Программа внеурочной деятельности по естествознанию для начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности

  • инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.

Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа.

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Растения, их разнообразие.

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Деревья, кустарники, травы.

Дикорастущие и культурные растения.

Среды жизни растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Пояснительная записка

Школьная программа для начальных классов включает элементы подготовки практически по всем учебным предметам средней школы, кроме химии. Поэтому, приступая к изучению химии в старших классах, большинство школьников испытывают серьезные трудности. Этого можно избежать, если начать знакомство с основами химии на более ранних этапах образования, как это делается в случае биологии, географии, физики и т. д. Предлагаемое пособие поможет вашим детям понять, что такое химия, что она изучает, почему каждому человеку необходимо ее изучать.

Каждая глава пособия посвящена одному из важнейших понятий химии и, в более широком смысле, естествознания вообще. Основы химии в объеме, доступном учащимся, изложены в форме бесед о химических веществах и их превращениях. Эта форма изложения наиболее приемлема для знакомства школьников с основами такой сложной науки, как химия, заинтересовывая, а не отпугивая их излишней информацией, сухими определениями и формальной логикой.

Перед курсом не ставится задача предоставить материал, необходимый для запоминания. Цель другая: открыть детям мир веществ и пробудить к

нему интерес. Знакомство с простейшими (и важнейшими!) химическими понятиями в дальнейшем облегчит школьникам изучение систематического курса химии в 8–9-х классах средней школы. Методологический подход, основанный на представлении химических процессов как превращений веществ, поможет детям в дальнейшем избежать механического запоминания химических формул и уравнений реакций.

Знания о химических веществах и их превращениях совершенно необходимы детям, поскольку их окружают не только полезные, но также вредные и опасные вещества. Это важно и для общего экологического образования школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 270 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35мин. в первом классе и по

45 мин. во 2-4 классах.

Новизна программы.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для начальной школы.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 80 им. В.П. Кузнецова

внеурочной деятельности

Составитель: Брулевич Т.В.

возраст обучающихся 6-10 лет,

срок реализации программы 4 года.

Зам. Директора по УВР

Пояснительная записка…………………………………………. стр. 2

Учебно-тематический план 1 года обучения………….стр. 11

Содержание изучаемого курса 1 года обучения…… стр. 14

Учебно-тематический план 2 года обучения………….стр. 16

Содержание изучаемого курса 2 года обучения……стр. 19

Учебно-тематический план 3 года обучения………….стр. 21

Содержание изучаемого курса 3 года обучения…….стр. 24

Учебно-тематический план 4 года обучения………….стр. 26

Содержание изучаемого курса 4 года обучения…….стр. 29

Методическое обеспечение программы…………………стр. 31

Используемая литература………………………………………стр. 32

Пояснительная записка.

Дети начинают воспринимать окружающий их мир, но чтобы они смогли по-настоящему оценить увиденное, отличить подлинную красоту от пестроты пошлости, необходимо учить их этому, и чем раньше, тем лучше.

Важным мотивом в развитии личности школьника является постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.

В настоящее время широкой популярностью пользуется такой вид декоративно-прикладного творчества – как фитодизайн.

Фитодизайн учит детей видеть и находить нечто красивое и необычное.

Природа оказывает благодатное воздействие на развитие творческих возможностей ребёнка. Встречи с природой расширяют представления

детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные явления, дают огромный простор для детской фантазии.

Работа по формированию художественного вкуса у ребенка начинается в семье и школе. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд. Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Укрепляет его физические силы, делает более точными и уверенными движения, совершенствует ориентацию в пространстве, развивает мелкую моторику рук. Неоценимо влияет труд на умственное развитие ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточенности, усидчивости, внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.

Увлекательно, интересно и полезно общение с природой.

Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Она дарит нам неповторимое многообразие красок и совершенство

готовых форм. Работа с природным материалом вполне доступна детям. Такие занятия исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую фантазию, созидательную активность и художественную способность ребенка. Изготовление сувениров, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Занятия с растениями способствует воспитанию у ребенка любви к родной природе и бережного отношения к ней. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходят на свежем воздухе. Собирать растения можно круглый год.

В работе с природным материалом часто используются дополнительные материалы, такие как крупы, опилки, зерна и т.д.

Педагогическая целесообразность - Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. Большое воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление, способствует развитию внимания у детей - повышается его устойчивость.

Не менее важно воспитать у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом, научить основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков.

Идея программы – развитие творческой личности на основе мотивации к творчеству на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российских школ.

Новизна данной программы определена ФГОС начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Достижения планируемых результатов отслеживается в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Цель программы - развитие и раскрытие творческой, всесторонне и гармонично развитой личности учащегося и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность.

обучение основным приемам и навыкам работы с природным материалом, с дополнительным материалом (технологическая подготовка обучающихся, включающая формирование первоначальных сведений о культуре труда, приобретение воспитанниками обще трудовых навыков);

- формирование умений работы в коллективе;

- умение аккуратно использовать материал, соблюдать элементарные правила ТБ.

Развивающие -

-раскрытия творческих способностей, интеллектуального и нравственного потенциала каждого учащегося;

- развитие фантазий и художественного вкуса, творческого воображения, умения видеть красоту природы;

- развитие мелкой моторики кисти рук, согласованность работы глаз и рук;

- развитие тактильной памяти;

- создание условий для творческой активности и индивидуальности в работе для каждого ребенка.

Воспитывающие -

- воспитание эстетического вкуса и уверенности в себе;

-формирование способности взять на себя ответственность за принятое решение, умения оценить результат своей деятельности, воспитания взаимопомощи;

- воспитание чувства гордости и удовлетворенности результатом свое работы;

-формирование метапредметных умений и навыков.

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая.

Программа рассчитана на всех желающих детей в возрасте 6-10 лет. Срок реализации программы – 4 года.

Содержание программы рассчитано на развитие творческих способностей детей, развитие творческой индивидуальности. Обучение детей искусству фитодизайна осуществляется в разных видах и формах работы.

Программа включает в себя следующие направления:

Икебана – объемная флористика.

Ошибана – прессованная флористика.

Фитодизайн и природный материал.

Фитодизайн и бросовый материал.

Фитодизайн и плетение.

Фитодизайн и пластичные материалы.

Фитодизайн и сыпучие материалы.

Фитодизайн и народные традиции (обереги).

Формы и методы работы.

Основными формами проведения занятий является

Основными методами работы является

- словесный - рассказы, беседы, объяснения;

- наглядный – демонстрация образцов, показ приемов работы;

- практический – самостоятельные работы;

- аналитический – наблюдение, опрос, самоконтроль, самоанализ, взаимоанализ.

В каждой теме в начале работы обучающиеся рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, после усвоения этого процесса, задание усложняется: детям показывают картину, иллюстрацию, фотографию и они самостоятельно выбирают способы крепления, этапы сборки и осуществляют предварительное конструирование. Далее, обучающимся задают тему и работа выполняется самостоятельно.

Формы занятий.

Формы организации деятельности обучающихся:

1. Индивидуальная (индивидуально-групповая).

3. Фронтальная (работа по подгруппам, по звеньям).

Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими.

Педагогические технологии –

-технологии опережающего обучения;

Ожидаемые результаты :

Личностные - ответственность, самостоятельность, усидчивость, терпеливость, аккуратность.

Предметные – знать основу работы в каждом направлении, уметь работать с инструментом, уметь изготавливать поделки, композиции и эстетично их оформлять.

Метапредметные:

Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные- умение работать в коллективе, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные – знать историю возникновения данного творчества.

Модель выпускника.

- представления о богатой истории декоративно-прикладного искусства;

- основные законы, правила, приемы и средства композиции;

- порядок и метод работы над композицией;

- технологию составления букета;

- организовать свою работу;

- самостоятельно осуществлять творческую деятельность, применять накопленный опыт, знания;

- выполнять работы на высоком художественном уровне;

- применять навыки составления композиций;

- применять на практике основные законы и правила композиций;

- самостоятельно выбирать сюжет композиций;

- грамотно пользоваться художественными материалами;

- анализировать и критически относиться к своей работе;

- отстаивать свое мнение;

- иметь индивидуальную манеру выполнения, стремление к творческому выражению.

Способы определения результативности.

1. Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ результатов (зачет, взаимозачет, выполнение диагностических заданий, участие в выставках, конкурсах).

3. Педагогический мониторинг (контрольные задания, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, оценочная система).

4. Мониторинг образовательной деятельности обучающихся (самооценка воспитанника, оформление фотоотчетов).


Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Педагог-организатор на заседании МО Директор МБОУ НОШ №3:

_______О.Н. Вологдина классных руководителей __________ Н.Б. Газизова


Рабочая программа


по внеурочной деятельности в рамках ФГОС

(экологическое направление)

Срок реализации – 4 года
Возраст воспитанников: 7 – 11

Разработала учитель начальных классов

Журавлёва Светлана Степановна

г. Балей, Забайкальский край
2017 год

Пояснительная записка

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

Овладеть основными экологическими терминами;

Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

Научиться делать заключение на основе наблюдений;

Уметь работать индивидуально и в группе;

Быть способными отстаивать свою точку зрения;

Выполнять правила поведения в природе;

Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

Уметь изготовлять экологические памятки.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Содержание программы для 1 класса

Здравствуй, чудо-природа!

1 раздел – “Я и природа”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.

Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”

Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

3 раздел – “Пернатые друзья”

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

4 раздел – “Путешествие в мир леса”

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Балейский лесхоз.

5 раздел – “Экологическая тропа”

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкалья, родники своей местности.

Демонстрация: Красная книга Забайкалья.

Практическая деятельность: рисование.

6 раздел – “Зимний сад на окне”

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – “Загадки животного мира”

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

9 раздел – “Секреты неживой природы”

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

10 раздел – “Наш досуг”

Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.

Читайте также: