Проекты в по экологии в школе

Обновлено: 04.07.2024

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Данный проект посвящен раскрытию вопроса в сфере охраны и восстановления водных ресурсов, решению сохранения водного биоразнообразия сельских водоемов, исследование корреляций водных факторов. В данной работе представлена исследовательская и практическая деятельность учащихся, направленная на обустройство и очистку водоемов, развитие социальной активности, воспитание ответственности за экологическое благополучие окружающей среды. Проект может быть полезен всем, кто заинтересован в защите окружающей среды своего села.

Сегодня во всех школах есть обязательное направление работы – это организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Подобная деятельность имеет ряд важных достоинств, позволяя формировать навыки проектного мышления, самопрезентации, давая возможность углубленного изучения конкретных тем или областей знания.

Однако надо быть честными и признать, что организация проектных работ дело хлопотливое и непростое. Особенно сложно сделать качественные проекты в начальной школе.

В 6-10 лет дети просто не обладают умением самостоятельной работы, а значит, от учителей и воспитателей требуется много ресурса. Поэтому очень часто проектная деятельность сводится к изготовлению поделок или к докладам, которые дети должны подготовить вместе с родителями.

Но ведь проектная работа – это совсем другое, это не реферат или поделка и даже не пересказ экскурсии! Проектная работа – это поиск учащимся решения, это ответ на поставленный вопрос, это сбор и анализ информации, это гипотеза и эксперимент для ее подтверждения. Конечно, в начальной школе все это сделать особенно сложно в силу психофизиологических особенностей участников. Но сложно - это не значит невозможно!

Вместе со своими коллегами из разных образовательных программ мы разработали список идей проектных работ по природоведению и экологии для начальной школы. Эти идеи позволят проводить именно проектные работы, но при этом в рамках, посильных младшешкольникам. Вот что у нас получилось!

Через эти работы ребята не только потренируются в простейшем варианте делать проекты, но и получат информацию, которая позволит им самим стать экологичнее: осознать важность переработки отходов, узнать про привычки ресурсосбережения, увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.


О конкурсе

Вместе со своими учителями дети и подростки, ученики 7-11 классов, исследуют экологическую ситуацию там, где живут — у себя в городе, на своей улице или в своей школе. Они работают в командах и изучают качество воды и воздуха, потребление энергии, проблемы растительного и животного мира, обращение с мусором.

Им помогают учителя немецкого языка, биологии, экологии, химии, физики и географии. Школьники предлагают конкретные идеи по защите окружающей среды, проводят акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.

В 2019 году было выбрано 13 проектов-победителей.


— Мы верим в то, что окружающую среду можно спасти, используя экологические традиции. Если человеку понятен смысл традиций, то со временем он начнет проявлять чувствительность к природе и заботиться о ней. В большей степени речь идет о населении республики Мордовия, которому мы хотим напомнить об этноэкологических традициях.

Кроме того, мы хотим изменить их отношение к природе и таким образом научить их ценить ее. В основном это касается младшего поколения, так как они забывают о существовании этого важного элемента нашей культуры.

Мы провели исследование физико-химических свойств родниковой воды в окрестностях города Саранска, Республики Мордовия и изучили отношения мордовского народа к лесу, дали рекомендации людям, как правильно вести себя на лесных курортах.


— Некачественные и непрочные мусорные баки нашего города привели к глобальной катастрофе. Разбросанный повсюду мусор, в котором содержатся много бактерий, стал пищей для многих животных (коров и т.д.). Эти бактерии попадают и в наш организм.

Для того, чтобы это предотвратить, нашему населению нужно позаботиться о чистоте в нашем городе и быть внимательней. Мы предлагаем установить более стабильные мусорные баки и таким образом спасти здоровье наших жителей.


— Неправильная утилизация просроченных лекарств может привести к загрязнению окружающей среды медицинскими веществами, которые в последствии попадают в питьевую воду. Причиной этому является некачественная фильтрация в водопроводных станциях.

Этот факт доказан даже наукой, поэтому с помощью нашего проекта мы бы хотели проанализировать данный факт с помощью экспериментов. Кроме этого, нам было бы интересно узнать, как влияют медицинские вещества на человеческий организм и здоровье.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что люди совершают чрезмерную покупку лекарств, которые впоследствии являются излишними. Мы хотим донести до нашего общества, как правильно избавляться от просроченных медикаментов и найти эффективное решение этой проблемы.


Мы провели эксперимент, который показал нам положительные качества гидропоники и его недостатки. Мы хотим украсить нашу Сибирь и начнем с нашей школы!


— Парк Царицыно является одним из самых любимых парков местных жителей. В этом парке у нас есть возможность не только погулять, но еще и поплавать в прудах. Этот парк очень важен для экологической системы нашего района. К сожалению, наши студенты не вполне осознают, насколько важным является бережное отношение к природе в больших городах.

Мы хотим определить экологическое состояние парка Царицыно с помощью исследования воды в прудах и исходя из наших итогов определить причины загрязнения окружающей среды.

Чтобы наш парк оставался чистым, мы выдвинули несколько предложений: уборка парка (не менее 2 раз в год), наблюдение и контроль за экологической ситуацией в парке.


— На сегодняшний день представить жизнь без пластика достаточно сложно, но его существование очень вредит окружающей среде и природе. Над этой проблемой мы работаем достаточно долго, а в рамках проекта Umwelt macht Schule мы бы хотели более детально вникнуть в эту тему. В нашей школьной лаборатории была разработана альтернатива пластику.


— Негативные последствия высыхания Аральского моря так же актуальны и для нашего региона. Качество воздуха и воды в нашем регионе очень плохое. Ученые доказали, что в воздухе и воде содержится очень много соли, которая вызывает болезни и причиняет вред природе.

Для решения проблемы мы предлагаем: экономить воду и использовать дождевую воду для хозяйства (например, поливать ей огород). Кроме того, необходимо заменить водопроводные трубы, так как на протяжении долгого времени их не очищали.


— Экотуризм является новым отраслью бизнеса в нашем Тупкараганском районе. Развитию экотуризма в нашем районе нужно уделить много внимания. С помощью нашего проекта мы хотим узнать, является ли развитие экотуризма перспективным и возможным.

Мы пришли к выводу, что Мангистауский район, включая Тупкараган, отличается от других населенных пунктов и имеет шанс на развитие экотуризма. Исходя из этого мы хотим, чтобы наше население держало в чистоте природную красоту нашей родины и не причиняло вред окружающей среде.


— Мы заметили, что ученики не соблюдают чистоту в классе и оставляют за собой много мусора после уроков. При этом наши контейнеры для мусора в школьном дворе остаются пустыми, так как ими никто не пользуется.

С помощью этого проекта мы хотим показать, что мусор можно и нужно разделять. Помимо этого, мы хотели бы рассказать о существовании Upcycling. Мы донесли информацию о нашей деятельности до СМИ и надеемся на успех.


— Будучи городскими жителями, мы редко сталкиваемся с природой и не всегда знаем, как растут растения, которые мы употребляем в пищу каждый день, например капуста.

Благодаря проекту мы не только поработали волонтерами на ферме, сажая капусту, но и изучили процессы ферментации и научились готовить одно из традиционных немецких блюд – квашеную капусту (Sauerkraut).

В наших планах – пиар-кампания за здоровый образ жизни и употребление экологичных региональных продуктов, которую мы собираемся финансировать за счет продаж приготовленной нами квашеной капусты.


— Наша цель - рассказать учащимся о современном мире, проблемах производства и экономии энергии, о системе энергоснабжения, а также найти решение этим глобальным проблемам.

Школьники должны уметь распознать реальность наносимого ущерба природе и научиться уважать окружающую среду. К тому же мы хотим научить их ценить и бережно относиться к природе, так как в наше время тема энергии стала как никогда актуальной.

Каждый из нас понимает, что энергобезопасность – важное условие стабильного развития нашего государства.


— Уже много лет пластиковый мусор можно найти как в море, так и на пляже. Мы считаем, что так не может продолжаться и хотим это изменить с помощью распространения информации о защите моря.

Наш проект был успешен не только в Китае, но и в Германии, чем мы очень гордимся.


— За последние три года сельское хозяйство западной Грузии сильно пострадало из-за распространения щитников (клопов), которые уничтожили большие площади сельскохозяйственной продукции, такой как орехи, овощи и фрукты.

В результате, как население, так и сельское хозяйство понесло огромные потери. С этой актуальной проблемой и о путях её решения мы бы хотели ознакомить население нашей деревни. Нашим достижением после исследования, стало сокращение огромного количества клопов, что способствует развитию сельскохозяйственного производства и экологической чистоте продуктов.

Также наши учащиеся овладели новыми знаниями и получили навыки в решении проблем, а большинство жителей деревни ознакомились с применяемыми методами борьбы с вредителями.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Читайте также: