Проекты по развитию мелкой моторики в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Стаж: 18 лет.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема самообразования:

Совершенствование навыков мелкой моторики имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Описание структуры итогового проекта по компонентам:

Раздел 1. “Методическая деятельность педагога".

Теоретическое обоснование

Практическая часть

Раздел 2. "Педагогическая копилка педагога"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по физической культуре в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по применению современных образовательных технологий.

Раздел 1. “Методическая деятельность педагога".

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Проведенный анализ исследований мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста за последние пять лет показывает, что 40% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 47% детей имеют средний уровень и только 13% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения скоординированы и точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Цель исследования: изучение пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций, определение уровня их сформированности у детей 6-7 лет с ОНР и проведение коррекционно-логопедической работы по дальнейшему их формированию.

Объект исследования: пространственные представления на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР.

Предмет исследования: процесс коррекционно - логопедического воздействия по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР.

Гипотеза исследования: положительных результатов по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей шести - семи лет с ОНР можно добиться при соблюдении следующих условий:

- своевременного выявления нарушений в формировании пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня общего недоразвития речи;

- подбора и проведения эффективных методик по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей 6-7 лет с ОНР;

- совместной работы логопеда и педагогов дошкольных групп детского дома по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у шести - семилетних детей с ОНР.

Задачи исследования:

изучить специальную научно - методическую психолого - педагогическую и коррекционно - логопедическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

подобрать диагностические методики для изучения и выявления сформированности пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций у шести - семилетних детей с ОНР;

провести логопедическую работу по формированию пространственных представлений предложно - падежных конструкций с детьми 6-7 лет с ОНР;

разработать рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений на примере предложно - падежных конструкций в условиях детского сада.

Теоретическое обоснование.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познания; идеи о един стве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И Божович, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.); ведущей роли деятельно­ сти в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, А Р Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.). Исследование базируется на концепции структурно- системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, А. А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Мы учитывали представления о высших психических процессах как функциональ­ ных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И.М. Сеченов и др.), психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространствегатых представлений у детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.). Методологическими ориентирами исследования были основные положения тео­ рии порождения речи и уровнях синтаксиса (Г В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Л С. Цвсткова и др.), лингвистические и психолингвистические представления о един­ стве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (Ь.В. Клобуков, Л.В. Щерба, Н.Ю. Шведова и др.).

Практическая часть.

Прежде чем приступить к формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, мной были изучены различные методики исследования усвоения детьми предложно-падежных конструкций родного языка, разработанные такими авторами как В.А. Ковшиков, М.П. Феофанов, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин и Н.Я. Семаго. Проанализировав все схемы обследования, я пришла к выводу, что именно для детей с общим недоразвитием речи необходим максимально упрощенный диагностический речевой материал. Разработала свою методику обследования пространственных представлений на примере предложно- ­падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Кроме того, мной был подобран яркий и эстетичный иллюстрированный материал для каждого этапа обследования, который можно использовать в комплексной коррекционно - логопедической работе с детьми, с ОНР.

Приняв во внимание полученные данные диагностики, я приступила к разработке методов и приемов формирования пространственных пред­ставлений на примере предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Учитывая онтогенетический принцип обрабатывания предлогов в речи, я разработала перспективные тематические планы по формированию предложно - падежных конструкций по всем лексическим темам на старшую и подготовительную группу.

Проводимую работу осуществляла традиционными (объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения) и инновационными методами.

К инновационным методам отношу:

- компьютерные технологии. Технические возможности компьютера позволяют активизировать получение знаний дошкольниками, повысить наглядность в предъявлении материала, повысить интерес детей к занятиям. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

Широко использую наглядный материал, передвижные модули, пальчиковые и кукольный театры, элементы релаксации и музыкотерапии.

Конечно, об успешности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующего направления нельзя говорить без тесного контакта учителя- логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Чтобы осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным я использую разные формы работы:

Информационно-аналитические (анкетирование, сбор анамнестических данных);

Досуговые (совместная подготовка детей к выступлениям на утренниках и досугах, совместное изготовление дидактических пособий и игрушек);

3 .Познавательные (тематические родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, семинары-практикумы, мозговые штурмы, круглые столы, мастер-классы, игры-тренинги);

4.Наглядно - информационные (открытые занятия, занятия-викторины, информационные листы о состоянии звукопроизношения детей, выставка методической литературы и периодических изданий, оформление родительского уголка, ведение индивидуальных тетрадей для занятий дома).

Для удобства работы с родителями мною были разработаны методические рекомендации по развитию пространственных представлений на примере предложно падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13).

Таким образом, преемственность в работе между учителем-логопедом и родителями - это неотъемлемая часть коррекционно-образовательного процесса, где все работают над совершенствованием речевых возможностей и получением новых знаний.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе во многом зависит от взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах (совместное составление перспективного планирования работы обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно­ - развивающей работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (совместное изготовление пособий); взаимопосещение занятий, консультации, практические тренинги.

Анализируя содержание работы, я отметила динамику полученных результатов. Это свидетельствует о том, что уровень сформированности пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций повысился.

В результате проделанной коррекционно-развивающей работы у детей значительно улучшилось понимание и употребление предлогов.

Раздел 2. "Педагогическая копилка педагога"

Диагностические материалы.

Прежде чем приступить к формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей с ОНР, мной были изучены различные методики исследования усвоения детьми предложно-падежных конструкций родного языка, разработанные такими авторами как В.А. Ковшиков, М.П. Феофанов, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин и Н.Я. Семаго. Проанализировав все схемы обследования, я пришла к выводу, что именно для детей с общим недоразвитием речи необходим максимально упрощенный диагностический речевой материал. Многие авторы не используют картинный материал к своим предложенным диагностикам, ограничиваясь лишь речевым наполнением, что значительно затрудняет процесс диагностики.

На основании выше сказанного мной была разработана своя методика обследования пространственных представлений на примере предложно­падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Разработанным диагностическим материалом я пользовалась в старшей и подготовительной группах, что значительно упростило процесс обследования. Кроме того, мной был подобран яркий и эстетичный иллюстрированный материал для каждого этапа обследования, который можно использовать в комплексной коррекционно - логопедической работе с детьми, с общим недоразвитием речи.

Для исследования усвоения навыков понимания предложных конструкций детям предлагались следующие предметные и сюжетные картинки (Приложение 1).

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.

ВложениеРазмер
2._proekt_po_razv_melk_mot.docx 843.92 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие мелкой моторики руки

5.Способы предоставления результатов…………………………………….5

6.Планирование воспитательно – образовательной работы……………….6

8. Картотека игр на развитие мелкой моторики…………………. ………. 10

9. Подборка пальчиковых игр……………………………………………..…12

10. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики руки………………………………………………………..20

«Истоки способностей и дарования детей – находятся на

кончиках их пальцев. Чем больше уверенность в

движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, чем сложнее движения, тем ярче

творческая стихия детского разума. А чем больше

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи ребёнка.

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые я планирую проводить в своей работе.

Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, работа с 3D ручкой и т.д.)

- проанализировать литературу по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

- подготовить методический материал, план работы, изготовить картотеку пальчиковых игр

-развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики руки

-привлечь родителей к участию в реализации проекта

Вид проекта: групповой, долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Сроки реализации проекта: август 2019 г. - май 2020 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (август – сентябрь 2019г.)

1. Проанализировать методическую литературу (см. приложение)

2. Проанализировать педагогический опыт.

3. Разработать цикл мероприятий

4. Отобрать диагностические методики, выявить уровень развития мелкой моторики у детей

6.Пополнение предметно- развивающей среды

1.Реализация разработанной системы работы по развитию

мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

3.Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики у детей

3 этап – Итоговый (май 2020г.)

III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов: различные виды изобразительной деятельности,
-рисования и аппликации, поделки с помощью 3D ручки, конструирование, оригами

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

-родители получили необходимые знания по данной теме и стали больше уделять внимание развитию мелкой моторики;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.



Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- развитие графических навыков, подготовка руки к письму;

- умение действовать по словесным инструкциям;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Способы предоставления результатов:

1. Разработана кружковая работа.

2. Подобрана методическая литература.

3. Разработан диагностический материал.

4. Консультации для родителей.

5. Проведена выставка работ

6. Размещение материала на сайте

Планирование воспитательно – образовательной работы

Цель: закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в природе весной

Тает снежок, ожил лужок,

Когда это бывает? (Весной)

-Ребята, а вы любите путешествовать?

Давайте закроем глазки и перенесёмся с вами в весенний лес. Что же там происходит?

А сейчас с помощью пальчиков расскажем, что бывает весной.

По весне ладони вместе

Набухли почки пальцы обеих рук и запястья оставляем вместе, ладони медленно разводим в стороны – начинаем округлять пальчики – показываем, как набухают почки

И проклюнулись листочки запястья оставляем вместе, пальчики обеих рук резко выгибаем – растопыриваем

Посмотри на ветке клёна , поднимаем руки вверх и в сторону, к солнышку, смотрим на них

Сколько носиков зелёных! Потряси кистями наверху, смотрим на кисти.

Снова солнце в небе улыбается, соединить запястья, пальцы развести

Снег растаял, ручейки звенят ладони соединить, зигзагообразные движения

И подснежник первый распускается , ладони сомкнуты -бутон раскрывается

С юга птицы с песнями летя т большие пальцы перекрещены, остальными делаем взмахи

- Ребята, а вы знаете, какие птицы прилетают к нам весной?

С юга птицы прилетели ! Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей снова, скрестив большие пальцы, помахать

Торопились: кто скорей ? ладошками

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Показать иллюстрации птиц

-Послушайте, кто это поёт? (птицы), прослушивание аудиозаписи голосов птиц

-А как называются птицы, которые к нам прилетают? (перелётные)

Прилетели к нам птицы, не успели они ещё отдохнуть, как им за работу приниматься пора. Гнездо нужно свить, птенцов высиживать пора.

Ищет птичка в траве

И на ветках и в листве

И среди больших лугов,

Мух, червей, слепней, жуков.

- Ребята, посмотрите у меня здесь еще один сюрприз для вас. Давайте, представим, что это почва и попробуем найти корм для птиц, т.е. насекомых.

/два тазика заполненные горохом и фасолью в них спрятаны мелкие игрушки – насекомые.

Дети на ощупь должны найти насекомых/

- А как вы думаете, легко ли птицам построить гнезда?

/предложить из счетных палочек построить гнезда – колодцы/

/ предложить детям закрыть глазки и в это время разложить в их гнезда яички смятые комочки бумаги/

- Посмотрите у вас в гнездах появились яйца, давайте мы с вами изобразим птиц, которые, высиживают птенцов.

- Посмотрите, ребята, кто-то нам ещё весной повстречался в лесу…

Кап да кап, пальцами правой руки стучим по левой ладони

Кап да кап, пальцами левой руки стучим по правой ладони

-Ребята, а кто же ещё водится в лесу?

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

К нам Весна шагает быстрыми шагами,

и сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на снегу видны.

Видно, очень тёплые ноги у Весны.


- Весной тает снег, бегут ручейки, землю согревает тёплое ласковое солнышко, ребята, послушайте стихотворение про подснежник.

Солнце светит ярче,

А в лесу подснежник

хрупкий и красивый

Показать иллюстрации с изображением подснежников.

- Ребята, давайте мы с вами нарисуем такие же прекрасные цветы.

На картоне белым пластилином дети рисуют свой цветок – подснежник.

( В конце занятия работы выставляются на выставку ).

- Молодцы ребята, какие красивые у вас получились подснежники!

-Нам пора возвращаться домой. Закройте глазки и мы перенесёмся снова в нашу группу.

Мы сегодня занимались,

Очень пальчики старались

Нужно пальцам отдохнуть

И усталость всю стряхнуть.

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

Игры с пуговицами очень разнообразны, из можно создавать аппликацию, использовать для украшения интерьера, для создания различных узоров, классификации, счёта, закрепление цвета, для игр и соревнований между детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Развитие мелкой моторики у детей

воспитатель младшей группы

Сызганова Анна Семёновна

Актуальность проекта:

В. А. Сухомлинский

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сфер Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Проблема : Я обратила внимание, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Вид проекта : долгосрочный

По числу участников – групповой

Участники проекта : воспитанники группы, воспитатель, родители.

Возраст участников : 2-3 года.

Автор проекта : воспитатель группы Сызганова Анна Семёновна.

Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.

Задачи проекта:

Образовательные

- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

-Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

- Развивать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей младшего возраста;

- Развивать общую двигательную активность

- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Воспитательные

-Воспитывать эмоциональную, познавательную и социальную активность детей через совершенствование развивающей предметно пространственной среды группы.

Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Формы реализации проекта :

-НОД (рисование, лепка, познавательное развитие, физическое воспитание)

- Чтение художественной литературы

- Работа с родителями

- Самостоятельная деятельность детей

Методы проекта:

- Словесный: беседы, чтение художественной литературы, объяснение.

Работа с родителями (беседы, консультации)

-Практический: показ (рисование, лепка, игровая деятельность, музыка), рисунки детей самостоятельной деятельности, готовые работы.

-Наглядный: иллюстрации картинок, выставки детских работ, наблюдения в повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

- повысится динамика развития мелкой моторики у детей.

-Применение инновационных технологий, приёмов и методов в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности повлияет на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

-улучшиться координация и точность движения руки и глаза, мелкой моторики пальцев и кистей рук через применение различных дидактических игр.

- улучшится эмоционально-комфортная обстановки в группе при общении со сверстниками и взрослыми

Совместная деятельность детей и родителей :

-Станут активными участниками реализации проекта.

- Повысится мотивация к сотрудничеству.

- Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

- Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу.

- Анкетирование родителей (выявление проблемы по проекту)

Предварительная работа:

- Работа с методическим материалом и литературой по данной теме.

-Подбор материалов и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми для реализации проекта.

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Девочка, сидя за столом, перебирает крупу

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Девочка пишет в тетради

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Фотогалерея: театр теней

С помощью театра теней можно показывать различных животных Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Дети изучают свойства кинетического песка

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю —
    Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).

В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

  • Разожми свой кулачок,
    Посмотри скорей-ка:
    В кулачке твоём живёт
    Славная семейка.
    Первый палец главный самый,
    Он, как папа, он большой.
    И совсем похож на маму
    Указательный, второй.
    Третий палец — средний,
    Твой братишка пятилетний,
    А четвёртый очень странный,
    Оттого, что безымянный.
    У него, как у щенка,
    Нету имени пока.
    А мизинец — пятый пальчик,
    Как его мне не узнать?
    Это ты и есть, мой мальчик,
    Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).

В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

  • Что же это получается?
    Сундучок опять не открывается!
    Погодите, мы не станем унывать,
    Надо Лизины загадки отгадать!
  • Плаваю под мостиком
    И виляю хвостиком.
    По земле не хожу,
    Рот есть, да не говорю,
    Глаза есть — не мигаю,
    Крылья есть — не летаю. (Рыба).

Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста.
В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой и леток одним цветом. (Ель).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
  • Всех лохматых расчесать,
    Кудри в косы заплетать,
    Делать модную причёску
    Помогает нам… (Расчёска).
    (Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
  • Он в лесу живёт под ёлкой,
    Носит острые иголки.
    Ходит-бродит вдоль дорожек
    Весь колючий братец… (Ёжик).
    (Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок).
  • Ночью спрячется оно —
    Станет во дворе темно.
    Утром снова к нам в оконце
    Бьётся радостное… (Солнце).
    (Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)

  • Что такое? Как же так?
    Не открыть его никак!
    Сундучок мы отопрём,
    Если рисовать начнём.

Воспитатель выставляет на мольберт солнышко.
В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

  • Мы кружок нарисовали,
    Наши пальчики устали.
    Мы руками потрясём
    И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
  • Вот и песенке конец!
    Сундучок наш, наконец,
    Свою крышку приподнял!
    Что же он от нас скрывал?
    Да здесь же сладости лежат
    Для ребят и для девчат!

Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.

  • До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам опять,
    До свиданья, до свиданья,
    Будем с Лизой мы играть!
    До свиданья, до свиданья,
    Приходите к нам ещё,
    До свиданья, до свиданья,
    Мы вас любим горячо!

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

  • Создание положительного эмоционального фона,
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
  • освоение элементов самомассажа,
  • развитие навыков письма и артикуляторной моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • память;
    • речь;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
    • контроль за собственными действиями.
    • Каждый день — всегда, везде,
      На занятиях, в игре
      Смело, чётко говорим
      И тихонечко сидим.

    Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать.
    Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).

    • Чтобы нам писать красиво
      И красиво рисовать,
      Пальчики должны размять,
      Сделать нужно упражнения,
      Чтобы пальцы укреплять.
    • Вверх ладошку подниму
      И пилить её начну.
      Не пугайся, ведь пила —
      Это правая рука.
    • Раз, два, три, четыре, пять —
      Будем пальцы разминать.
      Каждый пальчик разминаем
      И опять всё начинаем.
    • Пальчики мы разминаем
      И с большого начинаем
      Каждый пальчик разотрём —
      На другой руке начнём.
    • Две синички прилетели (машут кистями рук, изображая крылья),
      На ладошки дружно сели (показывают ладошки),
      Стали семечки клевать
      И тихонько напевать (стучат указательными пальчиками по ладошкам).
      Мы погладим нежно птичек (гладят ручки с обеих сторон)
      И отпустим невеличек (встряхивают кистями рук и машут ими, как крылышками).

    Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

    Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

    • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
    • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
    • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
    • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
    • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
    • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

    Дети сидят за столом, перед ними лежат выполненные аппликации из геометрических фигур

    Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

    Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

    Читайте также: