Провести сравнительный анализ типового плана счетов и плана счетов для предприятий апк кратко

Обновлено: 30.06.2024

от 13 июня 2001 года N 654

В целях перехода на новую систему бухгалтерского учета

2. Департаменту экономики и финансов профинансировать затраты, связанные с научной разработкой методических рекомендаций по применению нового Плана счетов.

3. Департаменту кадровой политики и образования, Управлению бухгалтерского учета и отчетности организовать в 2001 году обучение работников учетной службы предприятий и организаций агропромышленного комплекса по новому Плану счетов на курсах и соответствующих семинарах на базе учебных заведений системы АПК.

4. Упрбухучету обеспечить переход к применению нового Плана счетов с 1 января 2002 года.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В.Антонца.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса

Номер и наименование субсчета

Раздел 1. Внеоборотные активы

1. Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, насаждений, инвентаря, земельных участков и объектов природопользования)
2. Прочие производственные основные средства
3. Непроизводственные основные средства
4. Скот рабочий и продуктивный
5. Многолетние насаждения
6. Земельные участки и объекты природопользования
7. Объекты неинвентарного характера
8. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
9. Основные средства, полученные по лизингу и в аренду
10. Прочие объекты основных средств
11. Выбытие основных средств

Амортизация основных средств

1. Амортизация собственных основных средств
2. Амортизация арендуемых и полученных по лизингу

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.


План счетов бухгалтерского учета - 2020-2021 российские фирмы, как и ранее, должны использовать в обязательном порядке. Рассмотрим, какие НПА регулируют план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 годов и как корректно применять данный документ.

Что такое план счетов бухучета

Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.

Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).

План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.

В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.

Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:

  • номера и наименования основных счетов;
  • номера и наименования субсчетов.

Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.

Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.

Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.

Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Кто должен использовать план счетов БУ

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • ИП;
  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом

Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса.

Счета раздела 1 плана бухучета предназначены для отражения операций с внеоборотными активами. Остатки по этим счетам являются источником данных для формирования строк бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов.

Рабочий план счетов обязательно нужно закрепить в учетной политике организации.

О нюансах формирования учетной политики детально рассказано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же вы найдете пример рабочего плана счетов. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Про отражение на счетах учета отдельных операций читайте в наших материалах:

Новый план счетов бухучета с 2020-2021 годов

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 10 лет. Так что говорить о том, что в 2020-2021 годах появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в этом материале.

Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета

План счетов бухучета

Данный документ полностью соответствует положениям приказа № 94н.

Итоги

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Очень жаль, что в бухгалтерию пришли "роботы" так и не осознавшие фундамент (классику) бухгалтерского учета. Это основа из основ. Статья написана правильно и своевременно только для "думающего"бухгалтера.Если Вы таковыми не являетесь и не принимаете эту позицию., значит так и не поймете никогда, кто-такой бухгалтер, главный бухгалтер и какие задачи он ставит перед собой. Все , что прилагается к ведению учета и облегчает его - это только инструментарий (помощник) для профессионального бухгалтера.

Спасибо Вам большое за этот сайт! Спасибо за то, что вся информация находится в свободном доступе. Много нужного и полезного нашла для себя благодаря Вашей информации! Удачи Вам.

Здравствуйте, коллеги! Не совсем понятно, зачем вообще эта статья: план счетов бухучета никому не нужен на практике, в 1С все вводится автоматически. Вообще, роль в бухучете человека неуклонно снижается, лучше бы писали о технологиях автоматизации бухучета, о конкретных программах для улучшения управления финансами, это более актуально, чем перелопачивать информацию 20-летней давности!

Не много ли на себя берете? Сколько пространного пафоса и самоуверенности! Где эксклюзив? К чему все эти хвастливые изречения типа сделаем бухгалтеров компетентными, что, целевая ваша аудитория — неучи и дилетанты? Учитесь делать конкурентный продукт, а все, что в этой статье — неумелый дубляж дремучих фактов, которые пытаются выдать за сенсацию!

Факты в статье приведены более, чем ценные (хотя они могут показаться и не новыми). Главное, что они расписаны комплексно, это действительно полезный материал.

Ксения, я думаю, что Вы очень хороший бухгалтер. Мне очень понравился Ваш ответ. Я аудитор с большим опытом работы и часто сталкиваюсь с такими проблемами при проверке, что бухгалтера не могут читать ОСВ. Ничего в ней не видят, так как не знают плана счетов. Очень трудно с ними разговаривать. Все на автомате. Программа 1-С есть, значит надо уметь правильно ей пользоваться и всё будет правильно. Но это ошибочное мнение. Надо все время изучать нормативную базу иначе не возможно работать без ошибок. Статья считаю полезна всем бухгалтерам. Спасибо, что можно их читать в свободном доступе. Пишу немного с опозданием.

Полностью с вами согласна. Организация попросила сделать баланс, бухгалтер с октября работает, помочь, не знает как делать. Я в тихом ужасе - женщина пришла работать главным бухгалтером вообще не понимая, что такое план счетов, ОСВ, как их читать, кто такие дебиторы- кредиторы, двойная запись. Огромные переплаты поставщикам, 69 корреспандирует с 62, удержания, поступления по исполнительным контрагентом являются приставы, никакой разбивки. Нет сф на поступления, на продажи .Акты сверки с программой не совпадают. Я даже в какой-то мере благодарна коронавирусу - у меня есть время все это разгребсти)

К сожалению таких бухгалтеров очень много, мне неоднократно приходилось восстанавливать бухучет в организациях после таких главбухов.
Бухгалтер это профессионал, который ОБЯЗАН учиться постоянно, и не только узнавать новое, но и обновлять, вспоминать основы. Но, к сожалению, таких профессионалов становится все меньше и меньше.
Статья очень хорошая, вспомнить обязательный минимум за минимальный отрезок времени - это очень важно для бухгалтера!







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_6_0) AppleWebKit/537.4 (KHTML, like Gecko) Chrome/22.0.1229.79 Safari/537.4

Читайте также: