Ибн сина педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование представляет собой социальный институт, непосредственно разрабатывающий, закрепляющий и реализующий нормы человеческой культуры и через них – определенную систему отношений педагога с учеником. Вот почему так важно четко определить исторические корни этого процесса.

Идеи гуманизма издавна питали отечественную педагогическую культуру, становясь историко-культурной традицией. В развитии этих идей выдающуюся роль сыграли научные труды ученых и мыслителей средневекового Востока.

Науки, изучающие деятельность и поведение людей, они называли практической философией. Сюда входили и гражданская политика, и этика, и семейный уклад. В частности, анализируя природу человека, Фараби рассматривает ее всесторонне: с биологической, с психофизиологической, психологической и, наконец, общественно-политической точек зрения. Ученый утверждал, человек от природы наделен способностями, благодаря которым его действия, душевные проявления, поведение могут быть не такими, как положено, но даже и искаженными. Следовательно, человек совершает не только прекрасные, но и безобразные поступки.

Достаточно неординарно подходил в своих трудах Фараби (873-950) к проблеме человека и его воспитания. Именно эти проблемы были сложносоставными его философской системы. Подобно тому, как логика должна объяснять принципы человеческого познания, говорил он, этика должна указывать основные правила поведения человека. Великий энциклопедист утверждал, что только человеческий разум решает, что хорошо и что плохо.

Значительный вклад в развитие этих гуманистических идей внес Беруни. Он утверждал, что без научного знания человек становится сомнительным в своей сущности. Наука – это признак превосходства человека над живыми существами, а также принцип существования на протяжении всей жизни. По мнению Беруни, главный критерий ценности человека, - дело, труд.

Определив научное образование как одно из важнейших средств умственного и нравственного развития, восточные ученые-энциклопедисты уделяли достаточно много времени вопросам морального облика педагога, взаимодействия учителя и ученика.

По Аль-Фараби педагогика – это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении соответствующими средствами и методами, а педагог - правитель, наставник, учитель.

Ибн Сина уделял больше внимания роли учителя в воспитании и обучении молодежи. Он формулирует ряд требований к личности учителя: 1) учителям необходимо соблюдать умеренность в обращении с детьми; 2) учитель должен обращать особое внимание на то, как ученик претворяет в жизнь его учение; 3) в процессе обучения учитель должен применять разнообразные методы и формы работы с детьми; 4) учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и заинтересовывать его своими занятиями.

Ученый требовал от учителя, чтобы его мысли были доступны для всех слушателей. Каждое слово необходимо было сопровождать мимикой и жестами, ибо обучение такими приемами, говорит ученый, бывает более доходчивым, вызывает у детей эмоциональный отклик.

Педагогические идеи Улугбека тесно связаны с его практической деятельностью ученого. Он выступал за разносторонность развития личности, верил в безграничные возможности разума. Развивая идеи значимости воспитания в жизни человека, Улугбек подчеркивал значимость обучения и наставничества в нем, но наставничества мудрого, умелого.

Среди разнообразных методов и приемов обучения ведущую роль Улугбек отводил живому слову учителя. Он держался мнения, что рассказ учителя должен быть полным, аргументированным, доступным в понимании и непринужденным в изложении, но вместе с тем научные положения должны быть раскрыты в строгой последовательности. Выводы изложения должны быть доказательны и убедительны. Всякое догматическое и схоластическое изложение было им отвергнуто, т.к. было вредным и недопустимым.

Становлению идей гуманистической педагогической культуры способствовало творчество и научная деятельность крупнейшего просветителя Востока Алишера Навои. Его прогрессивная деятельность в области отечественной культуры весьма разнопланова: основоположник узбекской литературы, мыслитель, ученый, художник, музыкант, государственный деятель.

Педагогические идеи Навои отличаются большим гуманизмом. В его представлении человек – самое высшее, благородное существо в мире, а ребенок – это светило, которое освещает дом, приносит радость в семью. Мало любить собственных детей, человек обязан любить всех детей – поколение будущего. Он отмечал, что ребенок не может отличить хорошее от плохого и поэтому велика роль учителя, который будет благотворно на него влиять. Невежественный учитель – это большой бич для школы. Учитель должен не только в совершенстве владеть знаниями, но и показывать всем пример.

Одним из самых ценных качеств настоящего человека Навои считал трудолюбие. Труд, утверждал он, украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется и достигает определенных высот.

Ретроспективный анализ истории педагогической мысли на Востоке показывает, что самоценность человека, восхождение к ценностям, формируемым в детстве, бережное отношение к детям являются неотъемлемой частью историко-культурной педагогической традиции.

Изучение, осмысление исторического развития культурно-педагогической традиции помогает глубже осознать проблемы современности. Пониманию объединительной сущности культуры в педагогической деятельности значительно помогло знакомство с историко-культурными традициями, рассматривающими личность человека как высшую ценность, развитие такой личности как цель, а демократическую педагогическую культуру как средство реального существования индивидуума.

1. Самопознание и самовоспитание

Следовательно, первая ступень воспитания – это воспитание собственной души, а ключ к этому – познание самого себя. Человек должен полностью познать свои отрицательные качества и привычки и в совершенстве знать недостатки своей души. Потому что если он упустит какой-то недостаток, тот выступит через некоторое время, как жировик, и всем будет виден (Указ. соч. С. 15).

При этом он должен быть пессимистично настроен к своим недостаткам, несмотря на то, что люди, как правило, довольно снисходительны к ним, а их страсти и желания не дают им должным образом познать свои отрицательные качества и действия. Поэтому Ибн Сина советует обращаться за помощью к мудрому и доброжелательному другу, который был бы для человека зеркалом, отражающим все его хорошие и плохие стороны (Указ. соч. С. 16).

2. Принятие во внимание индивидуальных особенностей

Люди неодинаковы с точки зрения физических возможностей, умственных способностей и т.п. Они склонны к разным наукам и искусствам. Один склонен к математике, другой – к поэзии, третий – к медицине, четвёртый предпочитает языкознание, а пятый – геометрию.

Кроме того, они органически не переносят определённые науки и искусства. Родители понапрасну тратят свои силы и средства, пытаясь обучить детей им, так как это не приносит особого результата.

Ибн Сина признаётся, что не может объяснить причин этих симпатий и антипатий. Он считает, что человек неспособен объяснить это, и лишь Всевышний Аллах ведает об этой тайне (Указ. соч. С. 40–41).

3. Познание склонностей, способностей и возможностей

Он называет индивидуальные способности мушакала (подобие) и мунасаба (соответствие) и считает, что если бы человек мог освоить науки или ремёсла благодаря воле и желанию без врождённой предрасположенности к ним, то все бы всё знали и умели. И тот факт, что одна и та же наука даётся одним легко, а другим тяжело, доказывает справедливость этого утверждения (Указ. соч. С. 40).

Ибн Сина не ограничивается одним лишь определением способностей, а утверждает, что индивидуальная склонность человека к выбранной профессии играет определяющую роль в его успехах. Поэтому после выбора сферы деятельности учитель должен некоторое время наблюдать за учеником, чтобы определить степень его влечения и интереса к ней (Указ. соч. С. 41).

Он убеждён, что одной способности и склонности к выбранной науке или профессии недостаточно. Ученику также необходимы соответствующие средства и возможности. И его учитель должен обратить внимание на то, имеются ли у него эти возможности или нет (Указ. соч. С. 41).

4. Составление педагогического плана в соответствии с этапами развития ребёнка

Ибн Сина обращает внимание на особенности каждого этапа развития ребёнка и советует составлять план воспитания и образования в соответствии с ними. Таким образом, один из педагогических принципов, на его взгляд, это составление поэтапных педагогических программ. Эти этапы и соответствующие им программы будут приведены ниже.

5. Групповое обучение

Аш-Шайх ар-Раис считает, что соблюдение этого педагогического принципа имеет много позитивных последствий, в том числе:

а. Нравственное воспитание. Групповое обучение приводит к тому, что ребёнок учится хорошим качествам своих сверстников. Ибн Сина отмечает, что польза данного вида обучения заключается, в частности, в том, что он улучшает моральные качества детей, увеличивает их усердие и развивает их хорошие привычки. Это происходит потому, что они склонны подражать друг другу, что отмечается современной психологией.

б. Социальное воспитание. На этом этапе ребёнок готовится к социальной жизни. Из рассуждений Ибн Сины следует, что групповое обучение, общение ребёнка со своими сверстниками в школе, дружба и соперничество с ними учат его взаимоотношениям в обществе, что облегчит его социализацию в будущем (Семья и сверстники считаются в современной психологии основными элементами в процессе социализации. Но, по мнению некоторых специалистов, третий элемент, т.е. школа, имеет большее значение, и ни один другой институт не может оказать на социальное воспитание ребёнка большее влияние, чем она. (См. об этом: Гетерингтон, М.Е. и Росс Д. Парк. Раваншинасии кудак аз дидгахи му‘асир (Детская психология. Современная точка зрения) / пер. на перс. Джаввада Тахурийана и др . Т . 2. С . 247 и далее . Также см .: Aggarwal, J.C.; Theory and Principles of Education; PP. 104-113)).

в. Умственное развитие. Когда дети общаются между собой, рассказывают друг другу о том, что они видели и слышали, и делятся впечатлениями об интересных событиях, это помогает их умственному развитию. Также это возбуждает в них интерес и приводит к тому, что запоминают всё сказанное и пересказывают другим (Тадабир ал-маназил. С. 39).

г. Удовлетворение духовных потребностей. Ибн Сина считает, что ребёнку необходимо играть, дружить, общаться со сверстниками и хвалиться перед ними. И советуя групповое обучение, он заботится об удовлетворении этих его психических потребностей. Он убеждён, что изолирование ребёнка и его индивидуальное обучение не сможет дать всего этого (Тадабир ал-маназил. С. 39 и 83).

Педагогическая психология подчёркивает потребность ребёнка в играх, любви, внимании, превосходстве над другими и т.п. (Подробнее об этом см.: Маслоу, Абрахам. Ангизиш ва шахсийат. С. 101-121), и современные педагогические методы направлены на её удовлетворение (Потребности ребёнка делятся на четыре группы: 1. Физиологические. 2. Эмоциональные. 3. Социальные. и 4. Интеллектуальные. Все они взаимосвязаны, и если не будут удовлетворены должным образом, то от этого пострадает не только здоровье ребёнка, но и изменятся его привычки и поступки. (Aggarwal, J.C.; Essentials of Education Psychology; PP. 50–54)).

6. Поощрение и наказание

Советуя родителям, опекунам и попечителям побуждать ребёнка к хорошим качествам и удерживать от плохих привычек, Ибн Сина рекомендует применять метод поощрения и наказания в качестве гаранта достижения этой цели. Реакция воспитателя должна быть соответствующей хорошему и плохому поступкам и соразмерной с точки зрения качества и количества. Например, за плохой поступок сначала надо отвернуться от ребёнка, сделать недовольный вид, затем пригрозить ему и лишь потом наказать (Тадабир ал-маназил. С. 36. Соблюдение уровней наказания согласно исламским источникам издавна было предметом внимания мусульманских мыслителей, таких как Ибн Сахнун и Кабиси).

Он перечисляет разные способы поощрения и наказания и заявляет, что воспитатель не должен пользоваться лишь одним методом. Например, поощрение может быть в форме похвалы, психологического сближения и выражения благодарности (Там же).

Ибн Сина считает физическое наказание дозволенным в случае необходимости и при определённых условиях:

а. Первое физическое наказание должно быть болезненным, чтобы ребёнок боялся этого и знал, что если повторит свой плохой поступок, то снова будет больно наказан. Напротив, если первое наказание будет лёгким и безболезненным, то оно не удержит его от ошибок, так как он будет надеяться, что последующие наказания также будут нестрогими (Указ. соч. С. 36-37).

б. Физическое наказание должно быть применено после страшных угроз. Возможно, Ибн Сина придерживается такого мнения затем, чтобы ребёнок понял серьёзность наказания и врезавшееся в память устрашение не позволяло ему повторить свой плохой поступок (Указ. соч. С. 36).

в. Наказание должно быть применено после предоставления ребёнку заступника. Может быть, это вызвано тем, что целью наказания, по мнению Ибн Сины, является удержания ребёнка от плохих поступков, а не мщение. Если он рекомендует, чтобы первое наказание было болезненным, то лишь потому, что оно должно произвести удерживающий эффект. Следовательно, присутствие заступника необходимо затем, чтобы он не допустил чрезмерности со стороны воспитателя, когда наказание будет исполнено в должной мере (Там же).

Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 2

Свыше 150 трудов по астрономии, географии, математике, физике, фармакологии, истории, этнографии, литературе, философии, в которых рассматривались и проблемы содержания образования и воспитания, создал Абу Рейхом Мухаммед ибн Ахмед аль-Бирунй (973 — ок. 1050). Задолго до Яна Амоса Коменского он говорил о наглядности и системности в преподавании, о развитии познавательных интересов в обучении. Приобретение знаний, по его мнению, происходит прежде всего благодаря опыту и наблюдению.

Ряд лет своей жизни Авиценна посвятил преподавательской деятельности. Научные труды и деятельность Ибн Сины как врача и педагога снискали уважение к нему не только на Востоке, но и на Западе. Вместе с тем при жизни он подвергался гонениям со стороны служителей ислама, поскольку аргументация его выступлений шла вразрез с религиозными догмами. После его кончины в Багдаде по приказу халифа были сожжены почти все его сочинения, настолько опасными они представлялись исламу даже после смерти автора.

Доводя до логического завершения предлагавшуюся им систему воздействия на ребенка, Газали разработал свод предписаний для учителя, который, принимая эстафету воспитания от родителей, обязан был последовательно, не нарушая семейных традиций, дальше развивать все хорошее, что уже заложено родителями в ребенке. Нравственность усваивается детьми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспитания. В реализации этих путей роль как родителей, так и учителя чрезвычайно велика. С расширением круга знаний и формированием мышления у детей возрастает возможность самовоспитания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.

1. Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности.

К ученым, уделявшим большое внимание проблемам воспитания, относятся:

✓ основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801 - 873);

✓ философ аль-Фараби (870 - 950);

✓ выдающийся мыслитель аль-Бируни (970 - 1048);

✓ названный современниками "владыкой наук", советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина, в латинской транскрипции - Авиценна (980 - 1037);

✓ один из наиболее выдающихся философов Востока алъ-Газали (1056/59 - 1111);

✓ "мудрец мудрецов" ибн Бадж (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в. - 1139);

✓ популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126 - 1198);

✓ иранский философ Насирэддин Туси (1202 - 1273);

✓ яркий представитель плеяды мыслителей средневекового Востока, арабский ученый Абдуррахман ибн Халдун.

2. Характеристика основных педагогических концепций:

Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди, считая науку выше религии, полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта:

✓ актуального,

✓ потенциального,

✓ приобретенного,

✓ проявляющегося.

По аль-Фараби, цель воспитания - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела; осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Аль-Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение, куда входит очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать. В его более чем ста пятидесяти трактатах во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи - наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др.

Ибн Сина (Авиценна) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений". Главные идеи:

✓ разностороннее воспитание и обучение, и прежде всего музыке, поэзии, философии;

✓ организация совместной учебы воспитанников, внесение духа соперничества;

✓ совместное обучение должно проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников;

✓ фундамент всякого образования - овладение чтением и письмом;

✓ общее развитие должно предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии. Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги.

Аль-Газали уделял проблемам воспитания большое внимание. Четырехтомный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания.

Нравственное самосовершенствование - одна из постоянных тем восточных философов и ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике ибн Баджа (Авенпаце).

Ибн Рушд (Аверроэс) как педагог известен прежде всего благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности.

Разноообразные идеи о воспитании и образовании содержат более чем 150 трактатов Насирэддина Туси. В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и других представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Абдуррахман Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием нравственным воспитанием.

Главные идеи Ибн Халдуна:

✓ овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий;

✓ избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому;

✓ вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное;

✓ обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием.

Самым эффективным приемом обучения на высшей ступени образования Ибн Халдун считал дискуссии. Использованные источники:

Читайте также: