Просоциальная деятельность в школе

Обновлено: 08.07.2024

В статье раскрывается понятие "просоциальное воспитание" обучающихся и обобщается опыт практической работы в данном направлении.

Оценить 810 0

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________________

Просоциальное воспитание как основа духовно – нравственного роста обучающихся

Авторы: Войтова Светлана Алексеевна,

методист, учитель русского языка и литературы в.к.к.,

Гибитова Елена Владимировна,

методист, учитель географии и обществознания в.к.к.

Просоциальное воспитание как основа духовно – нравственного роста обучающихся

Просоциальное и ипсоцентрическое поведение

Все социальные действия людей можно подразделить на просоциальные и ипсоцентрические. К просоциальным (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) относятся те, суть которых составляют сохранение, защита, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного "социального объекта" (другого человека, коллектива, общественной организации, государства, идеологии, нормы, принципа и т.д.). Это:

альтруистические (альтруистическое поведение) – безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества, когда собственные интересы вообще не принимаются во внимание и как бы не существуют;

помощь другим (помогающее поведение) – стремление руководствоваться в своем поведении благом других людей без необходимости самопожертвования: отдавая свое время и силы, человек несет "естественные издержки", однако не подвергает себя риску, его деятельность не наносит ущерб ни здоровью, ни его авторитету;

кооперирующие действия (кооперативное поведение) – стремление учитывать как собственные, так и коллективные интересы, координировать их; реализуемая деятельность приносит пользу и обществу, и самому субъекту деятельности.

В качестве особой разновидности действий этого типа можно назвать действия на собственное благо, при реализации которых человек стремится не наносить ущерб другим людям.

Деятельность, направленная на достижение личных целей (личное благо), не затрагивающая интересов других людей и никому не наносящая ущерба, но и не приносящая окружающим никакой пользы – это ипсоцентрическая деятельность (ипсоцентрическое поведение).

Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

Акт помощи сострадательного самаритянина потому так примечателен, что был осуществлен при отсутствии социального давления и даже не на глазах у способного его оценить зрителя, потому также, что самаритянину не были предписаны столь жесткие моральные нормы, как священнику и левиту, и потому еще, что самаритянин взял на себя труд и затраты, связанные с оказанием помощи, не имея никаких видов на вознаграждение.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Обобщая результаты, достигнутые в исследованиях деятельности помощи к настоящему времени, Г. Хекхаузен сформулировал комплекс условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения теории мотивации. Эти условия могут пониматься как привлекательность предвосхищаемых субъектом последствий вмешательства или невмешательства.

Модель " затрат и пользы " использовали В.Латане и Ж.Дарли для объяснения результатов своих исследований. Они предложили элементарную схему использования этой модели, сводящуюся к вычислению соотношения затрат и пользы действий только помогающего субъекта в случае оказания и неоказания им помощи и сопоставлению между собой полученных значений. Чем менее понятно действие помощи с точки зрения анализа затрат, тем скорее оно объясняется особенностями личности оказавшего помощь человека, его бескорыстием. Если анализ затрат применить к притче о сострадательном самаритянине, мы вынуждены будем обратиться к явной личностной атрибуции. Действие самаритянина потому кажется нам столь бескорыстным, что оно противоречит типу поведения, навязываемому обстоятельствами, и должно быть приписано ярко выраженным личностным особенностям оказавшего помощь. Затраты, которых стоит оказание помощи, здесь велики, зат­раты же, связанные с отказом от помощи, напротив, практически равны нулю, ибо на уединенной дороге не было никого, кто мог бы привлечь самаритянина к ответственности за неоказание помощи; чрезвычайно высокими, вплоть до потери жизни, были бы лишь затраты жертвы разбойников.

Противоположной направленностью обладают ипсоцентрические действия: самосохранение, самозащита, саморазвитие. Основными характеристиками этих двух классов действий являются поступки "на благо других" и "ради себя самого".

Формирование способности к просоциальной деятельности отнюдь не сводится к тому, чтобы навязать учащимся в процессе воспитания определенные запреты или требования. Это - вся совокупность воздействий, формирующих внутренний мир и нравственные принципы учащегося, его мнение о самом себе и об окружающих. И, следовательно, предпосылки формирования просоциальной ориентации заложены в самом процессе становления личности учащегося, ориентации его на рассмотрение и восприятие всей сферы социальных отношений, в частности, как совместное социальное со-бытие, со-существование, развитие у него таких мотиваций как"со-действие", "со-творчество", "со-переживание", "со-чувствие", "со-участие", "со-активность".

Люди могут действовать просоциально или, наоборот, исходя как из взаимных обязательств, так и для получения общественного одобрения, из долга перед общественным порядком или из соображений лично принципиальных. Типы мотивации зависят во многом от уровня интеллектуального и социального развития человека, его культуры, окружающей Среды.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет поступать так, а не иначе.

Любые преобразования в экономике и общественной жизни в целом всегда вызывают изменения в характере взаимосвязи образования и человеческой деятельности. За последние годы существенно изменилась позиция государства и правительства относительно значимости тех или иных профессий, социально-профессиональных качеств личности. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшимся традициям, стал востребован человек, способный творчески решать возникающие проблемы, прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом происходящих изменений, понимающий и принимающий всю меру ответственности за свои решения.

Из выступлений президента страны В. В. Путина следует, что сегодня государство ставит перед обществом и его основными социальными институтами, особенно перед системой образования, совершенно конкретные задачи: изменить соотношение в сфере профессиональных предпочтений подрастающего поколения россиян, повысить интерес учащихся школ к инженерно-техническим специальностям, укрепить их социальную мотивацию и гражданскую позицию, нравственные качества.

Проанализировав нашу работу с учащимися 10-11 классов за последние годы в сфере социокультурного и духовно-нравственного развития личности ученика и его профильного обучения, мы пришли к выводу, что для активного включения в современные производственные и социальные отношения им уже недостаточно предметных знаний и консультаций по профессиональной ориентации, требуются дополнительные социально-педагогические действия для успешного вхождения наших выпускников в общественную жизнь.

Повышая нравственность и социальную культуру выпускника, вводя его в ситуации активного социального взаимодействия и организуя его внутреннюю рефлексию в процессе взаимодействия, можно сформировать у него потребность в проявлении востребованных современным российским обществом социокультурных качеств, нравственных принципов и, таким образом,с одной стороны, подготовить его к успешной социальной адаптации, с другой – решать поставленные государством и обществом задачи.

Содержание социокультурной подготовки учащихся мы связываем с тремя интегральными характеристиками современного работника: направленность (мотивация); компетентность (профессионализм) и эмоциональная гибкость во взаимоотношениях с окружающими. При этом под социальной культурой мы понимаем совокупность способов и средств социального взаимодействия, обеспечивающих рациональное и просоциальное поведение человека в обществе. Как организовать процесс овладения этими способами и средствами в условиях школы?

Цель проекта – формирование социальной культуры учащихся и повышение степени просоциальности их поступков путем усиления их внутренней мотивации к просоциальному поведению в обществе, росту самосознания и гражданской ответственности.

Задачи проекта:

– оптимизировать работу педагогов ГБОУ СОШ № 151 по социокультурному и духовно-нравственному воспитанию учащихся;

– введение в практику внеурочных занятий с использованием методов отработки группового взаимодействия для развития социальных способностей учащихся, повышение степени ответственности;

– организовать отработку коммуникативных умений и навыков для учащихся 10-х классов и наиболее активных представителей Школьного Научного Общества с помощью специальных логико-психологических упражнений и в контексте проведения ролевых игр.

Используемые в рамках проекта комплект ролевых игр и сборник логических и психологических упражнений связаны не только с социальными навыками, но и с процессом интеллектуальной деятельности. Концентрация внимания на отношениях с людьми, своем социально-психологическом статусе, формирование личностного и группового самосознания и общественного сознания требует абстракции, отвлечения.

Основупроекта составляет деятельность педагогов (по созданию внутришкольной социальной среды, в которой формируются просоциальные убеждения учащихся, их привычки и знания, приобретается практический опыт социального взаимодействия. Это подразумевает включение учащихся (активных участников проекта) в ролевые игры и выполнение специальных логико-психологических упражнений.

Современный человек, работник должен знать, учитывать и уметь использовать особенности группового поведения людей, социальной психологии тех или иных слоев общества.

В этом плане групповые методы дают полезный опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях: при обсуждении различных точек зрения; платформ; культуры принятия группового решения в результате дискуссии, достижение консенсуса и т.д. Специфика такого рода знаний в том, что их получение в качестве готовой информации (слушание лекций, инструктаж) мало дает с точки зрения ориентации во внезапно изменившейся ситуации. Знания и опыт такого рода, на наш взгляд, могут быть освоены только в результате тренировочных групповых занятий.

Важным результатом для становления личности при групповых методах является развитие критичности, коррекция самооценки с помощью оценки со стороны, восприятия других.

Просматривая цели, заявленные в начале каждой игры, руководитель(педагог) может в нужной ему последовательности провести обработку и освоение различных социальных навыков: поиск консенсуса; разделение ответственности за принятие решения; стили лидерства; формирование повестки дня любого обсуждения; способы распределения и обмена информацией и т.д.

Он сможет также адаптировать и ситуацию, и задачу, которая на ней отрабатывается, к потребностям своих учащихся, в зависимости от состава группы, ее интересов.

Особая роль отводится руководителю, в нашем случае педагогу. При подготовке ему оставлен большой простор для творчества, применения своих знаний и интуиции. Конечно, он будет учитывать и то, что наиболее эффективно усваивается и осваивается информация, подчиненная решению личностно значимой для участников задачи, проблемы, например, сферы повседневной жизни, будущей трудовой деятельности, семейных отношений и ценностей.

Успешное социокультурное взаимодействие помогает развивать качества, которые рождают общественно-значимые поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека, в поведении которого начинают преобладать общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, государством, страной, Президентом, городом, районом, школой, классом, учителем, родителями и др.)


В самом широком смысле просоциальное поведение обычно понимается как совокупность неких добровольных действий индивида, направленных на благо другого или какого-либо социума в целом (противоположным по своему значению является поведение, называемое антисоциальным) [5].

Просоциальное поведение уже давно представляет для социологов, стремящихся понять, почему люди склонны к помощи другим, которая дорого обойдется им самим, как своеобразный вызов. В некоторых случаях люди подвергают опасности даже собственную жизнь в стремлении помочь другим, в том числе и совершенно незнакомым людям.

Психологи говорят о существовании сразу нескольких причин, по которым люди демонстрируют просоциальное поведение. Во многих случаях такое поведение поощряется в детстве и подростковом возрасте: взрослые одобряют и подкрепляют положительные действия детей, будь то просто сочувствие по отношению к другому или реальная помощь [7].

Эволюционные психологи часто осуждают просоциальное поведение, рассматривая с точки зрения принципов естественного отбора. Очевидно, что, постоянно подвергая себя риску, человек вряд ли сможет передать свои гены следующим поколениям.

Тем не менее, идея родственного отбора предполагает, что, помогая членам своей семьи, человек способствует выживанию рода и передаче генов будущим поколениям. Исследователи смогли привести доказательства того, что люди более склонны помогать тем, с кем они связаны узами крови [2].

Просоциальное поведение часто рассматривается как вынужденное — по целому ряду факторов, включая эгоистические соображения (повышение собственной самооценки), взаимную выгоду (помощь может обернуться пользой для самого исполнителя) и более альтруистические соображения (оказание помощи чисто из сочувствия к другому человеку) [4].

Существует модель просоциального поведения, предложеная З. Линденбергом, разработанная еще в 2006 г. З. Линденберг предлагает для анализа просоциального поведения использовать ситуационную теорию. Он указывает на тот факт, что в любой ситуации действия человек может наблюдать эффект селективной сензитивности, т. е. выдвижение на первый план и придание значимости одним объектам, факторам, причинам и уход на второй план других. Эта возможность основана на природе человеческой психики, особенностях протекания психических процессов (селективность внимания, восприятия и др.).

Таким образом, на основе анализа научно-практических теорий о просоциальном поведении личности можно сделать вывод о том, что просоциальным называют поведение, целью которого является помощь другим людям. Просоциальное поведение характеризуется заботой о правах, чувствах и благополучии других людей. Поведение, которое может быть описано как просоциальное, подразумевает сопереживание и заботу о других, а также стремление помочь или принести пользу другим людям.

Рассматривая просоциальную деятельность педагогов (воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, коррекционных педагогов, воспитателей детский образовательных организаций интернатного типа), в первую очередь отмечается, что она состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование [6]. Поэтому, по мнению М. В. Ерховой, возникла необходимость выделения в профессиональном поведении педагога особого вида поведения, интегрирующего в себе его ролевые и личностные возможности и направленного на оказание помощи ребенку в его безопасной адаптации и дальнейшем личностном развитии [1]. Такое поведение определено ею как помогающее поведение учителя. Помогающее поведение учителя М. В. Ерхова рассматривает как одно из средств педагогической поддержки школьников.

Просоциальное поведение педагога, интегрирующее в себе, с одной стороны, помогающее отношение к учащимся и педагогические действия, а с другой — ролевые и личностные возможности педагога, позволяет расширить спектр педагогического влияния на личность ребенка, способствует развитию активной и рефлексивной позиции школьника [3]. Полагается, такой подход позволяет не только развивать ролевое и личностное взаимовлияние педагога и воспитанника, но и обучать педагогов актуализации своих личностных и ролевых возможностей в целях гуманизации и более доверительных взаимоотношений с учащимися.

Профессиональное поведение педагога, отмечает М. В. Ерхова, становится помогающим, если:

а) у педагога сформированы установки на позитивное принятие себя и ученика, на независимость в поступках и суждениях, на открытость окружающему опыту;

б) педагог овладел приемами помогающего поведения, выражающими интеграцию его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов [1].

В связи с тем, что социально-педагогическая деятельность связана с высокими рисками психологического и профессионального выгорания, в образовательной организации должна быть четко сформулирована система управления просоциальной активностью педагогов. В решении данного вопроса ключевое значение имеет управленческая деятельность руководителя образовательной организации

Основные термины (генерируются автоматически): поведение, образовательная организация, оказание помощи, помогающее поведение учителя, профессиональное поведение педагога.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Просоциальная (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого- то и socialis - общественный) мотивация рассматривается нами как процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление деятельности на благо других людей и общества в целом.

В более широком аспекте ̶ это целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общества в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемые как социально полезные действия [3, с. 148].

Просоциальная мотивация направляет на защиту и оказание помощи тем, кто в этом нуждается, на заботу об окружающих, сочувствие.

Данная мотивация лежит в основе такого явления, как волонтерское движение. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч организаций волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Основная цель волонтерского движения заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Движет волонтерами, так же как и социальными работниками, просоциальная мотивация.

В качестве просоциальных могут выступать такие мотивы, как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность, а также нормы и ценности, принятые в обществе, в этнокультурной среде.

В работе Г.А. Карповой [21, с. 11] отражены основные подходы изучения просоциального поведения (см. табл. 1).

Основные подходы изучения просоциального поведения (по Г.А. Карповой)

Определение просоциального поведения

В. Занден и В. Джеймс

Действия, приносящие пользу другим людям, а также способы реагирования на людей, которые проявляют симпатию, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм

Поступки, направленные на благо другого человека. При этом у помогающего есть выбор, совершать их или нет

Действия по оказанию помощи (помогающее поведение).

Большой толковый психологический словарь

Действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчётов на награду

В интерпретации феномена просоциального поведения можно выделить следующие направления: биологический (социобиология), индивидуалистский, межличностный (см. табл. 2) [21, с. 31-35].

Направления в изучении просоциального поведения (по Г.А. Карповой)

Интерпретация просоциального поведения

Анализ состояния проблемы просоциального поведения в контексте социобиологического подхода показал, что альтруистическое и помогающее поведение ̶ синонимические понятия. И в биологическом смысле помогающее и просоциальное поведение является эквивалентом альтруистического поведения [45]. Исходя из этого, альтруизм можно рассматривать как результат естественного отбора, поскольку он увеличивает возможность индивида (или его родственников) воспроизвести потомство. Альтруизм развивается под воздействием двух основных причин ̶ выбора родственников и взаимной выгоды.

По мнению представителей социобиологического подхода, выбор родственников определяется репродуктивными успехами человека (т.е. совокупной приспособляемостью), которые зависят от вложенности генов в следующее поколение. Совокупная приспособленность ̶ это сумма собственных репродуктивных успехов человека (например, собственные дети ̶ прямая приспособленность) и пропорция репродуктивных успехов родственников этого человека, обусловленных альтруистическим поведением человека (совокупная приспособленность) [21]. Самопожертвование в пользу родственников может понизить прямую приспособленность, но повысить приспособленность родственников (например, женщина, не имеющая своих детей, смотрит за детьми своей сестры).

Однако просоциальное поведение не всегда распространяется только на родственников. Так, теория взаимного альтруизма Р. Триверса рассматривает просоциальное поведение, направленное не на родственников, а на чужого человека. Основной постулат этой теории состоит в том, что такое поведение благоприятствует естественному отбору, если следует принципу взаимной выгоды. Последний базируется на следующей формуле: поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы они поступали по отношению к Вам.

Индивидуалистский подход сосредоточен на изучении связей между настроением человека и направленностью его поведения. Последователи этого подхода считают, что готовность помочь возрастает при хорошем настроении, вызванном успехами или счастливыми воспоминаниями. Например, дети в радостном настроении больше готовы поделиться с другими, чем дети в нейтральном настроении. Позитивная связь между хорошим настроением и помогающим поведением подтверждена и другими исследования.

В этой связи представляет интерес модель аффективной зарядки, разработанная Г. Боуэром и Дж. Форгасом, согласно которой информационная роль настроения объясняется как избирательная активация, повышающая доступ к памяти о подобных же настроениях. Хорошее настроение вызывает позитивные мысли и далее ̶ позитивно окрашенные действия, т.е. просоциальное поведение.

Суммировав все исследования на эту тему, Дж. Форгас указал на асимметричность воздействия хорошего и плохого настроения. Воздействие хорошего настроения сильнее и последовательнее, чем воздействие плохого. С точки зрения эволюционной теории это можно интерпретировать так: плохое настроение сигнализирует о непорядке и возможной опасности. Следовательно, плохое настроение у человека возникает тогда, когда он глубоко сосредоточен на себе и подавляет просоциальные порывы, ибо возрастает цена вмешательства.

Д.Розенхан, Б. Андервуд и Б. Мур отмечают, что положительный опыт создаёт общее настроение благосклонности, которое охватывает саму личность и других, в то время как отрицательный опыт оказывает противоположное действие. Э. Исен и ее коллеги утверждают, что хорошее настроение предполагает мысли о позитивном. Люди в хорошем настроении быстрее, чем в любом другом состоянии извлекают из памяти положительную информацию.

В своих исследованиях, посвященных сравнению негативного настроения и нейтрального, М. Карлсон и Н. Миллер обнаружили, что межличностная вина как особая негативная эмоция существенно повышает стремление помочь. В целом же стремление помочь выше, если индивид нанес ущерб другому (межличностная вина), и ниже, если ущерб нанесён ему самому (вентилизация). Люди в плохом настроении (после прочтения чего-то печального или от грустных мыслей) иногда более склонны к альтруизму, а иногда менее. Тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь при негативном настроении, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого желания ̶ для взрослых. Чувство вины, вызванное совершённым плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки.

Межличностные отношения бывают близкими и поверхностными. При близких отношениях (например, между друзьями) особое значение придаётся солидарности, межличностной гармонии, сплочённости. Кроме того, при этих отношениях награда за успешное выполнение заданий распределяется по справедливости, в то время как при поверхностных отношениях ̶ в соответствии с вкладом каждого в выполнение заданий (на основе нормы справедливости).

Похожее различие установили Дж. Миллз и М.Кларк, которые противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. Меновые отношения возникают между людьми незнакомыми или едва знакомыми, близкие ̶ между друзьями, членами семьи или возлюбленными. При меновых взаимоотношениях человек стремится к максимальной награде, тогда как при близких - принимает в расчёт благополучие другого. Следовательно, при меновых отношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами, а при близких ̶ просоциальными.

Дж. Пилявин выдвинула гипотезу о зависимости мотивов и самоидентификации доноров от социального контекста. На этом основании был сделан вывод о том, что в прикладном контексте атрибутивное перевоспитание, направленное на формирование просоциальной самоконцепции, может способствовать просоциальному поведению.

Таким образом, анализ некоторых подходов в изучении просоциального поведения позволяет сделать некоторые выводы.

С точки зрения социобиологии просоциальное поведение можно рассматривать как результат естественного отбора, если он увеличивает для индивида (или его родственников) возможность воспроизвести потомство. Просоциальное поведение развивается под действием двух основных причин ̶ выбора родственников и взаимной выгоды.

Индивидуалистский подход сосредоточен на изучении связей между настроением человека и его помогающим поведением. Результаты воздействия хорошего настроения и плохого на помогающее поведение человека различны. Так, изучение воздействия отрицательного настроения показывает, что тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого стремления - для взрослых. Чувство вины, вызванное совершённым плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки.

Согласно межличностному подходу (теория взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо) взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на понятиях вознаграждения и затрат, в отношения просоциальные. Это объясняется тем, что взаимозависимые индивиды осуществляют просоциальные трансформации обычно взаимно. Дж. Миллз и М. Кларк противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. При меновых взаимоотношениях человек старается достичь равновесия цены и награды: привлекаемый наградой, он избегает лишних затрат. Кроме того, человек более склонен к просоциальному поведению, если его связывают с другим человеком близкие взаимоотношения, и менее склонен к такому поведению, если вступает в отношения обмена, за исключением случаев, когда предполагается ответная услуга. В соответствии с теорией социального обмена большинство действий человека продиктовано желанием увеличить получаемое вознаграждение и уменьшить издержки.

Сочувственное участие как характеристика личности также считается постоянной просоциальной мотивацией. Увеличить сочувствие и участие может внимание к несчастьям других. Следовательно, атрибутивное перевоспитание может повысить желание участвовать в социально желательных действиях.

Итак, просоциальное поведение личности есть интегральное свойство, содержащее в себе все проявления социальной человеческой природы: потребности, желания, влечения, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценности, мировоззрение, жизненные цели. Категория поведения является глубоким и системообразующим понятием, поэтому структурная модель просоциальной направленности личности. Просоциальное поведение личности трактуется И.Ф. Харламовым [46, с. 43] как устойчивая доминирующая ценностно-мотивационная система, отражающая глубинные смысловые структуры личности, включая мировоззрение человека и такое его отношение к действительности, как ориентированность на благо других людей без ожидания получения какого-либо внешнего вознаграждения.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Консерватизм и традиционализм системы отечественного образования на протяжении второй половины 2012-2014 гг. воплощается в ярко выраженном государственном патриотизме, а также акценте на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам. В современных условиях в контексте обеспечения национальной безопасности страны сформировался заказ на разработку психолого-педагогических основ проблемы формирования у подрастающего поколения просоциальных норм и установок, включая антиэкстремистскую личностную позицию, позицию ненасилия, гуманистическую позицию, толерантное сознание и пр.

Просоциальное поведение формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжает развиваться в среднем детстве, подростковом и юношеском возрасте. Поэтому перед различными образовательными системами (ДОУ, школа, школа-интернат, лицей, колледж, вуз и пр.) стоит задача формирования безопасного просоциального поведения (prosocial behavior), включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование поведения, ориентированного на благо общества, формирование способностей противостоять факторам социального риска. Детей и подростков необходимо научить контролировать свои агрессивные, асоциальные склонности. Формирование безопасного просоциального поведения личности призвано обеспечить интеграцию знаний и навыков (антиципация, саморегуляция, навыки принятия решений, самоконтроля, самооценки и пр.), социально значимых качеств (толерантность, патриотизм, сочувствие, помощь, сотрудничество, спасение, защита и пр.) в единую систему, определяющую психологическую готовность личности к осуществлению действий, приносящих пользу другому человеку и обществу в целом.

С нашей точки зрения большим потенциалом в формировании у подрастающего поколения просоциального поведения обладает инклюзивное образование. Здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование, проявляют намного больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности и эмпатии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс призвано также изменить установки взрослых (педагогов, родителей) на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности. Готовность педагога к реализации инклюзивного образования характеризуется его способностью создавать благоприятный психологический климат, формировать у учащихся и воспитанников просоциальное поведение.

В современной психолого-педагогической теории сложились определенные предпосылки рассмотрения отдельных аспектов безопасного просоциального поведения подрастающего поколения и молодежи.

Психологами и педагогами исследуются проблемы ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов); толерантности (Г.У. Солдатова, Г.Л. Бардиер, А.А. Погодина, М.А. Перепелицкая, И.В. Волкова, М.А. Викулина, Д.В. Зиновьев, Н.А. Подымов А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, Б.3. Вульфов, П.В. Степанов, В.А. Тишков, В.В. Шалин, Р.З. Хайруллин и др.), гуманизации, предполагающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Л.В.Филиппова Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Петровский, Н.Д. Селиванова, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); психологии безопасности личности (Ю.П. Зинченко, Ю.Н. Казаков, М.Ф. Секач, Н.Л. Шлыкова, В.С. Агапов, Т.М. Краснянская и др.); психологической безопасности субъектов образования (И.А. Баева, В.В. Рубцов, Ю.В. Варданян, Г.М. Коджаспирова, Е.Н. Волкова и др. Важное значение имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты просоциального поведения личности: агрессивность (А. Бандура, Р. Уолтерс, Д. Доллард, Н. Миллер и Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Хекхаузен, Л. Берковиц, Д. Тедеши, Р. Фелсон, А.А. Реан, Ю.Б. Можгинский, B.C. Мухина, Л.М. Семенюк и др.), антиципация (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, А.В. Бершулинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков и др.), общение и коммуникативные навыки (Б.Г. Ананьев, Н.В. Клюева, А.К. Маркова), психологическая устойчивость личности, стрессоустойчивость и психологическая компетентность (В.И. Моросанова, М.Ф. Секач, В.В. Рыжов, О.А. Иванова, Е.А. Рыльская, Д.В. Горелов, Н.Н. Телепова), творческий потенциал (Л.Е. Варфоломеева, Ю.Н. Кулюткин Г.В. Сорокоумова, М.В. Лагунова, Е.Е. Щербакова, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и др.), социальные компетенции (В. Хугмахер, И.А. Зимняя, Л.А. Громова).

За рубежом накоплен значительный опыт исследования проблемы просоциального поведения личности. К наиболее известным следует отнести модель просоциального поведения предложеная З. Линденбергом, модель принятия решений по оказанию помощи при возникновении кризисных/аварийных ситуаций Латанэ и Дарли, процессуальную модель Шварца и Ховарда, модель просоциальных действий в отношении людей, оказавшихся в беде – Гастингс и Зан-Ваксер.

Вместе с тем, в научной литературе недостаточное внимание уделяется исследованию психологических предпосылок и механизмов формирования просоциального поведения личности в различных образовательных системах с учетом происходящих негативных социокультурных трансформаций в современной социальной и виртуальной среде.

ВЕБИНАР: Травмирующий опыт и рискованное поведение в Сети: психологическая помощь детям, подросткам и их родителям

ВЕБИНАР: Индивидуальная психология Альфреда Адлера: работа с ограничивающими подсознательными убеждениями клиента

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психологические механизмы развития безопасного просоциального поведения

Авторы

/module/item/name

Просоциальное поведение представляет собой действия добровольного и бескорыстного характера, приносящие пользу человеку или обществу в целом. Безопасный тип личности просоциален для общества (государства, этноса, социальной группы), чего нельзя сказать в обратной логике, поскольку социально ориентированные поступки могут быть мотивированы как альтруистическими и моральными нормами, так и глубоко корыстными или антагонистическими мотивами. Для безопасного просоциального поведения (просоциальной субъектности) существенной характеристикой выступает направленность на сознательное обеспечение гражданами безопасного существования в современном социуме других людей и общества в целом, ориентация на общее благо в ситуациях минимизаций социальных угроз (национальных, культурных, нравственных), а также готовность человека противостоять таким угрозам.

Показателями и индикаторами безопасного просоциального поведения личности выступают социальная идентичность, социальная ответственность, социальная активность, доверие к миру, моральные нормы, религиозные убеждения, следование социальным нормам, психологическое благополучие, психологическая безопасность, корпоративная идентичность, а также факторы возникновения социальных угроз, обусловленных кризисом просоциальности у молодежи (рост индивидуализации и социальной изолированности, потеря групповой, национальной и религиозной идентичности, амбивалентное представление о социальных нормах).

Безопасное просоциальное поведение человека определяется системными детерминантами на уровне индивида (удовлетворение потребности в безопасности, психологическое благополучие, толерантность к неопределенности), личности (следование моральным нормам, смысложизненные ориентации) и субъекта деятельности (социальная идентичность, межличностные отношения).

По результатам психодиагностики выявлен преимущественно средний уровень просоциальности у молодежи с доминированием эгоцентрических мотивов.

Выявлены профессионально-психологические особенности просоциальной мотивации психологов (эмпатические способности), пожарных (помогающее поведение), менеджеров (корпоративная социальная ответственность), спортсменов (командное поведение). Установлено, что корпоративная культура способствует просоциальному поведению сотрудников. Безопасное просоциальное поведение является системным личностно-средовым конструктом, порождающим позитивные межличностные отношения, которые способствуют чувству безопасности и общности, мотивации достижения успеха, а также идентификации и психологической привязанности к профессиональной группе.

Выявлено наличие связи между просоциальностью и религиозностью; религиозностью и нормами социальной ответственности и справедливости, которые характеризуют истинное просоциальное поведение. Показано, что религиозность и нерелигиозность в равной степени прогнозируют вероятность просоциального поведения русских в повседневной жизни. При этом нормы социальной ответственности, коррелирующие с частотой религиозных практик, выступают предиктором внутреннего типа религиозности и духовных переживаний, а нормы взаимности и справедливости, основанные на механизме конформизма и конвенциальности, прогнозируют внешний тип религиозности, демонстрацию социально-желательного поведения.

Выявлены инвариантные и специфические предикторы и факторы безопасного просоциального поведения, особенности представлений о безопасном просоциальном поведении человека в различных социокультурных и экономических условиях (мегаполис, регионы в условиях гражданско-политической транзитивности, устойчивости этносоциокультурной идентичности, с особыми природно-климатическими и географическими условиями, стабильно развивающиеся и депрессивные регионы). У женщин в большей степени, нежели у мужчин, присутствует доминирование эмоциональных факторов инициации просоциальных поступков, причем в режиме ситуативного реагирования.

Системная модель безопасного просоциального поведения личности включает социально-психологические механизмы (институциональные и нравственные нормы, психологическая устойчивость, благополучие личности, нормы коллективного поведения, религиозные нормы и нормы следования национальным традициям) и факторы (социально-экологический, образовательно-гражданский, культурно-религиозный). Математическая модель, построенная с использованием структурных уравнений, включает систему психологических механизмов.

Читайте также: