Профориентология как научная дисциплина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профес­сионального становления личности. Основными разде­лами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографироваиие и профессиональная ориентация.

Цель профориентологии — оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обу­чения, путей получения профессионального образова­ния, профессии, а также актуализация профессиональ­но-психологического потенциала личности.

1. Формирование профессиоведческой компетентно­сти: ознакомление с миром профессий, классифи­кацией и социально-психологической характерис­тикой профессий, типовыми сценариями профес­сиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуни­кативных и презентационных навыков, умений по тру­доустройству и самомаркетингу, способностей в обла­сти проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровож­дения профессиональной жизни человека с начала про­фессиональной дифференциации интересов и склонно­стей до завершения профессиональной биографии.

Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики:

1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использовани­ем кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самосто­ятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, пе­дагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:

а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлении, ценностных ориентации, установок и т.д.),

б) способностей и других личностных характери­стик человека;

в) потребностей народного хозяйства в специали­стах определенного профиля на каждом конк­ретном историческом этапе развития общества.

4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. Рассмотрение про­фориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию ак­тивности самой личности в вопросах выбора про­фессии. В этом случае вся система профориентациоиной работы может быть сведена к постанов­ке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопос­тавления уровня развития его способностей с уровнем развития этих же способностей у про­фессионалов. В конечном итоге такой подход све­дет всю профориентационную работу к профот­бору что уже имело место в конце 20-х—начале 30-х годов XX века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.

5. Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональ­ной деятельности.

1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Вложенные файлы: 1 файл

основы профориентологии OpenDocument.doc

Лекция Профориентология как научная дисциплина.

1. Понятие профориентология. цели , задачи.

2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.

3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза

4 вопрос: Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Профориентология — это практик ориентированная дисциплина представляет возможность будущим СП ознакомиться с технологиями места человека в мире профессий, помочь оценить ему свои предпрофессиональные способности, найти смысл в профилизации обучения.

Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографироваиие и профессиональная ориентация.

Цель дисциплины — сформировать представление об основах современной профориентологии, направленной на постепенное формирование субъекта профессионального самоопределения.

Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально- психологического потенциала личности.

1. Повысить уровень психолого- педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов

2. Познакомить с назначением профориентационной работы

3. Выделить возрастные особенности профессионального самоопределения

4. Изучить особенности планирования и организации профориентационной работы

5. Рассмотреть принципы организации проф. консультации и проф. отбора

6. Сформулировать этапы профессионализации.

7.Формирование профессионально- психологической компетентности мировоззренческой; социокультурной; социально-психологической; педагогической; производственно- технологической; профессиоведческой.

2 Понятие профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.

Профориентация ПО — это научно-обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности, в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности.

Профподбор
профинформирование- обязанности,оплата, режим труда

профпропаганда—формирование+ отношения к проблемам выбора профессии

Термин профессиональная ориентация трактуется в профориентологии как совокупность педагогических и психологических мер, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии специальности, а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой.

Основные ее характеристики профориентации:

1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:

а потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии интересов, стремлении, ценностных ориентации, установок и т.д.,

б способностей и других личностных характеристик человека

в потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля.

4. Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности.

Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в г. Страсбурге Франция и в 1908 г. в г. Бостоне США. Обычно называют следующие причины появления первых профориетационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города в поисках работы и лучшей жизни, проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее подходящих людей уже со стороны работодателе. Но все это причины — социально-экономически. Для нас остается вопрос: каковы же психологические причины возникновения профориентации Иными словами, что изменилось в сознании людей в тот период и именно в этих странах

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку. Сама проблема свободы порождает перед людьми значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свои выборы. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы.

3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза

Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития.

Знание особенностей профессионального становления личности, развития профессиональных склонностей позволяет специалистам-профконсультантам наиболее эффективно построить профориентационную работу и, следовательно, решить проблему профессионального самоопределения.

Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение оказывают знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится самоопределение дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Подростковый возраст — это период первичной оптации. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими штрихами профессионального самоопределения.

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного Я кто я каковы мои способности каков мой жизненный идеал кем я хочу стать. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически более комфортно чувствуют себя девушки и юноши, которые получают среднее полное общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

Таким образом, для старших подростков, и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном вынужденно или по желанию выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

Молодость до 27 лет. Это возраст социально-профессиональной активности. Как правило, уже имеется определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений- Но подавляющее большинство, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами.

Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку Я-концепции. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:• совершенствование и повышение профессиональной квалификации;• инициирование повышения в должности и смена работы;• выбор смежной специальности или новой профессии.

Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально- психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть личностью, индивидуальностью в профессиональном труде.

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме менторинга — наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение профессиональной беспризорности, дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.
4 вопрос: Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения — полноценная реализация профессионально- психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное — помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально- психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профес­сионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образова­ния, профессии, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетинту, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала про­фессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Методологической основой профориентологии является синергетика - область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.

Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.

Ее предметом являются профессионально обусловленные феномены, закономерности и механизмы вза­имосвязи человека с миром профессий.

Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы философии, социологии, психологии и педагогики. Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.

Профессионализация как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравноценного и вероятностного профессионального становления личности охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности.

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Неча­ева, Г. В.Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы Л. А. Бодалева, А. А. Деркача, Ю. М. 3абродина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой. Для теоретического анализа психологических про­блем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Голланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:

Ÿ профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

Ÿ процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерности, учебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личности;

Ÿ ядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии - про­фессиональное самоопределение;

Ÿ индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, знание психологических особенностей профессионального становления позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю (Зеер Э. Ф., 2006).

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода (Смирнова Е. Е. , 2003).

Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание, объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н. Д. Левитов); Степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С. Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А. А. Смирнов) и др.

На сегодняшний день нет общепринятой, классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью.

Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентаций выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.

Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профес­сиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, ее поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взаимозависимы (Климов Е. А., 1996).

Профессионально важные качества.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.

Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.

Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше про­фессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.

Требования, качества и возможности чело­века обусловливающие его пригодность к избранной профессии.

1) Профессия может предъявлять требования к здо­ровью человека;

2) К наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;

3) К психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он об­ладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности (Смирнова Е. Е., 2003).

Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качест­ва, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК (Шадриков В. Д., 1994). Профессионально важные качества могут быть специфическими и неспецифическими.

Неспецифические ПВК – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией.

Это такие качества человека, которые обеспечивают его возмож­ность и готовность к трудовой деятельности, и успех в любой про­фессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной ра­ботоспособности, нормальный уровень интеллектуальной актив­ности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.

Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обя­занностям и обеспечат успех в любой профессии.

Специфические ПВК – это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения опре­деленной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.

Если уровень профессионально важных качеств человека не соответствует профессиональным требованиям профессии или отсутствует профессиональная компетентность, или имеются какие­-то противопоказания по здоровью, то тогда человека считают непригодным к данной профессии.

К сожалению, довольно сложно, а порой и невозможно изменение здоровья в лучшую сторону, с этим ничего нельзя поделать и приходится считаться при выборе профессии. Но объем знаний и умений, то есть свою профессиональную компетентность, человек, если захочет, может увеличивать безгранично.

Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризует успешность при обучении, овладении профессией и удовлетворенность человека сво­им трудом. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений. По тому, насколько способности человека соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно судят о его профессиональной пригодности.

О профессиональной непригодности человека к определен­ному труду можно говорить лишь тогда, когда у него есть отклонения в состоянии здоровья, которые могут мешать профессиональ­ной деятельности или будут углубляться в процессе работы. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большое количество профессий и специальностей, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их нельзя компенсировать. Модельер, дизайнер помимо художественного вкуса, воображения, должен иметь художественные способности, а, например, дегустатор - уникально развитое обоняние и вкус.

В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который тре­буется для овладения профессией, то человека можно считать про­фессионально пригодным к этой профессии. Если же он не соот­ветствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека. Однако профессио­нальная пригодность - формируемое качество. Если человек чего-­то очень захочет и будет упорно добиваться поставленной цели, то у него все получится. Например, физически слабый и малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся русским полководцем, а страдающий дефектом речи Цицерон - знаменитым оратором (Смирнова Е. Е., 2003).

Профессионально желательные качества – это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых ка­честв профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.

Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются тактичность, доброжела­тельность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людь­ми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.

Для каждого из пяти типов профессий эти профессионально важные качества свои.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


Профориентология – это научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональная ориентация, дифференцированное профессиографирование и профессиональное самоопределение. Данные разделы будут последовательно рассмотрены на страницах учебно-методического комплекса. В рамках 1-ой лекции речь пойдет о методологии профессионализации.

Цель профориентологии – оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, профессии, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

1. Формирование профессиоведической компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведических компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека сначала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Методологической основой профориентологии является синергетика – область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Профориентология как самостоятельная область науки характеризуется собственным предметом и методами исследования. Ее предметом являются профессионально обусловленные феномены, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий. Как комплексная научная дисциплина профориентология использует методы философии, социологии, психологии и педагогики. К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография.

Профессиональная ориентация, как система мер, предназначенных для выявления в характере человека склонности к определенному роду деятельности, и направленная на оказание психологической поддержки в вопросе выбора профессии и преодоления трудностей в самоопределении, появилась не так давно

В советской России в 20-30-е годы XX века также существовала практика профотбора, не нашедшая в те времена большой государственной поддержки. И только сорок лет назад, благодаря серьезному и комплексному подходу в рассмотрении проблем профессиографии и выбора профессии, изучению которых посвятил свою жизнь знаменитый психолог Евгений Александрович Климов, профориентация была реабилитирована как наука

В дальнейшем, с созданием научно-методических центров в крупнейших городах страны, профессиональная ориентация получила государственное финансирование. Центры профессиональной ориентации были нацелены на работу с молодежью, и объединяли наиболее выдающихся психологов того времени, которым ставилась задача не только проводить работу со школьниками и учащимися, но в первую очередь разрабатывать новые подходы и методы профконсультирования.

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода (Смирнова Е. Е. , 2003).

Для решения многих вопросов профориентологии необходима классификация профессий. Разные авторы предлагают различные основания для анализа профессий: содержание, объем конкретной области труда, технико-организационные условия, рабочие функции; общее описание профессии, характеристику профессионального труда и его организации (Н. Д. Левитов); Степень автоматизации и значение волевых процессов в труде (С. Г. Струмилин); изучение рабочих профессий и их критический анализ (А. А. Смирнов) и др

На сегодняшний день нет общепринятой, классификации профессий. А. Ро выделяет восемь групп профессий (обслуживание, деловые контакты, организация и руководство, технология, наружные загородные работы, наука, общая культура, искусство). К.М. Гуревич выделяет два типа: профессии с абсолютной профессиональной пригодностью и профессии с относительной профессиональной пригодностью

Дж. Голланд на основе компонентов личностной направленности, интересов и ценностных ориентаций выделил шесть типов личности (реалистический, социальный, конвенциональный, предпринимательский, интеллектуальный, художественный), которые представляют интерес в исследовании предпрофессиональной дифференциации направленности. Представители каждой профессии создают определенную профессиональную среду. Идея классификации Дж. Голланда состоит в том, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворение, получаемое от собственного труда, обусловлены соответствием типа личности типу профессиональной среды.

Каждый человек проходит некоторую лестницу становления его личности, идя по нарастающим ступеням трудности в вопросах образования. Это ступень достижения элементарной профессиональной грамотности, ступень общего образования, ступень профессиональной компетентности, ступень широко понимаемой культуры, ступень формирования индивидуального менталитета личности, придающая человеку неповторимость и уникальность. Менталитет личности, ее поведение, восприятие окружающего, мировоззрение не сформируются без предыдущих ступеней образования. Таким образом, качественное обучение и место человека в мире взаимозависимы (Климов Е. А., 1996).

классификация является максимально личностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек (Зеер Э. Ф., 2006).


-75%

Читайте также: