Психика человека как предмет системного исследования кратко

Обновлено: 28.06.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 679
  • КНИГИ 671 327
  • СЕРИИ 25 859
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 762

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по гречески psyche – душа, logos – наука).

Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Исследование системы психических явлений, направленных на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения общественных задач и т. д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху Античности душа понималась как первооснова тела, т. е. душа – это основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души – придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.

Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее содержания и функций. В это время все представления о душе основывались на мифах и легендах, на сказаниях, религиозных обычаях и традициях.

III – ассоцианистическая психология (конец XVIII – начало XIX вв.). Предметом психологии в этот период является сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Для исследования психики используются логика, естественные науки. Появляется первая психологическая школа, возникают концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса.

IV – экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Основное достижение – это главным образом появление первых симптомов методологического кризиса.

V – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.). Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), далее основные предметы – поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Появляются такие новые методы, как психоанализ и проективные методы.

VI – дальнейшее развитие психологических школ (1940–1960 гг.). Возникают направления психологии, которые делают акцент на внутренний мир человека, его сущность (гуманистическая психология). В центре внимания – интеллект человека. Среди методов исследований появляются такие, как опросники.

VII – современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеXIX в. и первой половинеXX в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека. Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство,

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Организационное поведение (далее – ОП) является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных

Психика

Психика инструмент приспособления к окружающей среде, система регуляции взаимодействия живых существ с внешним миром. Психика – это не сама материя, а ее системное свойство, заключающееся в активном отражении субъектов реальности, в виртуальном сжатии природы и

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт,

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение– это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством –способностью отвечать на воздействия.Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития.К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеХIХ в. и первой половинеХХ в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки необходимы для психического развития, но психические качества ребенка зависят от условий жизни и воспитания.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение– это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством –способностью отвечать на воздействия.Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития.К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеХIХ в. и первой половинеХХ в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.




Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки необходимы для психического развития, но психические качества ребенка зависят от условий жизни и воспитания.

5. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение – это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством – способностью отвечать на воздействия. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития. К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеХIХ в. и первой половинеХХ в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки – строение организма, его функции и созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Читайте также: