План работы на уроке литературного чтения

Обновлено: 02.07.2024

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.

1) познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом.

2) раскрыть содержание основных форм и методов работы с текстом.

3) отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Форма проведения мастер-класса :

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы в электронном виде.

Ход мастер-класса.

Данная технология – обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание текста читателем.

Достоинством технологии является

• повышение интереса у учащихся к изучению материала;

• технология применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать

УМК "Начальная школа 21 века" включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе

• Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

• Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

• Чтение по готовому плану.

• Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

• Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

• Восстановление деформированного текста.

• Инсценирование текста или отрывка.

• Выборочное чтение (с определенным заданием).

• Чтение в лицах.

• Чтение цепочкой по предложению.

• Чтение абзацами.

• Чтение с пометками.

• Чтение с остановками (прием "дерево предсказаний")

• Чтение по группам.

• Поисковое чтение.

• Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

• "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

• Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

• Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

• Нахождение и чтение образных слов и описаний.

• Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

• Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

• Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

• Нахождение самого длинного слова в тексте.

• Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

• Чтение с пометками непонятных слов.

• Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста : начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом :

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный,художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

- Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.

В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения

1. На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Дети просматривают внимательно строку и пытаются обнаружить среди случайных букв слова. Они отыскивают слова и подчеркивают их.

ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ (зима, страна, коньки)

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды : до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Сложение репродукции картин русских художников. Здесь дети дают описание картины по плану. Подготовка к написанию сочинений.

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

• умение формулировать вопросы;

• умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Дайте три объяснения, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

Предположите, что будет, если… ?

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст. Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чё ткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Искусство это не просто какой-либо связный текст, а несущий определённую эстетическую нагрузку. Оно связано с темой, идеей, позицией автора

Тема это такая сфера деятельности человека, которая обращена к его эмоциональной, эстетической стороне личности.

Художественное произведение построение художественного произведения.

Сюжет неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов

Композиция главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Слово последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Художественный образ форма воспроизведения и преобразования действительности.

-Что было ранее? Если бы картина ожила, какие звуки бы мы услышали? Что бы произошло чуть позже?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На___небе мгла носилась;

А нынче погляди в окно:

Блестя на солнце, снег лежит

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример. Сравнение главных героев произведений.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

(Пример текста)

Анализ стихотворения. (А. С. Пушкин)

Работа с нэтбуком

Изготовление кижки - отзыов

Используемая литература

1. Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс, часть 2,Ефросинина Л. А. изд. Вентана – граф 2018г.

2. Интерактивные тренажеры по литературному чтению 4 класс

3. Комплексные работы с текстом 4 класс Ефросинина Л. А. изд. Вентана – граф 2018г.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель. Гребенникова Татьяна Викторовна.

Дата. 14.01.2019

Результаты деятельности:

Личностные результаты -

учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверять правильность выполнения.

К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному..

Цель урока:


В методических рекомендациях представлены педагогические требования к составлению конспектов уроков по чтению. Цель рекомендации - помочь студентам педагогических колледжей и учителям начальных школ теоретически и методически правильно составить конспекты уроков.

Содержимое разработки

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

7.Технологическая карта урока.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

- выражение собственного мнения учащегося;

- исполнение различных диалоговых приемов;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществление действий по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть ошибку и и справлять ее;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

в) содержание работы на уроке;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Основные требования к уроку литературного чтения:

1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок изучения литературного произведения.

III. Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. Обобщающий урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

Приёмы работы на уроке литературного чтения:

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

Направления анализа художественного произведения

- анализ сюжета развития действия

- анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

- анализ художественных образов

- структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

- творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)

Методическая подструктура урока литературного чтения

- Этапы работы с художественным текстом:

- подготовка к восприятию текста,

- проверка первого восприятия

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

Регулятивные:

Познавательные:

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Самоопределение к деятельности (организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет

(I этап до чтения

1. Проверка домашнего задания.

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Появление целей урока.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Изучение новой темы

(II этап во время чтения

1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками


В методических рекомендациях представлены педагогические требования к составлению конспектов уроков по чтению. Цель рекомендации - помочь студентам педагогических колледжей и учителям начальных школ теоретически и методически правильно составить конспекты уроков.

Содержимое разработки

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

7.Технологическая карта урока.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

- выражение собственного мнения учащегося;

- исполнение различных диалоговых приемов;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществление действий по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть ошибку и и справлять ее;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

в) содержание работы на уроке;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Основные требования к уроку литературного чтения:

1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок изучения литературного произведения.

III. Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. Обобщающий урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

Приёмы работы на уроке литературного чтения:

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

Направления анализа художественного произведения

- анализ сюжета развития действия

- анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

- анализ художественных образов

- структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

- творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)

Методическая подструктура урока литературного чтения

- Этапы работы с художественным текстом:

- подготовка к восприятию текста,

- проверка первого восприятия

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

Регулятивные:

Познавательные:

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Самоопределение к деятельности (организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет

(I этап до чтения

1. Проверка домашнего задания.

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Появление целей урока.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Изучение новой темы

(II этап во время чтения

1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками

Читайте также: