Программа внеурочной деятельности школа общения 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Материал пособий способствует формированию креативного мышления, предусматривает активность и самостоятельность обучающихся, сочетание форм индивидуальной и групповой работы, развитие навыков проектной и исследовательской деятельности, основан на практикоориентированном подходе.

Пособия данной серии – это отличный инструмент реализации программы совершенствования и развития УУД для каждой школы.

Пособия серии и сборник рабочих программ обеспечивают сопровождение внеурочной деятельности учащихся в разных формах: учебное занятие, практическая работа, экскурсия, учебный проект и исследование.

  • Пособия имеют модульную структуру и рассчитаны на 17/34/68 часов
  • Практико-ориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%
  • Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов
  • Структура рабочих программ соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, и содержит:
    • тематическое планирование;
    • содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности;
    • результаты освоения курса внеурочной деятельности.

    Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности

    ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

    • Геометрия вокруг нас. 1-2 классы.
    • Геометрия вокруг нас. 3-4 классы.
    • Развитие математических способностей. 1-2 классы.
    • Развитие математических способностей. 3-4 классы.
    • Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы.
    • Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы. Аудиоприложение
    • Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы.
    • Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы. Аудиоприложение
    • Школа юного астронома. 3-4 классы.
    • Проектная мастерская. 1 класс
    • Проектная мастерская. 2 класс
    • Опыты и эксперименты в начальной школе. 1-2 классы
    • Секреты финансовой грамоты. 2 класс
    • Секреты финансовой грамоты. 3 класс
    • Секреты финансовой грамоты. 4 класс

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА

    • Решение задач повышенной сложности по геометрии. 7-9 классы.
    • Проектная мастерская. 5-9 классы.
    • Исследовательские и проектные работы по физике. 5-9 классы.
    • Исследовательские и проектные работы по химии. 5-9 классы.
    • Исследовательские и проектные работы по биологии. 5-9 классы.
    • Введение в астрономию. 5-7 классы.

    ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА

    СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    ОСНОВНАЯ ШКОЛА

    СТАРШАЯ ШКОЛА

    Геометрия вокруг нас

    Пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста третьего и четвёртого годов обучения. Содержание пособия представляет собой дополнительный материал по геометрическому разделу начального курса математики. В него включены группы заданий, направленные на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования. Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

    Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на третий и четвёртый годы обучения по 34 часа в год.

    Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

    Пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста первого и второго годов обучения и направлено на формирование у обучающихся навыка смыслового чтения. В пособие вошли тексты с вопросами и заданиями, упражнения, направленные на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению и инсценировкам. Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе. Для педагога даются краткие методические рекомендации в конце пособия. Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на 20 часов в год на первом году обучения и 34 часа на втором году обучения.

    Развитие математических способностей

    Данное пособие предназначено для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития детей младшего школьного возраста.

    Материал пособия содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы). Содержание пособия предусматривает самостоятельность и активность обучающихся, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

    Пособие реализует требования ФГОС начального общего образования и рассчитано на 20 часов в год на первом году обучения и 34 часа на втором году обучения.

    Экологическая культура и здоровье человека

    Предлагаемое пособие обеспечивает организацию занятий в 5—7 классах и реализует требования ФГОС. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Его цель — познакомить учащихся с основами экологической культуры и экологической безопасности, сформировать у них представления о взаимосвязи человека и природной среды обитания. Пособие направлено на развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей природной среды; развитие исследовательских умений в области экологического образования; повышение безопасности жизнедеятельности школьников в условиях экологически неблагоприятных ситуаций. В книгу включён теоретический материал, который подкреплён лабораторно-практическими заданиями. Мифы и легенды, интересные факты расширят кругозор детей. А задачи, вопросы, тесты, кроссворды после параграфов позволят закрепить пройденные темы и развить познавательный интерес к удивительному миру природы. Пособие адресовано школьникам 5—7 классов, учителям и родителям.

    Исследовательские и проектные работы по биологии

    Учебное пособие адресовано обучающимся 5 – 9 классов.

    Проектная мастерская

    Пособие адресовано обучающимся 5 – 9 классов, их родителям и учителям.

    Исследовательские и проектные работы по физике

    Предлагаемое пособие обеспечивает организацию внеурочной деятельности и реализует требования ФГОС. Разработано для обучающихся основной школы и рассчитано на один учебный год.

    Пособие предназначено для отработки действий по организации и осуществлению исследовательского проекта.

    Главная особенность содержания тетради для исследовательских и проектных работ заключается в ознакомлении учащихся с научными методами проведения исследований. Систематическое выполнение заданий помогает построить индивидуальную траекторию реализации самостоятельного учебного проекта по физике.

    Содержание пособия обеспечивает сопровождение самостоятельной образовательной деятельности учащихся в разных формах: практическая работа, учебный проект, учебное исследование, учебная экскурсия и др.

    Решение задач повышенной сложности по геометрии

    Книга содержит задачи повышенной трудности для учащихся 7—9 классов. Каждый раздел начинается с перечисления основных фактов и понятий, относящихся к этому разделу. Затем разбираются решения нескольких наиболее типичных задач повышенной сложности. Далее приводятся задачи для самостоятельного решения. Решать задачи предлагается учащимся именно в предлагаемой последовательности, так как такой порядок нацелен на постепенное формирование умения решать задачи. В конце пособия приведены ответы и указания ко всем задачам.

    Книга может быть полезной как для учителей, так и для учащихся, которые хотят повысить свой уровень при подготовке к математической олимпиаде, уровень которой ниже уровня заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

    Школа юного астронома

    Соответствует ФГОС начального общего образования.

    Школа волонтёра

    Учебное пособие предназначено для работы с учащимися 10—11 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности. Курс по организации волонтёрской работы объёмом 35 учебных часов направлен на освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной деятельности, на формирование у них активной жизненной позиции. Пособие включает материалы, раскрывающие сущность и виды волонтёрской деятельности в России. В процессе выполнения практических заданий учащиеся смогут определить свои интересы, выбрать направления волонтёрской работы, оценить перспективы разработки собственных волонтёрских проектов.

    Пособие рекомендуется для организации работы волонтёрских кружков, клубов и других форм общественнополезных практик на уровне среднего общего образования.

    Соответствует ФГОС среднего общего образования.

    Введение в астрономию

    Курс основ астрономии рассчитан на 35 учебных часов и рекомендуется для организации работы в астрономических кружках, на факультативах или при иных формах внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования на уровне основного общего образования.

    Соответствует ФГОС основного общего образования.

    Журналистика для начинающих

    Соответствует ФГОС основного общего образования.

    Финансовая грамотность. Современный мир

    Финансовая грамотность. Цифровой мир

    Каждая тема пособия сопровождается практическими заданиями в виде дебатов или выступлений, что развивает у школьников критическое мышление и умение аргументировать свою позицию, а также помогает им освоить навык публичных выступлений. Практические задания дают возможность школьникам не только закрепить пройденный материал, но и творчески подойти к оформлению его результатов.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.

    Пояснительная записка

    - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

    - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

    - письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).

    -Устав ОО утвержден Постановлением Администрации Веселовского района № 453 от 23.11.2015 .

    -Образовательная программа основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №1 от 24.08.2015 № 367;

    -Внесение изменений в образовательную программу основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №357 от 20.06.2016 года.

    - Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 внеурочной деятельности основного общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)

    Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 среднего общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)

    Назначение программы: Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

    Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

    организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

    формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

    познание людьми друг друга.

    В основной школе в 8 классе рассматриваются реальные проблемные ситуации в общении подростка в школе, на улице, дома и пути решения возникающих при этом проблем с позиции экологии общения, чистоты языка, безопасности средств коммуникации, культуры взаимоотношений, форм сотрудничества в интересах достижения общей цели. Происходит формирование опыта применения в повседневных экологических ситуациях коммуникативных универсальных учебных действий.

    Основное направление внеурочной деятельности – социальное

    Актуальность и перспективность курса: Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна.

    В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

    Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

    обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

    благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

    вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

    Основные мотивы общения:

    потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

    потребность в активной деятельности;

    потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

    Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

    Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

    В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

    Количество часов в год: 35 часов

    Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

    Продолжительность занятия – 45 минут.

    Цель и задачи курса:

    1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

    2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

    4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

    Формы занятий:

    тренинги (коммуникативные, поведенческие),

    ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

    проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

    упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

    лекции с обратной связью,

    решение коммуникативных речевых задач,

    Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

    воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

    формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

    развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

    учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

    Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

    Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

    В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

    Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

    Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

    Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

    Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

    Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

    3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

    4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

    Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

    Результаты освоения программы

    1. Информационный уровень компетентности

    Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

    2. Деятельностный уровень компетентности

    Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

    3. Творческий уровень компетентности

    Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

    - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - проявлять познавательную инициативу;

    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащиеся смогут:

    - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

    - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться, приходить к общему решению;

    - соблюдать корректность в высказываниях;

    - задавать вопросы по существу;

    - использовать речь для регуляции своего действия;

    - контролировать действия партнера;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    - владеть монологической и диалогической формой речи.

    - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

    - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

    - высказываться в устной и письменной форме;

    - анализировать объекты, выделять главное;

    - осуществлять синтез (целое из частей);

    - проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - строить рассуждения об объекте;

    - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

    - подводить под понятие;

    - Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

    ₋ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от 17.12. 2010 г;

    ₋ Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;

    ₋ Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;

    ₋ Положения о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

    Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника

    Программа разработана на основе авторской программы:

    Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков, включение в проектную деятельность.

    ₋ Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

    ₋ Способствовать формированию у подростков культуры общения.

    ₋ Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

    ₋ Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

    ₋ Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

    ₋ Обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

    ₋ Дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях.

    ₋ Обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

    ₋ Развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

    ₋ Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

    ₋ Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текс.т

    ₋ Включать детей в проектную деятельность.

    Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).

    Читайте также: