Кто такой полибий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Точная дата рождения Полибия неизвестна, но известно, что родился он в Мегалополе и происходил из знатного рода. Его отец, Ликорт, был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, четырежды занимал должность союзного стратега – главного военачальника объединенных войск государств, входивших в Ахейский союз.

С детства Полибий был в гуще политических событий и с детства слышал о Риме.

Ахейский союз с 212 по 205 годы до н. э. вел с Римом войну, но затем вынужден был принять сторону римлян и даже воевать на стороне римлян против Македонии. Какое то время ахейцы получали даже пользу от союза с Римом – владения Ахейского союза увеличились, но затем Рим начал подминать ахейцев под себя.

В 180-м году до н. э. он, вместе со своим отцом, Ликортом, назначался послом Ахейского союза в Египте.

Назначение это было не только важным, но почетным, так как Полибию тогда не было еще 30 лет и по греческим канонам считалось, что он не достиг еще совершеннолетия.

Полибий был не только дипломатом. Он участвовал в нескольких походах Ахейского союза и принимал личное участие в некоторых сражениях, командуя крупными воинскими отрядами.

Из тысячи человек дождалось этого лишь около трехсот. Кто то из заложников умер от старости, однако были и иные причины, по которым вновь увидеть Элладу сумели далеко не все – Павсаний, например, сообщает о том, что некоторые заложники предпринимали попытки побега.

В отличие от многих других заложников в Риме у Полибия нашлись могущественные защитники – Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский Младший, с которым Полибий дружил затем всю жизнь.

В 150 м году до н. э. Полибий смог убыть на родину,но вскоре началась Третья пуническая война и Полибий вернулся в Рим, а затем сопровождал командовавшего римскими войсками в Африке Сципиона, присутствуя при осаде и взятии Карфагена.

По возвращении на родину Полибий способствовал сглаживанию конфликтов между греками и римлянами, пользуясь уважением как со стороны греков, так и со стороны римлян, а кроме того, продолжал писать.

Близкая тема:
Полибий – цитаты и афоризмы

Полибий, (ок. 200 — ок. 120 гг. до н.э.), историк, из Мегалополя (Аркадия) Невозможно, чтобы люди, занятые государственными делами, были всегда непогрешимы, равно как неправдоподобно и то, чтобы они постоянно заблуждались. Из двух путей к Читать дальше…

Полибий (…) (207-120 до н. э.) — древнегреческий историк и политический деятель. Полибий полагал, что все общественные явления причинно обусловлены и взаимосвязаны даже при пространственной отдаленности друг от друга.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 331.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 312.

Полибий (210-123 до н.э.) - греческий философ, историк, политический деятель эллинистического периода. Автор знаменитого труда "История в сорока книгах", где показан путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. П. попытался целостно охватить разнообразие исторических явлений и событий, основываясь на рационализированном стоиками представлении о "судьбе", согласно которому она является всеобщим мировым законом и разумом. По отношению ко "всеобщей истории" "судьба" у П. предстает как логика истории, как синоним внутренних закономерностей единого исторического процесса. Исторический процесс П. рассматривает как замкнутый, повторяющийся цикл. По аналогии с живыми организмами общество, согласно П., проходит состояния возрастания, расцвета и упадка. Развитие общества трактуется П. как движение по кругу, в ходе которого осуществляется последовательная смена шести форм государственности: монархия (единоличное проявление вождя или монарха, основанное на разуме) перерождается в тиранию, на смену которой посредством насильственных способов (восстание, переворот, убийство) приходит аристократия (власть немногих, преследующих интересы общего блага), она в свою очередь вырождается в олигархию (царство беззакония, стяжательства, интриг мелкой группы против всего народа), народ выступает против олигархов и устанавливается демократия, ее извращением является охлократия (господство черни, толпы), которая является, по мысли П., не только самой наихудшей, но и последней ступенью в смене данных исторических форм. Преодолеть кругооборот государственных форм способен, согласно П., только мудрый правитель-законодатель, который видит недостатки простых форм государства и в состоянии установить новую форму - смешанную. Смешанная форма имеет аналоги в реальной истории: Спарта, Карфаген, Крит. Но наиболее правильно использована идея смешанной государственной формы, считает П., в Риме. Консулат выражает монархию, сенат - аристократию, народное собрание - демократию; правильное сочетание и равновесие этих властей и обеспечило Риму могущество. Идеи П. о кругообороте государственных форм и о смешанной форме правления широко использовались в различных проектах "идеальных" государств и в утопических теориях.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Полибий (Polubios) (ок. 200 - ок. 120 до н. э.) - древнегреческий историк. Родился в городе Мегалополе (Аркадия). Полибий, как и его отец Ликорта, играл видную роль в Ахейском союзе. После поражения Персея в 168 году при Пидне Полибий в числе 1000 ахейцев был отправлен заложником в Рим, где прожил около 16 лет и сблизился с римскими полководцами и политическими деятелями Эмилием Павлом и Корнелием Сципионом Эмилианом Африканским Младшим.

По своим политическим взглядам Полибий был представителем консервативного аристократического направления, противником демократии; будучи близок к римским правящим кругам, он восхвалял римскую завоевательную политику.

Л. Н. Казаманова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Издания: Historiae editionem a Ludovico Dindorfio curatam, retractavit Th. Büttner-Wobst, v. 1-4, Lipsiae, 1889-1905; stereot. ed., v. 1-3, Stuttg., 1962; The histories, with an English translation by W. R. Paton, v. 1-6, L.-N.Y., 1922-27, new ed., L., 1957-60; Всеобщая история в 40 кн., пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1-3, М., 1890-99.

Литература: Мищенко Ф. Г., Полибий и Федеративная Эллада, в кн.: Полибий, Всеобщая история, т. 1, М., 1890; Бузескул В., Введение в историю Греции, X., 1910; его же, Ист. процесс с точки зрения греч. историков, в сб.: Труды XII Археологии, съезда в Харькове, т. 3, М., 1905; Fritz К. von. The theory of the mixed constitution in antiquity. A critical analysis of Polybius' political ideas, N. Y., 1954; Walbank F. W., Historical commentary on Polybius, v. 1, Oxf., 1957; Rédech P., La méthode historique de Polybe, P., 1964.

Полибий (ок. 200 – после 118 до н.э.), греческий историк. Родился в городе Мегалополь в Аркадии, его отец Ликорт был одним из вождей Ахейского союза, а сам Полибий в 170–169 до н.э. служил гиппархом при римском полководце Луции Эмилии Павле, который стоял во главе союзных римско-греческих войск, ведших войну с македонским царем Персеем.

После поражения Персея при Пидне в 168 до н.э. Полибий в числе 1000 знатных ахейцев был отправлен в Италию по обвинению в недостаточно активной поддержке римлян. В то время как других заложников распределили по разным городам, Полибия оставили в Риме – по просьбе Эмилия Павла, сделавшего его наставником своих сыновей. Так будущий историк получил возможность завязать дружеские отношения со многими знатными римлянами, в особенности с младшим сыном Эмилия, Публием Сципионом Эмилианом (будущим Сципионом Африканским Младшим).

В 151 до н.э. Полибию удалось использовать свое влияние на Сципиона, чтобы добиться освобождения тех ахейцев, которые были еще живы. Полибий вернулся в Грецию, однако через несколько лет, в 147 до н.э., во время осады Карфегена Сципион вызвал его к себе как советника. Полибий исследовал атлантическое побережье Африки и стал свидетелем пожара и разрушения Карфагена в 146 до н.э., после чего в том же году возвратился в Грецию. Здесь он пытался способствовать достижению компромисса между восставшими ахейцами и римлянами и, хотя не сумел предотвратить разрушение Коринфа Луцием Муммием, все же смог спасти некоторые художественные ценности. После ухода римлян на Полибия была возложена задача наладить управление уцелевшими городами. Сограждане-греки видели в Полибии своего благодетеля и возвели в его честь много статуй. Умер Полибий от ран, полученных в результате падения с лошади.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

В историографии II—I вв. идеи и приёмы исследования историков предшествующего времени отчасти получают дальнейшее развитие, отчасти вызывают резкую критику. История теперь тесно связывается с изучением географического, этнографического и мифологического материала. В то же время интересы историков выходят далеко за пределы истории отдельного государства, в историографии ясно выступает тенденция всеобщей истории, стремление охватить историю всей ойкумены. Эта тенденция не случайна. Общий ход развития восточно-эллинистических государств, островов Эгейского моря, Балканской Греции и Македонии, Италии, Сицилии и Карфагена привёл к установлению экономических, политических и культурных связей между этими странами и к их постоянному взаимодействию. На взглядах историков того времени не могли не отразиться такие явления, как борьба за господство в Центральном Средиземноморье, вмешательство Рима в восточные дела, его успехи в борьбе с Македонией и царством Селевкидов, потрясшие современников события 40-х годов II в.: гибель цветущих городов, богатейших центров экономической жизни того времени — Карфагена, Коринфа, опустошение Греции и окончательная утрата ею независимости.

Величайшим представителем эллинистической историографии во II в. был Полибий (около 201—120), грек из города Мегалополя, выдающийся деятель Ахейского союза. Полибий жил в то время, когда его родина переживала критический момент, стремясь отстоять свою независимость в неравной борьбе. Первоначально Полибий занимал весьма сдержанную позицию по отношению к Риму. После поражения Персея он в числе тысячи ахейских заложников был отправлен в Италию. В Риме Полибий прожил много лет, был принят в кругах римской аристократии, вошёл в тесные дружественные сношения с кружком Сципиона Африканского, в частности с Панэтием, философские идеи которого оказали на него несомненное влияние.

Политические взгляды Полибия вполне определённы: он был противником демократии, сторонником консервативной политики. Он враждебно относился к Этолийскому союзу и, наоборот, идеализировал Ахейский союз и его политику. В Риме Полибий постепенно стал горячим сторонником римского государственного строя и римского господства.

Полибий объясняет успехи римлян прежде всего их государственным устройством. В нём Полибий усматривает реализацию идеального строя, основанного на гармоническом сочетании различных форм государственного устройства. Таким образом, идеи перипатетиков и стоиков, воспринятые и переработанные в учении Средней стой, были использованы Полибием для объяснения политической истории его времени. Описание римского государственного строя, которое он даёт в начале VI книги своего труда, представляет собой своеобразное смешение исключительно ценных наблюдений над римскими государственными учреждениями с явной их идеализацией в духе теорий греческой политической философии.

Изложение событий в разных частях античного мира строится у Полибия по определённому плану. Полибий представляет себе историю, как причинно обусловленный процесс, несмотря на то значение, которое он придавал судьбе. Он пишет прагматическую историю, т. е. стремится установить причины исторических явлений, но в понимании этих причин он не выходит за пределы идей, общих всей античной историографии: причинами оказываются мотивы, чувства и действия людей.

Полибий строго критиковал некоторых своих предшественников за их приёмы исследования и изображения исторических событий, но в основе его критики нередко лежит определённая политическая тенденция, как, например, в его строгом суждении о Филархе, стороннике царя Клеомена. В целом труд Полибия отличается глубиной взглядов и обстоятельностью изложения; история перестаёт быть у него чем-то неотделимым от художественного произведения и приближается к науке.

Совсем иной характер, чем труд Полибия, имели другие исторические или полуисторические произведения периода римских завоеваний. В греческой историографии II—I вв. до н. э., несомненно, была выражена и антиримская тенденция, хотя о ней нередко приходится судить лишь по отрывочным данным, сохранившимся у позднейших авторов. Яркими чертами характеризовали противники Рима его политику, его двоедушие, коварство и жестокость. Эти мотивы сильно звучат у писателя времени Августа — Помпея Трога. Он писал, что город Рим основан на братоубийстве, что у римлян души волков, ненасытная жажда крови, власти, богатств, что против этого народа-разбойника все должны поднять оружие.

В историографии поздне-эллинистического периода ярко выражен интерес к истории культуры. Ещё в IV в. до н. э. культурно-исторический и этнографический материал рассматривался в аспекте историко-философских и политических теорий. Образовалась определённая схема, совокупность приёмов и характеристик, нередко переносившихся с одного народа на другой. Разрабатывались темы, прочно вошедшие в научный обиход: происхождение народа и его имени, пища, одежда, жилище, способ правления, раннее законодательство, обычаи и пр. Из историков этого направления во II—I вв. крупнейшим был Посидоний, уже упоминавшийся как философ и естествоиспытатель. Он принёс в историю свои широкие философские взгляды, обширные сведения, блестящий риторический стиль. Типологическое изображение культурного развития, которое даёт Посидоний, оказало сильное влияние на литературные характеристики тех племён, с которыми имели дело греки и римляне,— кельтов, скифов и др.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 336-338.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Античный ученый Полибий известен как историк, политик, военачальник и автор фундаментальных произведений, частично дошедших до наших дней. Писатель интерпретировал для современников сотни реалистичных событий, происходивших в Греции и соседних государствах в период с 220 до 146 год до н. э.

Детство и юность

По мнению людей, изучавших историю Древнего мира, Полибий родился около 200 года до н. э. в греческом городе Мегалополисе, находившемся на полуострове под названием Пелопоннес. На раннюю биографию ученого повлияла кровная связь с семьей состоятельных аристократов, в местной общине уважали образованных предков, несших службу на благо государства.

Отец Ликорт являлся видным военачальником и политическим деятелем во времена существования Ахейского союза. Будучи командиром конного отряда, офицер сражался против армии лакедемонского правителя Набиса и входил в число послов, отправленных к египетскому царю из династии Птолемеев.

В зрелом возрасте влиятельный член древнегреческого общества получил должность стратега. Это позволило семье, где появился ребенок, жить без материальных проблем.

Сын столь влиятельной персоны рос под присмотром воспитателей. Педагоги высшего уровня учили его грамотно излагать мысли, читать и писать.

В качестве пособий использовались произведения знаменитого поэта Гомера и труды прославленного философа Аристотеля. На материалах классики мальчик осваивал искусство красноречия и методы ведения споров с подкованными оппонентами.

Судя по цитатам из книг, Полибий, в отличие от большинства сограждан, был равнодушен к религии. В детстве ему не внушали трепет имена богов Олимпа.

Физической и военной подготовкой занимались опытные офицеры, сыну Ликорта изначально было суждено возглавлять войска, и он привык к ежедневным тренировкам. Судя по античным скульптурам и бюстам, Полибий имел мужественную внешность и гармонично развитое тело.

В подростковом возрасте представитель знатного рода сопровождал отца, обремененного дипломатическими полномочиями. В результате он полюбил ездить верхом и охотиться на птиц и животных.

В молодости уроженец Древней Греции участвовал в церемонии похорон видного полководца, бывшего ахейским стратегом. Будущий военачальник нес урну с прахом Филопомена, вызывая зависть сотен людей.

Личная жизнь

О личной жизни Полибия историкам ничего не известно, в древних источниках нет информации ни об одной из законных жен.

Однако сохранились упоминания о том, что благодаря аристократическому воспитанию и продвинутому уровню интеллекта, потомка Ликарта принимали в богатых домах Римской республики. Предполагалось, что ученый завоевал доверие консула Луция Эмилия Павла Македонского и воспитывал его детей Фабия и Сципиона Эмилиана.

Карьера и творчество

В 169 или 170 году до н. э. Полибия избрали гиппархом. Чин кавалерийского офицера позволял произносить речи перед гражданами и предпринимать дипломатические поездки. Таким образом, ранняя политическая карьера была посвящена сохранению независимости мегаполиса и поддержке мирных связей с соседними территориями.

Древнегреческий историк пытался установить контакт с союзниками Римской империи, втянутой в Третью Македонской войну. Это приблизило его к избранию на должность стратега, или главнокомандующего городской армией.

В роли советника полководца Луция Эмилия Полибий участвовал в походе против македонского правителя Персея. В статусе побежденного он стал пленником, обвиненным в несоблюдении ряда договоренностей. На территории современной Италии грек пробыл несколько лет.

Неограниченный в передвижениях гиппарх участвовал в экспедициях в районы Александрии, Египта, Гадеса и государств, расположенных на побережье Атлантического океана. По возвращении он лично присутствовал при падении Карфагена, позже это событие превратилось в полный ярких подробностей рассказ и перекроило суть концепции многотомного труда.

Изменение политической обстановки позволило Полибию вернуться на родину. Он участвовал в заседаниях сенатской комиссии, занимавшейся национальными реформами, и внес вклад в сохранение греческой культуры.

ПОЛИ́БИЙ ( Πολ ύβιος ) (ок. 200 до н. э., Ме­га­ло­поль, Ар­ка­дия – ок. 120 до н. э., там же), др.-греч. ис­то­рик. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ис­то­рио­гра­фии эпо­хи эл­ли­низ­ма . Из знат­ной и вли­я­тель­ной в Ахей­ском сою­зе се­мьи; отец П., Ли­корт, не­од­но­крат­но за­ни­мал выс­шую долж­ность со­юз­но­го стра­те­га . Ве­ро­ят­но, на­став­ни­ком П. в по­ли­тич. и во­ен. де­лах был вы­даю­щий­ся ру­ко­во­ди­тель Ахей­ско­го сою­за Фи­ло­пе­мен . В 169 П. из­бран гип­пар­хом (вто­рая по зна­чи­мо­сти долж­ность в Ахей­ском сою­зе). По­сле за­вер­ше­ния 3-й Ма­кед. вой­ны в 167 в чис­ле др. со­оте­че­ст­вен­ни­ков (до ты­ся­чи чел. из знат­ных се­мей) от­прав­лен в Рим в ка­че­ст­ве за­лож­ни­ка. В Ри­ме жил в до­ме пол­ко­вод­ца Пав­ла Эми­лия, по­бе­ди­те­ля Ма­ке­до­нии. В это вре­мя П. сбли­зил­ся со мн. пред­ста­ви­те­ля­ми выс­шей рим. ари­сто­кра­тии; стал на­став­ни­ком, а за­тем и дру­гом Сци­пио­на Эми­лиа­на. В Ри­ме П. изу­чал про­из­ве­де­ния греч. ав­то­ров из кон­фи­ско­ван­ной биб­ли­оте­ки ма­кед. ца­рей. Воз­мож­но, то­гда же со­вер­шил б. ч. сво­их пу­те­ше­ст­вий (Ита­лия, Си­ци­лия, Ис­па­ния, юж. Гал­лия и др.); в го­ды 3-й Пу­ни­че­ской вой­ны (см. Пу­ни­че­ские вой­ны ) пред­при­нял пла­ва­ние вдоль зап. по­бе­ре­жья Аф­ри­ки. В 150 вме­сте с 300 ос­тав­ши­ми­ся в жи­вых ахей­ца­ми вер­нул­ся в Гре­цию. Од­на­ко вско­ре по при­гла­ше­нию Сци­пио­на Эми­лиа­на при­нял уча­стие в вой­не с Кар­фа­ге­ном (149–146), при­сут­ст­во­вал при за­вер­шаю­щем штур­ме го­ро­да. Воз­вра­ще­ние в Гре­цию сов­па­ло с за­вер­ше­ни­ем вой­ны ме­ж­ду Ахей­ским сою­зом и Ри­мом, взя­ти­ем и раз­ру­ше­ни­ем Ко­рин­фа (146). П. по­мо­гал ко­мис­сии Се­на­та рим­ско­го уре­гу­ли­ро­вать де­ла в Гре­ции. По­лу­чив от рим­лян со­от­вет­ст­вую­щие пол­но­мо­чия, П. за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей управ­ле­ния на за­воё­ван­ных зем­лях, стре­мил­ся до­бить­ся бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для по­бе­ж­дён­ных го­ро­дов.

Читайте также: