Сущность воспитания как педагогического процесса его общие закономерности и принципы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определение понятия воспитание. Цели воспитания. Воспитание в широком и в узком смысле. Сущность процесса воспитания личности как саморазвивающейся системы: целенаправленное формирование личности. Закономерности воспитания: Особенности воспитательного процесса: многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер. Основные принципы воспитания: гуманизация, природосообразность, Общественная направленность воспитания, культуросообразность, опоры на положительное, Связь воспитания с жизнью, трудом, комплексности, демократизации личностный подход.

Под воспитаниемследует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитательный процесс– это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Воспитание - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Под содержанием процесса воспитанияпонимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели воспитания— это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

общие цели воспитания

индивидуальные цели воспитания.

Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Воспитание в широком и в узком смысле

В широком социальном смысле– совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

В широком педагогическом значении– процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

В узком педагогическом значении– специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Особенности воспитательного процесса:

Длительность (по сути, он длится всю жизнь)

Непрерывность (процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников)

Комплексномть (в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности)

Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно различаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Закономерности процесса воспитания

определенные связи различных компонентов воспитания, реализация которых помогает достичь наибольших успехов в воспитании.

1) сложившиеся воспитательные отношения, подразумевающие определенную позицию воспитанника по отношению к воспитателю, являющуюся опорой для педагогического воздействия;

2) действия воспитателя должны определяться целью воспитания;

3) направленность воспитания на действительное состояние социальной среды, то есть, воспитание должно способствовать формированию личности, адаптированной к жизнедеятельности в современном обществе;

4) гармоничное сочетание объективных и субъективных факторов воспитания подразумевает создание соответствующих условий, как со стороны педагогов, так и со стороны внешней среды;

5) способность и мотивация к самовоспитанию играют большую роль в успешном протекании воспитательного процесса;

6) активное участие в воспитательном процессе, как педагогов, так и воспитанников;

7) единство всех сторон педагогической деятельности;

8) обеспечение необходимого уровня квалификации педагогов и соответствующего содержания воспитания;

9) опора на внутренние потребности и интересы воспитанников;

10) последовательность воспитания должна соответствовать логике интеллектуального и психофизического развития личности, учитывать базовые знания и умения человека;

11) формирование положительных отношений в коллективе воспитанников значительно упрощает процесс воспитания и интенсивно влияет на его эффективность.

Среди закономерностей воспитания выделяют следующие:

Закон соответствия воспитания и требований общества.

Закон единства целей, содержания, методов воспитания.

Закон единства воспитания, обучения и развития личности.

Закон воспитания в деятельности.

Закон активности воспитанника.

Закон единства воспитания и общения.

Закон воспитания в коллективе.

Принципы воспитания

общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Принцип гуманистической направленности воспитанияпредполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип культуросообразности воспитания(Ф.Дистервег)

в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип природосообразности.

В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.

Общественная направленность воспитания.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

Связь воспитания с жизнью, трудом.

Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Опора на положительное.

педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.

Единство воспитательных воздействий.

принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие

принцип гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;

принцип демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;

принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;

принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;

принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;

принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Прежде всего это процесс целенаправленный.

многофакторный, длительный, непрерывность. комплексный, вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. двусторонний характер.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними.

Закономерности эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов.

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности.

6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

7. От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения.

8. От качества воспитательного воздействия.

9. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников.

10. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

1. Обязательность.2. Комплексность. 3. Равнозначность.

1.Общественная направленность воспитания -- требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

2.Опора на положительное.: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества

3.Гуманизация воспитания -- уважение его прав и свобод.

5. Единство воспитательных воздействий – это единство усилий школы, семьи и общественности.

22. Содержание и направления процесса воспитания.Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности

3. Самоопределение. Формирование твердых убеждений, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности.

6. Коллективистская направленность. преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству,

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОС-Я.

Метод восп-я – способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребёнка в целях формирования всесторонне развитой личности: 1) убеждение; 2) положит. пример; 3) упражнение (приучение); 4) одобрение; 5) осуждение; 6) требование; 7) контроль за поведением.

Различают организац. формы воспитания – сборы, классные собрания, утренники, беседы, экскурсии, виды деятельности (учебные задания, кружки, конкурсы, олимпиады).

По результатам методы можно разделить на два вида: 1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения; 2) влияние, создающее привычки, определённый тип поведения.

Метод убеждения – воздействие воспитателя на сознание, чувство и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт. (Разъяснение – раскрытие социального, нравственного, эстетич. содержания тех или иных аспектов, требований к ребёнку, поступков; беседа – этическая, эстетич., познавательная, опирающая на знания детей).

Метод упражнений (приучения) – способ формирования навыков и привычек поведения и деятельности. Под методом понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых привычек и навыков поведения. В процессе выработки навыков К.Ушинский выделял приёмы:

– постановку воспитат. задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности;

– разъяснение способов деятельности и вооружение соответствующими знаниями (развитие сознания);

– практический показ действия;

– организацию первонач. воспроизведения учащимися показанных действий;

– последующую тренировку в закреплении способов деятельности и поведения;

– напоминание и контроль за поведением.

Метод одобрения и осуждения. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, кот. заставляют учащихся анализировать свои поступки и недостатки. Средства метода: замечания учителя, выговор в приказе школы, вызов на педсовет, направление в школу для трудновоспитуемых.

Средства метода одобрения: похвала учителя, директора школы, благодарность, награждение грамотой, доска почёта. Нужно учитывать возраст учащихся: в мл. классах этот метод применяется чаще, в старших – одобряются более значит. поступки.

Метод требования. Средствами его являются: просьба, распоряжение учителя, классного рук., директора и его заместителей. Метод позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонение в поведении учащихся и корректировать его.

Метод контроля – выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий и требований.

Самовоспитание включает умение ребёнка ставить перед собой цель, задачу, иметь желание её выполнить; контролировать себя и оценивать результаты выполнения задачи.

Метод самовнушения – ч-к стремится сам воздействовать на свою психику и чувства.

Метод самокритики – выявив недостаток, поставив цель перед собой изжить его, ученик подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его преодолению.

Самопринуждение или самоприказ – когда у учащихся не проявляется достаточно силы воли в соблюдении данного правила. Метод самонаказания - когда ч-к делает те или иные отступления от намеченных им самим правил поведения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Павлов Александр Константинович, -

г. Петрозаводск - г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы

(Научная статья)

Определение понятия воспитание. Цели воспитания. Воспитание в широком и в узком смысле. Сущность процесса воспитания личности как саморазвивающейся системы: целенаправленное формирование личности. Закономерности воспитания: Особенности воспитательного процесса: многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер. Основные принципы воспитания: гуманизация, природосообразность, Общественная направленность воспитания, культуросообразность, опора на положительное, Связь воспитания с жизнью, трудом, комплексности, демократизации личностный подход.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Воспитание - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

§ общие цели воспитания

§ индивидуальные цели воспитания.

Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.

Воспитание в широком и в узком смысле.

В широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

В узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Особенности воспитательного процесса:

· Длительность (по сути, он длится всю жизнь)

· Непрерывность (процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников)

· Комплексность (в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности)

· Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно различаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

· Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Закономерности процесса воспитания - определенные связи различных компонентов воспитания, реализация которых помогает достичь наибольших успехов в воспитании:

1) сложившиеся воспитательные отношения, подразумевающие определенную позицию воспитанника по отношению к воспитателю, являющуюся опорой для педагогического воздействия;

2) действия воспитателя должны определяться целью воспитания;

3) направленность воспитания на действительное состояние социальной среды, то есть, воспитание должно способствовать формированию личности, адаптированной к жизнедеятельности в современном обществе;

4) гармоничное сочетание объективных и субъективных факторов воспитания подразумевает создание соответствующих условий, как со стороны педагогов, так и со стороны внешней среды;

5) способность и мотивация к самовоспитанию играют большую роль в успешном протекании воспитательного процесса;

6) активное участие в воспитательном процессе, как педагогов, так и воспитанников;

7) единство всех сторон педагогической деятельности;

8) обеспечение необходимого уровня квалификации педагогов и соответствующего содержания воспитания;

9) опора на внутренние потребности и интересы воспитанников;

10) последовательность воспитания должна соответствовать логике интеллектуального и психофизического развития личности, учитывать базовые знания и умения человека;

11) формирование положительных отношений в коллективе воспитанников значительно упрощает процесс воспитания и интенсивно влияет на его эффективность.

Среди закономерностей воспитания выделяют следующие:

1. Закон соответствия воспитания и требований общества.

2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания.

3. Закон единства воспитания, обучения и развития личности.

4. Закон воспитания в деятельности.

5. Закон активности воспитанника.

6. Закон единства воспитания и общения.

7. Закон воспитания в коллективе.

Принципы воспитания - общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

§ Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

§ Принцип культуросообразности воспитания (Ф.Дистервег)

в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

§ Принцип природосообразности.

В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.

§ Общественная направленность воспитания.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

§ Связь воспитания с жизнью, трудом.

Этот принцип требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

§ Опора на положительное.

Педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.

§ Единство воспитательных воздействий.

Принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

О принципе гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;

О принципе демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;

О принципе педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;

О принципе единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;

О принципе целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;

О принципе коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Читайте также: