много проблем, стоящих перед педагогами, которые работают в инновационном режиме, связанные и с низкой инновационной компетентностью.

Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность о инновационные педагогические технологии, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

В инновационных образовательных преобразованиях особенно высоки требования к уровню теоретических знаний и практической подготовки учителя. Он должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ученик имел неограниченные возможности для самостоятельного и высокоэффективного развития. А это в принципиально других измерениях определяет проблематику и содержание профессиональной и личностной подготовки педагога, актуализирует необходимость создания педагогических систем, ориентированных на инновационную деятельность, и, соответственно, на поиск новых подходов к подготовке будущего педагога. Речь идет о том, что во время обучения он должен приобрести:

- развитое творческое воображение;

- устойчивую систему знаний, раскрывающих сущность, структура и виды инновационной педагогической деятельности;

- умение целенаправленно генерировать новые нестандартные идеи с использованием интеллектуальных инструментов и механизмов самореализации;

- психолого-педагогические знания о освоения и внедрения инновационных процессов в системе образования;

- специальные психолого-педагогические методы, приемы и средства, использование которых дает возможность активно включаться в инновационную педагогическую деятельность.

Педагогу инновационного направления во время учебно-воспитательного процесса необходимо уметь реализовывать:

- педагогический гуманизм (доверие к воспитанников, уважение к их личности, достоинства, уверенность в своих способностях и возможностях);

- емпатійне понимание воспитанников (стремление и умение чувствовать другого как себя, понимать внутренний мир воспитанников, воспринимать их позиции);

- сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);

- діалогізм (умение слушать ребенка, интересоваться ее мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимного понимания и сотворчества);

- личностная позиция (творческое самовыражение, за которого педагог предстает перед воспитанниками не как лишенный индивидуальности функционер, а как личность, которая имеет свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций).

На основе соотношения и степени проявления этих показателей выделяют интуитивный, репродуктивный, поисковый, творческий (производительный) уровни сформированности готовности к педагогических инноваций.

Интуитивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых за особенностями их мышления и практической деятельности причисляют к этому уровня сформированности готовности, относятся к инновационной проблематики в качестве альтернативы традиционной практике. Основой такого отношения является эмоциональная, интуитивная настрой на восприятие нового потому, что оно новое, а не глубокие теоретические знания особенностей инновационной идеи или анализ педагогической практики, которая на этой идее базируется. Педагогическая рефлексия у них не сформирована.

Репродуктивный уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Эта категория педагогов хорошо знакома с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяет элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является спорадическим (неупорядоченным), ситуативным. Отдельные педагоги считают, что новые технологии могут быть применены только их авторами. Педагогическая рефлексия в них выражена недостаточно.

Поисковый уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которых причисляют к этой группы, пытаются работать по-новому, воплощая в собственной деятельности известные технологии и методики учебно-воспитательной работы. Они охотно идут на эксперимент, не скрывают ни своих успехов, ни ошибок, открыты для публичного обсуждения, осмысления педагогических инноваций.

Творческий уровень сформированности готовности к инновационной педагогической деятельности. Педагоги, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о новых научных и новаторские подходы к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром деятельности.

Готовность к инновационной педагогической деятельности формируется не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время педагогической практики, аккумулируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня. Это означает, что каждый предыдущий уровень готовности является предпосылкой формирования новых.

14. Методика изучения способности педагога к саморазвитию. + см. вопрос 16

Внедрение новой идеи, проекта или технологии часто наталкивается на различные препятствия, которые названы антиінноваційними барьерами.

Антиінноваційні барьеры (франц. barriere - помеха, препятствие) - внешние или внутренние препятствия, которые мешают осуществлению инновационной деятельности.

До внешних барьеров относятся:

- социальные барьеры (несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества);

- организационные барьеры (противодействие руководящих органов образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций);

- методические барьеры (недостаток методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность в области педагогической инноватики);

- материально-технические барьеры (нагрузка педагогов, бытовые условия, уровень заработной платы).

К внутренних барьеров относятся психологические (личностные) барьеры, которые скрывают глубинные личностно-профессиональные проблемы.

Психологические барьеры - психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности педагога, которая мешает осуществлять инновационную деятельность.

Сопротивление нововведением является распространенным явлением. Он может представать как прямой отказ от участия в инновационной деятельности, имитация активности с одновременной демонстрацией того, что нововведение не дает положительных результатов, и т.д.

Часто на пути нового становится консервативен и не поддающийся новаций опыт работы. Определенные проблемы относительно этого связанные с особенностями мышления многих педагогов, которые ориентируются на здравый смысл и бытовые представления о свою профессиональную деятельность. Эти представления сводятся к выводу, что педагог должен хорошо знать свое дело, а все остальное - лишнее. Мешают инновациям устаревшие, консервативные инструкции, распоряжения и приказы, попытки органов управления образованием все зарегламентировать, наказывать за любые отклонения. Чтобы преодолеть все эти барьеры, педагог нередко должен не только выносить, осмыслить, обосновать инновационную идею, но и проявить гражданское мужество во время ее реализации.

Психологические барьеры возникают при необходимости выйти за пределы привычных способов решения профессиональной задачи, предпочесть другой точке зрения. Они предстают как внутренние преграды (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), которые мешают человеку выполнять определенное действие.

Используя их для самозащиты, человек сосредотачивается лишь на той внешней информации, которая может быть им усвоена и не будет вносить расстройства в ее душевное состояние. Такое предохранения устоявшегося представления о мире мешает творческому процессу, настроенности на познание осмысления, использования и созидания нового.

Личностный барьер является социально-психологическим образованием, его параметры изменяются в пространстве и времени на различных этапах нововведения, в различных организациях, в различных категорий работников.

Психологические барьеры существуют как:

1) форма проявления социально-психологического климата коллектива в условиях инноваций в виде негативных психических состояний работников, вызванных нововведением;

2) совокупность действий, суждений, понятий, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно выражаются негативные психические состояния.

В педагогической среде чаще всего проявляются организационно-психологические, социально-психологические, когнітивно-психологические барьеры (табл. 5).

Тип Основные характеристики Причины формирования
1 2 3
Организационно-психологические Активное неприятие нововведения через несоответствие ценностям личности в суб'єктно-объектных отношениях - несоответствие ценностных ориентаций личности и целей инноваций;
- неправильное распределение прав и ответственности;
- наложение функции одной структуры на другую;
- несоответствие представлений о профессионально-ролевую позицию реальному функционированию организации
Социально-психологические Реакция на последствия нововведений, обусловлена личными и групповыми особенностями в субъект-субъектных отношениях - отношения между людьми, личностные и групповые особенности;
- несоответствие ценностных ориентаций;
- образ жизни, своеобразие распределения времени на различные виды работ, вкусы;
- различия в поступках и оценках действий
Когнітивно-психологические Реакция на различные подходы, направления в анализе предмета нововведения (в условиях неопределенности) - различия в знаниях по поводу предмета нововведений;
- разное понимание проблемы;
- критический подход к ситуации;
- индивидуально-психологические свойства людей, связанные с сенсорными характеристиками (моторными навыками)

Новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Нередко инновации, которые разрушали устоявшийся образ жизни, привычки людей, предопределяли патологические и неадекватные реакции. Одним из видов негативной психической реакции на инновации фрустрация.

Фрустрация (лат. frustratio - обман, напрасные надежды) - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или такими, что так воспринимаются субъектом) трудностями в решении значимых для человека задач.

Такое состояние может быть вызвано слишком быстрым, слишком частым или перманентным внедрением инновации. Подобные последствия могут иметь и внедрения масштабных (системных) и безальтернативных инноваций.

Если в механизме защиты человека не происходит глубинных нарушений модели деятельности, наступает период стабилизации личности, проявляющееся в устранении или сведении к минимуму негативных эмоций - страха, тревоги, мук совести.

Общей особенностью всех видов психологической защиты личности (идентификации, возражения, отчуждение, рационализации, вытеснение, катарсиса и т.д.) является их неосознанность, поэтому можно наблюдать лишь внешние проявления работы защитных механизмов. При таких условиях искажается обычное поведение человека, о чем могут свидетельствовать немотивированная нерешительность, неуверенность в себе, недоверие.

Такие варианты антиінноваційної сознания и поведения чаще всего проявляются на стадии восприятия нововведения. На стадии его освоения противники нововведения используют автономно или в различных сочетаниях другую систему методов. К наиболее распространенным в таких ситуациях методам относятся:

- метод конкретизуючих документов (предусматривает сопровождение нововведения различными инструкциями, рекомендациями, распоряжениями, которые деструктивно влияют на восприятие целостного содержания нововведения, усложняют процесс его реализации и распространения);

- метод лоскутного внедрения (вся работа ограничивается внедрением одного элемента нововведения, что нередко дискредитирует его);

- метод вечного эксперимента (проявляется в искусственном задержании нововведения в экспериментальном статусе);

- метод документального внедрения (оппоненты нововведения ограничиваются отписками о его внедрения, на самом деле игнорируя или внедряя его как попало);

- метод параллельного внедрения (свидетельством его есть сосуществования элементов нового с тем, что оно призвано заменить).

Сопротивление новому нередко вызывают боязнь проявить собственную некомпетентность, личностную несостоятельность, заниженная или завышенная самооценка, слабая мотивация и т.д.

Затрудняют, а иногда и невозможным инновационную педагогическую деятельность барьеры творчества - препятствия, которые мешают личностном проявления творческой деятельности. В сфере обучение и воспитание они проявляются как:

- склонность к конформизму (стремление быть похожим на других людей, не отличаться от них своими суждениями и поступками);

- боязнь показаться слишком экстравагантным в своем неприятии и критике чужих мыслей;

- неумение реализовывать новые способы и формы осуществления педагогической деятельности;

- недостаточная развитость индивидуального творческого потенциала отдельных педагогов;

- отсутствие необходимости внедрять новое;

- боязнь мести другого человека, чья позиция подвергается критике;

- ригидность (негибкость) мышления.

С целью преодоления барьеров в инновационной деятельности педагога используют социально-психологические методы, в том числе индивидуальные и групповые психотехнологии.

Исследования в области социальной психологии, жизненная практика свидетельствуют, что группа является эффективным инструментом социально-психологического воздействия на личность. Как известно, присутствие других усиливает мотивацию каждого участника к овладению определенных норм и принципов, стратегии и стиля поведения, обогащает личностный репертуар решений, помогает выбрать наиболее адекватные. Взаимодействие в группе способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, преодолению тревожности, агрессивности, усилению положительной мотивации поведения. Для этого в группе должен утвердиться спокойная, доброжелательная атмосфера, в которой бы каждый индивид усматривал источник психологической защиты, важный фактор регуляции своего поведения. Развитие самосознания в таких условиях происходит за непрерывного снижения барьеров психологической защиты. Одновременно снижается уровень личной неискренности, поскольку каждый осознает, что она затрудняет работу группы.

Благотворное влияние группы на личность обеспечивают:

- наличие обратной связи (взаимодействие в группе создает и поддерживает оптимальные условия для того, чтобы каждый имел возможность увидеть и осознать дефектные проявления своей и чужой поведения);

- роль ведущего, который может быть активным творцом ситуации, катализатором процессов в группе, соратником или оппонентом участников группового взаимодействия.

Участникам групповых занятий предлагают такие упражнения:

По методике зарубежных психологов и психотерапевтов А. Хилла и М. Наумберг, участников побуждают к свободных ассоциаций по поводу их произведений (спонтанное рисование, лепка), а также толкование их содержания. Для этого им предлагают такие практические упражнения:

Выяснению особенностей проявления барьеров инновационной педагогической деятельности служат и разнообразные методики изучения способности педагога к саморазвитию. Одну из таких методик, основывается на анкетировании, предложил Является. Рогов.

Анкета 1

Барьеры педагогической деятельности

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 - скорее отвечает, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не отвечает;
1 - не отвечает.

1. Я стараюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития.
3. Преграды, которые возникают, стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратная связь, поскольку это помогает мне познать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я дискутирую по вопросам, которые меня интересуют.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стараюсь быть более открытым.
11. Я осознаю влияние, которое оказывает на меня окружения.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я имею удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отнесся бы к своему профессиональному повышение.

Подсчитайте общую сумму баллов:
75-55 - активное развитие;
54-36 - нет устойчивой системы саморазвития, ориентация на развитие значительно зависит от условий;
35-15 - остановка развития.

Анкета 2

Самоанализ стимулов и препятствий

Оцените по пятибалльной системе факторы, которые стимулируют или препятствуют Вашему обучению и развитию:

5 - так (препятствуют или стимулируют);
4 - скорее да, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет;
1 - нет.

Стимулирующие факторы

1. Методическая работа.
2. Обучение на курсах повышения квалификации.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в учебном заведении.
6. Внимание к этим проблемам руководства.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия труда и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.
2 .Розчарування от неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи руководства в этом вопросе.
4. Вражда людей (зависть, ревность), которые негативно воспринимают Ваши изменения и стремление к новому.
5. Неадекватный обратную связь с коллегами и руководителями (отсутствие объективной информации о себе).
6. Состояние здоровья.
7. Нехватка времени.
8. Ограниченные ресурсы, трудные жизненные обстоятельства.

Способность педагога к саморазвитию Фамилии, инициалы педагогов Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мероприятий
1. Активный саморазвитие
2. Несформированный саморазвитие
3. Остановка саморазвития

В анализе анкет фамилии педагогов заносятся в соответствующие графы таблицы. Стимулирующие и препятствующие факторы ранжируют с помощью среднего балла и также заносят в таблицу.

Читайте также: