Программа внеурочной деятельности в начальной школе общекультурное направление 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Программа адресована учащимся 3 класса и рассчитана на 32 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

Этические нормы отношений с окружающими

Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

сюжетно - ролевые игры;

посещение выставочных залов и музеев;

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты :

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

отношения к жизненным ценностям;

Анкетирование учащихся и родителей

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Этика отношений в коллективе (7 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

______________ О.И. Вайс

Директор МОУ СШ № 2

____________ Ю.В. Бутов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

в 3 г классе

(общекультурное направление)

учителя начальных классов Корнеевой Вероники Семеновны

Принято на заседании педагогического совета протокол № от

г. Богородицк

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовая база.

Направление рабочей программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки реализации программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать " направлена на реализацию общекультурного направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, рассчитана на 1 год обучения (1 раз в неделю) и предназначена для обучающихся 3г класса (9 – 10 летнего возраста).

В соответствии с расписанием и учётом праздничных дат календарно - тематическое планирование данного курса в учебном году рассчитано на 34 занятия.

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Цели и задачи курса.

Реализация курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать" направлена на достижение следующих целей и задач:

1.формирование интеллектуального, творческого развития личности

2.формирование нравственных качеств,

3. расширение круга интересов младшего школьника, кругозора, внимания, творческую деятельность, что составляет последовательность и систематичность мышления

4. развитие специальных способностей личности

6.формирование умения наблюдать и анализировать явления

7. умение проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

8. развитие творческой самостоятельности посредством освоения мыслительной деятельности

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

• Формирование углубленных знаний об окружающем мире

• Выработка представлений о закономерностях природы;

• Приобщение к самостоятельным занятиям, развитие возможности использования знаний в учебной деятельности на основе формирования интересов к определенным видам деятельности;

• Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе умственной деятельности.

Виды деятельности.

Поисковая деятельность, экскурсия на природу, викторины, фотосессия, микроисследования, выставки, показ слайдов, беседы, конкурсы, творческие работы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах):

- комплексные или интегрированные занятия

2) выездные занятия:

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Планируемые результаты.

Предполагаемые результаты реализации программы.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

• приобретение учащимися социального опыта;

• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Прогнозируемые результаты.

- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

- готовности к дальнейшему образованию,

- сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

- сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

1 уровень 2 уровень 3 уровень

Учащийся должен знать: какими качествами должен обладать творчески

готовность и способность обучающихся к

Учащийся должен уметь:

работать в группе

Учащийся должен знать: элементарные методы творческой работы

ценностное отношение к природному миру

структурировать полученные ранее знания

использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач

готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному)

осваивать новые виды деятельности

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравст-

проявлять изобретательность в условиях поиска решения

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям

работать с доступными книгами- справочниками и словарями

выделять важные детали

Планируемые личностные результаты .

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Вся система работы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- помогает удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Область медицины: 3 ч

Тема 1. Урок здоровья: профилактика заболеваний глаз, формирование правильной осанки. (1ч)

Профилактика заболеваний. Вакцинации. Комплекс упражнений.

Тема 2. Наш организм и его строение. (1ч)

Строение организма. Функции частей тела.

Тема 3 .Полезные продукты в нашем рационе. (1ч)

Белки, жиры, углеводы. Ожирение. Продукты и здоровье.

Область окружающего мира: 21ч

Тема 1. Наши питомцы-домашние животные. (1ч)

Тема 2 . Самый - самый. (1ч)

Тема 3. Этот удивительный мир диких животных. (1ч)

Тема 4. В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых. (1ч)

В мире насекомых.

Тема 5. Про птиц. Загадочное поведение. (1ч)

Многообразие видов птиц. Условия жизни птиц.

Тема 6. Кто без крыльев летает? (1ч)

Факты из жизни животных.

Тема 7. В мире цветов. Цветочный календарь. (1ч)

Виды цветов. Правила ухода. Цветочный календарь.

Тема 8. Что в лесу растет? (1ч)

Этажи леса. Грибы.

Тема 9. Как хлеб пришел на стол. (1ч)

Этапы хлебопечения. Уважение к работникам сельского хозяйства.

Тема 10. Чудеса природы. Многообразие форм листьев. (1ч)

Путешествие по планете Земля. Формы и виды листьев.

Тема 11. О русском лесе. (1ч)

Флора и фауна русского леса.

Тема 12. В мире планет. (1ч)

Земля - космическое тело. Глобус. Солнце и другие планеты.

Тема 13. Космическое пространство. (1ч)

Млечный путь. Звезды. Луна.

Тема 14. Какого цвета радуга. (1ч)

7 цветов радуги.

Тема 15. Какой бывает транспорт? (1ч)

История создания транспорта человеком. Виды транспорта: водный, наземный, воздушный.

Тема 16. Аквариум и его обитатели. (1ч)

Условия жизни и обитания аквариумных рыбок. Виды рыб.

Тема 17. Великолепие снежинок. (1ч)

Приключения капельки. Сезонные изменения в природе. Формы снежинок.

Тема 18. Как жили наши предки. (1ч)

Быт казаков в старину. Праздники и обряды казаков.

Тема 19. Выдающиеся личности Дона. (2ч)

Новочеркасск – столица казачества. История улицы. Творчество народов Дона.

Тема 20. Их подвиг бессмертен. (1ч)

Война. События. Судьбы.

Область филологии: 7 ч

Тема 1. Крылатые выражения. (1ч)

Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Крылатые выражения.

Тема 2. Учимся составлять сказки. (1ч)

Зачин и концовка сказки. Волшебные, бытовые, авторские сказки. Сочинение сказок.

Тема 3. Учимся сочинять стихи. (1ч)

Рифма. Тема стиха. Сочинение стихов.

Тема 4. Откуда азбука пришла. (1ч)

Азбука в стихах. Лев Николаевич Толстой-основатель первой азбуки. Изготовление букв алфавита.

Тема 5. Сказки А.С Пушкина. (1ч)

Знакомство со сказками Пушкина. Инсценирование сказок.

Тема 6. Шедевры зарубежной литературы. (1ч)

Тема. Словарь для всех. (1ч)

Многообразие словарей. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Лексическое значение слов.

Директор МОУ Рогачевской средней

внеурочной деятельности учащихся 3 класса

на 2019-2020 учебный год

Швецова Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

Пояснительная записка

1.Нормативные документы

На занятиях используется включение детей в работу существу­ющих в театре технических мастерских, где они не просто смо­трят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступа­ет в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут при­сутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полу­годии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.

- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталки­ваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требо­вания, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориен­тира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из инди­видуальных возможностей и особенностей учеников.

3. Учебно-методический комплект

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каж­дого ребёнка;

- формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

- привить интерес через театр к мировой художественной культу­ре и дать первичные сведения о ней;

- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

- ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, облада­ющую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

5. Ценностные ориентиры содержания обучения

Результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.

6. Место развивающего курса в учебном плане

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного (художественно-эстетического) направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

7. Планируемые результаты освоения программы

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей дей­ствительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопережи­вать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверен­ность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с раз­ных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре.

По завершении третьего года учащиеся должны знать:

- самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоцио­нальные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

8. Технологии преподавания и формы организации занятий

Следует заметить, что при организации работы с детьми реко­мендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; исполь­зование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным матери­алом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специ­альном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участни­ков театральной игры.

Продолжительность занятий : 2-4 классы – по 45 минут 1 раз в неделю. Учебная группа может быть поделена на подгруппы.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

9. Содержание программы

Учебно-тематический план 3 года обучения, 34 часа

Как самому сделать макет декора­ции

Истории про театр

Цирк - зрелищный вид искусства

Театральное мастерство. Этюд

Зритель в театре

Содержание занятий. 3 год обучения 34 часа

Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)

Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)

Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.

Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)

Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)

Раздел 5. Истории про театр (7 ч)

Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

Раздел 7. Цирк — зрелищный вид искусства (2 ч)

Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)

Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)

Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)

Раздел 12. Урок-концерт (3 ч)

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удач­ных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.

10. Контроль уровня обученности

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения творческих заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индиви­дуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).

В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спек­таклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

Рабочая программа

внеурочной деятельности общекультурного направления

1-4 классы

Ореховская Е.А., учитель начальных классов

Составитель Ореховская Е.А., учитель начальных классов

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

I. Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

- Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

II. Общая характеристика курса

III. Описание места курса в плане

IV. Описание ценностных ориентиров в содержании курса

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Данная программа позволяет учащимся 1-3 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

V. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

познавательные:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Предметные результаты:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Читайте также: