Проект человек и природа в доу
Обновлено: 02.07.2024
В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.
Тип: исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.
• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.
• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат для детей:
• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.
• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.
• Создание пособий и методического материала.
Сроки реализации:
1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;
2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;
3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.
I этап. Подготовительный
• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
• Чтение произведений художественной литературы по теме:
сказки о животных.
• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.
• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.
• Экскурсии, наблюдения в природе.
II этап. Внедренческий
План реализации проекта:
- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.
- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.
- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.
- Наблюдение за развитием и цветением растений
III этап. Итог
Продукт проектной деятельности:
-
- огород на подоконнике;
- дидактические игры и пособия о природе родного края;
- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.
- Разметка и посадка фруктового сада
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
2017-2018 учебный год
Обоснование проекта
Мы любим природу и бережём,
В обиду её никому не даём.
Чтоб природа человеку была рада,
Охранять её нам надо!
Основная проблема: Почему нужно любить нашу природу.
Тип проекта: Информационно - исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.
По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта : ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира
Задачи проекта:
1.Углублять, уточнять, систематизировать знания детей о растениях, животных, птицах Забайкальского края.
2.Формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
3.Развивать у детей воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
4.Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение
5. Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
Актуальность проекта.
Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.
Новизна проекта заключается в том, что в ходе реализации проекта особое внимание уделяется формированию у детей понимания неразрывного единства с окружающим миром, причѐм это единство становится основой гуманного отношения к природе.
Практическая значимость : Экологически безграмотное и насильственное вторжение в природу ведет к природным катаклизмам и аномалиям, увеличению заболеваемости, в том числе и в нашем регионе. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по экологическому воспитанию всем дошкольным учреждениям. Данный проект является доступным для апробации его на практике педагогами различных детских садов, для региона и вне его.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация представлений детей о многообразии окружающей природы;
- формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы;
- формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы;
- развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности;
- воспитание экологической культуры родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный (15.09.17- 30.09.17)
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по экологическому развитию дошкольников.
Провести анализ образовательной ситуации в группе;
Провести родительское собрание с целью обсуждения и утверждения проекта.
Разработать систему мероприятий по апробации проекта.
Ожидаемый результат: Проведен анализ образовательной ситуации в группе.
Проведено родительское собрание утвержден проекта.
Разработана система мероприятий по апробации проекта.
2 этап – практический (01.10.17-15.05.17)
Цель: организация коллективного творческого поиска реализации экологического образования дошкольников.
Апробация воспитателем группы разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями;
Ожидаемый результат: Апробированы разнообразные формы и методы работы с детьми и их родителями.
3 этап – Заключительный (16.05.17-31.05.17)
Цель: обобщение опыта работы по экологическому образованию дошкольников.
Риски и возможные действия:
Проведение групповых консультаций
Оформление информации в уголке групп
Ожидаемые результаты:
Углубились знания детей о растениях, животных, птицах, цветах Забайкальского края.
Сформированы знания детей о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
У детей развито воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Сформировано экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение
Родители оказывали посильную помощь в реализации проекта.
План мероприятий в старшей группе
Сочинение сказки о любимом дереве
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
- Воспитать гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- Учить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
- Развивать чувства эмпатии к объектам природы;
определить основные свойства объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
- Выявить особенности образа жизни птиц, животных, насекомых, заботу о них;
- Формировать представления о погодно – сезонных явлениях в природе.
- Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
- Комплексные занятия, конспекты;
- Тематическое планирование;
- Консультации;
- Аналитический материал.
Подготовительный – диагностический этап : июль – август(1г. реализации проекта)
Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
Опрос родителей, сбор анализа.
Работа с документацией.
Основной – практический этап : сентябрь – апрель (1-3г.)
Практическая направленность работы по проблеме:
проведение тематических, комплексных занятий;
в повседневной жизни;
работа по самообразованию;
консультации на тематических педсоветах;
работа с родителями;
посещение центров самообразования;
изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
целевые прогулки, экскурсии.
Подведение итогов по проблеме: апрель (3г. реализации проекта)
мониторинг реализации проекта;
Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7
2. Содержание проекта
2.1. Цели и задачи проекта
2.3. Этапы реализации проекта
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
3. Ресурсное обеспечение проекта
4. Критерии оценивания проекта
Приложение к проекту
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
целевые прогулки и экскурсии;
праздники, развлечения, досуг;
беседы, ситуативные разговоры;
1. Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
2. Содержание проекта
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.2 Ожидаемы результаты
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:
1 этап – подготовительно-проектировочный
2 этап – практический
3 этап – обобщающе-результативный
4 этап – презентация проекта
Мероприятия
Сроки выполнения
Подготовительно-проектировочный этап
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материла
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовление дидактических игр;
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,
Педагогическое просвещение родителей
Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.
Практический этап
Выявить уровень экологической воспитанности детей группы
Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы
Реализация поставленных задач
Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.
Привлечь социум в работу по реализации проекта
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.
Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике
Организация экскурсии в музейно-выставочный центр
Обобщающе-результативный этап
Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы
Мониторинг качества экологического образования в группе
Оценка эффективности работы с родителями
Презентация проекта
Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы
Подвести итоги работы на педагогическом совете
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
Форма организации образовательной деятельности. Тема
Работа с родителями
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами.
Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.
Читайте также:
- Понятие криминологии как науки и ее предмет кратко
- Слово о полку игореве как памятник древнерусской литературы кратко
- Декларация на мясо говядины нужно ли в детском саду
- Растем здоровыми цель русский язык в садике план урока 2021
- Какие организмы называют потребителями а какие разрушителями объясни почему кратко