Профессиональное образование как фактор развития личности кратко
Обновлено: 06.07.2024
Сложно переоценить роль обучения в развитии личности – образовательный процесс, в широком смысле, является единственно возможным для человека способом развития. Учимся ли мы мастерству рисования, игры на фортепиано, самоконтролю или управлению компанией – в мозгу происходит один и тот же процесс. Он заключается в формировании новых нейронных связей. Если спросить любого взрослого человека, какая часть тела наиболее важна для образования, то каждый даст логичный ответ: голова. Но можно задать и другой вопрос: много ли времени в образовательном учреждении было посвящено тому, как устроен человеческий мозг и как он работает, роль образования в развитии личности?
Вряд ли кто-то, кроме медиков или психологов, сможет ответить утвердительно. Человек каждый год покупает по нескольку замысловатых электрических приборов, принцип действия которых может быть ему так и не ясен. Но, по крайней мере, все мы учимся пользоваться инструкцией по применению. В этой статье мы детально рассмотрим процесс обучения, роль образования в развитии личности, а также те способы, которые позволят его ускорить и оптимизировать.
Образование и становление личности
Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда. Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм.
Готовность к обучению
Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.
Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение. Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска. То же самое относится и к освоению новых знаний.
Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:
- Часто ли я испытываю беспокойство?
- Часто ли я не нравлюсь себе?
- Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
- Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.
Закономерности работы мозга, влияющие на обучение
Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Образование – основа жизненного успеха
За последние десятилетия значительные перемены претерпели и требования к образованию. То, что еще недавно являлось высшим образованием, фактически становится средним уровнем. Теперь значение образования в развитии личности – вопрос, касающийся не только выпускников школы. Обучение, по европейским меркам, длится на протяжении всей жизни. В зависимости от нужд, человек овладевает новыми знаниями и навыками на разных этапах жизни.
Считается, что современный рост экономики больше не может обеспечивать работников с низкой квалификацией высокой заработной платой, как это было возможно в эпоху индустриализма. Роль образования в развитии личности теперь также проявляется посредством возможного повышения благосостояния. Имея финансовые средства, человек расширяет свои возможности в развитии и познании окружающего мира – он может путешествовать, позволить себе лучшее медицинское обслуживание, обеспечить качественный уровень жизни.
Высшее образование является некоей гарантией, что человек не окажется нищим. Социальное исследование, проведенное американскими учеными, показало: среди чернокожего населения, которое находится за гранью нищеты, доля лиц с незаконченным средним образованием составляет 51%. Этот же показатель среди белокожих американцев – 31%.
Экзистенциальные вопросы образования
Вся современная философия считает роль обучения в развитии личности непреложной. Чем больше людей имеют образование – узкопрофильное или широкое – тем больше у общества и его членов на здоровую и преуспевающую жизнь. Однако до сих пор ученые ищут методы и способы, которые позволили бы улучшить качество образования, повысить уровень образованности. Общество a priori предполагает, что обучение – значимо и необходимо.
Но не каждый индивид склонен так считать. Это может объяснить теория адаптации. С ее позиций, только те знания, умения и навыки важны, которые позволяют приспособиться к окружающей среде и выжить. Знания, которые не имеют прямого отношения к выживанию, не вызовут должной мотивации, чтобы их получить. Роль обучения в развитии личности интересует тех, кто способен сотворить над собой усилие – не каждый индивид способен найти в себе нужное количество свободной энергии для того, чтобы выполнять не нужные с точки зрения Природы действия.
В любом живом организме заложено стремление получить лучший результат посредством минимума усилий. Фактически, не для всех образование является абсолютным благом – однако каждый делает выбор сам, переступать ли ему через свою биологическую природу, или нет.
Второе высшее образование
Говорят, какое образование тебе действительно нужно понимаешь только после получения первого. Многие не задумываются о том, какова роль обучения в развитии личности, в чем заключаются их желания, выбирают вуз наобум. Не учитываются природные склонности и предпочтения. А факторы, которые, наоборот должны играть второстепенную роль, выдвигаются на первый план. Это престижность, желание родителей, выбор друзей, территориальная удаленность вуза. Получается так, что одаренные художники получают образование маркетологов, а физики превращаются в менеджеров.
Роль обучения в развитии личности: вредные советы
Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?
- Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
- Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
- Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
- Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
- Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
- Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
- Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.
Вывод
Образование – один из самых важных процессов. Он затрагивает как материальную сферу жизни человека, так и его личностный рост. Роль обучения в развитии личности выражается в приобретении человеком особого понимания мира, которое несет каждый тип образования. Биолог, менеджер по продажам или программист будет видеть мир по-своему. Это видение закладывается при получении образования.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Профессиональная деятельность современного квалифицированного специалиста характеризуется сочетанием приемов высокоорганизованного и высококвалифицированного труда, тесным образом связанных с глубокими профессиональными знаниями и широкой интеллуктуальной деятельностью, изобретательством и рационализаторством, активным участием в управлении и совершенствовании производства.
Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.
Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития. При этом важны равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса — студентов, преподавателей, управленческого и учебно-вспомагательного персонала; активизация и расширение взаимодействия этих субъектов в разных сферах жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и др.); открытость учебного заведения производственным, научным, общественным связям с другими субъектами в культурной, экономической, научной и иных сферах.
Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности требует:учитывать личностные особенности, начиная с отбора абитруриентов и заканчивая выпуском специалистов; в образовательном стандарте наличие не только определенных знаний и умений выпускников, но и профессионально важных черт личности; регулярной и оперативной диагностики и самодиагностики, выполняющих роль обратной связи в процессе развития личности; включения (в образователный процесс) специально организованного тренинга профессиоанльно важных качеств личности.
Актуализация личностного саморазвития — это воспитание самостоятельности обучающихся (в стратегически важных видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование); саморазвитие личности, т. е. активное совершенствование своих личностных особенностей обучаемым, среди которых первостепенное значение имеет потребностно-мотивационная сфера, способность к творческой деятельности, рефлексивные способности.
Главное отличие усулик и технологий, используемых в профессиональном воспитании — их твердая ориентированность на личность будущего специалиста, на развитие его профессионально и специално ценных качеств, его творческой и социальной активности. Личностно ориентированные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) в этот процесс. Личностно ориентированные технологии в значительной степени связаны с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.
Использование усулик и технологий профессионального воспитания должно обеспечивать приоритетное развитие субъектных свойст будущих специалистов, пробуждать в них стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, обагащению своего нравственно-эстетического опыта. В центре таких усулик и технологий должна находиться личность студента, его творческая и профессиональная индивидуальность. Для студента, для его мощного духовного роста, утвержденияв нем истинно человеческих качеств, для его максимальной самореализации и самостоятельной профессиональной деятельности и строится вся учебно-воспитательная работа учебного заведения.
Общество ждет высокой сознательности от специалиста-профессионала. В общественных представлениях личность студента, его действия и поступки ассоциируются с высоким духовным смыслом и целесообразностью, с позитивным нравственно-эстетическим отношением к окружающей дейтвительности к людям, к себе. Учитывая эти общественные ожидания, важно создать такие условия жизни студентов, в которых будущие специалисты не ощущули бы внешнего давления на них, не испытывали дискомфорта от одной только мысли, что они выполняют чью-то волю. Не случайно Н. А. Добролюбов подчеркивал, что не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а того, кто стремится соединить требования долга с потребнотями внутреннего существа своего, то старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, чтобы они не только сделались иснтинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист, качество личности, личность студента, профессиональное воспитание, учебное заведение.
Сложно переоценить роль обучения в развитии личности – образовательный процесс, в широком смысле, является единственно возможным для человека способом развития. Учимся ли мы мастерству рисования, игры на фортепиано, самоконтролю или управлению компанией – в мозгу происходит один и тот же процесс. Он заключается в формировании новых нейронных связей. Если спросить любого взрослого человека, какая часть тела наиболее важна для образования, то каждый даст логичный ответ: голова. Но можно задать и другой вопрос: много ли времени в образовательном учреждении было посвящено тому, как устроен человеческий мозг и как он работает, роль образования в развитии личности?
Вряд ли кто-то, кроме медиков или психологов, сможет ответить утвердительно. Человек каждый год покупает по нескольку замысловатых электрических приборов, принцип действия которых может быть ему так и не ясен. Но, по крайней мере, все мы учимся пользоваться инструкцией по применению. В этой статье мы детально рассмотрим процесс обучения, роль образования в развитии личности, а также те способы, которые позволят его ускорить и оптимизировать.
Образование и становление личности
Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда. Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм.
Готовность к обучению
Каждый ребенок открыт к обретению новых навыков. Он учится ходить, разговаривать, осваивать окружающий мир – всего органы чувств настроены на восприятие информации из внешнего мира. Но по мере взросления жизненные условия все меньше способствуют обучению. Взрослый уже не обладает такой уверенностью – он не готов учиться.
Почему уже через неделю после курсов повышения квалификации сложно вспомнить пройденный материал? Отчего подростки, выходя из класса, могут не помнить, о чем шла речь минуту назад? Такая неготовность проявляется на двух уровнях – физическом и эмоциональном. Если человеку жарко или холодно, если он устал, чем-то обеспокоен, его мысли постоянно заняты проблемами – все это будет очень затруднять обучение. Быть готовыми к обучению так же важно, как и учиться. Если дерево предварительно не обработать шкуркой, то на него не сможет лечь краска. То же самое относится и к освоению новых знаний.
Эмоциональную готовность к освоению новой информации можно оценить, задав самому себе несколько вопросов:
- Часто ли я испытываю беспокойство?
- Часто ли я не нравлюсь себе?
- Бывает ли так, что мысли о работе не дают сосредоточиться?
- Я слишком устаю, чтобы чем-то заниматься?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из них, вероятно, вам необходима определенная работа над собой, прежде чем приступить к обучению. Иногда может оказаться, что нужна помощь психолога, чтобы разрешить жизненные проблемы.
Закономерности работы мозга, влияющие на обучение
Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.
Образование – основа жизненного успеха
За последние десятилетия значительные перемены претерпели и требования к образованию. То, что еще недавно являлось высшим образованием, фактически становится средним уровнем. Теперь значение образования в развитии личности – вопрос, касающийся не только выпускников школы. Обучение, по европейским меркам, длится на протяжении всей жизни. В зависимости от нужд, человек овладевает новыми знаниями и навыками на разных этапах жизни.
Считается, что современный рост экономики больше не может обеспечивать работников с низкой квалификацией высокой заработной платой, как это было возможно в эпоху индустриализма. Роль образования в развитии личности теперь также проявляется посредством возможного повышения благосостояния. Имея финансовые средства, человек расширяет свои возможности в развитии и познании окружающего мира – он может путешествовать, позволить себе лучшее медицинское обслуживание, обеспечить качественный уровень жизни.
Высшее образование является некоей гарантией, что человек не окажется нищим. Социальное исследование, проведенное американскими учеными, показало: среди чернокожего населения, которое находится за гранью нищеты, доля лиц с незаконченным средним образованием составляет 51%. Этот же показатель среди белокожих американцев – 31%.
Экзистенциальные вопросы образования
Вся современная философия считает роль обучения в развитии личности непреложной. Чем больше людей имеют образование – узкопрофильное или широкое – тем больше у общества и его членов на здоровую и преуспевающую жизнь. Однако до сих пор ученые ищут методы и способы, которые позволили бы улучшить качество образования, повысить уровень образованности. Общество a priori предполагает, что обучение – значимо и необходимо.
Но не каждый индивид склонен так считать. Это может объяснить теория адаптации. С ее позиций, только те знания, умения и навыки важны, которые позволяют приспособиться к окружающей среде и выжить. Знания, которые не имеют прямого отношения к выживанию, не вызовут должной мотивации, чтобы их получить. Роль обучения в развитии личности интересует тех, кто способен сотворить над собой усилие – не каждый индивид способен найти в себе нужное количество свободной энергии для того, чтобы выполнять не нужные с точки зрения Природы действия.
В любом живом организме заложено стремление получить лучший результат посредством минимума усилий. Фактически, не для всех образование является абсолютным благом – однако каждый делает выбор сам, переступать ли ему через свою биологическую природу, или нет.
Второе высшее образование
Говорят, какое образование тебе действительно нужно понимаешь только после получения первого. Многие не задумываются о том, какова роль обучения в развитии личности, в чем заключаются их желания, выбирают вуз наобум. Не учитываются природные склонности и предпочтения. А факторы, которые, наоборот должны играть второстепенную роль, выдвигаются на первый план. Это престижность, желание родителей, выбор друзей, территориальная удаленность вуза. Получается так, что одаренные художники получают образование маркетологов, а физики превращаются в менеджеров.
Роль обучения в развитии личности: вредные советы
Напоследок – несколько вредных советов. Как стать настоящим двоечником и пустить свое обучение (а вместе с ним и жизнь) в тартарары?
- Влияние образования на развитие личности – не более, чем выдумки неудачников. Вместо того, чтобы заниматься, сплетничайте с друзьями о личной жизни. Более актуальная тема всегда быстро отвлечет вас от скучного урока по французскому;
- Оставляйте домашние задания или выполнение других задач на последний день. Все это время мучиться по поводу своей пагубной привычки прокрастинировать;
- Если вы учитесь, по минимуму общайтесь с преподавателями и учителями. Старайтесь обсуждать их с другими студентами, и уважать как можно меньше. Те, кто хотят получить хорошие отметки, должны и уметь качественно выполнять домашние задания, и ладить с преподавателями, быстро ориентируясь в ситуации. Но роль обучения в развитии личности велика только для отличников. Двоечники всего достигают сами, без постороннего участия;
- Выделяйте маркером главное в конспекте. Нет, вы действительно полагаете, что этот самообман поможет вспомнить определение во время экзамена? Последние исследования показывают: информация откладывается в памяти только при ее многократном воспроизведении. Выделение маркером – это просто несколько лишних движений;
- Считайте себя уже достаточно образованным и развитым человеком. Оставьте вопросы о влиянии образования на развитие личности для тех, кто еще должен попотеть над учебниками;
- Никогда не делайте больше, чем от вас требуется. Чем вкладывать средства во второе высшее, повышение квалификации, репетиторов, лучше обзавестись хорошими запасами пива;
- Если на вас накатывает волна депрессии или страха – отдавайтесь этим чувствам по максимуму. Лейте слезы, без конца думайте об одном и том же, и, ни в коем случае, даже не думайте о решении проблем. Пусть образование и его влияние на развитие личности будут для вас вопросами второго или третьего плана. Если же депрессии нет, смотрите пункт 4.
Вывод
Образование – один из самых важных процессов. Он затрагивает как материальную сферу жизни человека, так и его личностный рост. Роль обучения в развитии личности выражается в приобретении человеком особого понимания мира, которое несет каждый тип образования. Биолог, менеджер по продажам или программист будет видеть мир по-своему. Это видение закладывается при получении образования.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Условия современного российского бизнеса таковы, что в конце 80-х — начале 90-х гг. успешность труда в России определялась не столько наличием профильного высшего или средне-специального образования, сколько его отсутствием. Мы подчеркиваем это обстоятельство, поскольку именно свобода от устаревших знаний и стереотипов в деятельности, имеющаяся в то время у молодых людей без высшего или средне-специального образования, кроме всего прочего, позволила им достигнуть серьезных успехов в организации и ведении своего дела. И наоборот, многие специалисты с высшим образованием, а также работники, имеющие кандидатские и докторские научные степени, полученные в советские годы, теряли работу по специальности и находили работу только в непрофильных сферах или сфере услуг (торговле, частном транспорте). На рынке труда исчезли или потеряли престижность такие профессии, как историк, философ, экономист-теоретик, научный сотрудник практически любого направления, военный, инженер, а также социолог или социальный психолог, имеющие специализацию, связанную с идеологией.
В последнее десятилетие в России проявилась еще одна новая тенденция, отсутствовавшая в течение всего советского периода. Возникали профессиональные сферы деятельности, которые практически мгновенно, в течение считанных месяцев заставили многих людей начать работу, не только не имея, но и без всякой возможности получить профессиональное образование в выполняемом виде труда по причине отсутствия вузов и факультетов данного профиля. К таким профессиям относятся: аудитор, банкир, web-дизайнер, менеджер по туризму, маркетолог, психотренер, копирайтер, риэлтер и многие другие. Можно было наблюдать, как молодой человек 23 лет, не имеющий никакого высшего образования, успешно руководил фирмой по производству и продаже обуви, бывший военный занимался выпуском одежды, бывший компьютерщик руководил крупной риэлторской фирмой, а бывшая учительница иностранного языка становилась руководителем отдела по персоналу в крупной российско-американской компании.
В связи с этим можно говорить о том, что в конце 80-х и начале 90-х гг. в России наличие высшего профильного образования — фактор, который незначительно влиял на успешность трудовой деятельности огромного количества людей. Данный факт противоречит результатам исследований западных авторов, которые связывают успешность профессиональной деятельности, в том числе руководителей, с их профильным образовательным уровнем.
Однако мы должны все же признать, что фактор наличия профильного высшего или средне-специального образования — еще не гарантия высокой эффективности работника. С этим обстоятельством, например, в первые годы своего интенсивного развития столкнулась молодая банковская сфера в России, которая обеспечила рабочие места работникам разной профессиональной принадлежности, и не только экономистам и бухгалтерам.
Таким образом, фактор наличия профильного высшего или средне-специального образования может иметь двоякое значение относительно профессиональной успешности работника:
- он может способствовать успешной карьере за счет того, что сотрудник обладает профессиональными знаниями и навыками;
- но может снижать его потенциал по причине наличия устойчивых стереотипов в его мышлении и деятельности.
- отсутствие профильного образования может проявиться в качестве фактора, тормозящего профессиональную успешность работника;
- но может, напротив, повысить его успешность при его способности к переобучению и профессиональному творчеству.
Отдельно следует коснуться вопроса об образовании у правленческих работников. Как и в случае с позитивной связью образовательного уровня специалиста с его образовательным статусом, в западной литературе формулируется мнение, что наличие высокого уровня образованности руководителя повышает его успешность.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что при анализе степени влияния образования на успешность управленческой деятельности нужно ответить на следующие вопросы.
1. Является ли для руководителя обязательным требование иметь профильное высшее образование, соответствующее той сфере, в которой он реализует свою управленческую деятельность?
2. Для какого ранга руководителя чрезвычайно важно наличие профильного образования, а для какого — менее важно?
3. Какое образование способствует успешности управленческой деятельности, а какое — тормозит?
4. В каких дополнительных знаниях нуждается руководитель, кроме знания иностранного языка, распространенного в той стране, где он имеет свой бизнес?
При ответе на первые два вопроса о необходимости для руководителя профильного образования соответственно той сфере, в которой он работает, по результатам наблюдений можно выделить следующие закономерности.
1. Как было указано выше, само по себе образование еще не обеспечивает высокую успешность деятельности работника. Данная закономерность проявляется и в организационно-управленческой деятельности руководителя. Случаи отсутствия у руководителя высшего и средне-специального образования особенно часто встречались в России в конце 80-х — начале 90-х гг. В настоящее время повысились требования к профессионализму руководителей, поэтому случаи отсутствия у них образования чрезвычайно редки.
2. При этом, однако, мы можем говорить о том, что если обязательность профильного образования для руководителей среднего звена управления является важной (начальников отделов и управлений), то для руководителя высшего звена значимость профильного образования заметно снижается. На уровне высшего звена управления (генеральный директор, президент и их заместители), имеющего дело с решением преимущественно стратегических задач развития и функционирования компании, кроме бизнес-образования, обязательно наличие развернутого опыта управленческой деятельности и желателен богатый жизненный опыт, знание людей, а также самого себя — своих сильных и слабых качеств.
Ответ на третий вопрос о том, какое образование повышает успешность деятельности руководителя, а какое тормозит, представим в виде анализа опыта наблюдений.
Руководитель в банковской сфере, имеющий физическое образование и ранее работавший в Институте им. Курчатова, проявлял повышенно агрессивный и манипулятивный стиль в управлении по двум причинам. Первая: он строил абстрактные, оторванные от практики модели и требовал от подчиненных беспрекословной их реализации. Вторая: он не понимал внутренних мотивов поведения людей на работе и поэтому был повышенно мнителен и подозрителен.
Сензитивный период, в течение которого молодой человек получает высшее образование, имеет очень важное значение. В этот период происходит начальная профессионализация его личности, что сказывается в его профессиональной работе и управленческом стиле. Но если в профессии наличие знаний из другой, смежной области может способствовать повышению эвристичности работника, то в управлении наличие негуманитарных знаний только вредит делу. Конечно, способный и талантливый человек может преодолеть ограниченность своего базового образования, если его назначили руководителем. Но, к сожалению, способных и талантливых людей очень мало везде, в том числе и в управлении.
В связи с этим можно утверждать, что руководители, имеющие гуманитарное образование, более уверенно чувствуют себя в управлении. Под гуманитарным образованием мы подразумеваем юридическое, экономическое, менеджмент и т. п. Именно в гуманитарных областях руководитель получает знания о сложнейших, противоречивых закономерностях функционирования и развития многокомпонентных социальных систем, имеющих многофакторную детерминацию, особую динамику развития с подъемами и спадами, высокую неопределенность и непредсказуемость результата, периодическое возникновение кризисов и рисков и проч.
Именно такой социальной системой выступает человеческий фактор в управлении, и именно поэтому в развитии гуманитарного мышления в первую очередь нуждается управленческий работник. Следовательно, в случае принятия решения по выдвижению специалиста с гуманитарным образованием на должность руководителя значительно более низкой является вероятность управленческой ошибки, нежели в случае выдвижения специалиста с техническим образованием на должность руководителя.
Безусловно, в каждом конкретном случае, кроме образования руководителя, необходимо выделять и оценивать наличие или отсутствие у него развитых коммуникативных способностей. Если работник с техническим образованием имеет развитые коммуникативные способности, рекомендация о его повышении в должность руководителя может быть вполне оправданной. Но если решение о повышении принимается относительно работника, имеющего техническое образование и не отличающегося развитыми коммуникативными способностями, можно прогнозировать его низкую успешность в управленческой деятельности.
Логичным теперь будет поиск ответа на четвертый вопрос о том, в каких дополнительных знаниях, кроме профессиональных и знаний иностранного языка, нуждается руководитель. Ответ здесь будет однозначным — руководитель, имеющий любое профессиональное образование (профильное или непрофильное, техническое или гуманитарное), нуждается в знании основ социальной психологии управления людьми. Под этим имеется в виду следующее:
- компетентность в вопросах социально-психологических закономерностей развития организации;
- убежденность в необходимости формирования корпоративной культуры;
- знание конкретных закономерностей динамики функционирования и развития работающей команды;
- достаточная информированность о факторах возникновения деловых конфликтов и регулирования их, способах управления коллективом и отдельными подчиненными;
- осведомленность о способах эффективной профессиональной саморегуляции.
Таким образом, после назначения на управленческую должность руководитель обязательно должен получить дополнительное образование по психологии управления.
Такое образование может быть успешным при соблюдении следующих условий:
1) в ходе обучения руководителю должны быть предоставлены не теоретические, а именно прикладные знания по практической психологии управления, поскольку он занимается не исследовательской академической работой, а конкретным управлением людьми в определенной профессиональной сфере;
2) необходимо предоставить условия, в которых может происходить процесс формирования практических навыков руководства людьми;
3) время обучения должно быть непродолжительным, так как управленческий работник — человек занятой и у него нет возможности тратить на обучение слишком много времени.
Читайте также: