Противоречит ли болонское соглашение федеральному закону об образовании рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию. Сейчас этот процесс является объективной реальностью, и, таким образом, главная опасность глобализации заключается в игнорировании ее существования и реализации. В данном эссе речь пойдет о таком явлении глобализации как Болонский процесс.

Болонский процесс — процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования стран Европы. Главной целью этого процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, именно тогда была подписана Болонская декларация. По состоянию на 2013 год, Болонский процесс объединял уже 48 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №40 от 15.02.2005 система высшего образования должна быть приравнена к европейским стандартам. С каким проблемами столкнулась Россия при реализации Болонской декларации и какие положительные результаты мы можем наблюдать уже сейчас, автор данного эссе изложит ниже.

Вторая проблема, с которой столкнулись российские вузы, заключается в том, что многие работодатели до сих пор не готовы принимать на работу специалистов с 4-х летним обучением, т.е. с образованием бакалавра. Таким образом, выпускник бакалавра не удовлетворяет потребности рынка. Но с другой стороны, мы можем констатировать тот факт, что большинство выпускников магистратуры устраиваются на работу без каких-либо проблем.

Положительным моментом в принятии Болонской декларации, мне как учащейся в университете, видится возможность уехать заграницу на семестр или же полностью продолжить образование в каком-нибудь из университетов в стране-участнице Болонского процесса с целью обмена опытом и знаниями.

Но реальность, порой, заставляет меня задуматься над теми трудностями, с которым может столкнуться каждый студент, мечтающий о продолжении образования заграницей. Владение иностранным языком становится определяющим фактором при выборе кандидата для обучения за рубежом. Несмотря на увеличение академических часов в российских вузах на изучение иностранного языка, у студентов выявляется абсолютно разный уровень знаний. К тому же, трудностью при выезде на обучение заграницу представляет не полностью разработанная система принятия зачетов и дипломов, а также неразвитая инфраструктура (общежития) и доступность источников к существованию заграницей (гранты, стипендии и т.д.). Большинство студентов вынуждены ехать заграницу за собственные средства.

Даже если не удалось выехать заграницу для обмена знаниями и опытом, российские вузы предусматривают возможность разрабатывать совместные программы со странами-участницами Болонского процесса, что дает студенту реальный шанс получить два диплом об образовании. Здесь же усматривается еще один положительный момент такой интеграции – возможность изучать языки, что на сегодняшний день является бесценным знанием.

Таким образом, результаты участия России в Болонском процессе являются противоречивыми. С одной стороны, мы наблюдаем много положительных моментов, связанных с возможностью познакомиться с деятельностью и жизнью европейских университетов, возможностью получить полноценное образование спустя 6 лет обучения с последующим трудоустройством. Но с другой стороны, мы видим, что Россия не до конца реализовала статьи Декларации, а некоторые специалисты в области образования отмечают, что игнорирование и перекладывание забот о качестве образования в российских вузах привело к снижению качества подготовки будущих специалистов. А это значит, что российские студенты не составляют конкуренции европейским студентам на рынке.

ВложениеРазмер
rossiya_i_bolonskiy_protsess.docx 19.02 КБ

Предварительный просмотр:

К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию. Сейчас этот процесс является объективной реальностью, и, таким образом, главная опасность глобализации заключается в игнорировании ее существования и реализации. В данном эссе речь пойдет о таком явлении глобализации как Болонский процесс.

Болонский процесс — процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования стран Европы. Главной целью этого процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, именно тогда была подписана Болонская декларация. По состоянию на 2013 год, Болонский процесс объединял уже 48 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №40 от 15.02.2005 система высшего образования должна быть приравнена к европейским стандартам. С каким проблемами столкнулась Россия при реализации Болонской декларации и какие положительные результаты мы можем наблюдать уже сейчас, автор данного эссе изложит ниже.

Вторая проблема, с которой столкнулись российские вузы, заключается в том, что многие работодатели до сих пор не готовы принимать на работу специалистов с 4-х летним обучением, т.е. с образованием бакалавра. Таким образом, выпускник бакалавра не удовлетворяет потребности рынка. Но с другой стороны, мы можем констатировать тот факт, что большинство выпускников магистратуры устраиваются на работу без каких-либо проблем.

Положительным моментом в принятии Болонской декларации, мне как учащейся в университете, видится возможность уехать заграницу на семестр или же полностью продолжить образование в каком-нибудь из университетов в стране-участнице Болонского процесса с целью обмена опытом и знаниями.

Но реальность, порой, заставляет меня задуматься над теми трудностями, с которым может столкнуться каждый студент, мечтающий о продолжении образования заграницей. Владение иностранным языком становится определяющим фактором при выборе кандидата для обучения за рубежом. Несмотря на увеличение академических часов в российских вузах на изучение иностранного языка, у студентов выявляется абсолютно разный уровень знаний. К тому же, трудностью при выезде на обучение заграницу представляет не полностью разработанная система принятия зачетов и дипломов, а также неразвитая инфраструктура (общежития) и доступность источников к существованию заграницей (гранты, стипендии и т.д.). Большинство студентов вынуждены ехать заграницу за собственные средства.

Даже если не удалось выехать заграницу для обмена знаниями и опытом, российские вузы предусматривают возможность разрабатывать совместные программы со странами-участницами Болонского процесса, что дает студенту реальный шанс получить два диплом об образовании. Здесь же усматривается еще один положительный момент такой интеграции – возможность изучать языки, что на сегодняшний день является бесценным знанием.

Таким образом, результаты участия России в Болонском процессе являются противоречивыми. С одной стороны, мы наблюдаем много положительных моментов, связанных с возможностью познакомиться с деятельностью и жизнью европейских университетов, возможностью получить полноценное образование спустя 6 лет обучения с последующим трудоустройством. Но с другой стороны, мы видим, что Россия не до конца реализовала статьи Декларации, а некоторые специалисты в области образования отмечают, что игнорирование и перекладывание забот о качестве образования в российских вузах привело к снижению качества подготовки будущих специалистов. А это значит, что российские студенты не составляют конкуренции европейским студентам на рынке.

Целями процесса являются :

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса

  • Трёхуровневая система высшего образования.
  • Академические кредиты ECTS
  • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
  • Европейское приложение к диплому
  • Контроль качества высшего образования.
  • Создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

  • Единые европейские оценки.
  • Активная вовлечённость студентов.
  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
  • Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса

  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
  • Модульная система.
  • Дистанционное обучение, электронные курсы.
  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Трёхуровневая система высшего образования

  • Вводятся три уровня высшего образования:
    Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").
    Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
    Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
  • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
  • Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
  • В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.
  • Вуз определяет методику обучения.
  • Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
  • Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
  • ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.

(Источник: Г.И.Гладков "БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС". Справка для участников научно-практической конференции "Университетская политология России в национальном и европейском

Процесс реализации Болонских идей в России сталкивается с рядом нормативных противоречий. Необходима совместная работа ряда министерств и ведомств для урегулирования существующих проблем. Это позволит добиться признания российского высшего образования за рубежом и конвертируемости дипломов выпускников российских вузов.

Болонский процесс официально был начат с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. Предпосылкой к нему послужили интеграционные процессы в области экономики, повлекшие необходимость признания и идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в различных странах.

В сентябре 2003 г. на Третьей встрече министров образования европейских государств в Берлине Россия официально присоединилась к Болонскому процессу. По некоторым его ключевым позициям наша страна находится на более продвинутом этапе, чем некоторые европейские страны, в частности, это касается реализации двухциклового обучения. Однако значительным препятствием на пути продвижения Болонских инициатив являются нормативные противоречия в области образовательного и ряда других законодательств.

В 1992 г. Комитетом по высшей школе (КВШ) было принято Постановление от 13 марта 1992 г. N 13 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации". Постановлением были утверждены Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации, Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ. Документы явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования. Продолжительность обучения по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования устанавливалась не менее четырех лет, а лицам, освоившим одну из таких программ и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивалась степень бакалавра с выдачей диплома о высшем образовании.

Образовательно-профессиональные программы следующего уровня могли быть реализованы в двух формах: на основе общего среднего образования по единой программе общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет по одной из специальностей с присвоением квалификации "дипломированный специалист"; на основе базового высшего образования по одному из направлений подготовки магистров продолжительностью обучения 2 - 3 года с присвоением степени "магистр наук" либо по одной из специальностей продолжительностью от одного до трех лет с присвоением квалификации "дипломированный специалист" [3].

Спустя четыре года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым Законом были установлены ступени ВПО. "Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр" [5].

Таким образом, ступени определялись в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): "бакалавр", "дипломированный специалист" или "магистр". Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением КВШ, так и не была установлена.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940 программы подготовки магистров и образовательные программы подготовки дипломированных специалистов сделаны программами одной ступени, но разной направленности:

"3.3. Третий уровень высшего профессионального образования является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией "магистр" или традиционно указываемой квалификацией. "специалист":

3.3.1. Основная профессиональная образовательная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки. с присвоением выпускнику квалификации "магистр", удостоверенной дипломом.

3.3.2. Основная профессиональная образовательная программа, которая включает. теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Данная программа завершается. присвоением выпускнику квалификации специалиста - "инженер", "учитель", агроном", "экономист" и т.п., удостоверенной дипломом".

Здесь наблюдается противоречие с Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому допускается последовательная реализация образовательных ступеней (см. цитату выше). На наш взгляд, существует и логическое противоречие: подготовка магистра на базе степени бакалавра соответствующих направлений допустима. А вот специалист (проучившийся на год больше бакалавра) не может претендовать на освоение магистерской программы.

Немаловажным является вопрос относительно понимания функциональной направленности многоступенчатой системы образования в отличие от традиционной 5-летней системы. В начале 90-х гг., когда вузы России только начинали осваивать новую структуру, в академическом сообществе предполагалось, что этот сегмент системы высшего профессионального образования (ВПО) направлен на подготовку кадров для научно-исследовательских учреждений и для высшей школы. Но толкование не было отражено в нормативных документах в отличие, например, от Украины, где аналогичная трактовка соотношения разных образовательных циклов была оговорена в законе [2]. Болонская декларация лишь в исключительных случаях допускает моноуровневое высшее образование, непосредственно ведущее к получению степени магистра, основным же, массовым, типом образования признается двухцикловое. В этом контексте практически теряет смысл интерпретация системы как своего рода элитарной, рассчитанной на подготовку специалистов для Академии наук и высшей школы.

В противоречии с многоступенчатой структурой, прописанной в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", находится и факт несопряженности основных нормативно-регулирующих документов в области образования, Государственных образовательных стандартов (ГОС) подготовки бакалавров и дипломированных специалистов. К примеру, в соответствии с ГОС направления 550200 "Автоматизация и управление" бакалавр может продолжить образование по специальностям 071800, 181200, 210100, 210200, 210300, 210500. Эти специальности включены в четыре направления подготовки специалистов, что дало формальное право создать четыре разных в общеобразовательной части ГОС, из которых только в одном (специальность 210100) полностью повторяются первые три цикла дисциплин стандарта направления 550200, а остальные ГОС не являются сопряженными.

На направлении 521600 "Экономика" нет сопряжения ни с одной из родственных специальностей. Различия в дисциплинах по наименованиям и трудозатратам программ бакалавра и специалиста очень велики: практически это самостоятельные образовательные программы. Подобного рода издержки проявляются при анализе ГОС направлений и специальностей и других укрупненных групп. Ряд гуманитарных и естественно-научных специальностей не сопряжены с одноименными направлениями. Примеры можно продолжать.

Что касается введения кредитной системы в российскую высшую школу, отметим, что в настоящее время российская система учета трудоемкости учебной работы содержит ряд нормативных противоречий, необходимость исправления которых назрела независимо от перехода на новую единицу учета - кредит [1].

  1. Расчетный коэффициент, используемый для планирования учебной нагрузки, неточен. Российским Трудовым кодексом установлена 40-часовая рабочая неделя [4], при пересчете в академические часы получается 53,3(3). В соответствии с рекомендациями нормативных актов федерального органа управления образованием, используется расчетный коэффициент недельной нагрузки, равный 54 академическим часам, что увеличивает недельную нагрузку студента на 1,2% по сравнению с установленной Трудовым кодексом. За весь период обучения, например по программе подготовки специалиста со сроком обучения пять лет, перегрузка выражается уже в более 100 академических часов, что соответствует изучению еще одной дисциплины.
  2. В настоящее время и в ГОС, и в выпускных документах используется дуальная система учета трудоемкости - в академических часах и в неделях, т.е. нет единой единицы измерения трудоемкости. В стандартах разных направлений и специальностей подготовки предусмотрена разная продолжительность учебных практик и каникул, сессий, общая трудоемкость программ отличается, иногда - существенно.
  3. Не определено понятие академического года, в частности, не установлен минимум академических часов, которые должны освоить учащиеся в течение академического года. Длительность семестров (включая период сессий) колеблется в разных вузах от 15 до 22 недель. В результате при различной трудоемкости программ обучения, реализуемых в конкретном вузе, который планирует начало и окончание теоретического обучения по возможности одинаковыми для всех направлений подготовки и специальностей, возникают "перекосы" в выполнении студентами учебной работы.
  4. В России в отличие от других стран трудоемкость программ строго фиксирована, а сам ГОС составлен так, что не позволяет каких-либо изменений. Увеличить, например, раздел теоретического обучения за счет введения факультативных дисциплин не представляется возможным, чтобы не нарушить строгую формулу "срок освоения основной образовательной программы подготовки. при очной форме обучения составляет . недель".

Изменения в организации учебного процесса, связанные с введением кредитной системы, зачастую требуют законодательной поддержки. В частности, это касается широкого распространения модульного подхода к изучению дисциплин, пропагандируемого болонскими документами. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы рассматриваются совсем иначе, чем в традиционных формах. Переход на модульный принцип организации учебного процесса противоречит нынешним ГОС: российские стандарты составлены попредметно.

Существуют сложности с распространением нелинейной формы обучения. Подобная форма предполагает в числе других нововведений выбор студентом преподавателя. То есть, образно говоря, преподаватель становится "краткосрочным контрактником", он может быть востребован лишь на тот срок, на который его предпочли студенты. Подобная организация работы вузовских преподавателей требует изменения Закона о труде. Правовые аспекты, связанные с распространением академической мобильности преподавателей, а именно зачет периодов работы за рубежом, также должны быть отражены в Законе о труде и пенсионном законодательстве. Выбор студентами сроков и темпа изучения дисциплин требует изменения законодательства, связанного с всеобщей воинской обязанностью, и т.д.

Важная правовая проблема - признание бакалавра на рынке труда. К сожалению, несмотря на то что эта ступень уже давно определена законодательными актами в области образования как первая ступень в системе ВПО, крупных инициатив в области трудового, налогового законодательства в нашей стране так и не последовало. То есть работодатель, к сожалению, зачастую не приравнивает квалификацию выпускника бакалавриата к высшему образованию, ссылаясь на отсутствие законодательной поддержки. Кстати, судя по материалам европейских аналитических обзоров, подобная проблема до сих пор еще характерна и для ряда европейских стран [6].

Таким образом, вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер и его законодательная поддержка находится не только в компетенции Министерства образования и науки. Необходима совместная работа целого ряда министерств и ведомств для урегулирования назревших противоречий, предотвращения новых. Это позволит добиться признания российского высшего образования за рубежом и конвертируемости дипломов выпускников российских вузов.

Библиографический список

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: