Чем отличается тьютор от ассистента в школе
Обновлено: 04.07.2024
Что делает тьютор? Содержание персонального сопровождения детей с ОВЗ
В обязанности тьютора входит:
- Создание условий, при которых ребенку будет комфортно находиться в школе.
- Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе. Нужно подготовить или выбрать с учетом физических и психических особенностей ученика его парту и место тьютора, освещение, электронные и бумажные учебные материалы, сенсорные принадлежности, помещение для проведения индивидуальных занятий и отдыха.
- Организация пространства школы с учетом ОВЗ ребенка, в том числе обеспечение удобной навигации по учебному заведению с помощью указателей, разметки, текстовых табличек и пиктограмм, пандусов.
- Обеспечение особого школьного режима для ребенка.
- Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками ученика для создания и поддержания комфортной психологической атмосферы.
- Обеспечение условий для социализации ребенка. Необходимо помочь подопечному войти в коллектив, установить и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками. Также должна проводиться работа со здоровыми детьми, чтобы они приняли ребенка с ОВЗ и подружились с ним.
- Обеспечение условий для усвоения общеобразовательной программы. Нужно адаптировать программы и учебный материал с учетом физических и психических возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, помогать преодолевать возникающие трудности в учебе. Образовательный маршрут постоянно корректируется в зависимости от достигнутых результатов. Для успешной реализации учебного плана тьютор обеспечивает взаимодействие учителей, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов друг с другом, с родителями.
Частные тьюторы также оказывают родителям детей с ОВЗ помощь в выборе школы и поступлении в нее, в сборе и оформлении необходимых документов.
В чем заключается работа тьютора?
Специалист находится с подопечным на протяжении всего школьного дня. В это время он:
- помогает ребенку с ОВЗ встраиваться в образовательный процесс;
- помогает педагогам выстраивать обучение ребенка с ОВЗ таким образом, чтобы оно не оказывало негативного влияния на качество образования других детей;
- ведет наблюдение за подопечным, и вносит заметки в специальный дневник.
Чем тьютор отличается от ассистента, и кто может работать на этой должности?
Тьютор относится к педагогическим работникам, а ассистент нет. В обязанности тьютора входит помощь ребенку в освоении учебной программы. Ассистент оказывает только техническую помощь, к которой относятся:
- сопровождение в школу;
- помощь в ориентации и передвижении по зданию;
- обучение использованию средств реабилитации;
- помощь в ведении записей, приведении в порядок рабочего места, соблюдении необходимых санитарно-гигиенических правил и норм.
Тьютор обычно сопровождает только одного ребенка, ассистент же может работать с несколькими детьми. В Минобрнауки РФ дают рекомендации по введению одной ставки ассистента на двух учеников, которым нужна специальная помощь.
Как и кому назначают тьютора?
Если рекомендаций ПМПК о тьюторском сопровождении или помощи ассистента у ребенка нет, решение о предоставлении помощника может быть вынесено психолого-педагогическим консилиумом школы. Период назначения специалиста может быть разным – на время адаптации ученика, на учебный год, полугодие, четверть, на весь срок обучения. Решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть пересмотрено с учетом динамики развития ребенка и освоения учебной программы.
Как стать тьютором?
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании способствует выявлению и развитию у детей с ОВЗ образовательных интересов и мотивов. Они включаются в школьную жизнь, адаптируются в социуме, успешно осваивают учебную программу. Потребность в тьюторах с развитием инклюзии будет только расти, поэтому сейчас самое время получить эту перспективную профессию.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Главная > Консультации > Омбудсмен > Чем отличается деятельность тьютора от ассистента?
Должности тьютора и ассистента сравнительно недавно вошли в нашу образовательную практику. В школах уже многие педагоги и психологи знают о том, что тьюторское сопровождения и сопровождение ассистента рекомендует психолого-медико-педагогическая комиссия, исключительно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители, получив заключение ПМПК, видят, что ребенку рекомендован тьютор или ассистент. Что будет означать такое сопровождение для ребенка, в чем разница между тьютором и ассистентом, что входит в обязанности тьютора, рассмотрим в данной статье.
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Действующее законодательство определяет круг обязанностей, дает определение и разъясняет особенности тьюторского сопровождения и сопровождения помощника-ассистента, оказывающего техническую помощь особенным детям. Для рассмотрения данных вопросов необходимо обратиться к следующим документам:
Тьютор и ассистент оказывают помощь детям с ОВЗ. Задачи, направления деятельности, особенности работы у данных специалистов сильно отличаются. Тьютор является педагогическим работником, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации адаптированной программы, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Ассистент — это прежде всего помощник, который оказывает техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию, при нарушении способности к передвижению, при нарушении способности к ориентации, при нарушении способности к общению.
Какое количество специалистов (тьюторов/ассистентов) требуется для сопровождения обучающихся с ОВЗ?
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1–6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор).
Требования к образованию тьютора и ассистента разные
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Отличия в деятельности деятельность тьютора и ассистента
Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Разработка и реализация адаптированной программы подразумевает:
1. Педагогическое сопровождение, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ.
2. Организацию образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
- оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
- разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
- разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
- контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
- консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Главными задачами ассистента являются:
- Получение информации от инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц в процессе оказания технической помощи.
- Обеспечение доступа на объекты социальной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам.
- Проведение инструктажа по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи.
- Уведомление родителей (законных представителей) о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья.
- Оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий).
- Оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях.
- Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Может ли школа самостоятельно принять решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи детям с ОВЗ?
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания, приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников. Это означает, что решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
- выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
- определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
На какой срок могут быть предоставлены услуги тьютора или ассистента?
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Если в заключении ПМПК таких рекомендаций нет, то психолого-медико-педагогическим консилиумом школы может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Также школьным консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента, если ребенок показывает положительную или отрицательную динамику развития обучающегося, освоения образовательной программы.
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе
Руководитель проекта "Школа ассистентов и тьюторов". Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области "Участие". Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.
В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.
- Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
необходимости такой услуги. - Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
рекомендаций в заключении ПМПК).
Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.
- Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.
Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.
Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:
Этапы процесса сопровождения
- Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
- Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
- Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
- тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
- тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
- тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
- разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Сначала разберемся, в чем отличие тьютора от ассистента:
Тьютор – специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.
Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие с другими детьми, в том числе с использованием планшетов и средств альтернативной коммуникации. Ассистент также оказывает помощь в одевании и раздевании ребенка, в передвижении по школе, и при необходимости помогает вести записи.
Нуждаемость ребенка в тьюторском сопровождении или в помощи ассистента может быть установлена:
- в заключении ПМПК;
- в решении школьного ПМПК (консилиума).
Обратите внимание, что даже при отсутствии соответствующей рекомендации в заключении ПМПК школьный консилиум может принять решение о необходимости постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом.
Как добиться указания на помощь тьютора или ассистента в заключении ПМПК?
Если ваш ребенок нуждается в помощи тьютора или ассистента, обязательно указывайте на это при прохождении ПМПК. Напишите в ПМПК заявление об обязательном рассмотрении вопроса нуждаемости вашего ребенка в помощи тьютора или ассистента, подробно укажите конкретные причины такой потребности. В качестве доказательств приложите характеристику из школы, заключения врачей и психологов, указывающих на трудности, которые могут быть преодолены ребенком только с помощью специалистов.
Как правило, нуждаемость ребенка в помощи тьютора или ассистента определяется психолого-медико-педагогической комиссией. В заключении ПМПК должны быть указаны рекомендации по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации. В том числе, нуждаемость в получении услуг ассистента (помощника) или тьютора.
Если в заключении ПМПК прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента, в силу закона ему должна быть предоставлена помощь таких специалистов. Для получения услуг тьютора или ассистента вам необходимо предоставить заключение ПМПК в школу и в орган образования, который является учредителем школы. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (п. 23 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013N 1082 ''Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии'').
Что если в заключении ПМПК не прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента?
Есть два варианта действий.
Во-первых, добивайтесь признания нуждаемости ребенка в помощи тьютора или ассистента через ПМПК. Вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей его здоровья и развития такая помощь действительно необходима.
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Что делать, если несмотря на заключение ПМПК помощь тьютора или ассистента не предоставлена?
Читайте также: