Профильное образование что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из злободневных проблем отечественной образовательной системы, функционирующей недостаточно эффективно для успешного становления личности, является слабое развитие направлений профильного образования. Это, в свою очередь, приводит к низкому уровню осведомленности учеников о существующих профессиях и не позволяет им получить объективное представление о трудовом пространстве современного общества.

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

На сегодняшний день в перечне вопросов, которые, несомненно, обязаны быть затронуты реформой общего образования, можно назвать профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Данная система является многокомпонентной, поскольку организация профильных учебных процессов основывается на объединении усилий средних школ и высших учебных заведений. Поскольку число направлений профессиональной подготовки не имеет строгих ограничений, допустимым является его дополнение, нацеленное на решение потребностей конкретного региона.

профильное образование это

Причиной актуальности вопросов, связанных с введением дополнительного профильного образования, являются статистические сведения, полученные от Всероссийского центра изучения общественного мнения. Оказывается, каждый девятый старшеклассник считает действующую систему обучения ограничивающей его способности и препятствующей реализации приобретенных навыков. Качественное профильное образование в школе отсутствует – так считают около 80 % опрошенных школьников, ведь, по их мнению, общеобразовательные учреждения не дают каких-либо конкретных установок для дальнейших профессиональных ориентиров.

Принципы выбора специализированного направления

  • вид дифференцированной программы обучения;
  • способ профессионального самоопределения;
  • направление, основанное на индивидуально-ориентированном подходе.

образование профильное обучение

Учебные программы одного учебного заведения, составляемые с учетом его профильной направленности, могут кардинально отличаться друг от друга. Это позволяет выделить главные основания для классификации данной формы обучения:

  • по способностям учащегося;
  • по специальным возможностям;
  • по физиологическим и индивидуальным качествам;
  • по увлечениям и интересу;
  • по религиозным и национальным признакам.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Исходя из данной типологии, несложно сделать вывод о роли профильного обучения. Образование, получаемое в средней школе, к сожалению, не включает в свою систему курсы профориентации, что реально тормозит процессы самоопределения учащихся.

профильное образование в школе

Таким образом, содержание образовательных программ должно быть направлено на получение специальности и профессиональную деятельность в будущем. Кроме того, профильное образование – это комплекс соответствующих выбранному направлению дисциплин (специальность, дополнительный и прикладной профильный предметы), которые должны быть включены в учебный план наравне с общеобразовательными курсами.

Какие дисциплины считаются профильными?

В перечень профильных дисциплин включены предметы, определяющие направления обучения. Они являются не просто обязательными для учеников, сделавших выбор в пользу данного профиля. На изучении этих предметов делается упор на протяжении годового учебного процесса. Например, самыми распространенными направлениями, которые дополняют школьную программу, можно назвать следующие:

  • гуманитарное (литература, русский и иностранные языки);
  • физико-математическое (физика, алгебра, геометрия);
  • естественно-научное (химия, биология, география);
  • социально-экономическое (экономика, обществознание, правоведение, история).

Внедрение профильных предметов в общеобразовательный курс

При грамотном планировании школьные учебные программы должны получить профильное ядро, представляющее собой дисциплины специализации, предметы прикладного и общегуманитарного развития. Образование в классах соответствующего направления формируется также на изучении общекультурных дисциплин.

уровни профильного образования

Во многом успех программы профильного образования зависит от правильного и относительного урезания материала непрофильной сферы. В большинстве случаев избежать перегрузки учебных часов удается за счет частичной интеграции профильных курсов за счет общеобразовательных.

Ориентирование на индивидуальные способности учащихся

Профильное образование – это сложнейший подход к обучению с различных позиций, целей, методов и форм, содержания деятельности преподавателя и учащегося. Если учитывать изменения, происходящие в системах моральных ценностей, социуме, то сам собой напросится вывод о том, что специализированное обучение представляет собой вполне закономерный результат развития и становления теории дифференцированного образования. Уровни профильного обучения основываются на личностном подходе к учебному процессу и воспитании профессиональных навыков.

профильное образование муниципальных служащих

Введение дополнительных курсов и дисциплин позволит минимизировать имеющийся разрыв между средним и профессиональным звеном образовательной системы или вовсе избавиться от него. Множество профильных школ сформированы за счет качественных изменений и серьезных преобразований организационных форм учебного процесса. Изменения в структуре и организации обучения в какой-то мере благоприятно отражаются на взаимодействии преподавателей с учащимися.

Преимущества профильного обучения для школьников

Так, учитываются интересы и склонности учеников, их способности и степень заинтересованности в выбранном направлении. Профильное образование – это то, что позволяет создавать все необходимые условия старшеклассникам при максимальной отдаче их профессиональным намерениям и интересам. Изменения затронут и дальнейшую траекторию образовательного процесса, поскольку курсы профильной направленности позволят дифференцировать и индивидуализировать базисную модель обучения.

программа профильного образования

На любом уровне профильного образования обучение позволит решить следующие задачи:

  • обеспечить учеников основательными знаниями по дисциплинам выбранного профессионального направления;
  • активизировать потребность учащихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности;
  • помочь школьникам сориентироваться в круге проблем и найти решение, связанное с нужной сферой деятельности;
  • выработать мотивацию у учащихся к исследовательской и научной работе;
  • сформировать у учеников критическое и креативное мышление, помогающее активно принимать информацию;
  • наделить выпускников пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими высшие заведения.

Профильное образование в сфере гражданской службы

Кстати, вопрос профильного обучения затрагивает не только школьников. С начала текущего года введены новые квалификационные стандарты для государственных и муниципальных служащих. Профильное образование стало для работников данной сферы обязательным, в противном случае занять определенную должность невозможно. К претенденту на вакансию также предъявляется ряд требований, затрагивающих опыт работы, личные качества и профессиональные навыки.

дополнительное профильное образование

С принятием соответствующего федерального закона в государственных и муниципальных структурах была успешно запущена аттестационная система. Так, по результатам прохождения внеочередного экзамена служащий, не соответствующий критерию в части профильного образования, но при этом отвечающий другим необходимым для исполнения служебных обязанностей требованиям, обладающий умениями и навыками, стажем и личностными качествами, получает разрешение на продолжение замещения должности гражданской службы.

Заключение

Нововведение в сфере госслужбы является очередным подтверждением того, насколько велико значение профориентационной деятельности педагогов в общеобразовательных учреждениях. Ведь выпускникам школы крайне важно не ошибиться с выбором профильного учебного заведения и специальности, которая позволит находиться в полной гармонии с естественным призванием на протяжении всей дальнейшей жизни.

В современной системе знаний закрепилось понятие "базовое образование", означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образование последующей ступени: начальное образование - является базовым для среднего образования, среднее образование - является базовым для высшего образования, высшее образование является базовым для образования в аспирантуре (при соискании ученой степени кандидата наук) , образование в аспирантуре является базовым при соискании ученой степени доктора наук) .
Важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование (бакалавр) должно соответствовать профилю высшего ообразования (магистр) , высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре (кандидат наук, или доктор философии) , первая первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук) . В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому - для продолжения образовательного процесса.

Отбросим эти cognitive рассуждения. Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Профильное образование-это когда предприятие посылает молодого человека или девушку на учёбу за счёт данного предприятия именно на ту специальность, которая в данный момент НЕОБХОДИМА предприятию. Естественно, с возвратом этих учащихся на данное предприятие.

Как же здорово что все мы в этом посте собрались. Клуб умелых копипастеров, теперь дружненько бьемся головой об свою клавиатуру. У кого получится набить этот текст себе на лоб, то лучший в этом посте. )))))

Профильное образование: определение, особенности - фото

Необходимость обновления процессов, обеспечивающих получение среднего образования в России, назрела достаточно давно. Функционирующая преимущественно на базе советских наработок учебная система безнадежно устарела. Она не только игнорирует цифровизацию общества, но и не может полноценно подготовить школьников к сдаче ЕГЭ (большинство учеников старших классов вынуждены прибегать к услугам репетиторов).

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

Сформированная в России система среднего образования охватывает широкий круг дисциплин, поскольку направлена то, чтобы ученики получали всесторонние знания. Равномерное распределение нагрузки между предметами абсолютно оправдано до момента перехода в 10 класс, когда приходит время выбирать специализацию, с которой старшеклассник хотел бы связать жизнь.

young-woman-looking-math-problem-blackboard (1).jpg

В западных образовательных учреждениях на этом этапе к работе с подростками подключается педагог по профильной ориентации. Основываясь на многочисленных тестах и личном общении, наставник помогает молодым людям определиться с вектором дальнейшего развития и подсказывает, на какие предметы стоит обратить повышенное внимание.

Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз. Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

В российских же школах до недавнего времени подростки в 10-11 классах тратили одинаковое количество времени на подготовку ко всем предметам вне зависимости от того, какие именно ЕГЭ они собирались сдавать.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Профильное образование – это система обучения, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. При таком подходе образовательный процесс максимально персонализируется и подстраивается под способности, темперамент, интересы, увлечения и особенности молодых людей.

Согласно концепции профильного образования, учебная программа должна быть гибкой и предлагать ученикам (помимо общеобразовательных дисциплин) освоение дополнительных предметов, соответствующих выбранной специализации. Так, например, если школьник тяготеет к филологии, в его расписание можно добавить историю языка, языкознание, основы семантики, лингвистику и т.д.

Кроме того, прекрасным подспорьем для глубокого освоения будущей профессии являются элективные курсы – вспомогательные занятия на выбор учащегося. Это могут быть как программы, связанные со специальностью, так и дисциплины общей направленности. Они реализованы преимущественно в форме персональных проектов, которые ученики выполняют под присмотром наставника в течении одного-двух лет.

Какие дисциплины считаются профильными?

Согласно государственным образовательным стандартам, российские школы обеспечивают реализацию учебных планов по 5 профилям:

Подойдет для подростков, тяготеющих к изучению языков, а также интересующихся историей. Помимо родной и иностранной литературы, предполагает углубленное освоение права и обществознания;

В его основе лежат все разделы математики (в том числе мат. анализ), география и право. Дополнительно включен курс экономики.

Как и экономико-социальный, опирается на математику. Вспомогательными дисциплинами являются химия и биология;

На него стоит обратить внимание школьникам, которым нравятся уроки информатики и физики.

Не предполагает углубленного изучения каких-либо предметов. Базовый учебный план идеален для тех школьников, чьи увлечения не входят ни в одну из перечисленных выше групп предметов.

Обязательные для всех учащихся дисциплины это: русский и иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), литература, история, ОБЖ, физкультура и астрономия.

group-students-looking-computer-control-robot-with-raised-hands-while-their-teacher-demonstrating-its-abilities-lesson (1).jpg

Особенности профильного образования

Специфика профориентации в российских школах заключается в том, что после сдачи экзаменов в 9 классе оставшиеся для дальнейшего обучения подростки выбирают класс по одному из направлений, которые определило учебное заведение. Т.е. изначально список профилирующих областей отбирает именно школа.

В небольших образовательных учреждениях, где всего 2-3 старших класса, специализации обычно следующие: естественные науки, филология, универсальный профиль. Соответственно ученикам, интересующимся творчеством, IT-технологиями, психологией и т.д., все равно придется делать выбор из перечисленных выше направлений.

Комплектация профильных классов происходит на объективной и прозрачной основе, поскольку каждая школа имеет нормативный акт, в котором четко обозначены условия приема в старшие классы.

Преимущества профильного образования

Профориентация на самом деле помогает старшеклассникам, потому что:

  • Учитывает персональные особенности и желания школьника, а значит, позволяет сформировать учебный план, который максимально эффективно подготовит подростка к предстоящим экзаменам;
  • Предполагает грамотную организацию учебного процесса с использованием диджитал-технологий (интерактивные доски, лазерные указки, видео-презентации);
  • Заставляет педагогов постоянно повышать квалификацию, чтобы давать ученикам актуальные знания о современных профессиях.
  • Знакомит молодого человека с особенностями выбранной специализации еще в школе.

Если говорить о недостатках профильного образования, то единственный по-настоящему достойный внимания вопрос – сильная временная загрузка школьника. Однако реальная польза от внедрения профильных классов сильно превышает имеющийся минус.


Еще совсем недавно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, достаточно было иметь диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. С каждым годом требования к кандидатам становятся все более жесткими. Так, многие работодатели сейчас требуют от своих сотрудников наличие профильного образования. В данной статье мы рассмотрим, что такое профильное образование, его особенности и почему оно является основным условием для принятия на ту или иную должность.

Что такое профильное образование?

Профильное образование – это приобретение конкретных углубленных знаний в той отрасли, которая будет соответствовать дальнейшей сфере профессиональной деятельности человека. Получить профильное образование можно в высших или средних учебных заведениях, а также в учебных центрах дополнительного профессионального образования. Напомним, что важным условием зачисления на курс профпереподготовки является наличие у слушателей среднего или высшего профессионального образования. Основной целью профильного образования является подготовка учащихся к предстоящей профессиональной деятельности.

20944389 (1).jpg

Особенности профильного образования

Профильное образование имеет свои особенности и нюансы. Как показывает практика, многие абитуриенты не понимают, что выбор будущей профессии не заканчивается на выборе специальности в учебном заведении. Для того, чтобы правильно выбрать будущую профессию, необходимо определиться с направлением подготовки, специальностью и профилем обучения. Не понимая разницы между этими понятиями, существует большая вероятность того, что Вы попадете совсем не туда, куда желали. Ни для кого не секрет, что карьера и успех зависят от правильно выбранной специальности. Для этого рассмотрим детально, что такое направление подготовки, специальность и профиль обучения.

Направление подготовки – это укрупненное название профессиональной образовательной программы. Каждое направление подготовки может включать в себя несколько специальностей.

  • Математика и компьютерные науки;
  • Информатика и вычислительная техника;
  • Информационные системы и технологии;
  • Прикладная информатика;
  • Программная инженерия.

Профиль – это более узкая специализация. Именно профиль определяет специфику трудовой деятельности человека. Поэтому, чтобы выбрать будущую профессию, необходимо правильно определиться с профилем обучения.

Важной особенностью профильного образования является наличие учебного плана, в который включены специальные предметы, раскрывающие содержание определенного направления профессиональной деятельности.

Изучение специальных (профильных) предметов в различных учебных заведениях приходится на разное время. Так, в среднем специальном учебном заведении профильные дисциплины начинают осваивать со второго семестра второго курса или же с начала третьего курса, так как в первый год студенты еще изучают школьные предметы. В высших учебных заведениях изучение профильных дисциплин начинается со второго курса, а первый год обучения содержит лишь общеобразовательные предметы. Что касается центров профессиональной переподготовки, то учебным планом предусмотрено изучение только профильных предметов.

Профильное образование студента заканчивается в тот момент, когда он получает диплом о высшем (среднем) специальном образовании или диплом о профессиональной переподготовке, который позволит занять вакантную должность в профильной организации.

successful-computer-gadget-digital-close (1).jpg

Почему работодатели требуют профильное образование?

В последнее время профильное образование стало ключевым требованием к соискателям во время приема на работу. Причиной этого стали не личные прихоти работодателей, а новые профстандарты, разработанные Министерством труда. Хоть это требование распространяется не на все профессии, но является обязательным для многих их них. Например, средний и высший медицинский персонал, педагоги, воспитатели в детских садах должны обладать определенными знаниями, соответственно, работодатели обязаны соблюдать требования, предъявляемые к образованию своих сотрудников.

Поэтому, чтобы повысить свои шансы при трудоустройстве на ту или иную должность, необходимо получить профильное образование, которое будет ей соответствовать.

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове "школа", то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?


Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится "отсев" учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс "Математическая статистика" позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе


Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных "доработках". При этом "довести" профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Читайте также: