Культура безопасности как фактор устойчивого развития кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура безопасности общества – это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.

В структуру культуры безопасности входят:

1. осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

3. способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.

Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир. В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.

Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.

Понятие и сущность культуры безопасности

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура безопасности общества – это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.

В структуру культуры безопасности входят:

1. осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.




3. способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.

Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир. В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.

Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.

Причиной многих аварий, катастроф, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, загрязнения окружающей среды является человеческий фактор, который во многих случаях является превалирующим.

Статистические данные говорят о том, что в последние годы с человеческим фактором связаны техногенные катастрофы, нештатные ситуации и аварии различного характера гораздо чаще, чем с отказом оборудования. Исследования показывают, что из всех аварий на промышленных объектах 90% являются результатом неудовлетворительной организации производства и ошибками обслуживающего персонала.

Культура безопасности населения России неудовлетворительна.

Это обстоятельство часто приводит к тому, что в проектах, управленческих решениях, действиях людей на производстве и в быту вопросы безопасности далеко не всегда рассматриваются в качестве приоритетных.

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

• Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

• Культура безопасности общества – это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая ориентирована на минимизацию риска.

Причины низкой культуры безопасности в России

В течение советского периода развития страны сложился специфический тип сознания людей. Коммунистическое учение, авторитаризм власти, жесткая схема однопартийного управления являлись теми основами, на которых формировалась уверенность граждан в государственных гарантиях трудоустройства, карьеры, и, в конечном итоге, судьбы. Государство брало на себя обязательство реагировать на риски и результаты их проявления, именно поэтому советский человек был риск-неориентированным и не обладал риск-мышлением.

Задача формирования культуры безопасности личности

Мировоззрение, характер мышления человека определяют одновременно

его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы и ее преобразование в ноосферу

и образ жизни, ведущий к счастью, здоровью, долголетию человека.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением.

Формирование системы ценностных ориентиров и приобретение человеком соответствующих компетенций способно стать кардинальным способом повышения безопасности личности и общества. Поэтому формирование культуры безопасности оформилось в обязательную задачу в подготовке специалистов разного профиля.

Ценностные основания личностной культуры безопасности

1) материальное благополучие.;

3) карьера (самореализация);

7) уважение к старшим;

8) Бог (вера в Бога);

10) долг и честь.

Сравните со своими ценностями.

Данная картина ценностей россиян есть результат внедрения в последние десятилетия идей потребительского общества, когда гипертрофированная ориентация на материальное благополучие фокусирует человека лишь на личных интересах, самореализации, ограниченно понимаемой как успешная карьера.

Базовые ценности определяют смысл нашей жизни и задают основу выбора направления и способы осуществления деятельности, характер отношения к людям, природе, самому себе, своем у здоровью, способы общения с родными, друзьями, животными и т.д.).


В зависимости от принятия тех или иных базовых ценностей выделяют три основных аксиологических* типа личности. Полярно противоположные меньшинства это хищники-деструкторы* и созидатели*, находящееся между ними большинство – конформисты* (табл.1).

Таблица 1 - Аксиологические человеческие типы

хищники-деструкторы

Конформисты

пре-ступление

приспособление, выгодное подражение

Совершали ли Вы поступки?

Вспомните поступки людей современной России.

Что чувствует человек, совершивший поступок?


Хищники ориентированы на пре-ступление*. Они готовы ради самоутверждения и самовыражения преступить любые ограничения: нравственные, правовые, экологические. И в этом своеволии* видят свое счастье и смысл жизни.

Приведите примеры мимезиса в молодежной среде с точки зрения опасности-безопасности для общества, своего здоровья

Определившись с ценностями, человек приближается к ответу на главный вопрос о смысле жизни

В чем вы видите смысл вашей жизни?


В принципе можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что, каждый хочет жить долго и счастливо, но будут различаться уточнения после вопроса: зачем? Для чего?

Этим вопросом в последнее время редко задаются, тем более в молодом возрасте. Разные аксиологические типы людей по-разному дадут ответ на этот вопрос.

- Нет, - поспорит созидатель, - надо жить во благо людей, общества, природы.

- Вы оба не правы, - скажет конформист, - надо просто пользоваться имеющимися благами насколько это позволяют ваши возможности и закон.

Благо, польза относятся к базовым ценностям человека, но понимаются, как видим, по-разному. С понятием блага связаны другие: благосостояние, благополучие, благодарность, благоприятность, благотворительность.

С разных ценностных позиций в системе отношений человек-техника-природа их понимание будет разным.

Безопасность и гармония – это взаимообусловленные жизненно важные состояния в системе человек-техника-природа.

Безопасность - одно из объективных условий, способствующих достижению и сохранению гармонии. Она для гармонии необходима, но недостаточна, если отсутствует внутренняя ориентация на гармонию, ответственность за её расширение.

Достижение гармонии в системе человек-техника-природа повышает уровень безопасности как каждого элемента, так и всей системы

Что значит для Вас благо, польза?

Как соотносятся благо (базовая ценность) и безопасность (базовая потребность)?

Жизнь во благо: какая она, каковы её условия?

Развернутый вариант ответа на этот вопрос сформулируйте после проведения игры.

Одним из показателей безопасности жизнедеятельности в конкретном государстве является прогнозируемая продолжительность жизни при рождении. Индивидуальная продолжительность жизни в основном есть результат наследственности и безопасной жизнедеятельности индивида.

Жить долго представляется возможным, если, во-первых, вы от природы физически и психически здоровы и стремитесь к поддержанию здоровья, во-вторых, общество, в котором вам приходится жить, обладает достаточно высоким уровнем безопасности (социальной, экологической и др.) и развивает медицину, науку, технику, образование.

Жить счастливо невозможно, если вы не стремитесь к гармонии с самим собой и с окружающим миром (людьми, природой). Но окружающий мир – это не некое безликое бесформенное застывшее явление, а

конкретные люди, живущие по своим ценностям, выработавшие свое кредо в жизни, с которыми вы сталкиваетесь, пытаетесь выстроить отношения; от их поведения зависит качество вашего образования, успешная карьера, реализация интересов;

конкретная социокультурная и экологическая среда, в которой каждый из вас укоренен и испытывает на себе её влияние и в то же время изменяет её в лучшую или худшую сторону.

Итак, каждый из нас строит свой внутренний мир согласно принимаемым ценностям, испытывая влияние окружающего мира и одновременно преобразуя его, достигая (или не достигая) в результате долгой счастливой жизни.

Как Вы понимаете счастье, счастливую жизнь?

Допустимо ли выразить понимание счастья через гармонию?

Как соотносятся ощущение гармонии* и безопасности личности?

На этот процесс оказывает влияние комплекс факторов (внешних и внутренних), определяющих ощущение (состояние) гармонии и безопасности человеком.

Попытка управления этими факторами со стороны человека выводит его на три основные типа поведения:

Пре-ступление – ради реализации своих интересов, потребностей (например, успешной карьеры, получения экономической выгоды) человек готов на все: переступить моральные, правовые нормы, по достижении цели склонен устанавливать свои правила в ущерб интересов других, причиняя вред природе. Многие техногенные аварии и катастрофы имеют причиной экономию средств на качественном оборудовании, его своевременном ремонте или замене, на обучение персонала и т.д.

Созидание –человек выбирает путь творчества, способен на поступок во имя общего безопасного благополучия, на совершенствование окружающего мира, а не на противопоставление ему узколичностных (групповых) интересов. При этом цели общего безопасного благополучия и индивидуальные склонности человека органически совпадают. Человек испытывает радость творчества, ощущает гармонию с миром, приобретает духовное богатство, а материальная сторона, как правило, является средством для творческой деятельности.

Но, в реальной жизни, конечно, все обстоит не так просто. В жизни каждый из нас может реализовывать все три типа поведения. Речь может идти, во-первых, о разных типологических проявлениях в разных отношениях. К примеру, в своей профессиональной деятельности (или хобби) мы созидаем, приспосабливаемся по отношению к педагогу, начальству и ведем себя как разрушители, диктаторы у себя дома или в отношениях с подчиненными, друзьями, младшими по возрасту, соседями.

Качество социокультурной среды в виде развитых и доступных медицинских услуг, социальных льгот и гарантий, разнообразия культурных услуг служит благоприятным фактором экономической, социальной стабильности общества и успешности, поддержания здоровья граждан.

ЦИТАТА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Чтобы разобраться, как же все эти хитросплетения личного и социального отражаются на безопасности человека, его здоровье и долголетии, попробуем смоделировать процесс и результаты разных ценностно задаваемых стратегий поведения в игровой форме.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

. реферат БЖ (БОЛЕЕ-МЕНЕЕ).docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Кафедра инженерной экологии

По дисциплине Безопасность Жизнедеятельности

Выполнил: Студент 1 курса,

группа № БТ 12-01

Баранов Владимир Александрович

зачетная книжка № 12200129

Юрковец Николай Владимирович

Дата: "____" 2013 г.

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера.

В своей работе я хочу полно и наиболее ёмко раскрыть понятие безопасности и привести в качестве примера концепцию устойчивого развития как залог безопасности.

1.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЛЬНОСТИ

Понятие безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда определения формулируются так:

Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности –такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый ущерб жизни и здоровью человека.

Безопасность общества и духовное здоровье

В ходе долгого исторического развития человечества оказалось, что образование социальных связей повышает безопасность каждого человека, входящего в общество. В результате возникает взаимный интерес участников в безопасности образованного общества.

Задача одновременного обеспечения безопасности и общества и каждого его участника не может быть полностью реализована, но может быть максимально минимизирована. В ряде критических случаев обеспечить безопасность индивида (небольшой группы, размер которой пренебрежимо мал в соотношении со всем обществом в целом) и общества невозможно. В такой ситуации обычно возникает вопрос о пожертвовании этой пренебрежимо малой группой лиц во благо всего общества. Однако ,стоит отметить, что её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.

Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность общества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в личные интересы каждого человека. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и – немаловажно – их потомкам.

В противном случае, когда общество не имеет (или лишается) господства морали и правовых норм (обычаев), когда личная безопасность для участников общества становится всегда важнее безопасности общества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Такое общество нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство составляющих его людей, которых покорит другое, более сплочённое общество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые общества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Проблема безопасности жизнедеятельности

Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.

Опасности возникают во всех сферах человеческой жизни: дома (бытовая сфера), на улице, на работе (производственная), да в любом другом месте где человек находится в данный момент. Мы не защищены на все сто процентов от различного вида природных стихийных бедствий, разного рода пагубных природных факторов, действующих на наш организм (излучения, волны различного происхождения), а также от собственных, зачастую необдуманных, действий (халатность, невнимательность). К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.

Однако преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися темпами. Преобразования становятся всё масштабнее, а времени на испытания преобразований остаётся всё меньше. Бывает так, что само испытание создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными.

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.

До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.

Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?

Проблемы безопасности общества – и национальные и глобальные - касаются каждого человека.

Ещё в 1980г. советскими учёными было установлено, что если существовавшие тогда тенденции использования углеводородов (нефти, природного газа и т.п.) сохранятся, то в 2030-2040гг. Концентрация в атмосфере удвоится, океан и биосфера не будут в состоянии компенсировать этот выброс. Также к основным причинам сложившейся критической ситуации относится и рост численности населения Земли (в 1995г. – 5,5 млрд., к 2025г. ожидается 7 млрд. чел.).

Благодаря учёным и специалистам проблема выживаемости получила международный резонанс и межправительственный уровень обсуждения и решения. В 1992г. в Рио-де-Жанейро был проведён Всемирный форум, который принял Декларацию по окружающей среде и устойчивому развитию, которая, как в своё время Декларация прав человека, представляет рекомендации, которым должны следовать правительства, страны и народы.

Прошлый век принес человечеству не только многочисленные возможности, открыл новые горизонты прогресса, но и показал его негативные последствия. С одной стороны – это продвижение в области экономического, технологического, социального, духовного развития, а с другой – уже вполне реальные перспективы прекращения существования человечества (либо большей его части) через ядерную, экологическую и другие возможные глобальные катастрофы. Ядерная катастрофа способна погубить человечество в историческое мгновение, в то время как экологическая катастрофа проявляется часто незаметно, постепенно, обрекая человечество на деградацию и медленное вымирание.

Как ответ на вызов экологической катастрофе более 20 лет тому назад Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД) в лице лидеров 179 стран определила новую стратегию развития всей цивилизации, которая получила наименование стратегии устойчивого развития. Новая стратегия должна обеспечить выход из глобального экологического и других глобальных кризисов и дальнейшее выживание цивилизации. Будущее России, как и всего человечества в XXI веке, должно быть сориентировано на стратегию устойчивого развития, гарантирующего выживание народонаселения страны и сохранение окружающей природной среды. Об этом свидетельствуют принятие официальных государственных документов и прежде всего – “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, утвержденную Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. Согласно этой концепции представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей будущего и нынешнего поколений.

Переход к устойчивому развитию означает создание сбалансированной системы, сочетающей в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и экономическую (и иную) безопасность. Обеспечение безопасности невозможно без перехода на путь устойчивого развития, и в то же время это последнее реализуемо лишь как безопасное во всех отношениях.

Идея связи стратегии будущего безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности "неустойчивого развития", модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в целом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны (и мирового сообщества) и устойчивого развития и определяет новизну и специфику дальнейшего человеческого существования.

В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические и системные подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Вопросы безопасности в начале XXI века обретают особую значимость для каждой страны, для каждого человека, для всего мирового сообщества. Безопасность не только в Европе, но и во всем мире стала, возможно, даже главным критерием человеческого существования в самом широком смысле.

Проблема безопасности оказалась явно недооцененной в нашем сознании и особенно в науке. В общем случае безопасность характеризует устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Обеспечение безопасности выражает возможность и способность объекта к самосохранению и дальнейшей эволюционной самоорганизации при негативных воздействиях, угрозах и опасностях.

Безопасность, не может в социоприродных системах иметь натуралистический (онтологический) либо только деятельностно- субъективный смысл. Как понятие в рамках социоприродно-интегративного подхода оно носит двойственный характер. Во-первых, безопасность может рассматриваться в деятельностном плане, т.е. как отражение субъект- объектных взаимодействий, в которых в единое целое соединены как субъективно-идеальные, так и природно-материальные компоненты. Во- вторых, безопасность выражает определенное состояние и способ бытия объекта (системы), сохраняющего его природу, качественную определенность, целостность, т.е. выражает возможность и реальность существования без деградации и разрушений.

Для многих ученых стало очевидным, что для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс социально-экономического развития, изменив многие общечеловеческие ценности, цели и ориентиры, сформировавшиеся в современной модели неустойчивого развития.

На ЮНСЕД было принято беспрецедентное историческое решение изменить модель, или форму мировой динамики, превратив неустойчивое развитие цивилизации, чреватое умножением опасностей и угроз, в том числе и глобальных, в устойчивое развитие. До сих пор реальной альтернативы концепции и стратегии устойчивого развития цивилизации не предложено и вполне возможно, что устойчивое развитие в более разработанной форме окажется именно той стратегией развития, которая обеспечит дальнейшее выживание цивилизации и неограниченное глобальное развитие человечества [1].
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Устойчивое развитие – одна из наиболее важных проблем современного мира. Она охватывает судьбы не только нынешних, но и будущих поколений. Какое наследие мы им оставим? Либо разбалансированный социум, в котором существуют раскол, противостояние, конфликты, бедность, либо общество свободных людей, где принципы прав человека, справедливости, законности будут положены в основу взаимодействия людей, социальных групп, государств как во внутренних, так и в международных отношениях.

Концепция устойчивого развития с момента своего возникновения претерпела существенные изменения, расширились ее содержание и сущность. Известно, что впервые идея перехода мирового сообщества к устойчивому развитию была выдвинута Комиссией по окружающей среде и развитию; широкое звучание она получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Конференция приняла ряд важных документов: Декларацию по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестку дня на XXI век. Были разработаны Конвенция по сохранению биологического разнообразия и Конвенция по изменению климата, создана Комиссия устойчивого развития в системе ООН. Решения Конференции были рассмотрены и одобрены 47-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1992 г.

Эта неразрывная связь сохранения окружающей среды с системой иных факторов нашла отражение в широкой трактовке устойчивого развития, что в еще большей степени подчеркивает те невиданные сложности, которые стоят перед человечеством в современном мире. Такая тенденция получила развитие в общественных науках. Ближайшей целью стратегии устойчивого развития в современных условиях должны быть динамичное решение вопросов, порожденных новыми глобальными угрозами; быстрая реакция на непредвиденные ситуации, возникновение которых неизбежно и в быстро меняющихся отношениях, и в политике, и в экономике, и в общественном сознании.

Современный мир подчас представляется сообществом, забывающим о том, что речь идет не просто о концепциях, а о выживании человечества. И это не громкие слова. Все эти вызовы и угрозы являются сигналами, посылаемыми людям, забывающим, в отличие от своих древних предков, установивших непререкаемые нормативы, способствовавшие выживанию человеческого рода, об опасности, нависшей над ними. Человечество подошло к краю пропасти: все шире становится круг держав, стремящихся к обладанию ядерным оружием, появляются новые средства массового уничтожения, растут терроризм и преступность, мир сотрясают международные конфликты, локальные и гражданские войны, нетерпимость, ксенофобия. Нельзя также сбрасывать со счетов неконтролируемый рост народонаселения, невосполнимый вред, наносимый окружающей среде, и т.д.

Вот почему так важно принятие на основе консенсуса стратегии устойчивого развития, обязательной для всех народов и государств. К сожалению, в последние десятилетия произошло резкое падение престижа международного права, что свидетельствует об утрате важнейших ценностных принципов для создания стабильного и устойчивого миропорядка. Поэтому и договоренности в Рио-де-Жанейро, положившие начало новой стратегии развития человечества, цель которых состояла в реализации новых парадигм человеческого мышления, остались лишь декларациями. Еще в 1997 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН отметила, что важнейшие документы, принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, – Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Повестка дня на XXI век – не получили какой-либо реальной поддержки в практике государств.

За последние десятилетия человечество не сделало каких- либо шагов, свидетельствующих о повороте провозглашенного перехода от традиционного развития к сфере разума, определяющей стратегию устойчивого развития. И это понятно, поскольку за этот исторически краткий период появились факторы мировой значимости, которые не были в достаточной мере представлены в ранее разработанных концепциях.

К числу таких факторов относятся отрицательные последствия набирающей обороты глобализации, которая втягивает в свою орбиту новые страны, континенты, цивилизации. Глобализация должна была убедить в необходимости взаимодействия всех стран для обеспечения устойчивого развития. Однако достичь благ, которые могла бы дать глобализация, возможно лишь при одном условии – если она базируется на принципах равенства и справедливости всех участников международного общения. Но в процесс глобализации вовлечены государства, которые неравноценны в экономическом, социальном, политическом, социокультурном отношениях. И эта неравноценность используется развитыми странами в своих эгоистических интересах [2].
РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДВИЖЕНИЯ К УСТОЙЧИВОСТИ.

В упомянутом российском докладе к саммиту Рио+20 утверждается, что Россия движется в направлении устойчивого развития. Но это движение имеет свои особенности и может отличаться от подходов других стран в процессе реализации принципов устойчивого развития. Преимуществами России в процессе построения новой экономики, основанной на принципах устойчивого развития, являются совершенствующаяся система здравоохранения и социального обеспечения, техническое обновление производственного сектора, внедрение энергоэффективных технологий, высокий уровень образования населения, культурное и научное наследие. Это создает основу для начатых экономических преобразований и полноценной реализации человеческого потенциала в стране, основу для устойчивого развития, обеспечивающего социальную справедливость, экономическую стабильность и защиту окружающей среды.

Упомянутые выше концептуальные инновации в понимании устойчивого развития позволяют по-новому подойти к формированию государственной стратегии устойчивого развития России. Новое видение этой стратегии должно системно-органически воплотить взаимосвязь безопасности и УР в стратегической перспективе. В этом будет одно из отличий нового этапа разработки Государственной стратегии устойчивого развития РФ от тех разработок, которые ранее уже проводились. В основу этой стратегии должна быть положена идея взаимосвязи безопасности развития, а точнее – взаимосвязи национальной безопасности и социально- экономического развития на стратегическую перспективу.

СЕКЬЮРИТОЛОГИЯ

Секьюритология, с точки зрения упомянутого автора, уже приблизилась к общенаучному статусу и имеет фундаментальную и прикладную части. Фундаментальность этой науки видится в том, что она исследует закономерности такой сферы и такой деятельности, как обеспечение комплексной безопасности, которые в полной мере не входят ни в одну другую дисциплину. В соответствии с таким пониманием выделяются основные направления, методы и принципы секьюритологического исследования.

Вопрос о том, как именовать эту область исследований – секьюритологией, или как-то ещё – зависит и от того, как она позиционируется в системе научного знания. Не исключено, что это – наука в смысле дисциплины, но только в какой-то своей части, которая действительно интегрирует и обобщает самые фундаментальные знания о безопасности тех или иных объектов социальной, а может быть, и биологической ступени эволюции. Не исключено, что в этом смысле исследования безопасности напоминают в какой-то мере синергетику, которая выделилась и развивалась вначале в дисциплинарном ракурсе.

Однако исследователи проблемы безопасности констатируют междисциплинарность этой области исследований, поскольку она включает пересечение и взаимодействие ряда наук (дисциплин, или отраслей научного знания). Междисциплинарные исследования обычно понимаются как такой способ организации научной деятельности, который предполагает взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин, возможно, даже какую-то форму их интеграции. Исследования безопасности и УР, без сомнения, представляют собой такую форму или способ научного исследования.

Характерной особенностью таких новых исследований является то, что в каком-то смысле, прежде всего, – в теоретико-методологическом эти исследования обладают некоторым дисциплинарным статусом, поскольку они появились на пути не только интеграции, но и дифференциации науки. Выделение какой-то области исследований – это уже процесс специализации и дифференциации науки: ведь выделившаяся область научных исследований отличается от уже существующего знания, от тех научных дисциплин, которые были до его появления. Поэтому такое выделение – это процесс дифференциации науки. Но возникшее специальное научное знание может обладать определенным междисциплинарно-интегративным потенциалом, как, например, науки о безопасности, экологии, устойчивом развитии или о глобальных процессах, которыми охватываются значительное количество других существующих дисциплин [3].

Переход мирового сообщества на путь устойчивого развития (УР) потре- бует отказа от старой модели (формы) цивилизационного развития, которое неумолимо ведет к глобальной антро- погенной катастрофе и формированию вначале в теории, а затем и на практи- ке новой — в перспективе ноосферной модели развития, которое должно стать рационально управляемым в планетар- ном масштабе. Собственно говоря, речь не идет о подавлении или даже устра- нении не всех стихийно-естественных процессов, а лишь тех из них, которые ведут к гибели человечества и окружаю- щей его природы.

Одна из центральных проблем сближения двух концептуальных моделей глобализации заключается в том, чтобы понять, как от современного неустойчивого глобального развития перейти к УР и такому их совмещению, когда глобализация станет реализоваться через нерегрессивное (устойчивое) развитие. Однако для этого само развитие, создающее приемлемую безопасную среду, должно будет превратиться в новый тип развития – УР в глобальном масштабе. Именно так сейчас и происходит с глобальными процессами в мировом сообществе, когда оно от модели неустойчивого развития (НУР) начинает переходить к устойчивому развитию (УР).

Таким образом, именно проблема обеспечения безопасности и, в особенности экологической безопасности, обусловила необходимость в начале третьего тысячелетия смены курса (стратегии, формы, модели) развития, поскольку длившееся со времен неолитической революции традиционное стихийное развитие уже не обеспечивало выживание человечества. Это новая ситуация в мировом развитии, оказавшемся с синергетической точки зрения перед бифуркацией, нашла свое отражение и в современной науке, когда последняя не только в силу внутренней логики, но 9 главным образом под влиянием внешних факторов вынуждена начать изменение направления своего развития. Такое изменение необходимо не только для того, чтобы объяснить ход истории общества и его взаимодействия с природой, но главным образом для того, чтобы предсказать будущее и создать наиболее эффективные средства выживания человечества, наметить пути и принципы выхода из глубокого антропоэкологического кризиса, в котором цивилизация оказалась к концу XX и началу XXI веков.

Для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменив общечеловеческие ценности и ориентиры поступательного движения, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. – ЮНСЕД в Рио-де- Жанейро была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь устойчивого развития, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели. И это уже требует не только от России, но и от всех других стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития – уже не модернизационно-догоняющую, а трансформационно-опережающую, только благодаря которой и можно будет обеспечить выживание и безопасность всего человечества, а не какой-то его части, стремящейся приватизировать будущее в ущерб остальной части населения планеты [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и безопасность: учебное пособие [Текст] / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. – М., 2013. – 515 с.

2. Лукашева Е.А. Устойчивое развитие общества и национальная безопасность / Е.А. Лукашева // Труды Института государства и права РАН. –2011. – №4. – С.5-35.

3. Урсул А.Д. Проблемы безопасности и устойчивого развития: эволюционный подход и междисциплинарные перспективы / А.Д. Урсул // Вопросы безопасности. – 2014. – № 5. – С.1-62.

4. Урсул А.Д. К ноосферной цивилизации через устойчивое развитие / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Партнерство цивилизаций. – 2013. – №4. – С.122-132.

Читайте также: