Программа психолого педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности учителя начальных классов.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность ученика и учителя, как полноценных участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;.

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение проблем развития личности младшего школьника;

· формулировка заключения об основных характеристиках изучающийся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований .

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа ;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

· Разработка профилактических мероприятий, занятий, рекомендаций.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учащиеся и родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.(совместно с психологом, если есть)

Направление работы

Цель и задачи

Для родителей

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

Цель: выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

1.предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Диагностики, коррекционно-развивающие занятия

Отсутствие девиантного поведения в классе, становление благоприятного микроклимата в классе, отсутствие конфликтов

Просвещение и профилактика

Цель: предупреждение отклонений в личностном развитии у учащихся.

Знакомить педагогов и родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка;
2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических
исследований;
3. формировать потребность в психологических знаниях, желание
использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной
личности;
4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учреждении.

Сформированные положительные привычки, приятный микроклимат в классе, отсутствие бродяг, неуспевающих, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психологическое консультирование

Система специальных мероприятий, направленных на

1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы,

2. сохранение, адаптация,

3. рост и развитие личности.

· психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

· формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;

· психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных про­грамм и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления об­разованием или отдельных образовательных учреждений;

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап – поступление ребенка в школу, этап начинается и заканчивается в сентябре месяце. В рамках этого этапа предполагается:

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Стартовая диагностика

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Сроки проведения

состояние нервной системы

Изучить состояние нервной системы ребенка на этапе адаптации к школе

развитие мелкой моторики

Определить ведущую руку и общую готовность рук к письму

внутренняя позиция школьника

Изучение сформированности мотиваций к учению

Определение уровня личных притязаний

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).

произвольность психических процессов

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Диагностика сформированности целеполагания, самоконтроля

Тематика групповых и индивидуальных консультаций для родителей .

1.Гиперактивный ребенок

2.Ребенок и его домашнее задание

3. Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

Писхологопедагогическое просвещение родителей в решении актуальных проблем.

Групповые и индивидуальные консультации

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Сопровождение младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе .

Направленность программы . Программа психологического сопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе реализуется в рамкам социально-педагогического направления дополнительного образования детей и ориентирована на обучающихся 1 классов.

Актуальность программы . Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);

2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;

3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е.собственно адаптация.

Все многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа:

1. Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, речевого развития и тому подобное.

2. Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, сниженной и неустойчивой работоспособностью, индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявление всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего, с нарушениями деятельности. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отличается замедленным темпом деятельности, при выполнении заданий часто встречаются ошибки.

Безусловно, не все дети, переступив порог школы, попадают в категорию дезадаптированных. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебнуюпрограмму, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности, в затруднениях в обучении, нарушениях поведения какв школе, так и дома, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, с которыми может столкнуться ученик, только начиная свою школьную дорогу. Поэтому проблема дезадаптации требует пристального внимания со стороны педагогов, школьного психолога, родителей.

Цель данной программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе. Деятельность психолога направлена на организацию определенных условий, некоторой среды, в которых ребенок смог успешно адаптироваться к новым социально-педагогическим условиям и в полной мере реализовать свои возможности и способности.

Задачи, решаемые при реализации программы :

  1. Определение группы дезадаптированных к новым социально-педагогическим условиям обучающихся;
  2. Проведение развивающей работы, направленной на успешную адаптацию к обучению в школе:

2.1 Формирование навыков учебной деятельности для успешного освоения школьной программы;

2.2 Развитие познавательной сферы (развитие внимание, памяти, мышления, речи, воображения);

2.3 Снижение школьной тревожности, обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, способам снятия психоэмоционального напряжения;

2.4. Укрепление чувства уверенности в себе, собственных силах, формирование адекватной самооценки, оценки собственных возможностей и способностей;

2.5 Развитие коммуникативных качеств личности, способствующих более успешной адаптации в обществе сверстников;

3. Повышение мотивации учения, развитие познавательных мотивов учения.

Отличительные особенности . Программа включает не только работу с обучающимися, но педагогами и родителями в форме бесед, консультаций, участия педагога-психолога на родительских собраниях. Занятия с обучающимися по программе осуществляются в групповой форме в рамкам образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы :

  • Ответственное отношение к учению;
  • Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с представителями различных возрастных групп в процессе образовательной и других видах деятельности;
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • Успешная адаптация обучающихся к обучению в школе;
  • Повышение стрессоустойчивости;
  • Развитие высших психических функций, навыков управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
  • Создание благоприятного психологического климата в классах.

Контрольная диагностика для большинства обучающихся – это экспертные опросы педагогов, наблюдения педагога-психолога, результаты бесед с родителями. С отдельной категорий обучающихся, выделившихся в процессе реализации программы как дезадаптированные, будет проведен весь комплекс методов и методик, применявшихся на этапе входной диагностики.


В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации. Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее значим этот вопрос на начальных ступенях образования, поскольку именно там закладываются познавательные способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность, присваивается учебная деятельность.

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности включает — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В связи с требованиям ФГОС начального общего образования переходит от традиционного воспитания на формирование таких качества личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества.

Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Массовое внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно–деятельностном подходе.

Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи (или поддержки) ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является значимой, как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку от того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждение, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.

Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.И и другие.

Актуальность данной проблемы связана еще и с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает создания благоприятных условий для младших школьников в период адаптации к школе в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Объект исследования: адаптация младших школьников

Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников позволит повысить уровень общей и эмоциональной адаптации и будет способствовать улучшению отношений с учителем и одноклассниками.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические особенности процесса адаптации младших школьников к обучению в школе.

2. Изучить теоретические особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе.

3. Составить программу эмпирического исследования особенностей адаптации младшего школьного возраста.

4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе.

Методологическими основаниями исследования выступают:

- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; Петровский М.Г и др.)

- подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова;

- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б. С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.)

Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблемам изучения а

- методы количественного анализа: критерий математической статистики Вилкоксона.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были получены следующие результаты. Большинство 74 % (37 детей) имеют достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации и низкий уровень тревожности. 14 % (7 детей) имеют частичный уровень общей адаптации, амбивальный уровень эмоциональной адаптации и средний уровень тревожности. 12 % (6 детей) имеют недостаточный уровень общей адаптации, негативный уровень эмоциональной адаптации и высокий уровень тревожности.

Исходя из полученных результатов, только 13 детей нуждаются в применение программы психолого-педагогического сопровождения, а остальные 37 детей имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень тревожности, поэтому не нуждаются во включении в коррекционную группу.

По результатом теоретического и эмпирического исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.

Программа составлена на основании закона об образовании и Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Цель программы психологического — педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы и повышение уровня адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и физического здоровья школьников.

Задачи:

2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Программа была реализована в период с октября 2014 по апрель 2015 года. Занятия с младшими школьниками проводились два раза в неделю по 30–40 минут каждое. В программе приняли участие младшие школьники со средним (20 %) и низким (10 %) уровнем адаптации, всего 15 человек

Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой группе; развитие эмоциональной сферы, формирование устойчивой учебной мотивации и самооценки, а также на снижение уровня тревожности.

Ожидаемые результаты:

1. Успешная социально — психологическая адаптация к новым социальным условиям.

2. Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

Полное содержание занятий можно посмотреть в приложении 6.

После реализации программы, в апреле 2015 года, нами была проведана повторная диагностика с использование того же диагностического инструментария, целью повторной диагностики было проанализировать успешность психолого-педагогического сопровождения для подтверждения или опровержения гипотезы, для проверки гипотезы мы использовали метод математико-статистического анализа, по критерию Вилкоксона.

Таким образом, по результатам повторной диагностики можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешна, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение уровня внимания и работоспособности, в результате этого повышается уровень освоения школьной программы все это положительно сказывается на общем уровне адаптации.

Первый год обучения в школе — интересный и сложный период в жизни школьника. В первом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, одноклассники.

Новые условия для ребенка, требуют изменения поведения. Чем быстрее младший школьник включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из показателей успешной адаптации является готовность к школьному обучению — совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, уровень развития его познавательных процессов (мышления, памяти, речи, воображения).

После проведенного исследования, можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешно, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение. Мы можем сказать, что в процессе проведенного исследования все задачи были решены, поставленная цель была достигнута и гипотеза подтверждена.

Литература:

1. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Москва, Изд-во Совершенство, 2007.

3. Божович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте.

5. Венгер А. Л., Восприятие и обучение.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

7. Глазунов Д. А., Психологич. Развивающие занятия для 1 класса. М.: Глобус 2008

8. Гуткина Н. И., Психологическая готовность к школе.

9. Дорожевец, Т. В. Диагностика школьной дезадаптации,- Витебск,2005.

10. Дружинина В. Н. Современная психология.

11. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапия и психокоррекции. //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 2013.

12. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения.

13. Лозгачева О. В. Психолого-педагогическая программ развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста/ УрГПУ — Екатеринбург,2013

14. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. — М.: Педагогика 2010

17. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).2013

19. Федоренко Е. Ю. Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000.

20. Фоминова А. Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, период адаптации, эмоциональная адаптация, повторная диагностика, программа, школа, школьник, проективный тест, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям: — характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей.

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и.

Организация и содержание психолого-педагогического.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи.

Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период.

школа, ребенок, родитель, период адаптации, уровень адаптации, адаптация ребенка, классный руководитель, психолого-педагогическая помощь, Проективный рисунок, школьная жизнь.

Социально-психологическая адаптация первоклассников.

Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

Педагогические условия социально-педагогического.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования

на период 2015-2020гг

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Программа создана для учащихся с 6 до 11 лет (с 1 по 4 класс) с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Сроки реализации программы 4 года.

Механизм реализации программы: обеспечение методической базой, разработка программы, реализация программы.

Содержание программы: программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс, реализация программы осуществляется в течение всего учебного года.

Материал, планируемый к использованию, состоит из следующих разделов:

- диагностический блок (мотивация, познавательные процессы, уровень формирования учебных навыков и умений, эмоциональное состояние учащегося);

- коррекционно-развивающий блок (развитие универсальных учебных действий, снижения уровня тревожности учащихся);

- психологическое просвещение учителей и родителей (выступления на родительских собраниях, проведение семинаров и лекций по запросам учителей).

Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, урок, лекции, семинары, конкурсы.

Методы работы: беседа, наблюдение, психологическое обследование с помощью различных методик, игры, упражнения, элементы арттерапии, сказкотерапия.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального

общего образования

Направление деятельности

Срок проведения

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическая диагностика

Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

I этап сентябрь

Создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков

Выявление уровня сформированности мотивов учебной деятельности младшего школьника

4. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (логические действия);

Выявление умения дифферинцировать план знаков и символов и предметный план

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

1.Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности

Смыслообразование, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника

I этап сентябрь

Установление мотивационных предпочтений обучающихся в учебной деятельности, планирование коррекционного маршрута

2.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого,действия самоконтроля

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Декабрь (по результатам сформированности УУД)

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Познавательные (логические действия: анализ, синтез)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

4. Выявление степени дифференциации моральных норм по методике Э. Туриэля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.

Личностные (ценностные ориентации)

Формирование программы развития и коррекции ценностной ориентации учащихся, моральных норм

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л.Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

4.Изучение уровня регуляции морально-нравственных отношений между учащимися по методике Э.Туриеля

Установление уровня регуляции морально-нравственных отношений между людьми

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

7.Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления)

(логические действия: анализ, синтез)

Определение уровня сформированности познавательных УУД

8.Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике

Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению

9. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах

Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптации

Читайте также: