Программа волонтерской деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 516 0

Программа дополнительного начального общего образования

(общеразвивающая)

Уровень образования: начальная школа

Срок реализации – 1 год

Количество часов – 68

Пояснительная записка

Волонтерство – это важная часть современного общества. Добровольчество помогает развивать общественно значимые качества личности, а также решать конкретные социальные задачи, связанные с социальной реабилитацией, адаптацией и профилактикой девиаций, предполагает самовыражение и самоактуализацию участников волонтерского движения. Особую актуальность волонтерская деятельность приобретает в современных российских условиях, т.к. в нашей стране добровольчество имеет глубокие исторические корни, помощь нуждающимся – одно из важнейших положений православной идеологии. Волонтерство несет в себе множество перспектив, как для членов добровольческих организаций, так и для общества в целом.

Добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств младших школьников, формированию у них активной жизненной позиции.

Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — безвозмездно помогать людям. Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности и добра. Оно представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность открытых объединений детей. В ходе волонтерской работы обучающимся предоставляется возможность удовлетворить свои потребности в социально приемлемой форме, узнать себя, разрешить собственные проблемы, получить новые знания в области психологии, приобрести необходимые навыки личностной ответственности, улучшить собственные коммуникативные способности и этим влиять на отношения, в том числе к ПАВ. Профилактическая программа предполагает работу по следующим двум разделам: просветительская и практическая деятельность по развитию волонтёрского движения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе реализации профилактической программы воспитанники должны получать объективную информацию о действии и последствиях употребления ПАВ, правилах ЗОЖ, о социально значимых проблемах микрорайона.

•вовлечь школьников и их родителей в благотворительную деятельность, чтобы решить актуальные, социально и личностно значимые проблемы микрорайона школы;

•оказать помощь малообеспеченным семьям.

Критерии успешности проекта: активность и заинтересованность детей в мероприятиях, акциях, проявление нравственных чувств: совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм; нравственный облик: терпение, милосердие, кротость, незлобивость; нравственная позиция: способность различать добро и зло, проявлять самоотверженную любовь, готовность преодолевать жизненные трудности, рассудительность, добрую волю.

Целями программы являются:

формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения;

освоение навыков здорового образа жизни;

содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни;

формирование умения не быть равнодушными, потребности оказывать бескорыстную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа направлена на реализацию волонтёрским объединением следующих задач:

дать понятие и представление о здоровье и его значимости;
показать важность режима дня, правильного питания, гигиенических процедур для здоровья младшего школьника;

утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

формировать активную жизненную позицию у детей.

Деятельность участников волонтерского движения строится на следующих принципах:

- непрерывность и систематичность;

- осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности;

- ответственное отношение к деятельности.

Организация деятельности волонтёрского объединения осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

свобода и ответственность;

доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор;

смысл жизни; справедливость;

достоинство;

почитание родителей;

забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

целеустремленность;

настойчивость в достижении целей

; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

здоровье физическое,

здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

красота; гармония; духовный мир человека

Разделы программы:

Просветительская деятельность

Организация и проведение обучающих семинаров ("Творческие мастерские волонтера") для волонтеров;

Издание и распространение бюллетеня "Волонтёркин", методических пособий, обобщающих опыт организации волонтерского движения;

Пропаганда волонтёрского движения в районе (заметки в СМИ);

Развитие волонтерского раздела на сайте школы.

Практическая деятельность включает 4 модуля:

Оформление стенда «Здоровые дети – здоровая нация.

Ожидаемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определённых личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Готовность и способность обучающих­ся к саморазвитию.

Формирование нравственных ценностей российского общества.

Наличие собственной определенной позиции по отношению к употреблению ПАВ, готовность говорить на эту тему со сверстниками.

Формирование умения грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Сформированность основ гражданской идентичности.

Принятие и освоение социальной роли волонтёра, развитие мотивов волонтёрской деятельности и формирование личностного смысла данной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимодействия, дружбы, толерантности.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Метапредметные результаты

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ф ормирование навыков работы с компьютером, с различными видами информации, опыта межличностного взаимодействия

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи волонтёрской деятельности.

Организация спортивной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря, организация места проведения соревнований.

Технически правильное выполнение двигательных действий.

Познавательные умения характеризуют формируемые у школьника методы освоения окружающего мира:

А) владеть умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);

Б) освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).

Коммуникативные умения характеризуют возможные достижения в речевом, языковом развитии учащегося и в деятельности общения;

А) Овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную (адекватно воспринимать и осмысливать звучащую речь).

Б) Овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников

общения; приводить доказательства; высказывать свою точку зрения).

Регулятивные (организационные) умения:

А) Освоить умения планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров

Б) Овладеть умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций, средств; оценивать качество процесса деятельности и отношения участников к ней.

Эмоционально – ценностные умения характеризуют умения, отражающие эмоциональное отношение учащегося к окружающему миру во всех его проявлениях:

А) Освоить умения рефлексивной деятельности (анализировать собственные действия, поведение, чувства, способности; высказывать суждения о полученной информации; анализировать и объективно оценивать отношение к себе со стороны сверстников, пользоваться приемами самонаблюдения).

В) Быть способным к сопереживанию (проявлять понимание чужих проблем, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе.

Критерии эффективности реализации программы

Число постоянных волонтеров в организации.

Количество членов волонтерского объединения.

Активно работающие волонтеры (% от общего числа волонтеров).

Разработка и внедрение проектов.

Участие в школьных, районных, всероссийских акциях.

Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий.

Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 9 месяцев.

Узнаваемость организации и волонтеров.

Удовлетворение волонтеров от программы.

Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров.

Позитивные отзывы о деятельности волонтёров (количество благодарностей).

Отсутствие у обучающихся вредных привычек.

Количество публикаций в СМИ о деятельности волонтёров.

Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях, кружках.

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

В конце обучения воспитанникдолжен знать:

кто такие волонтёры;

принципы волонтёрского движения;

историю волонтёрского движения в школе;

режим дня младшего школьника;

возможности использования личного опыта при проведении бесед, интервью, тренингов;

последовательность подготовки и проведения акций;

традиционные акции волонтёров;

Воспитанникдолжен уметь:

подготавливать и проводить акции;

отыскивать нужную информацию в различных источниках;

размещать информацию о деятельности волонтёров на сайте школы и в СМИ;

работатьвпрограмме Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.

сознательно пропагандировать здоровый образ жизни.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

проявлять интерес к проблемам окружающих людей;

эмоционально откликаться на события окружающей жизни, поступки людей; слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

предлагать свою помощь.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения об истории волонтёрского движения в России и мире, месте и роли волонтёров в жизни российского общества, о некоторых направлениях работы волонтёров.

Воспитанниксможет решать следующие жизненно-практические задачи:

делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

умение отказаться от употребления ПАВ;

понимать необходимость ведения здорового образа жизни;

налаживать контакт со сверстниками, вести агитационную деятельность

создавать под руководством взрослых видеопрезентации своих мероприятий.

Примерные виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о волонтёрском движении в России, ознакомление с принципами деятельности волонтёров (на плакатах, презентациях, в процессе бесед);

ознакомление с деятельностью волонтёров России (в процессе бесед, просмотра видеороликов, изучения опыта деятельности различных волонтёрских объединений на слётах и сборах волонтёров);

ознакомление с историей и традициями волонтёрского движения в районе, школе (в процессе бесед, просмотра документальных фильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий);

знакомство с важнейшими событиями в истории школы, района, страны (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра документальных фильмов, презентаций, участия в подготовке и проведении мероприятий);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о традиционных моральных нормах россиян (в процессе бесед); ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра видеороликов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе (в процессе социальных, благотворительных, экологических акций).

Воспитание трудолюбия

В процессе проведения различных мероприятий учащиеся приобретают начальный опыт участия в общественно полезной деятельности на базе школы (природоохранительная деятельность, трудовые акции).

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (бесед, просмотра видеороликов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в агитбригадах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о негативном влиянии ПАВ на здоровье человека (агитбригады, акции, беседы с медработниками, социальными педагогами, школьным психологом)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в беседе, просмотре фильмов);

получение первоначального опыта экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.);

усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте (через беседы);

обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательного от разрушительного (участие в сборах и слётах волонтёров, литературно-музыкальных композициях, акциях).

Условия обучения

занятия проводятся в 2 раза в неделю;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

группа сформированы по разновозрастному признаку: дети 9 -11 лет

Формы и режим занятий: занятия проводятся в группе 15 – 20 человек. Продолжительность занятий детей – 2 х 45 мин.

Сроки реализации: образовательная программа рассчитана на один год обучения. Основная форма обучения – групповая работа, предполагающая развитие внутригрупповых процессов взаимодействия. В программу включены фронтальные формы работы с обучающимися. Также предусматривается самостоятельная работа (выполнение домашних заданий).

Программа рассчитана на учеников начальных классов. При планировании занятий учитывались возрастные особенности детей.

Материально-техническое обеспечение

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Раздел 1. Волонтерское движение в России. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.


Рекомендации:

Надежда Георгиевна, спасибо за программу! Заинтересовалась! А вы работаете по этой программе? Есть предложение связаться и обмениваться опытом организации такой работы. Напишите мне, буду рада!

Татьяна Викторовна, очень рада, что нашла единомышленника в работе. 2014-2015 учебный год я работала именно по этой программе. Буду рада получить от Вас новые рекомендации, так как в этом году направление продолжается. Жду от Вас весточки.

Интересная тематика занятий кружка, Надежда Георгиевна, и я заинтересовалась Вашей программой. Сейчас, как никогда, остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании. Спасибо за РП.

Спасибо, Ирина Николаевна. В прошлом году вела первый раз. Детям очень понравилось, сказали, что хотят продолжить. В этом году опять веду. Если у Вас есть какие-либо предложения, пишите, буду рада.

Надежда Георгиевна, благодарна Вам за программу, наша школа сейчас участвует в областном проекте по духовно-нравственному развитию, вот ищу материалы, программы. Если Вы не против, воспользуюсь Вашими идеями для создания своей РП.

Даже буду очень рада. Только Ирина Николаевна посмотрите, может даты у каких-либо праздников сменились, которые не в число. Успехов Вам!

Надежда Георгиевна, спасибо за актуальную программу, мне понравилась, сейчас, как раз, год волонтера!






Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Юные волонтёры" разработана для учащихся 1 - 4 классов. Нормативный срок освоения программы рассчитан на один год. На занятиях предусматриваются формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Раздел 1. Волонтерское движение в России. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Уважение к своей семье, любовь к родителям

Участвовать в социально-значимых акциях и проектах под руководством учителя.

Определять цель и планировать свою деятельность под руководством учителя.

Оценивание своей работы.

Знать: историю волонтерского движения в школе;

права и обязанности волонтеров.

Слушать и понимать речь других.

Работать в паре, коллективно.

Сотрудничать в совместном решении проблемы.

класс

Самостоятельно участвовать в социально-значимых акциях и проектах.

Самостоятельно определять цель и планировать свою деятельность.

Самостоятельно определять критерии своей деятельности.

основные направления деятельности волонтерских отрядов,

основные формы работы волонтеров,

план написания проектов и их защита.

Вести дневник волонтера.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила личного этикета.

Понимать точку зрения другого.

Учащиеся получат возможность научиться:

· навыкам работы с компьютером, с различными видами техники, опыту межличностного взаимодействия, потребности в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом;

· развитию коммуникативных способностей;

· опыту ответственного взаимодействия;

· лидерским навыкам;

· исполнительской дисциплине;

· защите и отстаиванию прав и интересов;

· инициативности;

· возможности общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребности быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения;

· организации свободного времени.

Содержание программы

Раздел 1. История волонтерского движения в школе.

Практика: экскурсии по школе и музею, встречи с интересными людьми, игры с волонтерским отрядом , праздники, парная и групповая работа, мини-проекты.

Раздел 2. Я, мои друзья, семья.

Раздел 3. Я и мое здоровье.

У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования ЗОЖ. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт. Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ.

Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса.

Важной составляющей деятельности Юных волонтеров является обучение планированию, которое позволяет четко определять цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся возможности, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования. Для участия в мини-проектах по темам разумно учить следующим простым вопросам:

2. Какова наша цель? (высшие цели и ценности; качественные изменения, на которые направлена деятельность волонтерского формирования).

3. Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность волонтерского формирования).

4. Где? (география деятельности волонтерского формирования).

5. Что мы делаем? (общая формулировка типа деятельности волонтерского формирования, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы).

Читайте также: