Пространство время и содержание творческих занятий выходящих за пределы школьной деятельности это

Обновлено: 05.07.2024

Словом досуг, как правило, определяют пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности. Педагогически правильно организованный досуг должен быть всегда деятельностным и абсолютно добровольным. Заставить детей заниматься досугом невозможно, можно лишь "приохотить" их к нему. Досуг всегда ориентирован на удовлетворение каких-либо личных интересов детей. И в этом смысле грамотно организованный досуг — это своеобразная школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, практической ограниченности, наконец, профилактики правонарушений. В досуговой деятельности дети, как правило, сами предъявляют к себе воспитательные требования, такие как честность, терпеливость, терпимость и т. п. Они без понукания выполняют в своих играх эти требования, иначе игры, досуг просто не состоятся. Досуг предоставляет детям "пределы самостоятельности и трудности", и они их преодолевают, побеждая в себе страх, лень, неуверенность и т. п. Наконец, досуг — это такое пространство, которое открыто для воздействия самых различных "институтов" воспитания.

1. 2. Виды досуга по содержанию. Характеристика элементов некоторых видов досуга. Понятие "воспитательное дело"

Выделим пять основных видов досуга по содержанию:

— первая группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (художественная, техническая, трудовая, игровая, научно-исследовательская и т. п.);

— вторая группа связана с потреблением духовных ценностей, а также с повышением эрудиции (чтение, посещение музеев, выставок, экскурсии и т. п.);

— третья группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, паломнические поездки, вечера отдыха, игры, забавы, спорт и т. п.);

— четвертая группа реализует потребность в общении (клубы, кружки, праздники и т. п.);

— пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, олимпиады, выездные лагеря, смотры, туристические и краеведческие походы и т. п.).

Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным и стихийным; контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим.

Организация культурно-досуговой деятельности школьни­ков входит в число важнейших задач современного дополнительного образо­вания. Как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха предпочтение отдается, как правило, пассивным (и нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих просмотр телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, компьютерных клубов.

Свободное время, отдых, досуг

Свободное время – это, прежде всего, временное пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнения домашних заданий, работы, бытовых отправлений, от общественных и домашних поручений и обязанностей.

Свободное время во все общественные периоды являлось своеобразным индикатором воспитывающей и развивающей деятельности – учебной, трудовой, досуговой. Но в развитии личности ребенка свободное время имеет и абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности.

Отдых. Буквально – это состояние покоя. Это такой вид деятельности, который снимает утомление, напряжений и способствует восстановлению формы, работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях переключение на иную деятельность, смена событий.

Отдых имеет функции релаксации-расслабления – резкого снижения физического тонуса, вплоть до полного обездвижения, психологического расслабления.

Досуг – пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности. Досуг всегда деятельностен, отличается абсолютной добровольностью,

Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей.

Закон досуговой деятельности – сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии, эффективных – душевных, страстных, эмоциональных влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризм, техническое творчество, Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Каждый ребенок – субъект свободного времени, он сам по себе, и этого не надо бояться. Досуговая практика – опыт самоценной личности. У ребенка всегда и во всем должен быть личный поиск, свое переживание досуговых мероприятий.

БИЛЕТ № Функции, параметры и классификация детского досуга

Функции досуга детей – самосознание, самовоспитание и самореализация.

Это очень важные функции. Дети часто проходят через досуги, которые позднее сами себя исчерпывают. Здесь не нужна подгонка. Дети способны сами интерпретировать постигаемые виды и формы досуговой деятельности.

Грамотно организованный досуг детей – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений.

Досуг – школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка, а тем более слабого, трудного. Досуг дает школьнику уйму шансов реализоваться.

Под досуговой деятельностью можно понимать любую деятельность, а не только игры, потехи, которые ребенку интересны. Игры и досуговые развлечения – это чаще всего имитация настоящей деятельности, хотя чувства детей истинные.

У детского досуга 4 основных параметра:пространство времени, пространство места, структура и содержание и кадры – организаторы досуговой деятельности.

Досуговая среда – это место, условия, где дети проводят свое свободное время. Как правило, это обжитые детьми пространства, свои излюбленные места. Думать о досуговой среде, о ее наполнении – задача общая.

В качестве основанияклассифиации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой деятельности (в свободное время), которую необходимо рассматривать с точки зрения того, как данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, на развитие тех или иных ее сторон, задатков, способностей,

Досуг детей может быть:

- пассивным (зрители, слушатели) и активным (деятельностным),

-организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным(стихийно протекающий процесс использования свободного времени),

- контролируемым и неконтролируемым,

- коллективным ииндивидуальным,

- подражательными творческим,

-опережающим (изыскательная перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

БИЛЕТ № Содержание досуга

Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, спорт. Театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.

По содержанию досугадетей можно разделить на ряд принципиальных групп:

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения).

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр телепередач, посещение выставок, путешествия и т.д.)

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, художественно-театральная, спортивно-игровая, научно-исследовательская).

Четвертая группа – реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, диспуты, праздники, танцы и т.д.)

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (сводные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, школы актива, туристические походы и т.п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия интересов ребят на шкале ценностей молодежи, изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка. На выбор содержания и форм досуга активно влияют кино и телевидение.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 609
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 685

Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.

Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.

Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.

Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции. В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.

Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.

Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.

Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.

Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнём жить по-новому.

Дети и подростки – это определённый слой общества, который с одной стороны – это возрождение России, а с другой – это источник исполнения криминала, социальной напряжённости в обществе и распространение наркомании.

За последнее время произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых подросткам в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп молодёжи – приоритетную форму социализации личности, формирования её культуры.

Праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность, свободное общение, без которых жить грустно и анормально. Праздники и подготовка к ним снимают конфликтность и рождают чувство общности, а также являются главнейшей формой проведения досуга. А досуг традиционно является сферой свободного времени личности, сферой познания, общения, творчества. Он в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает и развивает общую культуру личности.

В настоящее время досуговая деятельность образовательного учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы. Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы эта сфера обязана.

Чтобы воспитать в ребёнке позитивное мироощущение, нужно научить его воспринимать праздничную, радостную сторону жизни. Где это можно сделать? Как один из вариантов – в подростковом клубе. Ведь клуб – это мир в миниатюре, маленькая Вселенная. Все, как в большой жизни. И если создать в этом мире атмосферу каждодневного праздника, то мнение воспринимать любые происходящие события положительно, станет жизненным кредо ребёнка.

Подростковый клуб выступает в качестве молодёжного центра объединения подрастающего поколения. В результате, на базе клуба формируется молодёжная общность.

Главной целью программы является:

Организация жизнедеятельности молодёжной общности через организацию и проведение культурно – массовых мероприятий.

Программа предусматривает решение следующих задач:

· Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности, для развития культурной, эмоциональной, коммуникативных сфер;

· Создание ситуации успеха в проведении культурно-массовых мероприятий;

· Активизирование и стимулирование познавательной деятельности детей;

· Формирование здорового образа жизни подростка;

· Воспитание ценностных ориентаций, идейных, нравственных и эстетических воззрений, совершенствование культуры поведения;

· Воспитание лидеров, помощников для проведения различных мероприятий и вечеров;

· Развитие творческих возможностей и способностей подрастающего поколения;

· Развитие ориентирования в окружающей среде, в общении со сверстниками, с незнакомыми людьми.

Клубная форма организации досуга рассматривается как своеобразный тип педагогической системы. Из этого следует, что результаты воспитательного процесса, протекающего в клубе, определяются не только уровнем проводимых мероприятий, но и степенью их систематизации.

Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.Развитие интересов способствует формированию у подростков активного отношения к окружающему миру, творческого мышления, потребности творить, создавать что-то оригинальное. Они охотно много читают, с удовольствием делятся мыслями о прочитанном материале, принимают активное участие в различных конкурсных программах.

И главными задачами, которые стоят передо мной, педагогом -организатором:

· Помощь детям в организации содержательной и интересной жизни;

· Умение увлечь ребят идеями совершать полезные дела, направленные на благо не только себе, но и других людей;

· Развитие у детей и подростков ума, силы, выносливости, наблюдательности, укрепление их здоровья.

Работа с разновозрастным активом клуба это – это нетрадиционная форма педагогической воспитательной деятельности и она требует от педагога принципиально иных, по сравнению с традиционными, профессиональных умений. Ценность таких объединений, по сравнению с одновозрастными, заключается в том, что в них создаются наилучшие условия для передачи жизненного опыта от старших к младшим; для развития демократических и гуманистических традиций общения и жизнедеятельности, выбора друзей и наставников; реализации увлечений и интересов; расширения и углубления социальных связей детей с другими людьми и организациями.

В активе всем найдется дело! В зависимости со своими желаниями, потребностями, возможностями каждый ребенок может реализовать себя как ведущий, сценарист, испытать свои силы в актерском мастерстве при создании различных сценических постановок или конкурсе актерского мастерства, а также попробовать себя в роли режиссера.

Таким образом, праздник - это наша повседневная, будничная педагогика. Поэтому его организация требует от нас педагогической культуры, душевного такта и терпения, хорошего контакта с детьми и подростками. Таким образом, воспитывается чувство групповой принадлежности и солидарности, которое дает подростку осознание корпоративной культуры.

Хочется подчеркнуть, что коллектив – сердцевина воспитательной системы. Он нужен детям больше, чем взрослым. Но работать с ним нужно тонко и грамотно. С помощью хорошо организованного коллектива можно горы свернуть, а можно натворить бед, особенно если поставить перед ним ложные цели. А у нас – педагогов дополнительного образования цель одна – помочь детям социализироваться, самоопределиться и реализовать свои творческие способности.


Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции.

Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли.

Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления.

Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции. В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки.

Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания . Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики , чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п.

Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно- нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее

Читайте также: