Какие народы заселяли кавказ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения

Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения

Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения. В течение веков Кавказ оставался ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце XVIII — начале XIX века Кавказ почти целиком вошел с состав Российской империи. В конце ХХ века, с распадом СССР, закавказские республики получили независимость, северокавказские народы остались в составе России.


От Таманского полуострова вдоль береговой линии Черного моря до Сочи тянется западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке. После Крымской войны 1853-1856 годов, в которой черкесы-адыги поддержали турок, большая часть их бежали на территорию Османской империи, побережье заняли русские. Западные адыги, оставшиеся в горах и принявшие российское подданство, стали называться адыгейцами. Сегодня они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской. Как и многие северокавказские народы, адыги, поначалу язычники, около VI века (почти за четыре века до Руси) приняли христианство; здесь даже существовали свои епископские кафедры, однако с падением Византии, под воздействием персидского и позже османского влияния, большинство адыгов к XV веку обратились в ислам, так что сейчас черкесы, адыгейцы и кабардинцы— мусульмане.

Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы. Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику. Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.

Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане, христианство исповедуют только чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье на территории Грузии.

От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.

Кавказ с его мягким климатом, плодородными почвами и высокими горами, позволявшими населению успешно скрываться и обороняться от врагов, в изобилии добывать камень для постройки жилищ, столько, сколько существует человечество, привлекал к себе людей. Уже в первобытную эпоху его населяли люди примерно того же антропологического типа, что и большинство современных коренных его народов , что говорит о том, насколько глубоко уходят в историю корни тех.

Помимо народов — потомков древнейшего населения Кавказа, особо не смешивавшихся с другими этническими группами, проходящими через эту богатую землю, — народов, говорящих на языках иберийско-кавказской семьи, исстари на Кавказе селились и выходцы из других регионов , привлеченные удобством кавказской земли для жизни и хозяйствования.

В III в. н.э. степи Предкавказья были заселены кочевыми племенами аланов и сарматов. С того времени и до присоединения к России на кавказских степных равнинах господствовали различные кочевые народы.

На Северном Кавказе ираноязычных алан и сарматов через столетие сменили пришедшие из Центральной Азии гунны, гуннов в VII — VIII вв. — тюркоязычные болгары и хазары, а на смену хазарам в XI в. пришли кипчаки (половцы).

После завоевания в XII в. своих земель войсками Монгольской империи и формирования в Юго-Восточной Европе и Севро-Западной Азии могущественного государства Улуса Джучи (Золотой Орды), кипчакские племена образуют в пределах джучидских провинций несколько отдельных этносов, одним из которых в равнинных степях Северного Кавказа и на обширных прилегающих территориях стали ногайцы.

Но в течение всего очень долгого периода господства на кавказских равнинах кочевых народов отдельные группы и общины тех переселялись в горную полосу, где преобладали древние народы Кавказа, или ближе к ней. Там они переходили к оседлому или полукочевому (летом жили на высокогорных пастбищах, куда перегоняли скот, а на зиму спускались в малоснежные долины) образу жизни.

Переселение представителей степных народов в горы могло происходить по разным причинам: кто-то терял большую часть своего скота и, чтобы не остаться совсем без средств к существованию, пробовал заниматься земледелием, кто-то спасался во время разорительных войн, особенно когда один кочевой народ сменял в степи другой (это ведь никогда не происходило мирным путем). Но всегда горы давали укрытие переселенцам: хотя площади удобных для хозяйствования земель здесь были ограничены резким рельефом, крутые склоны и скалы служили надежной защитой от грабительских набегов. Пока неприятельская конница тяжело маневрировала среди узких горных теснин, можно было успеть собрать скарб, укрыть хозяйство в потаенном месте и приготовиться к обороне.

Переселившись на новое место, оказавшись в довольно непривычных условиях, искатели лучшей доли были вынуждены вступать в тесный контакт с местным исконным населением, перенимать его хозяйственные и культурные достижения, а поскольку переселенческие общины изначально были небольшими, чтобы избежать кровосмешения, заключать браки с местными жителями. Многие переселенцы совершенно ассимилировались в исконной горской среде, перенимали местные древние языки, и их потомки уже не считали себя ни сарматами, ни хазарами, ни кипчаками , а причисляли себя к тому этносу, среди которого выросли.

И поныне среди считающихся чистокровными представителей народов иберийско-кавказской языковой семьи встречаются люди, имеющие явные древнетюркские черты лица. Но некоторые общины потомков переселенцев, с течением поколений вобрав в себя все бытовые и культурные черты исконных горских народов, в результате смешанных браков перестав отличаться от тех внешностью, сохранили свои изначальные языки и самосознание.

Последней пришлой этнической, точнее, субэтнической группой, начавшей в поисках удобного для ведения хозяйства места заселять земли вблизи горной полосы Кавказа, перенимая (хотя не в полной мере) определенные черты быта и уклада жизни исконных народов гор, стали местные русские казаки , осваивавшие Кавказ с XVI по XIX вв.

Народы Кавказа — различные этнические группы, населяющие Кавказ (как Северный, так и Южный). В регионе проживают более 50 этнических групп [1] .

Содержание

Народы, говорящие на кавказских языках

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы северокавказскую и картвельскую



  • Народы Северного Кавказа:
    • Дагестанские народы:
      :
      (в том числе Абазины) (в том числе Кабардинцы, Черкесы, Адыгейцы и Шапсуги)

    Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1431 тысяч [2] из них 1206 тысяч в Чеченской Республике [3] ) , аварцы (ок. 1 млн. [2] ) , лезгины (473,722 в России [2] и от 180,300 [4] до 364,000 [5] в Азербайджане) , даргинцы (589 386 в России [2] из них 560,8 тыс. на Северном Кавказе [3] ) и кабардинцы (516,826 в России [2] из них 490,453 в Кабардино-Балкарии [3] ) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют свое бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла и ещё 3 государств членов ООН). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыгейцы (Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня) в то время как другие народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане.

    Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживают в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита [6]

    Тюркоязычные народы

    Народы населающие Кавказ, которые говорят на языках принадлежащих к тюркскoй ветви Алтайской языковой семьи:

    Самым крупным тюркоязычным народом Кавказа являются азербайджанцы (ок 8.7 млн.) которые живут в основном в Азербайджане, Дагестане и Грузии (регион Квемо-Картли). До 1991 года азербайджанцы проживали также в Армении. За пределами Кавказа проживают по разным оценкам от 20 млн [7] до 30 млн [8] азербайджанцев, значительная община азербайджанцев есть в Иране где они составляют 16 % от населения страны [9] . Из других тюркоязычных народов проживающих на Кавказе свои автономные республики в составе РФ имеют карачаевцы (Карачаево-Черкесия) и балкарцы (Кабардино-Балкария). Кумыки проживают в основном в Дагестане, ногайцы — в Дагестане и Карачаево-Черкесии.

    Монгольские народы

    Народы, говорящие на индоевропейских языках

    Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:



    Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают ок 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе, также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. До начала Карабахского конфликта значительная армянская община существовала также в Азербайджане.

    Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).

    Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.

    Греки проживают в основном на севере Армении и в Грузии.

    Русские в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях а также в Адыгее.

    Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухур юрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.

    Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009) [4] до 800—900 тысяч [10] [11] человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.

    Горские евреи в большинстве своем живут в России (20-40 тысяч, оценка; Пятигорск — 7 тыс., Дагестан — 10 тыс.) , Азербайджане (от 12 до 37 тыс.).

    Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама.

    • Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название “Жизнь картлийских царей”. Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: “Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.

    Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, юга - море Оретское и севера - гора Кавказ.

    • Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого – Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лек, шестого- Эрос, седьмого- Кавкас, восьмого- Эгрос. ” Ограничен круг кавказских народов, воспринимаемых древним историком как “потомки Таргамоса”. Если с армянами, картлийцами (грузинами), мегрелами и ранами (албанцами) все ясно, то другие наименования требуют расшифровки, которую мы получаем у Г.В. Цулая в соответствующих примечаниях. Так, моваканы оказываются племенем Кавказской Албании, родственным современным лезгинам , эры - древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки - “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане - предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились.

    • Четко очерчены границы “страны Таргамоса”, в которой ученые видят воспоминания о царстве Урарту в период его могущества. Мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что назвав эпоним (имя легендарного родоначальника) того или иного народа, Мровели нигде больше не путает эту взаимосвязь, то есть дагестанцы для него всегда остаются “потомками Лекоса”, вайнахи - “потомками Кавкаса”, грузины - “потомками Картлоса” и т.д. При этом могут называться и новые эпонимы (например, у дагестанцев Хозоних), но всегда подчеркивается, что вводимый на страницы повествования новый легендарный персонаж - сын, внук или более дальний, но всегда прямой, потомок одного из восьми братьев - сыновей Таргамоса.

    • В дальнейшем Мровели повествует о победоносной борьбе таргамосиан (в которых, как уже отмечалось, можно видеть халдов-урартийцев) с Ассирией. Отразив натиск ассирийцев и разгромив их силы, восемь братьев - сыновья Таргамоса, получают для жительства свои уделы на Кавказе. Шесть братьев и соответствующие им народы (армяне, грузины, мегрелы, “моваканы”, албанцы, эры) остаются в Закавказье. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет так:

    “Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

    • Итак, дагестанцы расселились от Каспийского моря до Терека, а вайнахи - от Терека “до рубежей Кавказа на Западе”. Интересно, что у Мровели мы находим и древнейшее название Терека (Ломеки), которое составлено из вайнахского словосочетания “горная река” (ломе - хи). Что касается географического термина “Кавказ”, то следует учитывать, что древнегрузинские авторы, в том числе и Мровели, под этим термином всегда подразумевали Центральный Кавказ и конкретно - гору Эльбрус.9 Следовательно, границы “удела Кавкаса” доходили до Эльбруса и включали в себя эту гору.

    • Далее, после описания заселения дагестанцами и вайнахами Северного Кавказа, Мровели возвращается к событиям, происходившим в Закавказье, в “уделе Картлоса”. Он рассказывает о его потомках, о попытках ввести в Грузии царскую власть, о междоусобицах и т.д. Повествование доводится до античной эпохи и, несмотря на хронологическую неопределенность, явно подчеркивается два характерных момента - возвышение и расцвет среди древних грузинских городов столицы Мцхеты и язычество грузин, которые в отмечаемый период поклонялись “солнцу и луне и пятирице звезд, и первой и главной их святыней была могила Картлоса”.

    • Приведем цитату из источника:

    “В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосиане в то время пребывали во взаимном мире и любви.Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар.И собрались все из племени Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились”.

    • Прервем на минуту цитирование. Здесь необходимы некоторые разъяснения. В древнеармянской версии “Картлис цховреба” приведенный нами выше отрывок передается в следующих словах: “В это время укрепилось племя Хазрацов, стали бороться против рода Лекаца и Кавкаса, которые от этого впали в печаль; просили помощи у шести домов Торгома, которые в это время пребывали в веселии и мире, дабы пришли к ним для спасения, которые и пошли в полной готовности на помощь и перевалили горы Кавкаса и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука, который и призвал их на помощь”.

    • Древнеармянская версия существенно дополняет грузинскую. Во-первых, становится ясно, что основная тяжесть войны с хазарами легла на плечи вайнахов (дурдзуков, как их почти до ХIХ столетия называли грузины), и именно они обратились к закавказцам с просьбой о помощи. Помощь была оказана, но завоевание хазарских земель было проведено вайнахскими силами (“полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука. ”). Вернемся, однако, к прерванной цитате:“Вслед за этим (то есть после военного разгрома - авт.) хазары избрали себе царя. Вся хазарщина стала повиноваться избранному царю, и возглавляемые им хазары прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди (то есть Дербент - авт.). Не в силах оказались Таргамосиане противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера. ”

    • Далее повествуется о частых набегах хазар в Закавказье, об уводе в плен людей и т.д. Отмечается, что для набегов хазары использовали не только Дербентский проход, но и Дарьяльское ущелье. Затем Мровели фиксирует первое появление на Кавказе осетин:“В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли (то есть Армении и Грузии - авт.). Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети (Осетия), что была частью удела Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое - Дурдзукети. "

    • На бронзовых полосах, которые были вертикально припаяны к внешней стороне котла, были выбиты названия этих 63-х тайпов.

    • Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века.

    • Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина- Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая- язычество (“магос цIера дин” - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

    • В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.

    Читайте также: