Педагогический аспект здоровья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Укрепление здоровья учащихся - ведущий аспект педагогической деятельности.

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу в таком состоянии,

в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим.

Выдвижение проблемы здоровья среди студенческой молодёжи в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки, необходимость соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных походов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

1. Здоровьесберегающая деятельность.

Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счёт широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений так называемых здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются:

  • факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.);
  • факторы студенческой среды – качественная оценка зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания, количественная и качественная характеристика контингента учебного заведения;
  • организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
  • организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
  • формы и методы здоровьесберегающей деятельности учебного заведения;
  • динамика текущей и хронической заболеваемости.

В качестве основополагающих принципов ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии) можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2.Творческий характер образовательного процесса.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. (работа мозга не в ущерб здоровью – эмоциональность на занятиях)

4.Рациональная организация двигательной активности.

5.Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности.

Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы воздействовать на факторы, влияющие на здоровье.

2. Наука о здоровье валеология и ортобиотика .

Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни, экологической ситуации, появилась необходимость конструктивной теории, определяющей место каждого (семьи, учебного заведения, физкультурных и других организаций, органов здравоохранения) в выполнении главных задач социальной политики. На сегодняшний день введено и широко работает новое направление в науке о здоровье – валеология и ортобиотика .

Валеология, по определению В.П. Казначеева – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитанию культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Под валеологизацией образовательной среды следует понимать внедрение в систему образования здоровьесохраняющей педагогики, которая базируется на следующих принципах:

- организация личностно – ориентированного обучения с учётом индивидуальных возможностей студента;

- осуществление системы коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья;

- выбор оптимальных педагогических технологий и учебных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду;

- обучение методам самоконтроля на занятиях;

- оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности студентов и преподавателей;

- создание адаптивной образовательной среды для студентов, имеющих различные, в том числе и ограниченные, возможности здоровья и особенности развития.

В валеологическом обучении студентов важен процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов, усвоения знаний о здоровом образе жизни.

Культура питания. Оказывает положительное влияние и на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зернобобовые, зерновые, орехи, семечки, мёд) в полной мере соответствует этим требованиям, а животную пищу следует отнести к аварийной.

Культура движений. Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах ит.д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Второе понятие, которое нужно знать – это ортобиотика. Искусство вести правильную, здоровую жизнь.

3. Содержание работы.

Основным принципом при определении содержания работы в учебном заведении является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Практические занятия по физическому воспитанию имеют свои принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривают чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической подготовленности студенты распределяются на занятия в основную группу и подготовительную медицинскую группу.

В наши дни основная масса учащихся самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений. По статистике 75% девушек и юношей хотели бы иметь хорошее телосложение без затраты каких-либо усилий. Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из условий сохранения и укрепления здоровья.

С каждым годом увеличивается количество студентов нуждающихся в специальной медицинской группе. В 2013 – 2014 учебном году в медицинскую группу были зачислены 43 студента, 2014– 2015 учебном году 46 студентов. Существенным фактором ухудшения здоровья, является

патология полученная в детстве, далее идёт пристрастие к пагубным привычкам, низкая двигательная активность, не желание посещать спортивные секции и тренажёрные залы.

Вывод : Таким образом, высокий уровень функциональных нарушений и хронической патологии у студентов, отрицательная динамика состояния здоровья – это генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям, неблагоприятные социальные условия , негативные стереотипы поведения, которые оказывают значительное отрицательное влияние на состояние здоровья.

Первостепенная задача преподавателей физического воспитания проводить разъяснительную работу для поиска пути приобщения самого студента к заботе о собственном здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него.

Проведен анализ педагогической проблемы формирования здорового образа жизни. Рассмотрены причины, осложняющие формирование здорового образа жизни у обучающихся на современном этапе развития общества. Выявлен компонентный состав становления здорового образа жизни у обучающихся. Ценностно-смысловой компонент представлен как доминирующий над информационно-содержательным, определяя в процессе своего формирования направленность усилий обучающихся и обуславливая формирование индивидуально-деятельностного компонента становления здорового образа жизни. Представлено востребованное в данном аспекте направление деятельности педагога: педагогическое сопровождение обучающихся в процессе становления у них здорового образа жизни. Далее в статье в качестве примера решения возникшей проблемы приведена модель педагогического сопровождения становления здорового образа жизни. В результате исследования был сделан вывод о том, что массовый подход к формированию здорового образа жизни обучающихся должен смениться индивидуализированным и быть педагогически сопровождаемым, что в итоге и позволит добиться положительного результата в процессе сохранения здоровья обучающихся.


2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. … д-ра пед. наук (13.00.01). – Тюмень, 2006. – 375 с.

3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т. 1. – № 1–2. – С. 74–78.

5. Кузнецов П.К. Массовый спорт в современной России: социальные факторы воспроизводства и развития: дис. … кан. соц. наук (22.00.04). – СПб., 2013. – 214 с.

6. Носов А.Г. Модель педагогического сопровождения становления здорового образа жизни у обучающихся // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2012. – № 3(32). – 190 с.

7. Перхов В.И. Исследование состояния заболеваемости и первичной медико-санитарной помощи на предприятиях: дис. … кан. мед. наук. – М., 2003. – 209 с.

Процесс развития человека, его профессионального и личностного становления включает в себя физический, психический и нравственный аспекты, обусловленные состоянием, качеством и, как писал Академик Н.М. Амосов, количеством здоровья. В данной связи внимание к процессу его сохранения становится одним из важнейших условий прогрессивного развития как отдельного человека в частности, так и общества в целом. Сегодня в системе отечественного образования уделяется посильное внимание сохранению здоровья обучающихся, но, что важно, после завершения учебы выпускники и со временем специалисты в различных областях предоставлены в вопросах сбережения здоровья сами себе. Если в середине XX века наше государство, взяв ответственность за здоровье граждан на себя, обеспечивало тем самым процесс его сбережения, то в настоящее время ситуация изменилась.

Итак проблема исследования: ухудшение здоровья населения России, вызванное разрушением прежней системы массовой пропаганды и формирования здорового образа жизни.

Гипотеза: идея формирования здорового образа жизни должна основываться на имеющихся знаниях, но при этом отвечать современным требованиям и быть принципиально новой, то есть должна эволюционировать.

Изучив работы отечественных авторов, занимавшихся проблемами здорового образа жизни и подвергнув его анализу, опираясь на различные научные подходы, мы можем утверждать, что здоровый образ жизни сегодня нельзя навязать личности извне, тем более когда прежняя система его мотивации разрушена. После формирования основ здорового образа жизни у субъекта должна пройти стадия его становления и принятия на личностном уровне. Лишь тогда можно получить ожидаемые результаты и рассчитывать на положительные перспективы в вопросах самостоятельного сохранения здоровья.

По нашему мнению, в основу организации процесса становления здорового образа жизни обучающихся должна быть положена следующая идея: здоровый образ жизни не должен навязываться насильно, равно как быть для всех одинаковым и обязательным. Процесс его становления должен стимулироваться с помощью комплекса педагогических мероприятий и возникать в зоне комфорта обучающегося, опираясь при этом на его ведущие мотивы и жизненные цели. Здоровый образ жизни должен стать осознанной необходимостью, при этом не вызывая у обучающегося дискомфорта.

Нами было выявлено, что в процессе становления здорового образа жизни у обучающихся формируются три компонента: ценностно-смысловой, информационно-содержательный и индивидуально-деятельностный.

Ценностно-смысловой компонент выражен в установке на ценность собственного здоровья, ответственном отношении как к своему здоровью, так и здоровью окружающих; в стремлении сохранить и приумножить свой природный потенциал; а также в устойчивой потребности вести здоровый образ жизни.

Информационно-содержательный состоит из приобретенных знаний о своем здоровье; овладения способами, его охраняющими и умножающими; осознания ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни для успешной самореализации.

Индивидуально-деятельностный компонент позволяет сохранять и накапливать здоровье в различных жизненных обстоятельствах, способствует уверенности в себе, развитию чувства компетентности в здоровьесберегающей деятельности, применению индивидуальной формы накопления здоровья к особенностям своего организма.

Возвращаясь к теме данной работы, подчеркнем, что эволюция идеи формирования здорового образа жизни заключается в изменении именно ценностно-смыслового компонента. Если в середине XX века данный блок был коллективным, построенным на интересах общества, то сегодня очевидно, что в нем стали преобладать индивидуальные интересы и личностно значимые жизненные цели. Данный факт нужно принять как закономерность развития общества и не игнорировать его в процессе формирования здорового образа жизни у граждан, а попытаться построить новую систему пропаганды здоровьесбережения, основываясь на индивидуальных траекториях развития и обучения. Именно становление здорового образа жизни, предполагающее качественно новый этап развития личности, может отвечать данным требованиям.

Становится понятным, что педагогическое обеспечение процесса становления здорового образа жизни у обучающихся должно отличаться от прежних (классических) методов воспитания.

Для систематизации процесса разработки и реализации обучающимися индивидуальных траекторий, необходима организация массового процесса становления здорового образа жизни в образовательной организации, в связи с чем нами была разработана модель педагогического сопровождения становления здорового образа жизни у обучающихся.

Данная модель состоит из четырех блоков: целевого, включающего постановку основной цели и задач моделирования педагогического процесса; содержательного, определяющего концепцию, подходы и принципы, реализуемые в работе; технологического, содержащего этапы педагогического сопровождения совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса; результативного, показывающего эффективность разработанной модели через уровни, критерии и показатели становления здорового образа жизни обучающихся [6].

Разработанная модель позволяет проследить динамику процесса педагогического сопровождения становления здорового образа жизни у обучающихся и его поэтапную реализацию. Предполагается, что внедрение описанной модели от чисто теоретического понимания ценности здоровья и здорового образа жизни позволит обучающимся перейти к практическим действиям, ведущим к сохранению своего здоровья в конкретных условиях образовательного учреждения.

Подчеркивая важность избранной нами темы исследования, отметим, что сохранить здоровье обучающихся сегодня значит повысить качественный потенциал нашего общества завтра, что, несомненно, обеспечит прогрессивное развитие всех значимых для государства сфер в частности и стабильное будущее России в целом.

Рецензенты:

На сегодняшний день особо актуальным становится обучение каждого пациента. Важна осведомленность личности обо всех аспектах собственного заболевания. Обучение направлено на сохранение здоровья пациента, поддержание определенного уровня здоровья и уровня качества его жизни.

Первоначально собирается информация о каждом пациенте посредством его обследования, осуществляется оценка исходного уровня знаний пациента о его заболевании. Для успешного осуществления педагогического процесса необходимо последовательное планирование обучения в работе с пациентом. Также необходимо сформировать у него мотивацию к выздоровлению: пациент должен быть заинтересован в получении необходимых знаний, в развитии способностей и умений, направленных на улучшение качества его жизни.

В процессе обучения необходимо помнить, что пациенту надо излагать только необходимую и доступную информацию, чтобы не потерять его внимание и сделать процесс обучения более продуктивным. Используются вербальные и невербальные средства общения. В зависимости от готовности пациента к обучению: от состояния здоровья, от уровня его интеллекта, от возраста - реализуется его индивидуально-образовательный маршрут, в котором учитываются индивидуальные особенности, ценности, потребности, интересы личности. В зависимости от его отношения к жизни и социального положения медицинский работник осуществляет индивидуальную работу с каждой личностью.

Педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении материала, активном участии пациента в освоении и повторении изученного, а также на создании открытой и доверительной атмосферы, в которой пациент не будет ощущать дискомфорт от общения с врачом.

Так пациент обучается, как ему жить с тем или иным заболеванием и как избежать возможных осложнений в процессе выполнения рекомендаций лечащего врача. Также у него развивается самоконтроль, он овладевает навыками, позволяющими поддерживать здоровье.

Читайте также: