Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Выделение этого надзора в самостоятельное направле­ние обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержан­ные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в ка­честве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устране­ния нарушений прав и интересов задержанных, арестован­ных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение проку­рором проверок в учреждениях и органах, где они содержат­ся, систематически, независимо от наличия данных о нару­шениях законности.

Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного ха­рактера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановле­ния и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных

Нарушения законности устраняют­ся сразу после их обнаружения.

Средствами прокурорского надзора обеспечивается ис­полнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержан­ных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в междуна­родных актах.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 N 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" .

    • добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме;
    • о бращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке;
    • о беспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность;
    • организовать жесткий контроль за фактичес­ким устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения админист­рацией исправительных учреждений и следственных изоля­торов предписаний прокуратуры.

    Прокурорский надзор должен быть направлен на то, что­бы содержание задержанных и арестованных лиц в испра­вительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, ус­ловий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

    Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

    Ст. 32 ФЗ "О прокуратуре РФ" устанавливает, что предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание, является:

      1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
      2. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
      3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

      Под законностью нахождения лиц в местах содержа­ния задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполня­ющих наказание, и меры принудительного характера, назна­чаемые судом, в более широком смысле следует понимать:

        • законность помещения в эти места, учреждения и органы;
        • законность содержания в них;
        • соблюдение сроков содержа­ния;
        • законность освобождения.

        В указанные места, учреждения и органы могут поме­щаться лишь те лица, в отношении которых имеется соот­ветствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учрежде­ние либо орган.

        При проверке сроков содержания под стражей подозрева­емых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания в случа­ях их перевода туда из следственных изоляторов.

        Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправи­тельных и иных органах и учреждениях, исполняющих на­казание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.

        При решении вопроса о законности освобождения от от­бывания наказания прокурор проверяет наличие предусмот­ренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИК РФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся:

          • отмена приговора суда с прекращением дела производством;
          • условно-досрочное ос­вобождение от отбывания наказания;
          • замена неотбытой ча­сти наказания более мягким видом наказания;
          • помилование или амнистия;
          • тяжелая болезнь или инвалидность;
          • иные ос­нования, предусмотренные законом.

          Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюде­ния прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, объясняется тем, что эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с от­дельными ограничениями, строго регламентированными за­конодательством.

          Иностранные граждане и лица без гражданства пользу­ются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

          Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание

          Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание, являются:

          Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

          Комментарии к ст. 22 УИК РФ

          Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует и не может регламентировать деятельность органов прокуратуры. Поэтому комментируемая статья является отсылочной, т.е. адресующей к конкретному, точно указанному нормативному правовому акту. В данном случае - к Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007) .

          СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011.

          Прокурорский надзор в соответствии со ст. ст. 2 и 11 указанного Закона является важной гарантией обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами.

          Глава 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" четко очерчивает предмет деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест предварительного заключения под стражу: 1) законность нахождения лиц в местах принудительного содержания и применения принудительных мер медицинского характера, назначенных судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

          Для осуществления своих функций по надзору прокуроры обладают широкими полномочиями: с целью проведения проверок в любое время имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и знакомиться с основаниями содержания лиц под стражей, осуждения либо применения принудительных мер медицинского характера; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных лиц; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации.

          При обнаружении нарушений законности прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, отменять признанные им незаконными дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных, заключенных под стражу или помещенных в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением. До рассмотрения протеста прокурора действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

          Прокурор или его заместитель своим постановлением обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого предварительному заключению или помещенного в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

          Помимо полномочий, предоставляемых органам прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уголовно-исполнительное законодательство наделяет их дополнительными правами, связанными с надзорной деятельностью. Так, Генеральный прокурор РФ согласовывает принятие таких значимых для исполнения наказаний нормативных правовых актов Минюста России, как Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, Правила внутреннего распорядка исправительных центров (до настоящего времени не приняты). Главный военный прокурор согласовывает принятие Минобороны России Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

          Участие прокурора как контролирующего органа в процессе исполнения наказаний, регламентируемое уголовно-исполнительным законодательством, сводится к трем основным функциям: 1) предварительное санкционирование (согласование) действий администрации или иных государственных органов; 2) последующее уведомление о ранее произведенных администрацией действиях; 3) обязательное личное присутствие.

          Санкция (согласие) прокурора необходима в следующих случаях: для водворения в штрафной изолятор на срок до 30 суток осужденного к ограничению свободы, злостно уклоняющегося от отбывания наказания (ст. 58 УИК РФ); для оставления либо перевода осужденного в следственный изолятор при его привлечении к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве (ст. 77.1 УИК РФ); для введения в исправительных учреждениях или дисциплинарных воинских частях режима особых условий (ст. 85 УИК РФ, ст. 10 Положения о дисциплинарной воинской части); для задержания органами внутренних дел на срок не более 30 суток осужденного, которому был предоставлен выезд из исправительного учреждения, уклонившегося от возвращения в установленный срок (ст. 97 УИК РФ); для перевода осужденного, содержащегося в тюрьме, в одиночную камеру (ст. 131 УИК РФ); для оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших возраста 18 лет (ст. 139 УИК); в целях использования учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ст. 5.1 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); для установления режимных требований в пределах границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

          Прокурор должен быть обязательно уведомлен: после обнаружения у осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарной воинской части, предметов и веществ, изъятых из оборота (ст. 159 УИК РФ); о ранении или смерти осужденных, заключенных и иных лиц вследствие применения администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или оружия (ст. 28 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); о применении администрацией водометов, бронемашин или огнестрельного оружия (ст. ст. 30, 31 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

          Обязательное личное присутствие прокурора необходимо при: составлении акта об отказе осужденного к смертной казни от обращения с ходатайством о помиловании и удостоверении такого акта (ст. 184 УИК РФ); исполнении смертной казни (ст. 186 УИК РФ).

          УИК РФ Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

          Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

          Ст. 22 УИК РФ. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

          Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний

          Оказание заключенным под стражу и осужденным к лишению свободы медицинской помощи. Состояние прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.

          Надо признать, что в последние годы наблюдается стабильно положительная динамика по обеспечению заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы надлежащей медицинской помощью. Уменьшается количество жалоб в органы прокуратуры по данным вопросам, сокращается число смертей среди заключенных под стражу и осужденных по болезни, улучшается ситуация по снабжению учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, снижаются показатели по количеству повторных заболеваний среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

          Во многом этому способствует проведение руководством ФСИН России необходимых реформ в указанной сфере, активизация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в УИС со стороны руководства и должностных лиц управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России.

          В определенной степени на ситуацию положительно влияет и усиление прокурорского надзора за соблюдением законов, направленных на охрану здоровья граждан в учреждениях УИС.

          Так, в марте 2016 года Генеральным прокурором Российской Федерации направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер на государственном уровне для решения проблемы с обеспечением осужденных, больных ВИЧ-инфекцией и гепатитом, диагностическими средствами и лекарственными препаратами. Реализация Минздравом России высказанных в данном письме предложений позволила обеспечить медицинские учреждения УИС соответствующими лекарственными препаратами в необходимом объеме.

          По сведениям ФСИН России всего в структуре 67 медико-санитарных частей (далее – МСЧ). В данном федеральном органе исполнительной власти функционируют 1 024 филиала МСЧ, из них: 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии; 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора; 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов Домов ребенка.

          Для оказания помощи заключенным под стражу и осужденным в учреждениях УИС, в которых функционируют фельдшерские и врачебные здравпункты, организовывается дежурство медицинских работников на дому. В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечивается вызов неотложной скорой помощи учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения.

          Однако, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему во многих следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях нарушаются права граждан на охрану здоровья. В ходе прокурорских проверок в 2016 году установлено более 15 тысяч таких нарушений.

          До настоящего времени медицинские подразделения ряда вышеуказанных учреждений не имеют современного медицинского оборудования. Обновление имеющегося и эксплуатируемого десятками лет оборудования, к тому же выработавшего технический ресурс, производится медленно. Не всегда соблюдались сроки проведения первичных или текущих медицинских осмотров, флюорографических и лабораторных исследований. Нередки случаи отсутствия у медицинских работников документов об образовании или профессиональной переподготовке, подтверждающих необходимый уровень квалификации, значителен удельный вес вакантных штатных единиц в подразделениях медицинской службы, в особенности врачей-специалистов.

          Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости дальнейшей активизации и повышения качества прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании лиц под стражей и исполнении уголовных наказаний, в том числе в упомянутой сфере.

          С целью улучшения сложившейся ситуации Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров субъектов Российской Федерации на принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование организации надзора, обеспечив надлежащую защиту конституционных прав и законных интересов граждан на безопасные условия содержания и охрану здоровья.

          Генеральная прокуратура
          Российской Федерации

          Генеральная прокуратура Российской Федерации

          20 февраля 2019, 20:07

          Оказание заключенным под стражу и осужденным к лишению свободы медицинской помощи. Состояние прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.

          Надо признать, что в последние годы наблюдается стабильно положительная динамика по обеспечению заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы надлежащей медицинской помощью. Уменьшается количество жалоб в органы прокуратуры по данным вопросам, сокращается число смертей среди заключенных под стражу и осужденных по болезни, улучшается ситуация по снабжению учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, снижаются показатели по количеству повторных заболеваний среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

          Во многом этому способствует проведение руководством ФСИН России необходимых реформ в указанной сфере, активизация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в УИС со стороны руководства и должностных лиц управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России.

          В определенной степени на ситуацию положительно влияет и усиление прокурорского надзора за соблюдением законов, направленных на охрану здоровья граждан в учреждениях УИС.

          Так, в марте 2016 года Генеральным прокурором Российской Федерации направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер на государственном уровне для решения проблемы с обеспечением осужденных, больных ВИЧ-инфекцией и гепатитом, диагностическими средствами и лекарственными препаратами. Реализация Минздравом России высказанных в данном письме предложений позволила обеспечить медицинские учреждения УИС соответствующими лекарственными препаратами в необходимом объеме.

          По сведениям ФСИН России всего в структуре 67 медико-санитарных частей (далее – МСЧ). В данном федеральном органе исполнительной власти функционируют 1 024 филиала МСЧ, из них: 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии; 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора; 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов Домов ребенка.

          Для оказания помощи заключенным под стражу и осужденным в учреждениях УИС, в которых функционируют фельдшерские и врачебные здравпункты, организовывается дежурство медицинских работников на дому. В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечивается вызов неотложной скорой помощи учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения.

          Однако, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему во многих следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях нарушаются права граждан на охрану здоровья. В ходе прокурорских проверок в 2016 году установлено более 15 тысяч таких нарушений.

          До настоящего времени медицинские подразделения ряда вышеуказанных учреждений не имеют современного медицинского оборудования. Обновление имеющегося и эксплуатируемого десятками лет оборудования, к тому же выработавшего технический ресурс, производится медленно. Не всегда соблюдались сроки проведения первичных или текущих медицинских осмотров, флюорографических и лабораторных исследований. Нередки случаи отсутствия у медицинских работников документов об образовании или профессиональной переподготовке, подтверждающих необходимый уровень квалификации, значителен удельный вес вакантных штатных единиц в подразделениях медицинской службы, в особенности врачей-специалистов.

          Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости дальнейшей активизации и повышения качества прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании лиц под стражей и исполнении уголовных наказаний, в том числе в упомянутой сфере.

          С целью улучшения сложившейся ситуации Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров субъектов Российской Федерации на принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование организации надзора, обеспечив надлежащую защиту конституционных прав и законных интересов граждан на безопасные условия содержания и охрану здоровья.

          Читайте также: