Профилактика школьной дезадаптации и педагогической запущенности

Обновлено: 01.07.2024

Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведен­ческих расстройств патологического и непатологического харак­тера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

Выделяют три уровня социальной профилактики.

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предус­матривает деятельность государства, общества, их институтов, на­правленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осу-89

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилак­
тика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные
факторы, связанные с отдельными видами отклонений или про­
блем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осу­
ществляется в процессе деятельности соответствующих субъек­
тов, для которых профилактическая функция является профес­
сиональной.

Одно из направлений профилактической деятельности соци­ального педагога — профилактика дезадаптации.

тации в привычных условиях в состояние относительно устойчи­вой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях су­ществования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности. Процесс переадаптации имеет несколько стадий.

1. Подготовительная — имеет место в том случае, если человек знает об изменениях или предполагает их с определенной степе­нью вероятности. В этой ситуации он накапливает определенную информацию о среде его предстоящего обитания и условиях пред­стоящей деятельности, создавая, таким образом, информацион­ное поле, которое станет одним из источников формирования адаптационных механизмов. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может но­сить активно-целенаправленный или же пассивный характер. Пер­вый тип познавательного поведения характеризуется стремлени­ем получить как можно больше информации, проявлением ак­тивного интереса к ней и использованием любых возможностей для ее получения. Второй тип выражается в пассивном восприя­тии получаемой информации.




2. Стадия стартового психического напряжения — пусковой мо­мент в действии механизма переадаптации. Состояние человека при этом сравнимо с переживаниями перед спортивными сорев­нованиями, выходом на сцену и т.п., когда происходит мобили­зация психических и личностных ресурсов. Внутренние ресурсы в дальнейшем используются в целях организации жизнедеятельно­сти в изменившихся условиях. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет чет­ко выраженных временных показателей. Она зависит от индиви­дуальных особенностей каждого человека, условий его жизнедея­тельности и т.д.

3. Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испыты­вать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Состояние дезадаптации можно рассматривать двояко. Во-пер­вых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раз­дражителей изменившейся среды и сигнализирующее о наруше­нии равновесия между психической деятельностью и требовани­ями среды, а также побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация — необходимый составной компонент адаптацион­ного процесса. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно сложным и длительным психическим состоянием, вызванным функционированием психики на пределе ее регуляторных и ком­пенсирующих возможностей или же в запредельном режиме и выражающимся в неадекватном реагировании и поведении лич-91

ности. Поэтому ситуация входа может иметь два возможных про­должения: выход на переадаптацию, когда приспособление чело­века к новым условием заканчивается этапами завершающего пси­хического напряжения и острой психической реакции выхода или выход на дезадаптацию.

Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и пра­ва, асоциальных формах поведения и деформации системы внут­ренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, со­циальных установок.

Дезадаптивное поведение бывает двух типов: 1. Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осо­знании возможной или явной опасности агрессия может направ­ляться на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к ее причинам, т.е. вымещаться не на истинных объек­тах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выра­жается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным пово­дам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрес­сивной личности.

2. Бегство от ситуации — уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негатив­ных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть са­мого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий.

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школь­ная и социальная дезадаптация.

литации должны стать доверие, опора на полезные интересы, свя­занные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущи­ми профессиональными планами и намерениями, а также пере­стройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.

Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадапта-1гии, характеризующаяся асоциальными проявлениями (скверно­словие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение соци­ально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы при­водит к затруднениям в профессиональном самоопределении, за­метно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие под­ростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая лучше всего мо­жет быть оказана в специализированных учреждениях (центры социально-педагогической реабилитации и т.п.).

Основными направлениями профилактики дезадаптивного пове­дения в деятельности социального педагога являются:

- консультационно-разъяснительная работа с родителями, пе­дагогами;

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе се­мьей;

- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходи­мых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;

- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведе­ния.

1 См.: Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррек­ция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.

Для иллюстрации последнего направления деятельности опи­шем технологию работы с устойчиво курящими подростками 1 .

Цель социально-педагогической деятельности: уменьшение дозы таба­ка, выкуриваемого в сутки.

Технологическая цепочка.

Первый этап — выявление курящих подростков, которое может быть явным и скрытым. Это зависит от общего числа подростков, рас­пространенности привычки к табаку среди них, от степени сформиро­ванное™ у них чувства ответственности, от референтности работающих с ними взрослых. Негласное выявление курильщиков требуется тогда, когда в среде подростков реальных курильщиков очень мало и есть риск спровоцировать на курение новичков. Очевидно, что при работе с труд­ными подростками эту процедуру можно проводить открыто и явно.

Второй этап — этап лицензирования.

I. Правилами должно быть закреплено, что легальное курение воз­можно только при наличии лицензии. Выдача лицензии производится административным органом. Лицензия является именным документом, удостоверяющим право ее владельца выкуривать указанное количество сигарет в день. Для получения лицензии необходимо зарегистрироваться в качестве устойчивого курильщика (публично признаться) и принять на себя определенные обязательства. Обязательства достаточно просты — они сводятся к неукоснительному выполнению правил курения. Возможно введение разновидностей лицензии, например так называемая красная лицензия (лицензия бросающего курить). Получение лицензии протека­ет как весьма бюрократическая процедура (все направлено на девальва­цию ценности курения).

IV. Красная лицензия контролируется обычным порядком. В лицензии четко по часам, минутам, сигаретам прописана доза табака, выкуривае­мая владельцем такой лицензии.

V. Правила для курения.

Настоящие Правила определяют порядок курения табачных изделий на территории школы и обязательны к исполнению всеми учениками и сотрудниками.

1. Курение является пагубной привычкой, вредящей здоровью и уни­жающей достоинство ученика; кроме того, курение отрицательно ска­зывается на благополучии школы и эффективности ее работы.

2. Курение запрещено на всей территории школы, за исключением мест, специально установленных для этого дирекцией школы.

3. Курение запрещено всем ученикам школы, за исключением встав­ших на учет и получивших лицензию на право курения (далее — лицен-зиант).

4. Лицензия является единым для школы документом, удостоверяю­щим право ученика потреблять табачные изделия в дозах, не превышаю­щих установленные медицинскими показаниями. Лицензия представляет собой именной документ строгой отчетности, не подлежит передаче дру­гому лицу, а также не может быть отдана в залог или отторгнута любым иным способом.

5. Безусловно и повсеместно запрещены любые разговоры учеников друг с другом о курении и демонстрация табачных изделий.

6. Хранить табачные изделия лицензиаты должны так, чтобы не до­пустить доступа к ним посторонних.

7. Безусловно запрещены любые разговоры лицензиантов в месте для курения.

8. Запрещено нахождение в месте для курения лиц, не имеющих ли­цензии на право курения, а также лицензиантов, окончивших сеанс курения.

9. Запрещена передача табачных изделий от одного лица другому.

Ответственность за нарушение настоящих Правил: 1.Нарушение пп. 2, 3 настоящих Правил наказывается исправитель­ными работами на благо школы, а также выражением нарушителю об-95

щественного презрения. Нарушения, совершенные неоднократно либо в особо злостной, циничной форме, наказываются почетной ссылкой к месту постоянного проживания (в данном случае речь идет о лагерном сборе).

2. Нарушение пп. 5 — 8 настоящих Правил наказывается выражением нарушителю общественного презрения. Нарушения, совершенные не­однократно либо в особо злостной и циничной форме, наказываются исправительными работами на благо школы.

3. Нарушение п. 6 настоящих Правил наказывается конфискацией та­бачных изделий и отзывом лицензии.

4. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил путем незаконного по­лучения табачных изделий, наказывается исправительными работами на благо школы и выражением всеобщего презрения.

5. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил п у т е м незаконной переда­чи табачных изделий, кроме того, наказывается конфискацией табачных изделий. В случае совершения данного нарушения лицензиантом его ли­цензия не отзывается, но он становится на табачное довольствие от ди­рекции школы и получает специальные табачные изделия под расписку.

Важной задачей социального педагога в системе образования является профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности.

Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Выделяют три уровня социальной профилактики.

· Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п.

· Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

· Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Одно из направлений профилактической деятельности социального работника - профилактика дезадаптации.

Процесс переадаптации имеет несколько стадий.

· Подготовительная — имеет место в том случае, если человек знает об изменениях или предполагает их с определенной степенью вероятности. В этой ситуации он накапливает определенную информацию о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, создавая, таким образом, информационное поле, которое станет одним из источников формирования адаптационных механизмов..

· Стадия стартового психического напряжения — пусковой момент в действии механизма переадаптации. Состояние человека при этом сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену и т.п., когда происходит мобилизация психических и личностных ресурсов.

· Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.

Дезадаптивное поведение бывает двух типов:

· Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, непричастных к ее причинам, т. е. вымещаться не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности.

· Бегство от ситуации - уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий.

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.

Социальная дезадаптация – более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального работника являются:

· Консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами

· Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей

· Организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб

· Патронаж дезадаптированных несовершеннолетних

· Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения

5. Профилактика социальных отклонений.

Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону.

Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах.

Уровнями социальной профилактики являются:

· Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

· Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

· Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Социально-профилактический подход предполагает широкое использование различных социальных учреждений с целью усиления профилактики девиантного поведения.

Таким образом, социальная профилактика девиантного поведения подразумевает всеохватывающий и комплексный характер, она должна отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальная профилактика – важнейшее направление социальной работы.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики.

Важнейшими условиями, определяющими эффективность этой социальной технологии, являются также профессионализм субъекта воздействия и комплексный характер профилактического применения.

6. Технология индивидуального консультирования.

Социально-педагогическое консультирование — это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.

· Знакомство, начало беседы.

· Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

· Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

· Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма — телефонное консультирование (телефон доверия — ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Проблемные вопросы для дискуссии:

Важной задачей социального педагога в системе образования является профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности.

Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Выделяют три уровня социальной профилактики.

· Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п.

· Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

· Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Одно из направлений профилактической деятельности социального работника - профилактика дезадаптации.

Процесс переадаптации имеет несколько стадий.

· Подготовительная — имеет место в том случае, если человек знает об изменениях или предполагает их с определенной степенью вероятности. В этой ситуации он накапливает определенную информацию о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, создавая, таким образом, информационное поле, которое станет одним из источников формирования адаптационных механизмов..

· Стадия стартового психического напряжения — пусковой момент в действии механизма переадаптации. Состояние человека при этом сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену и т.п., когда происходит мобилизация психических и личностных ресурсов.

· Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.

Дезадаптивное поведение бывает двух типов:

· Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, непричастных к ее причинам, т. е. вымещаться не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности.

· Бегство от ситуации - уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий.

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.

Социальная дезадаптация – более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального работника являются:

· Консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами

· Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей

· Организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб

· Патронаж дезадаптированных несовершеннолетних

· Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения

5. Профилактика социальных отклонений.

Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону.

Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах.

Уровнями социальной профилактики являются:

· Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

· Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.

· Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Социально-профилактический подход предполагает широкое использование различных социальных учреждений с целью усиления профилактики девиантного поведения.

Таким образом, социальная профилактика девиантного поведения подразумевает всеохватывающий и комплексный характер, она должна отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальная профилактика – важнейшее направление социальной работы.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики.

Важнейшими условиями, определяющими эффективность этой социальной технологии, являются также профессионализм субъекта воздействия и комплексный характер профилактического применения.

6. Технология индивидуального консультирования.

Социально-педагогическое консультирование — это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Многие ученые выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Контактное консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.

· Знакомство, начало беседы.

· Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

· Воздействие. Простейший способ воздействия. задача социального педагога на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

· Завершение беседы. Этот этап включает: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощание консультанта с социальным педагогом.

Специфическим видом консультативной деятельности служит дистантное консультирование. Основная его форма — телефонное консультирование (телефон доверия — ТД) Особенностью телефонного консультирования является анонимность, способствующая формированию у клиента фантазийного образа консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал приятия.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке, или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия телефонной связи.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Проблемные вопросы для дискуссии:


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

ВложениеРазмер
statya.docx 19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Долинского района Сахалинской области

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация – это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение учебными действиями становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. Как следствие – появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социальной дезадаптации свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, и как следствие, способность адекватной самооценки.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Необходимо взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, классных руководителей для оказания социальной, педагогической помощи и поддержки. Зачастую необходимая помощь проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в работе социального педагога являются:

  1. Ранняя диагностика обучающихся, для выявления дезадаптированных.
  2. Проведение консультативно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, классными руководителями.
  3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, с семьей.
  4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, центров, служб.
  5. Разработка планов, программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Условиями успешного устранения социально-педагогической запущенности являются:

овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях социально-педагогической запущенности;

овладение методикой её диагностики и профилактики на основе взаимодействия;

создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями. [3]

В работе с детьми, подростками необходимо также создавать доброжелательные условия, определять их интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями. Создание более эмоционально теплых, доверительных отношений с учителями и одноклассниками, также даёт положительные результаты.

Необходимо выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В процессе взаимодействия между педагогом и подростком недопустима конфронтация, борьба, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие педагога в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, поощряют положительные сдвиги. Они способствуют хорошему поведению, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие подросткам, ободряют их при неудачах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прежде всего поговорим о то, что такое педагогическая запущенность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных последствий, невоспитанность чувств и навыков поведения, несоблюдение требований школьного коллектива и педагогов и недостатки учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношений и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых. Т.е. это здоровый, потенциально полноценный ребенок, но недостаточно обученный, воспитанный и развитый человек.

Причины педагогической запущенности могут быть разные:

Связанные со школой :

1. проявление профессиональной некомпетентности. Признаками такой педагогической запущенности могут быть:

а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отрицательные характеристики);

б) злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, Оскорбления);

в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка

г) нервозность, раздражение. Отвержение по отношению к ребенку

2. Недоброжелательное отношение к ученику ( в том числе и равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. Признаками такой педагогической запущенности часто бывает

А) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины

Б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей

В) репрессивные методы воздействия

Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности – занимать активную позицию:

- МО классных руководителей;

2. Способствовать оздоровлению психологического климата в школе.:

- путем проведения социально-педагогических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с классными руководителями);

- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований, вносить предложения по оздоровлению обстановки.
3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуации и самоанализу.

4. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе

5. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.:

Причины педагогической запущенности, связанные с семьей.

Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи могут быть обусловлены следующими причинами:

В семье царит двойная мораль (говорят одно, делают другое) Здесь ребенок вынужден воспринимать и усваивать одновременно и полноценные. Хорошие формы социального поведения и в то же время неправильные.

Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.

Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков.

Способы нейтрализации:

1.Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания.

3.Группа родительской взаимопомощи

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ:

Работа с трудными детьми.

Неблагоприятные последствия для личности:

Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, дезадаптация в обществе.

Неблагоприятные последствия для общества – антисоциальные проявления граждан:

- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и т.д.)

- агрессивного типа ( оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство)

- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.

Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:

- самое главное – сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов.

- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева;

- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем ;

- осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж

- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.

Отсюда можно сказать, что решая вопросы по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности в Лебяженской средней школе я ставлю следующие задачи:

Задачи:

обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;

выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;

выявление неблагополучных семей;

выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;

профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;

создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;

правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;

профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка

Читайте также: