Против кого выступал ульрих фон гуттен кратко

Обновлено: 04.07.2024

[нем. Hutten] Ульрих фон (21.04.1488, замок Штеккельберг, близ Фульды, Германия - 29.08.1523, о-в Уфенау на Цюрихском оз., Швейцария), нем. гуманист, публицист.

Ист.: Opera quae reperiri potuerunt omnia / Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. 5 Bde. Suppl. Bd. 1-2; Deutsche Schriften / Hrsg. H. Mettke. Lpz., 1972-1974. 2 Bde; Deutsche Dichtungen. Stuttg., 1974. (Deutsche Nationаl-Lit.; Bd. 17, Abt. 1-2); Письма темных людей. М.; Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.

Лит.: Штраус Д . Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896; Kalkoff P . Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1920; Held P . Ulrich von Hutten: Seine religiös-geistige Auseinandersetzung mit Katholizismus, Humanismus, Reformation. Lpz., 1928; Flake O . Ulrich von Hutten. B., 1929; Holborn H . Ulrich von Hutten und the German Reformation. L., 1937; Keller H . G . Hutten und Zwingli. Aarau, 1952; Володарский В . М . Социально-полит. взгляды Ульриха фон Гуттена // СВ. 1964. Вып. 26. С. 54-79; он же . Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии XX в. // Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-27; Kreutz W . Die Deutschen und Ulrich von Hutten: Rezeption von Autor und Werk. Münch., 1984; Bernstein E . Ulrich von Hutten. Reinbeck, 1988; Ulrich von Hutten: Akten des intern. Ulrich von Hutten-Symp. in Schlüchtern, 15-17 Juli 1988. Münch., 1989; [Мат-лы науч. конф.: К 500-летию со дня рожд. Гуттена] // Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-134.

В юности личность Ульриха фон Гуттена меня не на шутку интересовала. Не удивительно, юности присуща любовь к романтике, а ее в жизни Гуттена можно найти много. Сами посудите: девиз он взял из трагедии Эсхила "Прикованный Прометей" — "Я дерзнул". Название одной из его брошюр "Против тиранов!" Ну разве это не восхитит в 18 лет?

Он родился в апреле 1488 году во франконском рыцарском роду и был первенцем, но ему не суждено было стать наследником. Дело в том, что с рождения Ульрих был слаб здоровьем. Сначала родители вообще не были уверены, что он выживет. Потом решили обеспечить ему сытную и безбедную жизнь — ведь отсутствие здоровья, как они полагали, не позволит ему стать рыцарем. В результате в возрасте 11 лет его отправили в монастырь — сначала для получения образования, а потом и для принятия пострига.

Учиться Гуттен учился — процесс учебы ему нравился, но вот сам монастырь нет. В возрасте 17 лет он навсегда покинул обитель и отправился. Спросите куда? Учиться, конечно.

Перечислять университеты, в которых он учился, можно долго. Семестр-два — Гуттен жаждал все новых и новых знаний и, соответственно, искал университет, который лучше всего смог бы утолить его жажду познания. Но учеба учебой, но студенты ведут еще и достаточно веселую жизнь — здоровью Ульриха это не способствовало.

И при этом — у него не было никаких средств. Родители позаботились о его благополучии, отправив в монастырь, но раз он отказался от этого дара — крутись как хочешь!

В общем, Ульрих поступал в университеты как неимущий. Впрочем, через некоторое время отец все же стал ему помогать, рассчитывая, что Ульрих станет юристом и поступит на службу к кому-нибудь из князей.

Но Гуттен ко всему прочему очень рано продемонстрировал таланты яркого памфлетиста. А еще поэта и автора учебника по стихосложению (написанного первоначально на латинском языке). В поисках знаний он отправился в Италию, но там пришлось еще и воевать — Итальянские войны отрезали его от отцовской пенсии. Пришлось наниматься на военную службу, чтобы заработать на дорогу. И оказалось, что этот человек — весьма слабого здоровья — способен быть энергичным и неутомимым воином.

Вообще поездка в Италию (а потом и вторая) произвела на Гуттена сильнейшее впечатление. С одной стороны — страна наук и искусства. А с другой — католической церкви, которая погрязла во всевозможных грехах и алчности. Мнение Гуттена о католической церкви было однозначным: "Грабители!" Он полагал, что для свободы и процветания Германии необходимо избавиться от этих вымогателей.

При этом, когда Мартин Лютер выступил против индульгенций, он первоначально не обратил на него особого внимания. Ну, грызутся монахи между собой — и слава Богу, нормальным людям легче. Но потом он понял, что Лютер в принципе выступает против папской власти, и объявил себя его союзником. При этом его поддержка Лютера была не столько религиозной, сколько политической — в нем он видел возможность для создания новой процветающей страны. Не удивительно, что он поддерживал отношения и с другими деятелями Реформации, чьи взгляды могли сильно расходиться со взглядами Лютера.

Гуттену не раз приходилось использовать свой талант полемиста, но наиболее известны три случая — сатиры против самого богатого человека Европы главы банкирского дома Якоба Фуггера, борьба против герцога Ульриха Вюртембергского (Гуттен вообще не мелочился) и участие в написании и издании сатиры "Письма темных людей".

Борьба против герцога Вюртембергского было семейным делом. Дело в том, что герцог убил двоюродного брата Гуттена — Ганса фон Гуттена. При этом Ганс считался другом герцога, но герцог влюбился в его жену и. избавился от недавнего друга. Ах, да, сам герцог тоже был женат — на племяннице императора Максимилиана.

Сначала Гуттен написал элегию на смерть кузена, а потом в страстных диалогах принялся клеймить герцога. Он писал: "Я завидую твоей посмертной славе, палач. Твоим именем назовут день. Будут писать "Некто родился в тот год, когда ты покрыл Германию позором!"

Гуттен был очень красноречив. Последствия не заставили себя ждать. От герцога ушла жена. Ему отказывались служить рыцари. Его со всех сторон клеймили позором. Император объявил его низложенным.

Спрашивается, о чем герцог думал, когда совершал убийство, и думал ли вообще, но судя по его делам, он был уверен в безнаказанности. И вдруг выяснилось, что появилась такая странная штука — общественное мнение. И, подумать только, это общественное мнение возбудил какой-то нищий рыцарь и поэт!

В результате военных действий против герцога тому пришлось бежать из собственных владений. Надо думать, он потом на всю жизнь запомнил, что такое сила слова. Да, потом ему удалось вернуть свои земли, но это случилось уже много позже смерти Ульриха фон Гуттена.

Еще одним славным деянием Гуттена было участие в создании и публикации книги под названием "Письма темных людей" — очень злой сатиры на схоластов.

Начиналось все банально.

В 1509 году некий Иоганн Пфефферкорн убедил императора Максимилиана дать ему мандат на конфискацию и сожжение еврейских книг. При этом он обратился за помощью к известному гуманисту, философу и филологу Иоганну Рейхлину и получил категорический ответ "Нет!" Рейхлин утверждал, что уничтожение книг — это варварство, что книги надо не жечь, а изучать, тем более что в них христианин может найти много полезного.

Такое заявление смутило императора и он отозвал свой мандат. Вместо этого он предложил создать комиссию, которая ответила бы, что делать с еврейскими книгами. Одни члены комиссии уклонились от ответа, другие — доминиканцы и схоласты — требовали их сжечь и только Рейхлин вновь заявил, что это варварство.

Пфефферкорн писал злобные трактаты, в которых оскорблял ученого и обвинял его во всех смертных грехах. Ученые писали письма в поддержку Рейхлина. Французская Сорбонна, отличавшаяся в те времена редким фанатизмом, поддержала Пфефферкорна. Папа римский Лев поддержал Рейхлина (по крайней мере вначале). Рейхлин написал памфлет "Глазное зеркало" (в смысле — очки). Рейхлина вызвали даже в суд, но шпейерский епископ его оправдал. Тогда другой суд постановил сжечь памфлет Рейхлина. И вот тут-то появились "Письма темных людей".

Это была очень злая сатира на схоластов. В книге они предстали как люди ужасно ограниченные, очень дурно образованные и просто неумные. Что интересно, первоначально главные "герои" приняли творение за чистую монету, но вскоре сообразили, что над ними издеваются. Они стали всеобщим посмешищем.

Ульрих фон Гуттен принял участие в написании и "Писем темных людей", и "Писем знаменитых людей" (письма ученых в поддержку Рейхлина). Для "Писем знаменитых людей" он написал стихотворный памфлет. А вот рукопись "Писем темных людей" он передал на критику философу Эразму Роттердамскому.

Удивительно, но при всех проблемах, постоянных болезнях и безденежье Ульрих фон Гуттен умел радоваться жизни. Он писал одному из своих друзей гуманисту Вилибальду Пиркхаймеру 15 октября 1518 года: "Радостно жить, Вилибальд! О столетие — науки крепнут, города процветают, поберегись варварство!"

"Радостно жить". Не каждый может так сказать.

А Гуттен в некотором роде был еще и утопистом. Он представлял реформу всей Германии, при которой из страны будут изгнаны не только алчные и невежественные монахи и попы, но будет найдена управа на обнаглевших князей, будет установлена сильная центральная власть, а рыцари вернут себе былое положение.

С последними вообще все было плохо. Рыцарская нищета и рыцарский разбой хорошо было известны по всей Германии. Многие рыцарские замки превращались в настоящие обители голода (над чем нередко потешались простолюдины). Нередки были случаи, когда не только рыцари женились на крестьянках ради их приданого, но и дочери, и сестры рыцарей выходили замуж за крестьян — потому что кушать хочется всегда. И, желательно, не один раз в день.

Современные Гуттену рыцари очень мало походили на его идеал, но он пытался их облагородить, возвысить до идеала с помощью книг и своих диалогов, сделать защитниками всех гонимых и угнетенных.

Вот вы можете себе такое представить?

А он в это верил.

А уж когда познакомился с богатым рыцарем Францем фон Зиккингеном. Тут и вовсе события понеслись вскачь.

Все же Ульрих фон Гуттен умел увлечь людей. Он смог привлечь Зиккингена на сторону Реформации. Несколько замков Зиккингена были объявлены "убежищами справедливости" и стали приютом для всех гонимых. Они разрабатывали имперскую реформу и созывали рыцарей, горожан и крестьян (. ) объединиться в союз, изгнать монахов и князей и поддержать власть императора. Какие диалоги писал на эту тему Гуттен!

Закончилось все рыцарским восстанием.

Ни горожане, ни крестьяне не поддержали рыцарей. Они им не верили и имели на это все основания. Рыцарская утопия была им неинтересна.

Зиккинген был смертельно ранен. Гуттен был объявлен вне закона и бежал в Швейцарию. Он рассчитывал на помощь Эразма Роттердамского. И оказалось, что зря.

Он был великим философом этот Эразм, но при этом и очень осторожным человеком. Гуттен взялся за оружие, Гуттен был вне закона и Эразм Роттердамский не хотел иметь с ним ничего общего. Он не пустил тяжело больного Гуттена на порог своего дома. Впрочем, еще за несколько лет до этого Гуттен обмолвился, что Эразм человек "сам по себе".


Содержание

Биография

Творчество и общественная деятельность

Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты, все ступени церковной иерархии, систему эксплуатации Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского засилия Гуттен развивал в других своих диалогах а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.

ГУТТЕН, УЛЬРИХ ФОН (Hutten, Ulrich von) (1488–1523), немецкий поэт и гуманист. Родился 21 апреля 1488 в крепости Штеккельберг, близ Фульды (Гессен, ФРГ). Отпрыска захудалого рыцарского рода прочили в монахи, он получил превосходное образование в школе бенедектинского монастыря Фульды, однако утратил веру и сделался неисправимым антиклерикалом. Расставшись со школой в 1504, избрал жизнь странствующего ученого. После недолгого пребывания в Кёльне и Эрфурте Гуттен поступил в недавно основанный университет во Франкфурте-на-Одере, где получил ученую степень и обнародовал первые из тех многих стихотворений на латинском языке, что продолжали выходить в свет примерно до 1516. В 1511 Гуттен опубликовал трактат об Искусстве версификации. Он был в Павии (Италия), изучал право, когда в 1512 швейцарцы захватили и разграбили город. Перебравшись в Болонью, в 1513 был вынужден наняться на военную службу. В 1514 возвратился в Германию, с помощью родственников добился покровительства нового курфюрста Майнца, архиепископа Альберта Бранденбургского.

В 1514 Гуттен познакомился с Эразмом Роттердамским, который тепло принял его сочинения. Год спустя двоюродный брат Гуттена, Ганс фон Гуттен, был убит Ульрихом, герцогом Вюртембергским, и Гуттен выступил в печати с яростными нападками на герцога, обрушив затем свой гнев и на всех прочих независимых князей Священной Римской империи. Тогда же он стал одним из авторов знаменитых Писем темных людей (Epistolae obscurum vivorum), выходивших в свет в 1515–1517. Письма обличали церковников Кёльна, и курфюрст Альберт, напуганный необузданностью речей Гуттена, удалил его от двора. Гуттен примкнул к Мартину Лютеру, став его другом и единомышленником. Воззвания Лютера к простому народу Гуттен подкрепил увещеваниями высших классов, по-латыни и по-немецки ожесточенно разоблачая папство и римско-католическое духовенство. Это вынудило императора Карла V отказать ему в покровительстве, и Гуттен бежал из Германии в Швейцарию. Больной и обездоленный, он добрался до Базеля, где Эразм отказался встретиться с ним, недовольный несдержанностью его поздних сочинений. Размолвка между двумя гуманистами переросла в ожесточенную вражду. Дальнейшие странствия Гуттена привели его в конце концов в Цюрих, где У.Цвингли, швейцарский религиозный реформатор, предоставил ему убежище на о.Уфенау (на Цюрихском озере). Там Гуттен и умер 29 августа 1523.

Гуттен вы­сту­пил гла­ша­та­ем ин­те­ре­сов час­ти ры­цар­ст­ва, ко­то­рое пы­та­лось во гла­ве с Фран­цем фон Зик­кин­ге­ном ук­ре­пить свои по­зи­ции во­енной си­лой (смотри Ры­цар­ское вос­ста­ние 1522-1523 годов). По­сле про­ва­ла вос­ста­ния Гуттен бе­жал в Швей­ца­рию, где вско­ре умер. Его творческое на­сле­дие сыг­ра­ло важ­ную роль в раз­ви­тии немецких национального са­мо­со­зна­ния и куль­ту­ры.

Сочинения:

Opera quae reperiri potuerunt omnia / Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. Vol. 1–5. Suppl. Vol. 1-2;

Читайте также: