Профессиональная грамотность и речь в деятельности юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура речи юриста – это важнейшая составная часть юридической риторики. Правила культуры речи юриста соответствуют общим риторическим нормам и правилам, но имеют определенные особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности юриста

Юристы постоянно находятся в общении с людьми, вступая с ними в правоотношения. Их коммуникативная деятельность характеризуется как познавательными, так организаторскими, воспитательными и иными аспектами. Она требует от юристов высокой общей культуры, качественного образования, нравственных интеллектуальных качеств, а также хорошей коммуникабельности. На одном из первых мест находятся требования к высокой культуре речи.

Юридическая речь отличается особой спецификой. Это связано с тем, что общение осуществляется в рамках определенного правового поля, которое определено нормами права, служебными полномочиями и задачами юриста, выступающими в качестве должностного лица. Речь юриста характеризуется наличием большого количества диалогов, почти всегда она персонифицирована и обращена к конкретной личности, а также имеет четкую правовую цель. Нередко в таком общении участвуют прокурор, следователь, адвокат, судья, которые являются юристами, а также субъекты правоотношений, например, подозреваемый в совершении преступления, правонарушитель, потерпевший, свидетель и т.д.

Задача юриста – решение разнообразных коммуникативных задач в различных речевых формах. Юрист должен уметь аргументировать свои мысли, грамотно излагать их, причем как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, задачей юриста являются убедительные выступления в судебном заседании. Если юрист работает адвокатом, следовательно, он также должен уметь ввести допрос, воспитательные или задушевные беседы, уметь беседовать предметно, ставить конкретные вопросы, анализировать ответы и т.д. С перечисленными факторами связана особая сложность юридической речи.

Готовые работы на аналогичную тему

В юридической речи представлены все виды речи и все жанры:

  • Юридическая документация.
  • Монолог, например, судебная речь, лекция, доклад, инструктаж и т.д.
  • Диалог, например, допрос, очная ставка, беседа, полемика, переговоры и т.д.
  • Убеждающая речь.
  • Побуждающая к действию речь.
  • Информационная или агитационная речь и т.д.

Рисунок 1. Качества культуры речи юриста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика речи юриста

Особенность речи юриста заключается в насыщенности профессиональной терминологии. Нередко это затрудняет контакт с собеседником из непрофессиональной среды, что требует уметь разъяснять юридические понятия и термины, определения, применяя различные приемы и пояснения и разъяснения.

Для устной речи юристов характерно разнообразие стилей. Например, при обсуждении проблем законотворчества, юридической экспертизы законопроектов может применяться научный стиль речи. При выступлении обвинителя в суде применяется официально деловой стиль речи. Речь адвоката носит защитительный характер и может произноситься в официально деловом, публицистическом стиле либо их сочетании.

Важная особенность юридической речи заключается в высокой ответственности автора речи за свои слова. Так, юридические ошибки, не объективные оценки способны повлиять не только на человеческую судьбу, но и на судебное решение, иной процессуальное решение. Фундаментом юридической речи выступает глубокое изучение обстоятельств дела, их безукоризненная правовая оценка. Хорошо говорить в суде означает тщательно анализировать материалы дела, опираться на нормы права, говорить объективно, доходчиво, убедительно, логично, основываясь на нормы литературного языка.

Особенности судебной риторики

Особенностью судебной риторики также является ее строго определенная цель – выяснение истины. Основная задача юриста – установление фактов, объективные исследования, безупречная логика рассуждений. Судебная речь оратора во многом характеризует его умение выполнять три взаимосвязанных функций – доказывать, выяснять и убеждать, который в итоге определяет внутреннее содержание судебного красноречия. Судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует свои аргументы и аргументы оппонента, раскрывая их состоятельность либо несостоятельность, а также объясняя суду, почему он должен принять во внимание одни факты и отвергнуть другие.

Судебная речь также характеризуется особым объемом и тематикой, которые строго ограничены рамками материалов конкретного рассматриваемого дела. Стороны обвинения и защиты интерпретируют одну и ту же информацию в своих целях. Подобная тактика требует от юриста особой гибкости и остроты мышления, применения специальных средств выразительности речи. Поэтому юридический язык является одним из самых сложных и в то же время одним из самых интересных профессиональных языков.

Стоит заметить, что культура речи юриста тесно связана с соблюдением норм этики общения. Ни в одной другой сфере они не переплетаются так тесно, как в юридической практике. Так, работники правоохранительных органов представляют собой закон и власть, они должны быть корректными в общении с людьми. Уголовно-процессуальное законодательство также устанавливает допустимые приделы психологического воздействия должностных лиц на участников правоотношений.

Юридическая речь также не совместима с использованием слов из преступного жаргона, который в последнее время, к сожалению, широко распространился за пределы сферы своего изначального применения. Жаргон характеризуется не только внешней стороной выражения, но и внутренней, которая несет негативный отпечаток психологии и мировоззрения уголовного мира. Использование жаргона юристом является признаком профессиональной деградации. Кроме того, к юристам предъявляются повышенные требования с точки зрения грамотности, логичности, уместности, содержательности, этики высказывания.

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист – это правовед, аправо – это совокупность и устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их. Значит, язык – это профессиональное оружие юриста.

Актуальность темы обусловлена недостаточным вниманием к языку правоведения со стороны юристов и лингвистов, что приводит к снижению качества содержания судебной речи и ее эффективности.

Речь человека – это своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, оказать должное воздействие на слушателей.

Важны коммуникативные качества судебной речи: ясность, точность и убедительность.

Первое необходимое качество судебного выступления – ясность.

Ясность – это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах.

Разговорный стиль присутствует в судебных заседаниях именно для того, чтобы речь легче воспринималась слушателям. Однако нельзя путать ясность и примитивность. Вовремя и кстати приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой.

Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов, с помощью которых доказывается правильность позиции оратора. Аргументы должны быть истинными, достаточными для доказательства, не должны противоречить друг другу. Достаточность аргументов – это не количество их, а весомость, когда из них необходимо следует тезис. Судебная речь – это целенаправленное произведение, которое предполагает достижение запланированного эффекта, регулярное воздействие на адресатов. Судебный оратор с помощью убедительных фактов оказывает рациональное воздействие на судей. Однако, помимо рационального, оратор должен уметь оказывать еще и эмоциональное, экспрессивное воздействие, ведь оратор должен не только выразить мысль, но и вызвать нужные эмоции у слушателей. Это может быть использование синтаксических средств: вопросительных конструкций, повторов, анафор, коротких предложений и т. д.

Обращая внимание на указанные выше коммуникативные качества речи, не нужно забывать и о соблюдении юридической этики. Необходимость повышения общего культурного уровня судопроизводства предъявляет строгие этические требования к участникам судебного процесса, в частности судебных прений. Судебное заседание проходит в обстановке борьбы мнений процессуальных противников. Но самая накаленная атмосфера не дает права судебным ораторам некорректно отзываться друг о друге или о потерпевшем, подсудимом, свидетелях. Грубость недопустима, так как судебный процесс происходит при непосредственном общении с народом. Отрицательная характеристика подсудимого (потерпевшего) должна быть корректной, сдержанной, обоснованной. Нарушение правил вежливости может вызвать у граждан, слушающих процесс, отрицательную оценку личности оратора. Судебная речь достигает цели тогда, когда она исполнена внутреннего достоинства, когда внушает уважение к оратору.

Итак, судебная речь – одна из самых ответственных из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора-юриста – воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и – главное – за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.

Коммуникативные качества судебной речи позволяют судебному оратору сделать речь по-настоящему доказательной. Он находятся в тесной взаимосвязи и в диалектическом единстве.

Рассматривая лингвистический аспект судебной речи, мы постоянно связывали его с психологическим аспектом и обращали внимание на то, как языковые средства способствуют убедительности судебной речи, как в языке проявляется профессиональная этика юриста.

В заключении следует отметить, что необходимо уделять большое внимание развитию культуры судебной речи и общего ораторского искусства. На наш взгляд, основы красноречия нужно закладывать уже в период обучения детей в школе, так как именно школа должна воспитывать сознательное отношение учеников к языку. Мы считаем, что обучение красноречию, правилам публичного выступления должно вестись в учебных заведениях параллельно с развитием так необходимой на сегодняшний день правовой грамотности граждан, так как без грамотности языковой невозможно быть профессиональным и талантливым юристом.

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, в любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непосредственная действительность мысли. Слова являются средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании.

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизмов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык - система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, управление человеческим поведением и т. д. Развитие языка связано, прежде всего, с коллективным трудом, необходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением.

Жесты - вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.

Основными единицами языка являются слою и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение - это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и- понимании явлений и предметов - объективной реальности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит несколько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различия от других близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установлению отношений между словами.

Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.

Речь - это процесс индивидуального использования языка в целях, прежде всего, общения с другими людьми. Речь обеспечивается периферическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и центральными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и осмысливания действительности. Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и двигательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слуховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т. д.

Физиологический механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П. Павлова о второй сигнальной системе. "Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения".

Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например, при решении работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произвольное внимание, произвольная память и т. д.).

Слова способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи.

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.

Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.), ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.

Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более, внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений. Работник юридического труда должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью.

Внешняя речь - это, по существу, обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи.

Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание, порицание, выговор и т. п.

В самых разнообразных формах: выступление перед аудиторией, чтение вслух, устный отчет и т. п. может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Этот вид речевой деятельности получил в юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи предполагает усвоение основ ораторского искусства.

Живое общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции.

Американский психолог Т. Шебутани отмечает, что большинство американцев стараются не нарушать норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывает почти такие же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев. "Люди теряют уважение к тем, - замечает Шебутани, - кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Неправильное произношение слов - это прежде всего общее оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет неверные обороты, он вызывает открытое презрение".

Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т. д.

В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно: заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т. д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.

К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности, импровизация представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта. Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности, которому предшествует этап подготовленной речи.

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работника юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого выступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.

04.09.2017 Аннотация: Профессиональная речь юриста является основой успешной коммуникации. Динамика жизни способствует возникновению условий, требующих быстрого реагирования в процессе межличностного взаимодействия, поэтому развитие речи у юристов является необходимым условием развития профессиональных навыков. Однако часто возникает необходимость в рекомендациях по усовершенствованию речи юриста, программированию диалога, проведению беседы. В данной статье рассмотрены особенности профессиональной речи юриста с правовой и лингвистической точки зрения.

Ключевые слова: речь, эффективность, разговор, беседа, квалификация, профессионализм.

1. Аверьянова М.Ю. Культура речи в профессиональной деятельности юриста // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи. - 2014.
2. Алимирзаева З.А. Индивидуальная речь будущего юриста как основа реализации профессиональных функций // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. - 2014.
3. Дылыкова Ц.Д. К вопросу речевой культуры юриста // Проблемы гражданского общества и правового государства. - 2016. - №1.
4. Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность. - 2015. - №36.
5. Лазарева Н.М. Методические проблемы в определении содержания обучения профессиональной речи юристов // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - №2.
6. Чурсина Г.В. Основы профессиональной речи юриста // Актуальные проблемы социально-экономической политики на современном этапе. - 2015.

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

Читайте также: