Программа внеурочной деятельности в средней школе по фгос 10 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Предпрофессиональные пробы программы будут реализовываться в модульном режиме по направлениям, выбранным учащимися для поступления в учреждения профессионального образования (учителя начальных классов, учителя физики и информатики, учителя иностранного языка, педагога-организатора и др.)

Программа направлена на формирование Я – концепции и мировоззрения школьников; умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; даёт первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении. Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы деятельности.

По итогам обучения по программе в соответствии с ФГОС СОО учащиеся должны будут публично защитить свой проект по организации образовательной деятельности. Экспертами в оценке проектных работ выступят руководящие работники образовательных организаций города, что позволит им познакомиться с будущими педагогами и выбрать кандидатов на заключение договоров о поступлении в педагогические вузы в рамках целевой квоты.

Цели обучения: Формирование у учащихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, готовности к осознанному выбору педагогической профессии.

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения программы:

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Содержание программы

10 класс (134 часа)

Модуль 1. Мотивационный (10 часов)

Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог, тьютор, и т.д.

Модуль 2. Психологический (9 часов)

Психология как наука. Темперамент, характер, способности. Основы целеполагания. Мотивация деятельности.

Психолого-возрастные особенности школьников. Психическая регуляция поведения и деятельности. Положение в группе. Психология малых групп. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.

Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Модуль 3. Педагогическое взаимодействие (7 часов)

Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений.

Профессиональная педагогическая позиция. Решение ситуационных задач.

Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ посещенных уроков

Модуль 4. Практический (102 часа) 1

Летняя практика в лагерях дневного пребывания, загородных лагерях.

11 класс (34 часа)

Модуль 5. Путь в профессию (6 часов)

Виды и формы получения профессионального образования.

Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования. Экскурсии в учреждения профессионального образования.

Модуль 6. Педагогические технологии организации образовательной деятельности (6 часов).

Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии. Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей школы.

Модуль 7. Исследовательский (7 часов)

Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем. Проведение исследования. Презентация результатов исследования.

Модуль 8. Проектный (12 часов)

Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом.

Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий.

Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.

Модуль 9. Рефлексивный (3 часа)

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности. Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений. Ученическое самоуправление основывается на проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива.

Целью курса является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации.

При изучении курса решаются следующие задачи :

 формировать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

 расширить культурно-образовательное пространство обучающихся;

 продолжить развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и укреплению здоровья;

 способствовать воспитанию гражданских чувств, ответственности.

 тематические классные часы

 игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, дидактические, лингвистические)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

-формирование общих представлений о психологии как науке;

-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;

- развитие интеллектуальной сферы;

- развитие самосознания, эмоциональной сферы.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

10-11 классы

1. Результаты освоения курса.

Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

-формирование общих представлений о психологии как науке;

-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;

- развитие интеллектуальной сферы;

- развитие самосознания, эмоциональной сферы.

Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

10-11 классы

По окончании курса дети должны знать/понимать:

Предметные результаты.

Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.

Понимание психологических механизмов развития способностей.

Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.

Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.

Личностные результаты

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание курса

Каждое психологическое занятие имеет определенную структуру, куда входят:

- основная часть по теме занятия;

- заключительная часть : игровая или тестовая.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.

Кол-во часов

Виды деятельности

Познавательные процессы. Способности

Предмет психологии. История развития и отрасли психологии. Роль психологии как науки. История возникновения психологии. Современные отрасли психологии.

Психические познавательные процессы. Внимание как один из познавательных процессов. Виды, структура, механизмы внимания. Приемы развития внимания. Навыки регуляции произвольного внимания. Роль внимания в жизнедеятельности человека. Память как один из важнейших психических процессов. Виды памяти. Механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Индивидуальные особенности памяти. Мышление. Виды мышления. Процессы и операции мышления. Приемы развития логического мышления.

Способности. Интеллект. Способности. Факторы, влияющие на развитие способностей. Интеллект. Когнитивные стили. Теории интеллекта.

Тест школьной тревожности Филлипаса

Темперамент и характер. Психодинамические особенности и темперамент. Проявления темперамента в разных сферах психики. Учение о типах нервной системы. Типы темпераментов. Экстраверсия – интроверсия. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении. Что такое характер человека? Связь характера и темперамента. Соотношение характера и личности.

Эмоции и чувства. Роль чувств в жизни человека. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты. Настроение. Чувства. Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами. Любовь в жизни человека.

Методика диагностики сформированности УУД Л.И.Тимонина

Читайте также: