Как достоевский раскрывает несовершенность теории раскольникова кратко

Обновлено: 18.05.2024

Теория Раскольникова и её крах в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Осознание героем аморальности своего поступка исходит не только из неподвластных мук совести, но и из осознания им равенства людей. Будучи частью неблагополучного слоя общества, он общается с равными ему по статусу людьми. Семья Мармеладовых своим несчастным существованием вызывает жалость у Раскольникова. Он видит, что вне зависимости от жизненных условий и социального статуса, люди чувствуют и переживают одинаково. Каждый вынужден бороться всеми силами с ударами судьбы, каждый может испытывать любовь, каждый стремится к счастью.

В романе главной идеей является мысль Раскольникова о неравенстве людей, согласно которому высший класс ради блага общества имеет право переступать через моральные правила, даже через чьи-то жизни. Попытка воплотить теорию в реальность обернулась её крахом. Раскольников не выносит мук совести, признаёт несправедливость своей теории, раскаивается и сдаётся властям. Таким сюжетом Достоевский хотел сказать, что в какие бы тяжкие обстоятельства ни был загнан человек, всегда важно не терять своих нравственных ценностей и ориентиров, не переступать черту добра и зла.

Сочинение Теория Раскольникова и её крах

Читать еще: Бутусов вячеслав где живет сейчас. Вячеслав бутусов - биография, информация, личная жизнь

Уже на каторге Раскольников осознаёт всю абсурдность теории из своих снов. Это и сны, в которых больные люди уничтожали друг друга, а здоровые должны были откуда-то появиться и продолжать новый человеческий род. Также он читает там Библию, что ведёт к воскрешению души главного героя.

Крах и крушение теории Раскольникова

Также читают:

Картинка к сочинению Теория Раскольникова и её крах в романе Преступление и наказание


Популярные сегодня темы

Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.

Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

Читать еще: Рассказ о мироновых из капитанской дочки. Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня — другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных — ключевых — идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Надеюсь, эти сочинения помогут вам написать собственное в рамках подготовке к урокам русского языка и литературы.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА – сочинение.

Разве я старуху убил?

Я себя убил, а не старуху!

Читать еще: Биография светланы сорокиной. Народ не узнал ведущую светлану сорокину Светлана сорокина где сейчас работает в

Соня противопоставляет теории Раскольникова один простой аргумент, но даже сам создатель этой теории соглашается:

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

— Это человек-то вошь!

Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. А, впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…

Соня призывает Раскольникова всенародно покаяться в своем преступлении и принять наказание. И Раскольников идет и целует землю, которую своим преступлением осквернил.

Достоевский рассказывает о нравственном состоянии Раскольникова после убийства, чтобы показать, ценой каких страданий он расплачивается за него. Страх становится постоянным его спутником, он теряет веру в себя, в свои силы и к самому себе испытывает отвращение. Раскольникову не страшна каторга, настоящим наказанием для него является наказание совестью.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен собственной непотерянной человечностью, своей любовью.

В эпилоге романа Раскольников убеждается в ложности своего пути, своей теории. Коренная ошибка Раскольникова заключается в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека, и закон, дающий сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он хочет следовать им, жить и действовать по этим законам.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бывший студент, который был вынужден бросить учёбу из-за беспросветной нищеты. Он обречён на ужасное существование, безысходность его положения не оставляет никаких надежд на лучшее будущее. Однако, став жертвой буржуазного мира, Родион смог всё же сохранить свои умственные способности, аналитическое мышление и любовь к ближним. Именно это выделяло его среди всей остальной серой массы, прозябающей на окраинах Петербурга.

Острое чувство несправедливости зародилось в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей, потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета, которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.

Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир. Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества, прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке, культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими деспотами, но следующие поколения, оценив их поступки по достоинству, начинают почитать и заносят в историю как великих деятелей. Таким, по мнению Родиона, был его кумир Наполеон. Он восторгался его решительностью и безжалостностью. А предназначение представителей первого вида заключалось всего лишь в прислуживании этим сверхлюдям, их личные интересы отходили на второй план.

До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится именно к выдающимся людям. Он хотел верить в то, что изменит мир, станет особенным человеком в своей среде. В основе всей теории лежит мысль о том, что счастливое будущее для большинства возможно путём уничтожения меньшинства.

Встретившись с Лужиным и Свидригайловым, Раскольников увидел насколько похоже их понимание жизни на его собственное. Ранее он считал, что его теория поможет миру избавиться от таких людей, а оказалось, что он ненавидит в них то, что есть в нём самом. Они оказались очень близки ему по духу и по идее. Их всех объединяло желание возвыситься над окружающими любым способом.

Смерть старухи-процентщицы отгородила Раскольникова от всего мира. Он стал чувствовать себя чужим среди любого общества, а в одиночестве очень трудно осознать истину. Родион мечется в поисках родственной души, которая смогла бы облегчить его страдания и со временем он находит её в лице Сонечки Мармеладовой. Она тоже преступила нравственные законы, нарушив основы морали, загубила свою душу. Именно этой девушке предстоит окончательно разрушить теорию Раскольникова своим милосердием и покорностью судьбе. Теперь главный герой стал неуверенным в самой сути теории, можно ли стать выдающимся человеком, причиняя окружающим боль и страдания? Он пришёл к выводу, что нельзя быть и тираном и благодетелем одновременно. Невозможно спасти человечество, уничтожая его. Попытка доказать, что он превыше всей серой массы, провалилась. Теперь Раскольников осознал, что все его рассуждения были ошибочными, и был готов покорно принять наказание за совершённое преступление. Это наказание стало для него долгожданным освобождением от душевных мук. Когда справедливость восторжествовала, его совесть успокоилась, перестала съедать изнутри. Именно в этот момент главный герой окончательно отказался от своей нечеловеческой теории, возродившись для новой жизни. Самого воскрешения Ф.М. Достоевский не показывает, но изображает долгий и тернистый путь Раскольникова к нему.

Крах теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В романе "Преступление и наказание" бывший студент Родион Раскольников совершает страшное преступление: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Однако он идет на это преступление не из-за бедности, как может показаться на первый взгляд.

Вскоре после убийства Раскольников признается своей подруге Соне Мармеладовой в том, что главной причиной его преступления является не бедность, а некая теория, которую он сам изобрел:

"И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое…" (Раскольников Соне, часть 5 глава IV)

"Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно. " (Раскольников Соне, часть 5 глава IV)

". убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес. " (Порфирий Петрович — Раскольникову, часть 6 глава II)

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на "обыкновенных" и "необыкновенных", на "вшей" и на "право имеющих". Сам Раскольников хотел бы надеяться, что он относится к числу "людей", а не "вшей", поэтому идет на чудовищное преступление:

"Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…" (Раскольников Соне о теории, часть 5 глава IV)

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах. Почему? Дело в том, он приходит к выводу, что истинно великие люди не сомневаются в своем величии, не подвергают свое величие сомнению. Раскольников же усомнился в своем величии, а значит, он не является великим человеком, по его собственным словам:

". если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? – то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет. " (Раскольников о себе, часть 5 глава IV))

"А вы ведь вашей теории уж больше не верите. " (следователь Порфирий Петрович о крахе теории, часть 6 глава II)

"Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло!" (следователь Порфирий Петрович, часть 6 глава II)

"Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего, — прибавил он вдруг рассмеявшись, как помешанный. — Да, я действительно вошь . (Раскольников о себе, часть 3 глава VI)

"Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после того, как убью!" (Раскольников о себе, часть 3 глава VI)

Вскоре после своего страшного преступления Раскольников совершает явку с повинной и отправляется на каторгу в Сибирь.

Теория Раскольникова - основа идеологического романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Автор подробно раскрывает, как антигуманистическая идея, которая захватила главного героя, оказывается ложной и окончательно ломает его жизнь.

Как и почему появилась теория Раскольникова

Родион Раскольников - главный герой романа. Это - чрезвычайно умный, одаренный студент, который не имеет ни гроша и живет в ужасных условиях. Он не может продолжать учебу и найти работу. Полная нищета, которая его окружает и отсутствие какой-либо надежды вырваться из нее, доводят юношу до крайности.

Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов

Рис. 1. Родион Раскольников на лестнице. И.С. Глазунов Неустойчивый политический строй и последствия реформ, которые лишили народ традиционных взглядов и моральных принципов, оказывают на него большое влияние. Он каждый день видит, как нарушаются принятые ранее моральные нормы, как люди совершают поступки, выходящие за рамки приличий. В его неокрепшем, но развитом аналитическом разуме рождается страшная по своей сути теория, которая укореняется в его голове и в результате толкает на убийство.

Суть теории

  1. “Сверх-человеки” - это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
  2. “Твари дрожащие” - это все остальные люди, влачащие заурядное существование.

Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.

В ходе своих размышлений Раскольников пытается определить, к какой категории отнести себя. Он решает, что доказать свое превосходство можно, совершив преступление, не испытывая при этом угрызений совести. Он считает, что уничтожение эксплуататоров общества может быть достойной целью. К этому типу Раскольников причисляет и старуху-процентщицу - Алену Ивановну, которая наживается на страданиях бедных людей. Он хочет забрать ее деньги и помочь нуждающимся.

Рис. 2. Родион Раскольников в своей каморке. И.С. Глазунов

Важно! Эта теория пересекается с идеологическими настроениями революционной демократии, которые царили в то время, и дополнена оригинальной философией индивидуализма, которая допускает нарушение моральных принципов и “кровь по совести”.

Раскольников считает, что развитие человечества невозможно без насилия и жертв, которые осуществляют великие люди. Высокое самомнение толкает его на реализацию плана, который сможет доказать ему, что он не “тварь дрожащая”.

Реализация и развенчание

Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после - серьезно заболевает.

Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов

Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. Глазунов Страх разоблачения полностью поглощает Раскольникова - он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество. Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным . Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.

Важно! Раскольников понимает, что убив, он переступил нравственную и религиозную черту, которая отрезала его от хороших людей и перенесла в разряд злодеев. Он не отказывается от своей теории, но разочаровывается в себе.

Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.

Читайте также: