Прогнозирование как функции управления школой

Обновлено: 07.07.2024

Понятие прогноз означает предвидеть, предсказывать, а прогнозирование представляет собой процесс составления плана развития определенных событий. Прогнозы в соответствии со сроками можно представить в виде трех видов: краткосрочные (до 1 года и менее), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные прогнозы (от 5 лет).

Прогнозирование как функция управления является предпосылкой планирования деятельности предприятия.

Прогнозирование как функция управления занимается выявлением и предвидением объективных тенденций, а также состояний организационного развития, перспектив бизнеса, альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления.

Прогнозирование как функция управления

Прогнозирование как функция управления дает руководству представление о том, какими способами можно достичь цели и что будет получено в конечном итоге. В процессе прогнозирования решаются основные задачи:

  1. установка целей развития;
  2. определение рациональных путей и средств достижения целей;
  3. прогнозирование в полной мере всех негативных и позитивных факторов,
  4. расчет требуемых ресурсов.

Прогнозирование как функция управления является фундаментальной основой предпринимательской и управленческой деятельности в разных сферах при выполнении соответствующих ей функций.

Прогнозирование в различных теориях

Существует большое количество определений понятия прогнозирование как функции управления, а также взглядов на роль и место прогнозирование в организации. Некоторые авторы утверждают, что прогнозирование представляет собой систему методических приемов, исполнение которых в соответствующей последовательности обеспечивает эффективность управленческих решений.

М. Мескон считал, что прогнозирование является методом, который использует накопленный в прошлом опыт, а также текущие допущения по поводу будущего для того, что бы его определять. Формулировки различных авторов не конкурируют друг с другом, чаще всего они дополняют друг друга.

Если прогнозирование проведено качественно, то в результате будет получена картина будущего, вполне используемая в качестве основы планирования.

Планирование и прогнозирование как функции экономического управления предприятием

Разновидности прогнозов

Существует несколько видов прогнозов, среди которых можно выделить экономические прогнозы, используемые для предсказания общего экономического состояния, объемов сбыта определенного предприятия или конкретного продукта.

Также существуют прогнозы развития технологии, которые дают возможность предсказывать, разработки каких новых технологий ожидаются, в какое время и насколько приемлемыми они могут быть. Конкурентные прогнозы развития дают возможность предсказать стратегию и тактику конкурентов.

Еще один тип прогноза — прогноз на основе опросов и исследований, который дает возможность предсказывать, что может произойти в сложных ситуациях при использовании многих областей знаний.

Для прогноза изменений в социальных установках общества широко используется социальное прогнозирование, которое может быть полезным в менеджменте с применением к мотивации сотрудников.

Прогнозирование как функция управления и ее применение

Прогнозирование как функция управления достаточно актуальна на сегодняшний день и имеет широкую сферу его применения.

Прогнозирование как функция управления широко используется в экономике, а больше всего в управлении для определения вероятного развития событий будущего. Чаще всего прогнозирование заключается в том, что бы определять значения экономических показателей будущего. Данные расчеты проводятся по ценам на продукцию, объем ее продаж. Прогнозирование всегда идет перед планированием, позволяющем выбирать на основании предполагаемого будущего реальные цели, проводить оценку возможностей, целесообразности, а также пути и средства достижения.

Принципы прогнозирования

Прогнозирование как функция управления включает в себя различные принципы, важнейшим из которых является непрерывность, то есть разработка прогноза рассматривается в качестве постоянного процесса. Принципами прогнозирования также являются сочетание перспективного и текущего характера прогнозирования, согласованность прогнозирования, большое количество вариантов прогнозов, выбор основных факторов.

Таким образом, прогнозирование как функция управления является многоступенчатым процессом, включающим в себя составление предварительного и конечного (формального) прогноза.

Основной функцией прогнозирования является обоснование вероятного состояния объекта в перспективе или поиск альтернативных путей.

Примеры решения задач

1.) Обеспечение распределения задач, регулирования полномочий руководства и ответственность за различные процессы деятельности.

2.) Выявление и предвидение объективных тенденций,

3.) Структурированность всех процессов производства, которые направлены на создание и интеграцию эффективной системы исполнения задач.

1.) Прогнозирование всегда предшествует планированию,

2.) Планирование предшествует прогнозированию,

3.) Прогнозирование и планирование осуществляются независимо друг от друга.

· состояние и качество методической работы в школе;

· эффективность работы с родителями и общественностью;

· состояние здоровья педагогов и учащихся, их санитарно-гигиеническая культура;

· результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика. Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели, по утверждению Л.И. Божович, должны явиться результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом, в конкретные требования к его интересам, стремлениям, чувствам и поступкам. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных, частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели достигается за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование .

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности (Ю. А. Конаржевский).

Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).

Педагогический анализ как функция управления школой предполагает следующую последовательность действий:

рассмотрение объекта анализа как части более крупной системы (например, урок рассматривается как часть системы уроков: определяется его роль и место в системе);

выявление совокупности факторов, определяющих эффективность объекта анализа (профессиональный уровень педагога или педагогического коллектива, учебные возможности детей, средства обучения и воспитания и т. д.);

определение обоснованности целей деятельности, целесообразности её содержания и организационных форм;

анализ результатов деятельности на основе соотнесения его с поставленными целями и задачами, с предыдущим результатом, с имеющимися возможностями;

установление причин недостатков и положительных сторон анализируемого объекта;

формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию объекта анализа.

Выделяется три вида педагогического анализа (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.).

Параметрический анализ направлен на изучение текущей информации о ходе и результатах педагогического процесса, на выявление причин, препятствующих его эффективности. Объектами параметрического анализа могут быть текущая успеваемость и посещаемость, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, санитарное состояние школы, посещенные директором или его заместителями уроки, мероприятия и др.

Тематический анализ направлен на изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном процессе. Для тематического анализа используется информация, накопленная в течение достаточно длительного времени. Например, для тематического анализа посещается ряд уроков (если изучается качество преподавания математики, то посещаются уроки у учителей математики, если изучается работа отдельного учителя, то посещаются его уроки и т. д.) или в течение недели ежедневно фиксируются опоздавшие на каждый урок в каждом классе. При тематическом анализе могут использоваться результаты параметрического анализа.

Итоговый анализ проводится в конце длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются результаты работы школы в течение этого периода. При итоговом анализе используются результаты параметрического и тематического анализа. Цель итогового анализа – подвести итоги и наметить основные направления работы на следующий период.

Объектом постоянного внимания руководителей школы являются уроки и воспитательные мероприятия (воспитательные дела). 1 В школьной практике используется три основных вида педагогического анализа урока: развёрнутый, краткий и аспектный.

Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование деятельности.

Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией , поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

диагностичность : цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

реальность : учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

преемственность : каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

согласованность : цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

направленность на результат : возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.

Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

Основными требованиями к плану работы являются:

целенаправленность : соответствие всех компонентов плана поставленным целям;

перспективность : направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);

комплексность : использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

объективность : учёт в плане объективных условий его реализации.

Основные виды планов работы школы : перспективный, годовой, текущий.

Перспективный план (план развития школы) составляется на несколько лет (обычно на пять) на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая каникулы (в том числе летние).

Примерная структура годового плана работы школы:

краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

работа коллектива школы по выполнению всеобуча: охват образованием детей школьного возраста, проживающим на территории микрорайона (села, посёлка), где находится школа; защита прав детей; создание условий для их индивидуально-творческого развития и т. д.;

деятельность педагогического коллектива по повышению качества педагогического процесса (это самый объёмный раздел плана, охватывающий образование, воспитание и развитие учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, внеурочной и внеклассной работы);

совместная работа школы, семьи и общественности;

работа с педагогическими кадрами: повышение квалификации, переподготовка и аттестация педагогических работников, внедрение педагогических инноваций, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта и др.;

организационно-педагогические мероприятия: план работы и тематика заседаний педагогического совета, совещаний; распределение обязанностей между администрацией и другими работниками школы (в том числе классное руководство, учебная нагрузка, заведование учебными кабинетами, руководство различными формами методической работы и др.);

финансово-хозяйственная деятельность и укрепление учебно-материальной базы школы.

Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работы представителей администрации, педагога-организатора внеклассной работы, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и других работников школы, чья деятельность распространяется на весь контингент учащихся или на его значительную часть. В текущем плане находят отражение и корректируются отклонения от годового плана, возникающие при его выполнении по тем или иным причинам (например, часть запланированной работы может оказаться не выполненной у указанные сроки из-за того, что в школе в это время отменялись занятия, из-за болезни работников, которые должны были эту работу провести и т. п.).

Организация как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

Педагогический совет школы создаётся в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ. В педагогический совет входят педагогические работники школы; структура и содержание деятельности педагогического совета определяются Уставом школы.

Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и те педагогические работники, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на совещании вопросам. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, посещаемости, качества преподавания по отдельным предметам и классам, организации внеурочной деятельности школьников и др.).

На совещание при заместителе директора выносятся вопросы, входящие в компетенцию этого заместителя.

Оперативные совещания призваны помочь быстро реагировать на любые изменения в педагогическом процессе, доводить до всех членов педагогического коллектива новую информацию. Содержание оперативных совещаний и состав их участников определяется реальной ситуацией, необходимостью.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования , к которым относятся:

систематичность : регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

объективность : оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

действенность : результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);

компетентность проверяющего : знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.

Виды контроля . Согласно классификации М. Л. Портнова (по цели контроля и его месту в системе управленческих действий), выделяется три вида контроля: предварительный , текущий и итоговый . Классификация Т. И. Шамовой включает виды и формы внутришкольного контроля. В ней выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Формы контроля (по Т. И. Шамовой): персональная, классно-обобщающая, предметно-обобщающая, тематически-обобщающая, комплексно-обобщающая.

Основными методами внутришкольного контроля являются изучение школьной документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, устный и письменный контроль, изучение педагогического опыта (в том числе передового), 2 а также хронометрирование.

Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля. Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.

Регулирование может достигаться :

путём корректирования плана работы в ходе его реализации (например, при составлении текущего плана работы школы на 2-ю четверть на основе анализа выполнения годового плана в 1-й четверти могут быть изменены сроки выполнения отдельных мероприятий, с учётом изменившихся условий перераспределены обязанности и поручения среди педагогов и т. д.);

посредством объяснения ошибок и просчётов, допущенных педагогическим коллективом или отдельным педагогом, и рекомендаций по устранению недостатков в работе;

осуществлением в школе системы стимулирования педагогического труда, учёбы, внеучебной деятельности;

в процессе методической работы, позволяющей организовать массовую деятельность по устранению наиболее общих противоречий;

посредством жёсткого административно-волевого устранения причин негативных явлений и тенденций в работе школы (например, временное отстранение от работы, перевод на другую должность или увольнение педагога, результаты работы или поведение которого не соответствуют требованиям образовательных стандартов, трудовой дисциплины, общественной морали);

через инновационную деятельность, внедрение в практику работы более эффективных технологий и др.

Т. И. Шамова в качестве одной из эффективных форм осуществления регулятивно-коррекционной функции в управлении школой предлагает проведение дней ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), включающих следующие основные этапы: 1) проведение микроисследования; 2) анализ результатов микроисследования и выявление тенденций; 3) разработка педагогическим консилиумом (группой наиболее компетентных в данном вопросе педагогов) программы регулирования и коррекции; 4) принятие управленческого решения по реализации разработанной программы.

1 Примерные схемы анализа урока и воспитательного дела рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

Млынковская Инна Леонидовна


МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организац ионно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления - школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.

Педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

  • информационно – аналитическую;
  • мотивационно – целевую;
  • планово – прогностическую;
  • организационно – исполнительскую;
  • контрольно – диагностическую;
  • регулятивно – коррекционную функции.

Процесс управления для всех самоуправляющих систем, сводится к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Информационно – аналитическая функция

Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего с формированием системы информационно – аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой - выделяют три уровня информации.

Для школы – административно – управленческой (директор, заместитель по учебно – воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе , заместитель по административно –хозяйственной части, диспетчер и др.);

уровень коллективно – коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, общественные организации);

уровень ученического самоуправления.

Таким образом, одна из важнейших функций в управлении образовательным учреждением является информационно – аналитическая, главная суть, которой состоит в систематической работе с управленческими и педагогическими кадрами.

Мотивационно – целевая функция

Выбор цели это исходная позиция, первый этап управления, его творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно , либо внешними , если они задаются извне. Это характерно для педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

Основная задача мотивационно – целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности – важнейшая задача школьных менеджеров.

Планово – прогностическая функция

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один из основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований.

Они заключаются в следующем:

  • единство целевой установки и условий реализации;
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
  • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
  • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
  • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Организационно – исполнительская функция

Для того, чтобы осуществить то, что спланировано, необходимо определить, назвать людей, кто будет выполнять намеченное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, иначе говоря, определить его функциональные обязанности.

К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относят:

  • реализацию личностно – ориентированного подхода к организации деятельности;
  • научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива;
  • рациональную организацию труда;
  • формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.

Контрольно – диагностическая функция

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно – воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам).

В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно –диагностическая функция внутришкольного управления должна как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.

В практике управления выделяют три основные этапы диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.

Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.

Второй этап - уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования и т.д.)

Третий этап– процесс диагностирования ;он завершается окончательным диагнозом Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.

Таким образом, можно сделать вывод, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников необходима и государственно – общественная экспертиза на диагностической основе.

Регулятивно – коррекционная функция

Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.

Таким образом, все функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем планирование (прогнозирование и программирование) как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функция ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Читайте также: