Программа модернизации педагогического образования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ." — Транскрипт:

1 ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2 Цель модернизации педагогического образования – создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

4 Качество образования Включает: - характеристики образовательных результатов, - характеристики образовательных условий, в которых происходит обучение

5 Современные цели обучения Фундаментальность общеобразовательной подготовки; Фундаментальность общеобразовательной подготовки; Способность учиться; Способность учиться; Коммуникабельность, умение работать в коллективе; Коммуникабельность, умение работать в коллективе; Способность самостоятельно мыслить и действовать; Способность самостоятельно мыслить и действовать; Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. Формирование навыков эффективной самостоятельной работы (СР). Формирование навыков эффективной самостоятельной работы (СР).

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования (далее-Программа), который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом, доработан с учетом замечаний и предложений, одобрен коллегией Минобразования России.
Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 18.02.2003 №2/1

Министр В.М. Филиппов

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства образования
Российской Федерации
от 01.04.2003 № I3I3

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиции отечественного образования и мирового опыта.
Цель Модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации
профессиональной подготовки педагогов

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно- информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.
1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.
1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.
1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.
2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.
2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.
2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления
педагогического образования

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.
3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.
3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого- педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.
З.5.Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
З.6.Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.
З.7.Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.
3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.
3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.
3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

от 1 апреля 2003 года N 1313

О программе модернизации педагогического образования

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования (далее - Программа), который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом, доработан с учетом замечаний и предложений, одобрен коллегией Минобразования России.

Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 18.02.2003 N 2/1

1. Утвердить Программу модернизации педагогического образования (приложение).

2. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л.Матросовым) в 10-дневный срок:

2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.

3. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым), Управлением развития и планирования научных исследований (М.Н.Стрихановым), с Управлением информационных технологий в образовании (А.А.Поляковым), Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К.Сергеевым) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.

4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003-2006 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
Российской Федерации
от 1 апреля 2003 года N 1313

ПРОГРАММА
модернизации педагогического
образования

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Цель модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

Основные направления и задачи модернизации
педагогического образования

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.

2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных, образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.


Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Сказанным было обусловлена разработка Министерством образования РФ Программы модернизации педагогического образования(далее – ПМПО) которая была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 г. N 1313.

Цель модернизации педагогического образования является создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняетПрограмму развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы,(далее - ПРНПО) утвержденную приказом Министерства образования Российской Федерацииот 24.04.2001 № 1818.Поэтому будет обоснованным сначала кратко охарактеризовать цели и содержание ПРНПО.

Данная программа выступает организационной основой государственной политики, проводимой Министерством образования Российской Федерации в области педагогического образования. С правовой точки зрения она точки зрения она есть ведомственный подзаконный акт федерального уровня, конкретизирующая и развивающая положения Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральной программы развития образования.

Суть ПРНПО в том, что она определяет стратегию развития педагогического образования какприоритетнойисистемообразующейотрасли сферы российского образования. Это роль выражается в том, что педагогическое образование,во-первых,обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;во-вторых,способствует социальной стабильности и развитию общества и,в-третьих,определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Целью ПРНПО является развитие исторически сложившейся системы педагогического образования на основе создания правовых, экономических и организационных условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога, повышения качества педагогического образования, оптимизации механизма управления системой педагогического образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.

Исходя из поставленной цели,ориентирамидля исполнителей ПРПО являются:

- повышение качества педагогического образования,

- обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта,

- обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, сбалансированности государственного, общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного педагогического образования,

- возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством и обществом в новых экономических и социокультурных условиях.

В ПРНПО впервые в современный период достаточно четко, хотя и небесспорно, представлена нормативно-правовая модель системы педагогического образования, позволяющая, наряду с названными выше особенностями педагогического образования, рассматривать ее каксистему непрерывного педагогического образования.Структурно эта система в программе представлена такими элементами:

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Важным достоинством ПРНПО является четкая акцентирование внимания на тех важнейших проблемах современного российского педагогического образования, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями системы непрерывного педагогического образования, на преодоление и разрешение которых и направлена Программа. В данном случае будет вполне обоснованно назвать эти проблемы. К ним Программа относит:

- снижение престижности педагогического образования, понижение социального статуса педагога;

- отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации;

- неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров;

- наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;

- несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования, механизма их мониторинга;

- отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов по образовательным областям базисного учебного плана общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ, а также на преподавание в профильных классах;

- необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки педагогических технологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

- отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;

- несоответствие механизма разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования современным тенденциям развития образования и общества;

- слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров;

- нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.

Перечисленные проблемы позволили определить такие основные направления и связанные с ними задачи развития системы непрерывного педагогического образования:

Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования.

Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования.

Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования.

Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации.

Подготовка изданий для системы педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ.

Ожидаемыми результатамивыполнения ПРНПО к 2010 году должны стать:

- достижение заданного качества педагогического образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда;

- совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направленности;

- подготовку педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, перехода к двенадцатилетнему общему среднему образованию, профилизации образования, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с одаренными детьми и детьми с недостатками в умственном и физическом развитии, работы с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, расширения дистанционного образования;

- интенсификацию и индивидуализацию обучения, реализацию современных технологий обучения, в том числе и информационных, развитие у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

- развитие научно-исследовательской деятельности научных школ, научно-технической базы учреждений системы непрерывного педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных проектов и программ;

- повышение качества и увеличение наименований изданий учебной, научной и методической литературы в области педагогического образования;

- восстановление и укрепление престижа педагогической профессии, усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся системы непрерывного педагогического образования;

- укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки работников сферы управления образованием, педагогических кадров учреждений образования;

- формирование общенационального независимого института оценки эффективности деятельности системы непрерывного педагогического образования;

- создание мониторинга качества педагогического образования, единого информационного пространства системы непрерывного педагогического образования;

- расширение многоканального финансирования образовательных и научно-исследовательских учреждений, обучающихся и работников системы непрерывного педагогического образования.

Такова общая характеристика Программы развития непрерывного педагогического образования до 2010 года.

Как уже отмечалось, Программа модернизации педагогического образования является одним из этапов реализации ПРНПО и отражает собой особенности реформирования педагогического образования, обозначившиеся после первых лет ее выполнения.В ряду основных направлений и задач модернизации педагогического образования ПМПО называет следующие:

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов,что предполагает:

- создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования;

- создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях;

- преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований;

- поддержку учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования;

- разработку системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования;

- создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования;

- оптимизацию структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования;

- обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов,выражающееся, в частности, в:

- приведении квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствиес задачами модернизации образования;

- корректировке содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально- гуманитарного блока, иностранному языку;

- корректировке содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий;

- разработке системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе;

- обучении педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;

- разработке системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде;

- разработке и апробации в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

- обновлении форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработке подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования и иных задач.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования,суть которого состоит в обеспечении:

- обновления государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности;

- обновления Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства;

- разработки согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования;

- реализации мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования;

- разработки и апробации новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого- педагогической поддержки личности и семьи;

- усиления фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере;

- подготовки педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения;

- разработки нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования и создания федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей;

В целях координации работ и выполнения мероприятий Программы модернизации педагогического образования созданСовет по реализации Программы(распоряжение Минобразования России от 03.04.2003 № 399-13) иНаучно-методический центр кадрового обеспечения общего образованияпри Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Читайте также: