Каким образом следует преподавать литературу в школах

Обновлено: 02.07.2024

Современную литературу в школе практически не изучают. Отдельные учителя находят возможность факультативно рассказать о нескольких самых важных именах старшеклассникам, но на фундаментальное изучение в программе времени нет. Да и как разобраться, где важные имена, а где необязательные, если нет никаких сколько-нибудь объективных критериев. Учитель литературы Александр Закуренко рассуждает, что нужно изменить в учебном процессе, чтобы заинтересовать современной литературой и школьников, и учителей.

Чем русская литература отличается от других национальных литератур

В начале ХХ века материк Великой русской литературы разорвало надвое: часть уплыла за границу, возник феномен литературы в изгнании, а вторая часть стала советской и, в свою очередь, разделилась на официальную и андеграунд. При этом другие национальные литературы продолжали развиваться эволюционно, не разрываясь на части.

Но в конце ХХ века всё перемешалось, и теперь мы можем наблюдать множество отдельных островков, причём каждый из них неоднороден. В нём присутствуют и элементы официальной литературы, и элементы андеграунда. Постмодерн и неоклассицизм, архаисты и новаторы, модернисты и антимодернисты — и на каждом из островков растёт всего понемногу. Как во всём разобраться?


Почему в современной литературе нет ориентиров

Раньше функцию путеводителя по миру большой литературы выполняли салоны, потом — толстые литературные журналы. Теперь ни того, ни другого нет: тиражи толстых журналов не превышают тиражей подпольных листовок большевиков.

Институт литературной критики, по сути, исчез. Теперь вес писателя определяется отнюдь не профессиональным прочтением его текстов

Появляется писатель в телевизоре — значит, он хороший писатель. Не появляется — его нет вообще. Читатель не имеет перед собой хоть сколько-нибудь объективной картины. И в этой ситуации он просто перестаёт читать вообще. Или прислушивается не к профессиональному сообществу, а к случайно нажатой кнопке или полученной ссылке по почте или в фейсбуке.


Как преподают современную литературу в школе

Предмет литературы в школе носит нормообразующий характер. Это единственный предмет, который позволяет формировать свою жизненную позицию внутри самой дисциплины. Через литературу мы можем понять историю, психологию, себя и свою страну. Но норма приходит из прошлого. Она уже сформулирована. А скорость жизни такова, что норма становится устаревшей ещё до того, как стала нормой.

Обычно в школе ограничиваются периодом советской литературы. Доходят до Солженицына и Бродского — и на этом история русской литературы заканчивается

То есть весь корпус литературы начиная с 80-х годов и по наше время — отсутствует как класс. А это почти 40 лет, за это время даже из Египта убежать можно. Представьте, если бы во времена Пушкина вдруг вырезали 40 лет? Карамзин — и бац, уже Толстой.

Более того, проблема в том, что не читают современных авторов не только школьники. О современной литературе не знают и учителя. Во многом из-за того, что у них элементарно нет времени. При сегодняшних нагрузках и требованиях по сдаче ЕГЭ, а теперь и написанию сочинения — весь 11 класс отдан истерической подготовке к экзаменам. Тут бы хоть до Солженицына добраться.


Что нужно сделать

1. Преподавание современной литературы надо начинать именно с учителей

Читая такие курсы учителям литературы, я всегда поражался, что почти никого из современных авторов учителя не знали. И по большому счёту многих современная литература и не интересовала.

У себя в школе я организовал встречи писателей и поэтов со школьниками. За несколько лет у нас в гостях побывали Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Ольга Седакова, Юрий Кублановский и многие другие. Причём все они легко отзывались и соглашались встречаться со школьниками даже без гонораров. Значит, для таких встреч нужен посредник. И опять же, если бы такие программы финансировались министерством образования, то уверен, что в Москве можно было бы создать несколько площадок, где школьники могли бы не просто на уроках, но вживую общаться с авторами художественных произведений.

2. Нужно создавать литературные издания для школьников

Современная литература включает в себя и тех, кто пишет уже в школе. Важно открывать и поддерживать те немногие существующие литературные журналы, в которых начинающие писатели могли бы публиковаться и находить читателя.


3. Вместо скучных ЕГЭ под конвоем билеты по литературе нужно разыгрывать по телевизору

Накануне всероссийского выпускного сочинения в студии Первого канала собирались бы современные писатели, актёры, режиссёры. Цветные шары с номерами комплектов тем или текстов крутились под звуки музыки. Их вытаскивали бы Пелевин и Донцова, Быков и Басинский.

4. Нужно в корне менять само гуманитарное образование

Школа не обязана готовить филолога, но думающего читателя обязана. Поэтому уроки современной литературы наряду с нормативной русской классикой должны быть сквозными с первого класса.

Конечно, в условиях отсутствия иерархии и точных представлений, кто есть кто, учитель может растеряться. Но на то он и профессионал, чтобы самому уметь отличать качественный текст от вторичного или поверхностного. И тут учителю должна быть дана свобода выбора материала.

5. Никаких единых учебников

Стихи современных авторов пусть выбирают сами дети. В младшей школе — стихи и чтение, и учёба наизусть. В средней — уже элементы анализа.

1. Сравнить с зарубежной литературой

Даже по памяти я могу сказать, каких авторов зарубежной литературы по школьной программе проходят в 9-м, 10-м, 11-м классах. В девятом — Шекспира, Данте и Гете. В десятом классе их вообще нет: там русская литература XIX века, не до этого! В одиннадцатом — Хемингуэй, Гессе, Ремарк, может быть, Маркес или Лондон. Это катастрофически мало! Средний ученик выходит из школы с дыркой вместо знаний в этой сфере, если не читает самостоятельно.

По моему глубокому убеждению, преподавать русскую литературу без связки с зарубежной — это преступление. Не видеть и не показывать ученикам все взаимосвязи, причинно-следственные ниточки, не рассказать, как тексты Европы и позже Америки, отчасти Востока, влияли на нашу литературу — значит создавать у них ощущение, что Россия и ее культурный процесс словно висел в воздухе и питался творческой энергией из космоса. Но это не так!

Россия всегда была и будет в прочной связи с миром. Об этом важно говорить на уроках, показывать, на каких авторах формировались наши писатели и кого читали сами.

Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.

Если вы преподаете литературу, попробуйте акцентировать внимание учеников на том, какие произведения читал писатель и на каких книгах он рос. Это добавит в ваши уроки массу новых тем и обсуждений.


Если задаться целью, то такие литературные параллели можно найти у многих авторов и произведений. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт: авторы разных стран обогащали друг друга. Русская литература тоже стала питательной почвой для многих зарубежных авторов — и это прекрасно. Предложите ученикам такую литературную игру, и они активно в нее включатся.

2. Привлечь философию

Межпредметность — это то, что дает нырнуть глубже и увидеть взаимосвязи явлений. Возможно, не всегда у учителей литературы есть время на это или компетенции, чтобы говорить с учениками профессионально на языке других дисциплин. Но даже если такой эксперимент провести хотя бы однажды, то ученики задумаются, что не всё так просто и что у всего есть причины и предпосылки.

Кто первым допустил такую мысль? И здесь учитель может создать интерес к первоисточникам: в какой стране всё началось, с кого и в каких работах, почему?

3. Читать писателей-специалистов

Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.

Такой отрывок — отличная возможность начать разговор с учениками о здоровье женщины, о влиянии абортов на репродуктивную функцию, об их медицинском и социальном значении, и позволить каждому высказаться на эту тему. Проблема-то жива до сих пор.

Вы не говорите с учениками на такие темы на уроках литературы? Поверьте, их волнуют откровенные разговоры и они сами. Поэтому такие темы — шанс развернуть интерес к предмету через личную мотивацию и потребности ученика.

4. Разбирать психологию персонажей

Рассказываете, что всего есть 12 акцентуированных типов характера (по Карлу Леонгарду) и сегодня на уроке вы вместе попытаетесь определить тип характера каждого героя пьесы. Интересно? Думаю, что ребята включатся в работу — даже те, кто не читал текст.

Затем предложите каждому ученику определить свой тип: подросток не хочет думать про вымышленных героев, он хочет думать про себя.

Искать ответы на свои вопросы, моделировать ситуации и истории и смотреть, а как бы поступил он.


Что же с сестрами Прозоровыми из пьесы?

Маша: эмотивный тип. Такой человек чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют сильное чувство долга, обычно бывают хорошими семьянинами.

Ирина: аффективно-экзальтированный тип. У таких людей очень часто меняется настроение, они словоохотливы, влюбчивы, ярко выражают свои эмоции и сильно отвлекаются на внешние события. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию — не лучшие их черты. Неудачи и горестные события люди этого типа воспринимают трагически, склонны к невротической депрессии.

Литература в отрыве от психологии в принципе непонятна. У них же один предмет исследования: люди и мотивы их поступков и поведения. Стимул, реакция, психологический тип, среда взросления, диагнозы, травмы, типологии — всё это можно встретить в любой книге, и практически никто не говорит с учениками о сюжете и героях языком психологии. Самое время начать.

5. Сделать настольную игру по мотивам романа

Такая совместная работа дает потрясающий эффект.

Игры позволили детально разобраться в сюжетах произведений, в мотивах каждого героя, а для спецходов или карточек пришлось составить глубокие вопросы на знание текста или биографии автора. В конце концов, это было безумно весело.

В итоге мои ученики знают устройство Единого Государства и чем занималось Бюро Хранителей, выучили всех героев и знают, чем закончилась вся история с антиутопией Замятина. Они реально прочитали весь роман — в том числе чтобы создать игру и в нее играть.

6. Устроить на уроке Creative Writing

Креативное письмо — довольно распространенный предмет за рубежом. Он не вызывает ни страха, ни удивления в глазах учеников. Да, школьники и студенты за границей просто пишут на разные темы, потом читают вслух получившиеся и вместе обсуждают. Всё так просто! Но не у нас.

Креативное письмо предполагает свободный полет тем: пиши всё, что считаешь нужным! Поэтому на первые уроки я даю забавные темы, чтобы расписаться, почувствовать творческий процесс и осознать, что рамок нет и никогда не было.

Перед началом я еще останавливаюсь на рассказе о 5 (6) чувствах человека, которые помогают нам писать: звук, слух, вкус, обоняние, зрение (интуиция — факультативно). Всё это понадобится ученику, чтобы сделать свою историю объемной и увлекательной.

Создать героев и сюжет для многих становится большой проблемой, поэтому я даю такие разминочные темы:

Организовать уроки на свежем воздухе в массовой школе может быть непросто, но при желании и усилии всё реально. Я предлагаю ходить гулять на уроках литературы не реже раза в месяц. Поводов масса!

Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима? Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.

Можно совершать такие прогулки в рамках уроков креативного письма: выходим на охоту за идеями. Каждый ученик должен поймать на улице идею, которую принесет в класс и напишет о ней текст. Получится живо, интересно и по свежим следам.

8. Отдать под литературу целый учебный день

Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?

Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.

Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.

Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.

Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках. Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Опыт работы учителя по проблеме

Повышение качества образования стало сегодня одним из главных национальных проектов. Но в чем состоит это самое качество образования? И что значит повысить его? К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – целое поколение молодых людей выросло с ослабленным чувством национального достоинства, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества. Анализ развития современных детей показывает, что они, в сравнении со своими сверстниками недалекого прошлого, значительно меньше стали читать, интересоваться культурой и искусством, редко посещают театры и музеи.

В одной из статей о преподавании литературы я прочла, что нужно закончить все разговоры и дискуссии о том, зачем преподавать литературу, и сосредоточиться на вопросах, как ее преподавать и что именно нужно ввести в образовательный стандарт по предмету. Это, по крайней мере, несерьезно, ибо все как и что определяются вопросом: зачем, во имя чего?

Вопрос этот приобретает особое значение сегодня, когда агрессивно давящая техногенная цивилизация с ее высокими технологиями уводит человека, и особенно подрастающее поколение, в прагматическую сферу, далекую от духовной области. Нормой стали краткие изложения и просмотры компьютерной версии литературы. Вместо знакомства с великими произведениями в оригинале к услугам потребителя – различные тематические странички в Интернете. Интернет настолько вошел в жизнь, что скоро станет основной средой обитания и виртуального общения молодежи. Живой русский язык засоряется жаргоном и иностранными словами, становясь для многих лишь средством общения, а не носителем национальных и культурных ценностей.

Ритм жизни все больше напоминает общественное питание с его Fast food . Общество, в том числе и молодежь, становится членом «клуба быстрого потребления, и не важно, что оно поглощает: пищу материальную или духовную. Главное, чтобы это было быстро, внешне привлекательно, модно. Всевозможные заменители проникают не только не только в пищу, но и в литературу.

Классика с ее традициями, духовностью, высочайшими профессиональным мастерством под напором агрессивной посредственности отступает сознании людей на второй план.

В связи с этим чрезвычайно важным является участие преподавателя в профессиональном разборе и комментарии информационных потоков, с которыми постоянно сталкиваются обучающиеся. Я должна ненавязчиво, в доступной форме давать оценку продукции средств массовой информации, телевидения, Интернета, проводить дискуссии. Ведь живой, заинтересованный разговор по душам зачастую гораздо более действенен, чем различные запретительные методы.

Сейчас нас пытаются убедить, что решение всех проблем – ЕГЭ по литературе. Если по другим предметам ЕГЭ возможен, то для литературы это – смертельный приговор.

Текстовая форма проверки возможна лишь в том случае, если материал поддается формализации.

Самое главное в литературе – понимание смысла, личное сопереживание, восприятие написанного вчера как явления современной жизни, к тебе лично имеющего самое непосредственное отношение, - такой формализации не поддается. А ведь сегодня особенно важно на первый план вывести то, что духовно близко обучающимся, вызывает у них интерес, а не заниматься холодной академической проверкой усвоенных ими сведений и полученной информации. Вообще составлять всякого рода КИМы, если не решены исходные, методологические проблемы специфики знаний и умение по литературе в их эстетическом своеобразия и психологии восприятия художественного произведения, - занятие пустое.

Нужно ли говорить о том, что опыт этот содержится в книге, а не в информации о книге? Между тем сама книга уходит с урока литературы. Конечно, здесь дело не только в уроках. Сегодня 52% жителей нашей страны не покупают книг, 34% вообще не держат их дома, а 37% их не читают. Вот в такой атмосфере живут наши обучающиеся. Преподавание литературы сплошь и рядом подменяется усвоением информации о литературе, непродуманной, непрочувствованной, о литературе, все чаще даже непрочитанной, а в литературе важен процесс соразмышления, сопереживания над страницами прочитанных книг.

Опрос на уроках литературы не только и не столько средство проверки знаний, сколько средство познания нового… Разбирая произведение на уроке, я не заставляю обучающегося запоминать готовые выводы и положения, а учу внимательно вчитываться в произведение, идти вслед за автором, следить за поступками и переживаниями персонажей постоянно, почти на каждом уроке заставляю самостоятельно думать, сопоставлять, исследовать. Это анализ текста. Это изучение литературы. Это приобретение новых знаний. И вместе с тем это одновременно проверка знаний, умений, навыков. В тоже время это опрос. Идеальным экзаменом по литературе служат не тесты и не темы, к которым заранее нужно выучивать готовые решения, а вопросы для размышления, познания, творчества.

Проблема преподавания литературы в школе никогда не теряет своей актуальности. Перед учениками, студентами, родителями да и самими учителями встает ряд вопросов: как сделать так, чтобы в цифровую эпоху чтение снова стало популярным? Как заинтересовать ребенка той литературой, которая писалась 100, 200 лет назад? Стоит ли вообще преподавать литературу в школе, или она должна стать факультативным предметом?

Почему литература?

Мы так привыкли к тому, что литература входит в школьную программу, что даже не задаемся вопросом: а почему именно она? Почему не кинематограф, который в своих лучших проявлениях не хуже качественного литературного текста? Например, можно сопоставить фильмы Андрея Тарковского и романы Достоевского. Более того, современный школьник гораздо лучше реагирует на видео, чем на текст.

Конечно, сразу возникает мысль, что такой подход приведет к интеллектуальной деградации, дети разучатся думать, четко формулировать свои мысли и т.д. Но здесь опять же все зависит от фигуры преподавателя и от той формы проверки знаний, которая будет принята на таких уроках.

После просмотра фильма можно так же полноценно дискутировать, так же писать сочинения. Вовлеченность школьника может стать даже больше, чем после прочтения того или иного текста двухсотлетней давности.

К тому же не стоит исключать вариант, что подход к литературе через кино тоже может стать продуктивным. Мир за последние 50 лет изменился, школьники – тоже, поэтому нужно пробовать новые форматы работы с ними.

Еще одной проблемой является то, что литература в школе уже давно стала скучной повинностью. Чтение классики для большинства учеников оправдано только тем, что за непрочитанную книгу их ждет неминуемое наказание. От подобного подхода могли бы избавить именно факультативы, на которые ходили бы только заинтересованные и вовлеченные ученики, а у педагога было бы больше свободы в выборе материала.

Учитель литературы – кто он(а)?

Среди других предметов литература занимает особенное место, т.к. одно и то же произведение никогда нельзя понять однозначно. Здесь крайне важна фигура преподавателя. Педагог должен быть думающим человеком, который имеет свою позицию, для которого текст – это не набор тех или иных литературных приемов, штампов, а живой процесс.

Безусловно, формальная сторона в преподавании литературы тоже важна. Когда ученик понимает, как именно сделан текст, он может глубже понять и скрытые смыслы произведения. Но структура – это еще не все. Литература – это пространство для дискуссий, мнений, которые могут кардинально отличаться друг от друга.

Думается, что учеников привлекает именно возможность высказаться. Особенно это касается старшеклассников, которые только формируют свое мировоззрение и которые очень чувствительны к разного рода фальши. А именно эту фальшь им и преподносят под видом литературы. Часто бывает так, что педагог говорит заученные фразы, не призывает вдуматься в написанное, а просто повторяет все то, что диктует ему учебная программа.

Все эти проблемы обостряет финальное тестирование, которое ждет в конце одиннадцатого класса. Если при живом общении с учителем ученик еще может показать свой кругозор и вовлеченность в анализ текста, то при сдаче единого экзамена он должен выдавать клишированные ответы. Конечно, можно возразить, что правила ЕГЭ не запрещают аргументированно высказывать свое мнение, но кажется, мало кто захочет рисковать баллами, споря с общепринятой трактовкой, скажем, Онегина.

Выбор литературы

Конечно, чтение литературы, помимо всего прочего, позволяет пополнить словарный запас, но этот процесс должен быть еще и увлекательным. Если из школы будут выходить люди, которые никогда в жизни больше не захотят иметь дело с литературой, то это означает, что система образования не выполнила свою работу. Из школы должны выходить люди, которые понимают, что от чтения можно и нужно получать удовольствие.

Нельзя сказать, что нужно убрать всю классику, но в программе должна быть и та литература, которая понятна современному ребенку или подростку, для восприятия которой ему не требуется проводник. Сейчас есть множество книг, главными героями которых являются именно подростки.

Более того, существуют книги, которые рассказывают о проблемах, с которыми неизбежно сталкивается взрослеющий человек. Именно через эту литературу педагог может обсудить с подростком волнующие и болезненные темы: социализацию, сексуальность, зависимость, насилие, инвалидность и т.д. Как правило, когда об этом заходит речь, возникает вопрос, насколько уместными могут быть такие беседы и такая литература; возникает ряд опасений как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Однако не стоит забывать, что эти книги пишутся именно для подростков и про подростков. Ребенок может идентифицировать себя с героем произведения, включиться в сложный, противоречивый, но такой важный диалог. Ведь всегда лучше проговорить проблему и возможные пути ее решения, чем ждать, когда она произойдет в жизни.

Среди современных книг, которые могли бы заинтересовать школьника, можно назвать такие:

Кажется, что современное преподавание литературы в школе должно стать более многогранным. Педагогу необходимо использовать новые форматы взаимодействия с учеником и художественным текстом. Списки же изучаемой литературы тоже необходимо пересмотреть и добавить в них те книги, которые были бы близки ребенку по духу, эпохе и затронутым в них проблемам.

А как вы считаете, нужно ли пересмотреть школьную программу? И какую книгу вы бы добавили в нее от себя? Давайте соберем свой список из ваших рекомендаций!

Переосмысление школьной литературы не означает, что из нее нужно убрать классические произведения, ведь они зачастую не менее интересны. Но вкус к таким текстам очень часто приходит гораздо позже.

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Едва ли нужно говорить о том, какое огромное значение имеет художественная литература в формировании духовного облика молодого человека, сколь велика ее роль как фактора эстетического и воспитательного. Если еще в школьном возрасте учащиеся ее получат достаточного литературного и в широком смысле слова художественного развития, то в дальнейшем им нелегко будет наверстать упущенное. Между тем, чтобы в любой деятельности достичь успехов, мы должны опираться прежде всего на общую культуру, в (которой художественному слову принадлежит одно из первенствующих мест.

Какое же место занимает преподавание литературы в средней школе в данное время? С. Гуревич, и не только он один, жалуется на то, что место это относительно очень небольшое. Мне, давно уже потерявшему связь со средней школой, трудно судить о том, в какой мере возможно расширение школьной программы по литературе без существенного ущерба для других дисциплин, входящих в школьное преподавание. Но что такое расширение признано необходимым, явствует из проекта новой программы по литературе в средней школе. Эта программа предусматривает и увеличение обязательного литературного материала, проходимого в школе, и увеличение количества часов, отводимых на изучение литературы (до сих пор на уроки то литературе в старших классах отводилось всего лишь три часа в неделю!). Поэтому сетования С. Гудзевича на скудость школьной программы по литературе, видимо, в ‘ближайшее время должны быть во всяком случае смягчены. Не нужно упускать из виду и того, что школьники знакомятся с литературными образцами в сравнительно большом количестве еще в младших классах, начиная с пятого, и такое знакомство должно постепенно втягивать ах в литературу, прививать интерес к ней и развивать литературный вкус. Впрочем, как бы ни увеличивать школьную программу по литературе, она не сможет вместить в себя такое количество важнейших произведений русской, зарубежной литературы и литературы народов Советского Союза, в котором не оказалось бы довольно существенных пробелов. Очевидно, необходимо заботиться не столько о количестве входящего в программу обязательного материала, сколько о качестве его прохождения и о том, чтобы пробуждать у школьников стремление к самостоятельному чтению сверх школьной программы.

Тут неизбежно встает вопрос о роли и качестве учителя, который имеет право считать себя подлинным словесником, мастером своего дела. Самая совершенная программа окажется мало действенной в распоряжении учителя-ремесленника, не способного увлечь своих учеников мастерством преподавания, тонким чувством художественного слова, учителя, обладающего лишь посредственными знаниями, и, наоборот, ущербность программы может быть побеждена мастерством опытного словесника, по-настоящему любящего литературу и умеющего заразить своей любовью учеников, многосторонне литературно образованного. Такой учитель может стать не покорным рабом программы, а ее инициативным хозяином и распорядителем, стремящимся не к формальному ов ладению ею, а к живому и творческому преподаванию и воспитанию учащейся молодежи.

К числу таких учителей, судя по всему, принадлежит С. Гуревич; можно было бы назвать и ряд других учителей, преимущественно работающих в крупных культурных центрах; в большинстве же учителя-словесники далеко не всегда стоят на той высоте, какая для пользы дела желательна.

Читайте также: