Проектно исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Известно, что прочно усваивается только то, что прошло через усилия учащегося, а усилия будут приложены в том случае, если у ребёнка будет мотивация.

Для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.

Проектно-исследовательская работа на уроках - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Проекты и исследования могут быть индивидуальными, групповыми, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными. Основные требования к использованию метода проекта :

1. наличие значимой проблемы;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Определяя содержание исследований и проектов, учитель начальных классов должен следить, чтобы все работы были:

1. простыми и доступными (с учётом возраста учащихся);

2. разнообразными по содержанию;

3. интересными по замыслу и содержанию;

4. разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

5. работы должны способствовать формированию элементарных навыков научного труда.

Начальным этапом работы является выбор темы, далее с помощью взрослых (учителя, родителей) ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей проектно-исследовательской деятельности и задачи, в которых указано, что необходимо сделать для достижения цели. Следующим этапом работы является подбор материала по теме исследования. Эта процедура в начальной школе также проходит с помощью взрослых. Затем ученик изучает собранный материал, систематизирует и обобщает, делает выводы, а далее оформляет результаты своей деятельности. Заключительным этапом работы является защита (составление и оформление газет, брошюр, презентаций, доклады) на уроках, внеклассных мероприятиях, конференциях.

Ход исследования представим в виде плана:

1. обоснование темы;

2. постановка цели и задач;

3. определение объекта и предмета исследования;

4. разработка гипотезы исследования;

5. исследовательская деятельность;

7. оценка полученных результатов и выводы.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы:

- изучение теоретических источников;

- анкетирование и интервьюирование.

Метод проектов не является новым в педагогической практике, но многие исследователи относят его к педагогическим технологиям ХХI века.

Для выполнения проекта (задуманного ребёнком, группой детей, классом) необходимо решить несколько полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Но к проектной деятельности детей нужно готовить. Такая работа началась у нас с 1 класса.

Добрую сказку помню с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Чтобы подкралась к самому сердцу

И заронила зерно доброты.

прозвище - название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству

Словарь современного русского языка:

прозвище - имя, даваемой человеку его окружением - часто либо от фамилии, или происходит от какого-нибудь выдающегося случая с этим человеком.

Большой англо-русский и русско-английский словарь

прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица.

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кличка – 1. имя, прозвище, даваемое домашним животным.

2. прозвище, даваемое человеку (в насмешку, в шутку, с конспиративной целью и т. п.)

Толковый словарь Ушакова

кличка - название, имя, даваемое домашним животным.

Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

кличка - условное, конспиративное имя, кличка — животных.

Выделяем ключевые слова: имя, прозвище, название. Понятия тесно перекликаются. В сказках лиса - Патрикеевна, гуси – лебеди. А можно ли продолжить этот список? Как можно ответить на этот вопрос? (вспоминая и читая сказки)

На странице учебника первоклассникам предлагается задание: Придумайте рассказ, все слова которого начинаются на одну букву. Например: «Папин Петя, перекусив, потом, покушав, пошёл прогуляться по проспекту.

Вот пример некоторых работ.

Попугай Петя планирует путешествие. Петя попросил Павла Петровича помочь построить плот. Павел Петрович постарался помочь попугаю. Плот построили. Прекрасный плот получился. Поплыли!

Вера варила варенье. Вишнёвое варенье вышло вкусное. Вова варил вермишель. Вечером Ваня вырезал верблюда. Вера вязала Ване варежки. Вова взял ведро, воду, вымыл велосипед.

Папа привёз Паше паровоз. Павлику понравился папин паровоз.

- Какие цвета встречаются в сказках чаще всего? Что в сказках бывает золотое, а что красное?

- Только ли в названиях сказок есть название цвета?

На уроке литературного чтения (стр. 34-35) нам встретилась статья из энциклопедического словаря.

На дом вам было дано задание:

2. Зачем нужны энциклопедии?

3. Какие бывают энциклопедии?

4. Как они построены?

5. Кто их составляет?

- А как вы считаете, можно ли из трёх голых веток сделать красоту? Далее сообщаю о том, что в Японии развито искусство создания композиций из живых или засушенных растений. Называется такой вид искусства икебана – второе рождение цветов. Появился он в Японии в VI веке из индийского обычая подносить богам цветы.

Вношу предложение: наломать и принести в класс красивые голые ветки, и у нас в классе зимой будет красота. Некоторые дети с радостью соглашаются, некоторые говорят о том, что ветки деревьев ломать нельзя.

- Чем же так красиво осеннее дерево? (листвой)

- Можно ли сохранить красоту осенней листвы? (да, поделки из листьев)

- А не хотели бы вы заняться решением этой проблемы?

• выставка в гимназии или детском саду

• в больнице, чтобы улучшить настроение больным

• использовать в качестве подарка

• реализовать на ярмарке.

Для нашей дальнейшей деятельности нужно поставить цель (что должно быть) и задачи (каким образом).

Цель нашей работы: создание творческих работ из осенних листьев для эффективного использования.

Задачи: 1. собрать и подготовить листья для работы

3. продумать, где можно использовать созданные проекты

4. подготовить и защитить проект.

Работа была рассчитана на неделю. Я считаю, что на начальном этапе проектной деятельности необходима ведущая роль руководителя, но мне хотелось, чтобы у детей сложилось впечатление, что всей этой работой руководит не учитель, а они сами. Объяснение последовательности работы над проектом для всего класса было бы неэффективно. Мне на помощь были призваны родители-консультанты (по количеству групп, которые отвечали на вопросы детей и координировали их деятельность.

1. знаки зодиака

3. работы достаточно простые для изготовления.

С родителями обсудили план их деятельности

1. Все разумные предложения детей по созданию проекта приветствуются и

2. Родители направляют при выборе тематики работ, в формулировке цели и

задач проекта.

3. Консультируют в процессе поиска информации, оказывают помощь в

составлении плана предстоящей деятельности.

4. Контролируют за соблюдением правил техники безопасности. Оказывают

помощь в обеспечении проекта.

5. Консультируют в выборе формы защиты проекта. Выступают в качестве

О том, как проходила работа в группах, дети сами рассказали в процессе защиты проекта. Мы предоставили учащимся возможность самостоятельно, но под контролем консультантов, сформулировать цель проекта и определить последовательность их деятельности. Групповые обсуждения на начальном уровне формирования коммуникативной компетентности проходят под руководством, ведь очень важно, чтобы дети освоили элементарные процедуры говорения, возражения, обращения.

Участие в проекте сплотило детей, научило их работать в группе. Ребята были увлечены тем, что они делали каждый день, с огромной радостью и удовольствием воспринимали новую информацию, общались друг с другом в неформальной обстановке.

Итак, подведём итог.

Цель проектно-исследовательского обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, развивают мышление.

Я считаю, что такая работа позволяют учащимся получить первый опыт совместной ответственности при большем или меньшем разделении обязанностей, а также опыт группового обсуждения.

Кроме того, проекты создают благоприятную ситуацию для формирования способности планировать и сопоставлять свой замысел с полученным результатом.

Но в начальной школе учитель и родители играют важную роль в выполнении проектно-исследовательской работы учащимися : контролируют, направляют, помогают. В приобщении детей к данной деятельности важен как результат, так и сам процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Данная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутые результаты.

при использовании проектно-исследовательской технологии каждый ученик:

1. учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

2. приобретает коммуникативные навыки и умения;

3. овладевает практическими умениями исследовательской работы:

4. собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Анализ проведения декады математики в начальных классах

Анализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта.

Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи :

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ) ;

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности , то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить :

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на :

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. П роект – это “пять П” :

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Этапы работы над проектом :

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта .

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта .

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности) .

-Составление плана реализации проекта : пошаговое планирование работ.

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта .

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов , публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта .

-Оценка качества выполнения проекта .

Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения: урочные и внеурочные.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование-это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Цель исследовательской работы- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

Учиться – значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности ребенка к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и его познавательных интересов.

*способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств, для решения учебной задачи;

*способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения мы и должны использовать исследовательский метод.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Чтобы исследовательская деятельность учащихся была успешной необходимо учитывать следующие факторы:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Формы исследовательской работы с детьми на ступени начального образования:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.)

Организация исследования ориентирована на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять индивидуально, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали исследования самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, сделать выводы о значимости своего исследования. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над более объёмным проектом.

В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Проведение учебных исследований может быть организовано на уроке, во внеклассной работе, во внеурочное время.

Выделяют 4 этапа работы над проектом

Первый этап - подготовка к исследованию (проекту)

Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования (проекта).

определение объекта и предмета исследования (проекта).

Выделение основных понятий темы.

Изучение литературы по теме исследования (проекта).

Уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования (проекта).

Второй этап - подготовка и проведение исследования (проекта)

Подготовка диагностических материалов по теме исследования (проекту).

Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты), выполнение проекта.

Анализ исследования, выводы по эксперименту.

Третий этап - оформление исследовательской (проектной) работы

Написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы, выбор стиля и языка исследования, написание выводов, составление заключения, написание введения.

Составление списка литературы.

Составление списка иллюстраций.

Оформление титульного листа.

Четвертый период - подготовка и защита работы

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

Подготовка текста для публичной защиты.

Более подробно остановимся на основных моментах создания проекта или исследовательской работы.

Работаем с участниками семинара по памятке.

Как выбрать тему исследования.

Для начала выберите тему исследовательской работы.

Выбор темы должен осуществляться совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Выбрать тему несложно. Нужно знать, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Если невозможно сразу понять, о чём хотелось бы узнать побольше, попробуйте задать следующие вопросы:

1. Что тебе интересно больше всего?'

2. Чем хотел бы заниматься в первую очередь (матема­тикой или поэзией, астрономией, историей или чем­-то другим).

3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в шко­ле?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать бо­лее глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Тему можно выбрать и из предложенного учителем списка. (перечень некоторых тем указан в брошюре)

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержа­щихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

Обязательно в исследовательской работе должна быть определена проблема исследования, объект и предмет исследования.

Проблема исследования– это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить, это уточнение темы, а также обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить, выяснить.

Объект исследования – это где, или в какой области мы будем изучать.

Предмет исследования – это что именно изучаем во взятой области.

Цель исследования

Цель исследования – это то, что мы в исследовании хотим. Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования – это как мы будем достигать цель исследования

Гипотеза исследования

В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему)

Гипотеза - это предположение, догадка еще не до­казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "воз­можно". Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Организация и методика исследования

Перед началом работы необходимо составить план исследования, определить методы которые можем использовать при исследовании. Методы и методики исследования – это то, с помощью чего мы будем исследовать.

Предлагаем список доступных методов исследова­ния:

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных се­тях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей;

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследователь­скую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме

2. Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в из­вестных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя.

4. Найти информацию в глобальных компьютер­ных сетях, например, в сети Интернет.

Ни один ученый не работает без компьютера - вер­ного помощника современного исследователя.

Интересный и доступный способ добычи новых зна­ний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзор­ные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, при­боры ночного видения. Есть приборы и аппараты, уси­ливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, ког­да проводишь исследование.

6. Провести эксперимент.

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. Пос­ле этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные со­веты по поводу проведения эксперимента.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре автор должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не "изобретает велосипед". Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.

В работе должно присутствовать описание методики исследования. Докладчик должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость.

Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы, нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты исследования. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое глав­ное.

В содержание исследовательской работы (печатного варианта доклада), должны отражаться следующие моменты:

1) определение основных понятий;

2) классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;

3) выявление и объяснение всех замеченных пара­доксов;

4) ранжирование основных идей;

5) предложение метафор и сравнений (сопоставле­ния, схемы и др.);

6) выработка суждений и умозаключений;

7) сделаны выводы;

8) указаны возможные пути дальнейшего изучения яв­ления, которое исследовано;

9) подготовлен текст выступления и подготовлены ответы на вопросы по результатам исследования;

10) приготовлены тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

В памятке более подробно объяснено как это сделать.(см памятку)

Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом нельзя зачитывать всю работу. Для освещения сути работы хватает 7-10 минут, предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследова­тельской работы, надо подготовить текст. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом на­правлении.

Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции - прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).

Организация исследовательской деятельности с учащимися дает возможность развивать мировоззрение детей в процессе совместного творчества детей и педагогов. Благодаря этой деятельности дети получают и усваивают универсальные принципы и модели изучения себя, мира и себя в мире, расширяются и углубляются представления детей о человеке, формируется активная жизненная позиция, передаются культурные и научные ценности от педагога к детям.

Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.


В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы — создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. [2, с.3]

Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями, у них шире круг интересов и потребностей, чем у их ровесников всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребенка: можно просто ему дать право блуждать по Интернету, а можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические, исследовательские способности ребёнка. [1, с.4]

Условия для такого развития создаются в проектной деятельности младших школьников. В рамках творческого или исследовательского проекта активность и любознательность, присущие каждому ребёнку в этом возрасте, направляются на нахождение нестандартных собственных (пускай даже субъективно новых) решений разнообразных проблем. [1, с. 4]

Своеобразие проектно-исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него еще недостаточно развиты некоторые универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность-сотрудничество, сделать ее по-настоящему интересной и грамотной. [1, с. 4]

Организация исследовательской деятельности младших школьников — серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектно — исследовательская деятельность, организуемая на уроках, в ходе которого принимают участие все обучающиеся, способствует формированию умений, прописанных в образовательных стандартах.

Внеурочная деятельность позволяет школьнику большую свободу в выборе тематики работ, большую самостоятельность, чем на уроках, при углубленном изучении ряда вопросов и интересующих его тем.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. [4]

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [4]

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. [4]

Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:

1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

4. Подготовка и защита презентации;

5. Анализ результатов и качества выполнения проекта.

Организация проектно-исследовательской деятельности — это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо решить несколько задач:

  1. Определить условия формирования исследовательских умений младших школьников.
  2. Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  3. Сформировать у обучающихся начальных классов представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  4. Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
  5. Ввести в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.

Такая деятельность способствует формированию:

личностных УУД (адекватная самооценка; ощущение возросшей уверенности в себе, испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя; формирование мотивационной основы учебной деятельности; выработка внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе);

– регулятивных УУД (обучение детей в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы);

– коммуникативных УУД (строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

Особую важность в организации учебных исследований имеет заключительный момент.

С каждым годом интерес к исследовательской деятельности возрастает, происходит постоянный рост количества и качества проектно-исследовательских работ, вовлеченность педагогов и обучающихся в проектную деятельность. Расширяется перечень проектных тем, используемых форм работы.

– область социально-гуманитарных наук: краеведение, история, музееведение, филология, педагогика, искусствоведение, экономика и экономическая география, этнография, социология, мировая художественная культура, страноведение;

– область естественных наук — химия, биология, экология, валеология, наука о Земле и др.;

– область точных наук — математика, физика, астрономия, различные области техники.

Все работы, отобранные на очный тур, разбиваются на тематические секции. В каждой секции работает экспертный совет, в который входят члены администрации и педагоги гимназии, педагоги из школ района и города, преподаватели педагогического колледжа). Каждый участник конференции представляет свою работу. Завершается конференция итоговым заседанием экспертного совета и торжественной линейкой с вручением медалей и дипломов.

Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по-настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, содержательной организации свободного времени детей.

Сегодня такая деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. В начальной школе закладывается фундамент будущей успешности в вопросе подготовки к самостоятельному проектированию и исследованию в старших классах.

Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, учебная деятельность, ведущий способ, внеурочная деятельность, деятельность, исследовательский проект, проектное обучение, экспертный совет.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Проектная и исследовательская деятельность.

В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых

Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия устойчивая.

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и.

Организация проектно-исследовательской деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время.

Проектно-исследовательская деятельность студентов представляет собой «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую.

Проектный метод как средство развития творческого.

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая — это поиск.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное.

В статье рассказывается о возможности создания и развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, организованной в рамках сетевого

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся.

Читайте также: