Программа внеурочной деятельности по естествознанию для начальной школы
Обновлено: 02.07.2024
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности
- инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Растения, их разнообразие.
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения.
Среды жизни растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Пояснительная записка
Школьная программа для начальных классов включает элементы подготовки практически по всем учебным предметам средней школы, кроме химии. Поэтому, приступая к изучению химии в старших классах, большинство школьников испытывают серьезные трудности. Этого можно избежать, если начать знакомство с основами химии на более ранних этапах образования, как это делается в случае биологии, географии, физики и т. д. Предлагаемое пособие поможет вашим детям понять, что такое химия, что она изучает, почему каждому человеку необходимо ее изучать.
Каждая глава пособия посвящена одному из важнейших понятий химии и, в более широком смысле, естествознания вообще. Основы химии в объеме, доступном учащимся, изложены в форме бесед о химических веществах и их превращениях. Эта форма изложения наиболее приемлема для знакомства школьников с основами такой сложной науки, как химия, заинтересовывая, а не отпугивая их излишней информацией, сухими определениями и формальной логикой.
Перед курсом не ставится задача предоставить материал, необходимый для запоминания. Цель другая: открыть детям мир веществ и пробудить к
нему интерес. Знакомство с простейшими (и важнейшими!) химическими понятиями в дальнейшем облегчит школьникам изучение систематического курса химии в 8–9-х классах средней школы. Методологический подход, основанный на представлении химических процессов как превращений веществ, поможет детям в дальнейшем избежать механического запоминания химических формул и уравнений реакций.
Знания о химических веществах и их превращениях совершенно необходимы детям, поскольку их окружают не только полезные, но также вредные и опасные вещества. Это важно и для общего экологического образования школьников.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 270 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35мин. в первом классе и по
45 мин. во 2-4 классах.
Новизна программы.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для начальной школы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 80 им. В.П. Кузнецова
внеурочной деятельности
Составитель: Брулевич Т.В.
возраст обучающихся 6-10 лет,
срок реализации программы 4 года.
Зам. Директора по УВР
Пояснительная записка…………………………………………. стр. 2
Учебно-тематический план 1 года обучения………….стр. 11
Содержание изучаемого курса 1 года обучения…… стр. 14
Учебно-тематический план 2 года обучения………….стр. 16
Содержание изучаемого курса 2 года обучения……стр. 19
Учебно-тематический план 3 года обучения………….стр. 21
Содержание изучаемого курса 3 года обучения…….стр. 24
Учебно-тематический план 4 года обучения………….стр. 26
Содержание изучаемого курса 4 года обучения…….стр. 29
Методическое обеспечение программы…………………стр. 31
Используемая литература………………………………………стр. 32
Пояснительная записка.
Дети начинают воспринимать окружающий их мир, но чтобы они смогли по-настоящему оценить увиденное, отличить подлинную красоту от пестроты пошлости, необходимо учить их этому, и чем раньше, тем лучше.
Важным мотивом в развитии личности школьника является постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.
В настоящее время широкой популярностью пользуется такой вид декоративно-прикладного творчества – как фитодизайн.
Фитодизайн учит детей видеть и находить нечто красивое и необычное.
Природа оказывает благодатное воздействие на развитие творческих возможностей ребёнка. Встречи с природой расширяют представления
детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные явления, дают огромный простор для детской фантазии.
Работа по формированию художественного вкуса у ребенка начинается в семье и школе. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд. Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Укрепляет его физические силы, делает более точными и уверенными движения, совершенствует ориентацию в пространстве, развивает мелкую моторику рук. Неоценимо влияет труд на умственное развитие ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточенности, усидчивости, внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.
Увлекательно, интересно и полезно общение с природой.
Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Она дарит нам неповторимое многообразие красок и совершенство
готовых форм. Работа с природным материалом вполне доступна детям. Такие занятия исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую фантазию, созидательную активность и художественную способность ребенка. Изготовление сувениров, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Занятия с растениями способствует воспитанию у ребенка любви к родной природе и бережного отношения к ней. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка растений происходят на свежем воздухе. Собирать растения можно круглый год.
В работе с природным материалом часто используются дополнительные материалы, такие как крупы, опилки, зерна и т.д.
Педагогическая целесообразность - Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. Большое воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление, способствует развитию внимания у детей - повышается его устойчивость.
Не менее важно воспитать у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом, научить основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков.
Идея программы – развитие творческой личности на основе мотивации к творчеству на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российских школ.
Новизна данной программы определена ФГОС начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживается в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы - развитие и раскрытие творческой, всесторонне и гармонично развитой личности учащегося и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность.
обучение основным приемам и навыкам работы с природным материалом, с дополнительным материалом (технологическая подготовка обучающихся, включающая формирование первоначальных сведений о культуре труда, приобретение воспитанниками обще трудовых навыков);
- формирование умений работы в коллективе;
- умение аккуратно использовать материал, соблюдать элементарные правила ТБ.
Развивающие -
-раскрытия творческих способностей, интеллектуального и нравственного потенциала каждого учащегося;
- развитие фантазий и художественного вкуса, творческого воображения, умения видеть красоту природы;
- развитие мелкой моторики кисти рук, согласованность работы глаз и рук;
- развитие тактильной памяти;
- создание условий для творческой активности и индивидуальности в работе для каждого ребенка.
Воспитывающие -
- воспитание эстетического вкуса и уверенности в себе;
-формирование способности взять на себя ответственность за принятое решение, умения оценить результат своей деятельности, воспитания взаимопомощи;
- воспитание чувства гордости и удовлетворенности результатом свое работы;
-формирование метапредметных умений и навыков.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая.
Программа рассчитана на всех желающих детей в возрасте 6-10 лет. Срок реализации программы – 4 года.
Содержание программы рассчитано на развитие творческих способностей детей, развитие творческой индивидуальности. Обучение детей искусству фитодизайна осуществляется в разных видах и формах работы.
Программа включает в себя следующие направления:
Икебана – объемная флористика.
Ошибана – прессованная флористика.
Фитодизайн и природный материал.
Фитодизайн и бросовый материал.
Фитодизайн и плетение.
Фитодизайн и пластичные материалы.
Фитодизайн и сыпучие материалы.
Фитодизайн и народные традиции (обереги).
Формы и методы работы.
Основными формами проведения занятий является
Основными методами работы является
- словесный - рассказы, беседы, объяснения;
- наглядный – демонстрация образцов, показ приемов работы;
- практический – самостоятельные работы;
- аналитический – наблюдение, опрос, самоконтроль, самоанализ, взаимоанализ.
В каждой теме в начале работы обучающиеся рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем, после усвоения этого процесса, задание усложняется: детям показывают картину, иллюстрацию, фотографию и они самостоятельно выбирают способы крепления, этапы сборки и осуществляют предварительное конструирование. Далее, обучающимся задают тему и работа выполняется самостоятельно.
Формы занятий.
Формы организации деятельности обучающихся:
1. Индивидуальная (индивидуально-групповая).
3. Фронтальная (работа по подгруппам, по звеньям).
Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими.
Педагогические технологии –
-технологии опережающего обучения;
Ожидаемые результаты :
Личностные - ответственность, самостоятельность, усидчивость, терпеливость, аккуратность.
Предметные – знать основу работы в каждом направлении, уметь работать с инструментом, уметь изготавливать поделки, композиции и эстетично их оформлять.
Метапредметные:
Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные- умение работать в коллективе, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные – знать историю возникновения данного творчества.
Модель выпускника.
- представления о богатой истории декоративно-прикладного искусства;
- основные законы, правила, приемы и средства композиции;
- порядок и метод работы над композицией;
- технологию составления букета;
- организовать свою работу;
- самостоятельно осуществлять творческую деятельность, применять накопленный опыт, знания;
- выполнять работы на высоком художественном уровне;
- применять навыки составления композиций;
- применять на практике основные законы и правила композиций;
- самостоятельно выбирать сюжет композиций;
- грамотно пользоваться художественными материалами;
- анализировать и критически относиться к своей работе;
- отстаивать свое мнение;
- иметь индивидуальную манеру выполнения, стремление к творческому выражению.
Способы определения результативности.
1. Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ результатов (зачет, взаимозачет, выполнение диагностических заданий, участие в выставках, конкурсах).
3. Педагогический мониторинг (контрольные задания, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, оценочная система).
4. Мониторинг образовательной деятельности обучающихся (самооценка воспитанника, оформление фотоотчетов).
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Педагог-организатор на заседании МО Директор МБОУ НОШ №3:
_______О.Н. Вологдина классных руководителей __________ Н.Б. Газизова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС
(экологическое направление)
Срок реализации – 4 года
Возраст воспитанников: 7 – 11
Разработала учитель начальных классов
Журавлёва Светлана Степановна
г. Балей, Забайкальский край
2017 год
Пояснительная записка
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Балейский лесхоз.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкалья, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга Забайкалья.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Читайте также: